Российские законы

Закон РТ от 25.12.1992 N 1710-XII “О коллективных договорах и соглашениях“

Утратил силу в связи с принятием Закона РТ от 31.10.2002 N 17-ЗРТ.

Вступил в силу с момента опубликования (Постановление ВС РТ от 25.12.1992 N 1711-XII).

25 декабря 1992 года N 1710-XII

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

О КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРАХ И СОГЛАШЕНИЯХ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи и сфера действия Закона

Настоящий Закон устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей.

Действие Закона распространяется на предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.

Статья 2. Основные понятия

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками
на предприятии, в учреждении, организации (в дальнейшем - предприятие).

Соглашение - правовой акт, содержащий обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории.

Статья 3. Соотношение законодательства и коллективного договора, соглашения, трудового договора (контракта)

Условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для сторон.

Условия коллективных договоров или соглашений, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны.

Запрещается включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями.

Статья 4. Принципы заключения коллективных договоров и соглашений

Принципами заключения коллективных договоров и соглашений являются:

соблюдение законодательства;

полномочность представителей сторон;

равноправие сторон;

свобода выбора и гласность обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений;

добровольность принятия обязательств;

реальность обеспечения принимаемых обязательств;

систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

Статья 5. Недопустимость воспрепятствования деятельности по заключению, пересмотру и выполнению коллективных договоров и соглашений

Запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению, со стороны органов исполнительной власти и хозяйственного управления, политических партий и иных общественных объединений, работодателей при заключении, пересмотре и выполнении коллективных договоров и соглашений.

Не допускается ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти и хозяйственного управления, политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством.

Глава II. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

Статья 6. Право на ведение переговоров

Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон.

В течение трех месяцев до окончания срока действия прежнего коллективного договора, соглашения или в сроки, определенные этими документами, любая из сторон вправе направить другой стороне письменное уведомление о
начале переговоров по заключению нового коллективного договора, соглашения.

Сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров от другой стороны, обязана в семидневный срок начать переговоры.

От имени работников право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзным организациям (в дальнейшем - профсоюзы) в лице их соответствующих органов, а при их отсутствии - представителям самих трудящихся, надлежащим образом избранным и уполномоченным согласно законодательству Республики Татарстан.

При наличии на республиканском, отраслевом и территориальном уровнях на предприятии нескольких профсоюзов, каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников.

Работодатели, органы государственного управления обязаны вести переговоры по трудовым и социально-экономическим вопросам, предлагаемым для рассмотрения профсоюзами, а при их отсутствии - представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству Республики Татарстан.

Статья 7. Порядок ведения переговоров

Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей.

Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон.

Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора, соглашения.

Органы исполнительной власти, работодатели и их объединения должны предоставлять профсоюзам, а при их отсутствии - представителям самих трудящихся, надлежащим образом избранным и уполномоченным согласно законодательству Республики Татарстан, имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются государственной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются к установленной законодательством ответственности.

Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по не зависящим от них причинам, составляется протокол
разногласий, в который вносятся как согласованные сторонами вопросы, так и разногласия, окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для устранения причин разногласий, а также о сроке возобновления переговоров.

Статья 8. Разрешение разногласий

Для урегулирования разногласий в ходе коллективных переговоров стороны используют примирительные процедуры.

В течение трех дней после составления протокола разногласий стороны проводят консультации, формируют из своего состава примирительную комиссию, а при недостижении согласия в ней обращаются к посреднику, выбранному по соглашению сторон.

Примирительная комиссия либо посредник в срок до семи дней рассматривает протокол разногласий и выносит рекомендации по существу спора.

При недостижении согласия между сторонами относительно вынесенных рекомендаций допускается организация и проведение забастовок в порядке, не противоречащем законодательству.

В поддержку своих требований при ведении переговоров по разработке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения профсоюзы, а при их отсутствии - представители самих трудящихся, надлежащим образом избранные и уполномоченные согласно законодательству Республики Татарстан, имеют право проводить собрания, митинги, пикетирования, демонстрации в нерабочее время и без нарушения деятельности предприятий.

Статья 9. Гарантии и компенсации за время переговоров

На предприятиях и в организациях лица, участвующие в переговорах в качестве представителей сторон, а также специалисты, приглашенные для участия в работе комиссий, на время переговоров освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года и включением времени участия в переговорах в трудовой стаж. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением.

Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и хозяйственного управления, работодателями (их объединениями).

Представители профсоюзных организаций и
трудовых коллективов, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

Глава III. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР

Статья 10. Право на принятие решения о необходимости заключения коллективного договора

Правом на принятие решения о необходимости заключения коллективного договора с работодателем обладают профсоюз в лице его полномочного органа или непосредственно общее собрание (конференция) трудового коллектива.

