Российские законы

Приказ МЗ РТ от 01.08.1997 N 506 “О совершенствовании экспертизы временной нетрудоспособности и управлении качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан“ (вместе с “Положением о комитете качества лечебно-профилактического учреждения“, “Положением о заместителе руководителя лечебно-профилактического учреждения - председателе комитета качества“, “Положением о комитете качества органа управления здравоохранением“, “Положением о межведомственном комитете качества медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Татарстан“, “Положением о внештатном эксперте Министерства здравоохранения Республики Татарстан“)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ

от 1 августа 1997 г. N 506

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ

ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.02.97 г. N 111 “О мерах по реализации Закона Республики Татарстан “О медицинском страховании граждан Республики Татарстан“, Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности России от 13.01.95 г. N 5 “О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности“, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 24.10.96 г. N 363/77 “О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации“ и в целях совершенствования экспертизы временной нетрудоспособности и контроля качества медицинской
помощи в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан УТВЕРЖДАЮ:

1. Положение об экспертизе временной нетрудоспособности и управлении качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения (Приложение 1).

2. Положение о комитете качества лечебно - профилактического учреждения (Приложение 2).

3. Положение о заместителе руководителя лечебно - профилактического учреждения - председателе комитета качества (Приложение 3).

4. Положение о комитете качества органа управления здравоохранением (Приложение 4).

5. Положение о межведомственном комитете качества Министерства здравоохранения Республики Татарстан (Приложение 5).

6. Состав межведомственного комитета качества Министерства здравоохранения Республики Татарстан (Приложение 6).

7. Положение о внештатном эксперте Министерства здравоохранения Республики Татарстан (Приложение 7).

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Начальникам управлений здравоохранения г.г. Казани, Набережные Челны, Нижнекамского ТМО и РТМО, ТМО г. Альметьевска и района, главным врачам республиканских медицинских учреждений и центральных районных больниц:

1.1. Организовать экспертизу временной нетрудоспособности и контроль качества медицинской помощи населению в соответствии с настоящим приказом и “Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан“, утвержденной Приказом Минздравмедпрома России и Постановлением Фонда социального страхования России от 19.10.94 г. N 206/21.

1.2. Создать при органах управления здравоохранением комитеты качества и организовать их работу в соответствии с Положением (Приложение 4).

1.3. Ввести в лечебно - профилактических учреждениях вместо должности заместителя главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности должность заместителя главного врача - председателя комитета качества и организовать его работу в соответствии с Положением (Приложение 3).

При отсутствии в лечебно - профилактическом учреждении указанной должности выполнение этой функции возложить на заместителя главного врача по лечебной работе или по поликлинике, а при их отсутствии - на одного из заведующих отделением.

1.4. Ликвидировать врачебно - контрольные комиссии, создать комитеты качества в каждом лечебно - профилактическом учреждении республики независимо от
форм собственности и организовать их работу в соответствии с Положением (Приложение 2).

1.5. Осуществлять учет, отчетность и анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности и первичного выхода на инвалидность. Представлять в установленные сроки в РЦ “МедСоцЭконом“ статистический отчет по форме 16-ВН.

1.6. Представлять ежегодно в срок до 15 января в Министерство здравоохранения РТ заявку на бланки листков нетрудоспособности на следующий календарный год.

2. Начальнику отдела организации лечебно - профилактической помощи Министерства здравоохранения Республики Татарстан (Р.У.Бурнашов), начальнику отдела охраны здоровья матери и ребенка Министерства здравоохранения Республики Татарстан (Д.Г.Галеева), председателю государственной аккредитационно - лицензионной медицинской комиссии (Р.Г.Ямалеев), директору центра “МедСоцЭконом“ (А.А.Гильманов) обеспечить организационно - методическую помощь органам и учреждениям здравоохранения по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности, организации контроля качества медицинской помощи и работы комитетов качества.

2.1. Разработать и представить в 1997 - 1998 годах на утверждение методики экспертного контроля и набор показателей их характеризующих, стандарты медицинской деятельности.

2.2. Обеспечить организационно - методическую помощь органам и учреждениям здравоохранения по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности, организации контроля качества медицинской помощи и работы комитетов качества.

