Российские законы

Заключение Комитета конституционного надзора РТ от 19.03.1993 “О совмещении должностей председателей местных Советов народных депутатов и глав местных администраций“

19 марта 1993 года

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

КОМИТЕТА КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

О СОВМЕЩЕНИИ ДОЛЖНОСТЕЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ

НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ И ГЛАВ МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ

Рассмотрев заявление группы народных депутатов Республики Татарстан от 10.01.93 г. о несоответствии Конституции Республики Татарстан части третьей пункта 2 статьи 2 Временного положения о районной, городской (городов республиканского подчинения), районной в городе администрации Татарской ССР, утвержденного Указом Президента ТССР от 6.01.92 г., Комитет Конституционного надзора Республики Татарстан установил:

из указанного заявления следует, что к началу 1993 года в 74 процентах административных единиц Республики Татарстан главы администрации одновременно являлись председателями соответствующих Советов народных депутатов. Избрание глав администрации на должности председателей Советов производится на основании части третьей пункта 2 статьи 2 Временного положения о районной, городской (городской (городов республиканского подчинения), районной в городе администрации Татарской ССР, утвержденного Указом Президента Татарской ССР от 6.01.92 г., согласно которому, по решению Совета, глава районной, городской, районной в городе администрации может возглавить соответствующий Совет народных депутатов. По мнению авторов заявления, это противоречит статье 5 Закона Татарской ССР “Об основах народовластия в Татарской ССР“ от 30 августа 1990 года.

Комитет Конституционного надзора считает, что часть третья пункта 2 статьи 2 означенного Положения и сложившаяся на ее основе практика не могли противоречить статье 5 Закона от 30 августа 1990 года, поскольку эта статья на основании заключения Комитета Конституционного надзора Татарской ССР от 14 июня 1991 года признана утратившей силу. Однако в настоящее время они пришли в противоречие с новой Конституцией Республики Татарстан.

Во-первых, статья 5 Конституции Республики Татарстан установила, что деятельность государственных органов в Республике осуществляется в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Соединение функций руководителя представительного и исполнительного органов власти в одном лице противоречит этому принципу.

Во-вторых, согласно статьям 131 - 133 Конституции Республики Татарстан, работу местных Советов народных депутатов организуют только избранные ими из числа депутатов президиумы или председатели Советов. Местная же администрация является исполнительно-распорядительным органом Совета и ему подотчетна.



Между тем, в случае избрания главы администрации на должность председателя Совета возникает двусмысленная ситуация, при которой работу Совета - представительного органа власти - организует и практически возглавляет лицо, одновременно возглавляющее орган, который подчинен Совету и входит в систему исполнительно-распорядительных органов власти. Как глава местной администрации это лицо назначается вышестоящим органом государственного управления или Главой государства и находится в административной зависимости от них. Данное положение закреплено в пунктах 3, 12 статьи 111, пункте 9 статьи 119, части 1 статьи 121, статьях 132, 133, 134 Конституции Республики Татарстан.

В-третьих, в Конституции Республики Татарстан отсутствуют нормы, которые могли бы служить достаточным правовым основанием для совмещения в одном лице должностей Председателя Совета и главы администрации, а пункт 1 ныне действующего Постановления Совета министров СССР от 22 сентября 1988 года N 1111 “О работе по совместительству“ вообще запрещает занятие двух руководящих должностей одним и тем же лицом.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. 17 Закона о Конституционном надзоре в Татарской ССР, Комитет пришел к следующему ЗАКЛЮЧЕНИЮ:

часть третья пункта 2 статьи 2 Временного положения о районной, городской (городов республиканского подчинения), районной в городе администрации Татарской ССР, равно как и сложившаяся практика избрания глав администраций председателями местных Советов народных депутатов противоречит статье 5 Конституции Республики Татарстан и установленному ею принципу разделения властей в деятельности государственных органов, пунктам 3, 12 статьи 111, пункту 9 статьи 119, части 1 статьи 121, статьям 132 - 134 Конституции Республики Татарстан.

В целях реализации настоящего заключения Комитет Конституционного надзора Республики Татарстан в порядке законодательной инициативы предлагает Верховному Совету Республики Татарстан внести в готовящийся закон “О местных Советах народных депутатов и местном самоуправлении“ норму, запрещающую совмещение должностей председателя местного Совета народных депутатов и главы местной администрации на территории Республики Татарстан.

Заключение направляется Президенту Республики Татарстан и Председателю Верховного Совета Республики Татарстан.

Зам. Председателя

Комитета Конституционного надзора

Республики Татарстан

А.ГАТАУЛЛИН



Казань,

19 марта 1993 года