Статья 11. Стороны коллективного договора

Коллективный договор заключается с одной стороны - работниками в лице одного или нескольких профсоюзов, а при их отсутствии - представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству Республики Татарстан, с другой стороны - работодателем непосредственно или уполномоченными им представителями.

Коллективный договор заключается на предприятиях, в их структурных единицах, наделенных правами юридического лица, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.

Статья 12. Порядок и сроки разработки и заключения коллективного договора

Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав комиссии, предусмотренной статьей семь настоящего Закона, место проведения и повестка дня переговоров определяются сторонами и оформляются приказом по предприятию, решением профсоюза или трудового коллектива.

Если со стороны работников выступает одновременно несколько профсоюзов, ими формируется объединенный представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора.

Единый проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях предприятия и дорабатывается с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива и подписывается со стороны работников всеми участниками объединенного представительного органа.

При недостижении согласия в объединенном представительном органе общее собрание (конференция) трудового коллектива принимает наиболее
приемлемый проект коллективного договора и поручает профсоюзу, разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени трудового коллектива с работодателем.

Каждый профсоюз вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор от имени представляемых работников или предлагать и заключать приложение к единому коллективному договору, защищающее специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку. Приложение является неотъемлемой частью коллективного договора и имеет равную с ним юридическую силу.

Работодатель обязан обеспечить профсоюзам, а при их отсутствии - представителям самих трудящихся, надлежащим образом избранным и уполномоченным согласно законодательству Республики Татарстан, возможность доведения разработанных ими проектов коллективного договора до каждого работника, предоставлять имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, множительную и иную оргтехнику, помещения для проведения в нерабочее время собраний, консультаций, места для размещения стендов.

О подписании коллективного договора стороны в семидневный срок уведомляют соответствующие вышестоящие хозяйственный и профсоюзный органы, республиканские органы труда и занятости, а также другие заинтересованные органы по их просьбе.

Статья 13. Содержание и структура коллективного договора

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор включаются взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:

форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;

механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, прежде всего женщин и молодежи (подростков);

добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;

соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;

экологическая безопасность, охрана труда и здоровья работников на производстве;

контроль за выполнением коллективного договора, ответственность сторон,
социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования профсоюзов, а при их отсутствии - представителей самих трудящихся, надлежащим образом избранных и уполномоченных согласно законодательству Республики Татарстан;

отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор при своевременном и полном их выполнении.

В коллективном договоре могут содержаться и другие, в том числе более льготные трудовые и социально-экономические обязательства по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством и соглашениями (дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию, льготы для работников, совмещающих работу с обучением, компенсации транспортных и командировочных расходов, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве и их детей в школах и дошкольных учреждениях, иные дополнительные льготы и компенсации).

В коллективный договор включаются нормативные положения, если в действующих законодательных актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

Статья 14. Действие коллективного договора

Коллективный договор заключается на срок от 1 года до 3 лет.

Коллективный договор вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре, и действует в течение всего срока.

По истечении установленного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления предприятием, расторжения трудового договора (контракта) с руководителем предприятия.

При реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации, затем может быть пересмотрен по инициативе одной из сторон.

При смене собственника имущества предприятия действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев. В этот период стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или сохранении, изменении и дополнении
действующего.

В ходе пересмотра коллективного договора должен быть решен вопрос о возможности сохранения льгот для работников и выполнения других условий, предусмотренных прежним коллективным договором.

При ликвидации предприятия в порядке и на условиях, установленных законодательством, коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации.

Статья 15. Изменения и дополнения коллективного договора

Изменения и дополнения коллективного договора в течение срока его действия производятся только по взаимному согласию сторон в порядке, определенном в коллективном договоре, а если он не определен - в порядке, установленном настоящим Законом для его заключения.

Статья 16. Гарантии трудовому коллективу при ликвидации предприятия

При ликвидации предприятия претензии трудового коллектива по коллективному договору удовлетворяются из имущества ликвидируемого предприятия до расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами. Размер средств, направляемых на удовлетворение претензий трудового коллектива по коллективному договору, определяется и распределяется по подразделениям и среди работников ликвидационной комиссией по согласованию с профсоюзом, а при его отсутствии - представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству Республики Татарстан, подписавшими коллективный договор и приложения к нему.

Статья 17. Контроль за выполнением коллективного договора

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями, вышестоящими хозяйственными и профсоюзными органами, а также органами труда и занятости Республики Татарстан.

При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.

Стороны, подписавшие коллективный договор, ежегодно или в сроки, предусмотренные в коллективном договоре, отчитываются о его выполнении на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

Глава IV. СОГЛАШЕНИЯ

Статья 18. Виды соглашений

В зависимости от сферы регулируемых отношений могут заключаться соглашения генеральные, отраслевые (тарифные), специальные.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики.