3. Поручить РЦ “МедСоцЭконом“ (А.А.Гильманов) с участием заинтересованных ведомств, Казанской государственной медицинской академии разработать и до 30.12.98 г. представить в Минздрав РТ методические рекомендации по ориентировочным срокам временной нетрудоспособности.

4. Планово - экономическому отделу (В.Г.Камалетдинова) в установленном порядке выделить средства для оплаты методических рекомендаций по ориентировочным срокам временной нетрудоспособности.

5. Внештатным экспертом Министерства здравоохранения Республики Татарстан назначить А.А.Гильманова, директора РЦ “МедСоцЭконом“.

6. Контроль за выполнением Приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Республики Татарстан Л.А.Никольскую.

Министр

К.ЗЫЯТДИНОВ

Приложение 1

к Приказу Минздрава РТ

от 1 августа 1997 г. N 506

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И

УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В

УЧРЕЖДЕНИЯХ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Раздел 1. Общие положения

1.1. Экспертиза - проверка соответствия деятельности и ее результатов имеющимся представлениям в виде руководств, экспертных мнений, норм и нормативов, проводимая признанными высококвалифицированными специалистами (экспертами) или группой специалистов.

1.2. Эксперт - специалист, владеющий методологией проведения экспертизы, и его высокая квалификация документально подтверждена и признана коллегами.

1.3. Экспертиза временной нетрудоспособности - вид медицинской экспертизы, основной целью которой является оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого обследования и лечения, возможности осуществлять профессиональную деятельность, а также определение степени и сроков временной утраты трудоспособности.

1.4. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующим законодательством и настоящим Положением.

1.5. Экспертиза временной нетрудоспособности в части оценки состояния здоровья пациента, степени и сроков временной утраты трудоспособности осуществляется лечащими врачами лечебно - профилактических учреждений.

В отдельных случаях, по решению местных органов управления здравоохранением, проведение экспертизы временной нетрудоспособности разрешается среднему медицинскому работнику.

Врачи и средние медицинские работники, работающие в государственных (медицинских) учреждениях здравоохранения, осуществляют экспертизу временной нетрудоспособности на основании лицензии, выданной учреждению.

Врачи, занимающиеся частной деятельностью, должны иметь лицензию на основной вид медицинской деятельности и проведение экспертизы временной нетрудоспособности, а также удостоверение (свидетельство) об окончании курса повышения квалификации по экспертизе временной нетрудоспособности.

1.6. Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (установленным и предлагаемым), его ожиданиям, своевременному уровню медицинской науки и технологии.

Характеристики качества медицинской помощи:

- доступность;

- безопасность;

- удовлетворенность;

- оптимальность (как соответствие установленным стандартам качества и нормам этики);

- стабильность процесса и результата;

- развитие (как совершенствование и улучшение процесса и результата);

- обоснованность действий, технологии и адекватности (адекватность);

- эффективность.

1.7. Оценка качества медицинской
помощи - определение соответствия оказанной медицинской помощи установленным на данный период стандартам и удовлетворения пациента ею.

1.8. Обеспечение качества - планируемые и осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества для достижения конечной цели - сохранения или улучшения состояния здоровья в результате оказания медицинской помощи, включая функциональные возможности пациента, его хорошее самочувствие и удовлетворенность.

1.9. Контроль качества - это деятельность, направленная на сопоставление полученных результатов и характеристик с установленными стандартами.

1.10. Экспертиза временной нетрудоспособности и контроль качества медицинской помощи осуществляются экспертным путем должностными лицами лечебно - профилактических учреждений и органов управления здравоохранением, комитетами качества и главными штатными и внештатными специалистами всех уровней здравоохранения. В необходимых случаях для проведения экспертизы временной нетрудоспособности и контроля качества могут приглашаться сотрудники КГМА и КГМУ, НИИ и других учреждений на договорной основе.

1.11. Управление качеством медицинской помощи - организация и контроль деятельности системы здравоохранения для обеспечения потребностей населения в медицинской помощи и удовлетворение потребителей. Управление основано на оценке потребностей и степени их удовлетворения.

1.12. Управление качеством включает три основных процесса, ориентированных на качество:

- планирование качества, т.е. процесс подготовки к достижению цели качества;

- контроль качества, т.е. процесс достижения качества во время выполнения технологии;

- улучшение качества, т.е. стремление к более высоким уровням исполнения технологии.

1.13. Планирование качества медицинской помощи включает в себя создание процесса, который будет отвечать поставленным целям при условии управления ими. Наиболее полно планирование качества решается через стандартизацию. Стремление к соответствию требованиям стандарта обеспечивает такой технологический процесс, который приводит к полному удовлетворению потребностей пациента. При этом необходимо разработать показатели и стандарты качества на все виды медицинской деятельности, включая работу медицинского персонала, и
довести их до всего коллектива медицинского учреждения. Далее проводится анализ медицинской деятельности в соответствии с принятыми стандартами и показателями.

1.14. Контроль качества медицинской помощи включает следующие элементы:

- оценка состояния и использования кадровых и материально - технических ресурсов лечебно - профилактического учреждения;

- расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;

- экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;

- изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения;

- выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказывающих негативное действие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи.

1.15. Улучшение качества включает в себя:

- выбор наиболее рациональных управленческих решений и проведение оперативных корректирующих воздействий;

- подготовку рекомендаций, направленных на предупреждение дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;

- контроль за выполнением и оценку эффективности управленческих решений.

1.16. Управление качеством медицинской помощи осуществляется:

- комитетом качества лечебно - профилактического учреждения;

- комитетом качества органа управления здравоохранением;

- межведомственным комитетом качества и внештатным экспертом Минздрава РТ.

Раздел 2. Организация проведения экспертизы временной нетрудоспособности

2.1. Лечащий врач, осуществляющий экспертизу временной нетрудоспособности:

- определяет степень и сроки временной утраты трудоспособности на основе оценки состояния здоровья, характера и условий труда, социальных факторов;

- в первичных медицинских документах фиксирует жалобы пациента, анамнестические и объективные данные, назначает необходимые обследования и консультации, формулирует диагноз заболевания и степень функциональных нарушений органов и систем, наличие осложнений и степень их тяжести, обуславливающих нетрудоспособность;

- рекомендует лечебно - оздоровительные мероприятия, вид лечебно - охранительного режима, назначает дополнительные обследования, консультации;

- определяет сроки нетрудоспособности с учетом индивидуальных особенностей течения основного и сопутствующих заболеваний, наличие осложнений и ориентировочных сроков нетрудоспособности при различных заболеваниях
и травмах;

- выдает листок нетрудоспособности (справку) в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (в том числе при посещении на дому), назначает дату очередного посещения врача, о чем делает соответствующую запись в первичной медицинской документации;

- при последующих осмотрах отражает динамику заболевания, эффективность проводимого лечения, обосновывает продление сроков освобождения пациента от работы;

- своевременно представляет пациента для консультации в комитет качества лечебно - профилактического учреждения для продления листка нетрудоспособности свыше сроков, установленных Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, для решения вопросов о дальнейшем лечении и оценки качества получаемой медицинской помощи;

- при нарушении назначенного лечебно - охранительного режима (в том числе при алкогольном опьянении) делает соответствующую запись в листке нетрудоспособности и в установленном порядке в истории болезни (амбулаторной карте) с указанием даты и вида нарушения;

- осуществляет диспансеризацию длительно и часто болеющих пациентов (граждан, имеющих в год 4 и более случаев и 40 дней временной нетрудоспособности по одному заболеванию или 6 случаев и 60 дней с учетом всех заболеваний);

- выявляет признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и стойкой утраты трудоспособности, своевременно совместно с заведующим отделением организует направление пациента в комитет качества медицинской помощи для последующего направления на медико - социальную экспертизу;

- при восстановлении трудоспособности и выписке на работу отражает в первичных медицинских документах объективный статус и аргументированное обоснование для закрытия листка нетрудоспособности;

- анализирует причины заболеваемости с временной утратой трудоспособности и первичного выхода на инвалидность, смертность трудоспособного населения, принимает участие в разработке и реализации мероприятий по их снижению;

- постоянно повышает уровень профессиональных знаний.