Отраслевое (тарифное) соглашение
устанавливает направления социально-экономического развития отрасли, условия труда и оплаты труда, социальные гарантии для работников отрасли (профессиональных групп).

Специальное соглашение устанавливает условия решения определенных социально-экономических проблем, связанных с территориальными особенностями.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть трехсторонние и двусторонние.

Статья 19. Участники соглашений

Соглашения могут заключаться:

на республиканском уровне - между республиканскими объединениями профсоюзов, а при их отсутствии - представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству Республики Татарстан, республиканскими объединениями работодателей, правительством республики;

на отраслевом или профессиональном уровне - между соответствующими профсоюзами, а при их отсутствии - представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству Республики Татарстан, работодателями (объединениями работодателей), министерствами и ведомствами;

на территориальном уровне - между соответствующими профсоюзами (объединениями профсоюзов), а при их отсутствии - представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству Республики Татарстан, работодателями (объединениями работодателей), органами исполнительной власти.

Статья 20. Порядок и сроки разработки и заключения соглашения

Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией, предусмотренной статьей семь настоящего Закона, и оформляются ее решением.

При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов), а при их отсутствии - представителей самих трудящихся, надлежащим образом избранных и уполномоченных согласно законодательству Республики Татарстан, члены комиссии со стороны работников определяются по договоренности между этими профсоюзами (объединениями профсоюзов), а при их отсутствии - представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству Республики Татарстан.

Проект соглашения разрабатывается комиссией и подписывается полномочными представителями участников соглашения.

Подписанные сторонами соглашение, приложения к нему в семидневный срок направляются работодателем (объединением работодателей) - участником соглашения в вышестоящие хозяйственные и в республиканские органы по труду и занятости для
уведомительной регистрации.

Статья 21. Содержание соглашений

Содержание соглашений определяется сторонами.

В соглашения включаются положения:

об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;

о механизме регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением;

о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством;

о содействии занятости, переобучении работников;

об обеспечении экологической безопасности, охране труда и здоровья работников на производстве;

о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей;

о соблюдении интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков);

о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, укреплении трудовой дисциплины.

В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие законодательству.

Статья 22. Действие соглашения

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении.

Срок действия соглашения и порядок контроля за его выполнением определяются сторонами в соглашении. Срок действия соглашения не может превышать трех лет.

Действие соглашения распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени.

Статья 23. Изменения и дополнения соглашения

Изменения и дополнения соглашения производятся по взаимному согласию сторон в порядке, определенном в соглашении, а если он не определен - в порядке, установленном настоящим Законом для его заключения.

Статья 24. Контроль за выполнением соглашений

Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями, а также республиканскими органами по труду и занятости.

При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.

Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 25. Ответственность за уклонение от участия в переговорах

Работодатель, лица, представляющие работодателя, должностные лица органов государственного управления, руководители профсоюзного органа либо представители самих трудящихся, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, или нарушившие срок, установленный частью второй статьи 6 настоящего Закона, или не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, подвергаются штрафу в размере до пятикратной величины минимального размера оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

Статья 26. Ответственность за воспрепятствование деятельности по заключению, пересмотру и выполнению коллективных договоров и соглашений

Работодатель, лица, представляющие работодателя, должностные лица органов государственного управления за вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствующее их осуществлению, подвергаются штрафу в размере до пятикратной величины минимального размера оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

Статья 27. Ответственность за нарушение и невыполнение коллективного договора, соглашения

Лица, виновные в нарушении и невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, подвергаются штрафу в размере до пятикратной величины минимального размера оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

По требованию профсоюза, а при его отсутствии - представителей самих трудящихся, надлежащим образом избранных и уполномоченных согласно законодательству Республики Татарстан, собственник, орган хозяйственного управления, обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются и не выполняются обязательства коллективного договора.

Статья 28. Ответственность за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля

Работодатель, лица, представляющие работодателя, должностные лица органов государственного управления, виновные в непредоставлении информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашений, несут дисциплинарную ответственность или подвергаются штрафу в размере до трехкратной величины минимального размера оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

Статья 29. Привлечение к ответственности

Порядок и сроки рассмотрения дел о наложении штрафов, предусмотренных настоящим Законом, регламентируются действующим законодательством об административных правонарушениях.

Дела, указанные в части первой настоящей статьи, рассматриваются по представлениям сторон коллективного договора, соглашения, соответствующих комиссий либо по инициативе прокурора.

Сумма взысканного штрафа возмещается в установленном Законом порядке за счет конкретных виновных лиц.

Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от выполнения обязанностей, предписанных настоящим Законом.

Президент Республики Татарстан

М.ШАЙМИЕВ

Казань

25 декабря 1992 года

N 1710-XII