2.2. Заведующий отделением стационара, поликлиники (при наличии в
штатном расписании):

- осуществляет постоянный контроль за исполнением лечащими врачами функций по организации и проведению лечебно - диагностического процесса и экспертизы временной нетрудоспособности, выдачей документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, своевременным и правильным направлением пациентов в комитет качества медицинской помощи лечебно - профилактического учреждения и на медико - социальную экспертизу;

- осуществляет контроль за своевременным повышением квалификации лечащих врачей по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности;

- анализирует ежемесячно причины и сроки временной нетрудоспособности, первичного выхода на инвалидность, смертность трудоспособного населения по каждому врачу отделения и клинико - экспертные ошибки.

2.3. Руководитель учреждения здравоохранения:

- является ответственным за экспертизу временной нетрудоспособности в лечебно - профилактическом учреждении, издает приказы по вопросам ее организации и проведения;

- организует учет и отчетность по временной нетрудоспособности;

- утверждает состав комитета качества медицинской помощи лечебно - профилактического учреждения, положение о регламенте его работы;

- назначает лиц, ответственных за учет, получение, хранение и расходование бланков документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, создает условия для их оформления и выдачи;

- определяет потребность в бланках листков нетрудоспособности, ежегодно в установленные сроки (до 15 января) направляет заявку в территориальный орган управления здравоохранением на необходимое количество бланков и отчитывается об их использовании; о всех случаях хищения бланков сообщает в вышестоящий орган управления здравоохранением;

- применяет меры дисциплинарного и материального воздействия к работникам, допустившим клинико - экспертные ошибки, нарушение порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности, правил хранения, учета, оформления и выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, при необходимости в установленном действующим законодательством порядке направляет материалы в следственные органы для решения вопросов о привлечении виновных к уголовной ответственности.

Раздел 3. Организация контроля качества медицинской помощи

3.1. Заведующий отделением стационара, поликлиники
(I ступень экспертизы):

- проводит экспертную оценку качества оказания медицинской помощи пациентам на разных сроках лечения с обязательным личным осмотром и записью в первичных медицинских документах, а также осуществляет экспертную оценку медицинской документации по окончании периода временной нетрудоспособности или при переводе пациента на другой этап лечения;

- проводит экспертизу не менее 50% законченных случаев.

3.2. Заместитель руководителя учреждения - председатель комитета качества (II ступень экспертизы):

- осуществляет выборочный текущий и по законченным случаям контроль (по медицинской документации или после личного осмотра пациентов) за исполнением врачами функций по диагностике, лечению, реабилитации и экспертизе временной нетрудоспособности, принимает участие в решении сложных клинико - экспертных вопросов;

- в течение месяца проводит экспертизу не менее 30% законченных случаев;

- анализирует клинико - экспертные ошибки, докладывает на врачебных конференциях результаты анализа и проводимых мероприятий по снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, первичного выхода на инвалидность и смертности трудоспособного населения;

- осуществляет взаимодействие с соответствующими медико - социальными экспертными комиссиями, учитывает и анализирует расхождения экспертных решений, ошибок и нарушений порядка направления пациентов на медико - социальную экспертизу и регулярно докладывает на врачебных конференциях;

- рассматривает иски и претензии больничных касс и страховых организаций, территориальных исполнительных органов Фонда социального страхования, жалобы пациентов по вопросам качества медицинской помощи и экспертизы временной нетрудоспособности;

- организует учебу лечащих врачей и заведующих отделениями по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и контроля качества медицинской помощи.

3.3. Контроль качества медицинской помощи конкретному больному предусматривает сопоставление ее со стандартами, которые, как правило, содержат унифицированный набор и объем диагностических и лечебных мероприятий, а также требования к срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах болезней.

3.4. Эксперт
при осуществлении контроля качества лечебно - диагностического процесса:

- в обязательном порядке оценивает полноту и своевременность диагностических мероприятий, адекватность выбора и соблюдения лечебных мероприятий, правильность и точность постановки диагноза;

- выявляет дефекты и устанавливает их причины;

- направляет обобщенные материалы в комитет качества лечебно - профилактического учреждения с рекомендациями по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

Раздел 4. Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности и управления качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения

4.1. Экспертиза временной нетрудоспособности и качества медицинской помощи проводится по отдельным законченным случаям в данном лечебно - профилактическом учреждении, как правило, по медицинской документации (медицинской карте стационарного больного, карте амбулаторного больного и др.). При необходимости может быть проведена очная экспертиза.

4.2. Экспертному контролю обязательно подлежат:

- случаи летальных исходов;

- случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений;

- случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;

- случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года;

- случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности);

- случаи расхождения диагнозов;

- случаи, сопровождавшиеся жалобами пациентов или их родственников.

Все случаи оказания медицинской помощи должны иметь одинаковую возможность быть подвергнутыми экспертной оценке, что обеспечивается статистическим методом “случайной“ выборки.

4.3. Оценка экспертизы временной нетрудоспособности проводится путем введения статистического мониторинга показателя продолжительности временной нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах. При этом устанавливаются нозологические формы, по которым допускаются существенные отклонения от рекомендованных ориентировочных сроков временной нетрудоспособности. Они являются предметом экспертного контроля.

4.4. На каждый случай экспертного контроля заполняется “Карта экспертного контроля“. В результате их статистической обработки рассчитываются показатели, характеризующие качество и эффективность медицинской помощи.

4.5. Методики экспертного контроля, набор показателей ее характеризующих, стандарты медицинской деятельности, методика изучения удовлетворенности медицинской помощью утверждаются Министерством здравоохранения Республики Татарстан.

4.6. Расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи, проводятся путем ведения статистического мониторинга. Это позволяет выявить критические направления, в отношении которых необходимы проведение экспертного контроля и разработка плана мероприятий по обеспечению качества.

Спектр анализируемых показателей может быть следующим:

- кадровый потенциал;

- материальная база;

- произведенные затраты;

- техническое оснащение;

- диапазон применяемых методов диагностики;

- диапазон применяемых методов лечения;

- организационно - методическое обеспечение;

- показатели деятельности;

- качество ведения медицинской документации;

- соблюдение противоэпидемиологического режима;

- выполнение правил техники безопасности;

- метрологический контроль.

4.7. При оценке работы структурного подразделения, лечебно - профилактического учреждения, а также здравоохранения района показатели качества и эффективности медицинской помощи дополняются показателями деятельности учреждений здравоохранения и состояния здоровья населения такими, как распространенность и поздняя выявляемость социально значимых заболеваний, первичный выход на инвалидность и смертность лиц трудоспособного возраста, инвалидность в детском возрасте, эффективность реабилитации больных и инвалидов, охват новорожденных скринингом на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, детей раннего возраста - аудиологическим скринингом, показатели абортов, младенческой и детской смертности и другие.

4.8. Информация, полученная в результате оценки экспертизы временной нетрудоспособности и контроля качества, доводится комитетом качества до сведения руководителей учреждений и органов управления здравоохранением и является предметом обсуждения среди сотрудников.

4.9. Показатели качества и эффективности медицинской помощи рекомендуется использовать для дифференцированной оплаты труда медицинских работников.

Приложение 2

к Приказу Минздрава РТ

от 1 августа 1997 г. N 506

ПОЛОЖЕНИЕ

О КОМИТЕТЕ КАЧЕСТВА ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

I. Общие положения

1.1. Комитет качества (в дальнейшем - комитет) создается в каждом лечебно - профилактическом учреждении независимо от форм собственности в соответствии с приказом главного врача.

1.2. Комитет организуется в целях создания системы непрерывного повышения качества медицинской помощи и экспертизы трудоспособности, а также коллегиального решения конфликтных ситуаций, претензий пациентов и заинтересованных организаций, возникающих в процессе оказания медицинской помощи.

1.3. Комитет создается на функциональной основе и проводит свои заседания еженедельно, в соответствии с утвержденным планом работы.

1.4. Комитет возглавляет один из заместителей руководителя лечебно - профилактического учреждения - председатель комитета качества, а при их отсутствии - один из заведующих отделением.

1.5. В состав комитета входят:

- заведующие отделениями стационаров, поликлиник, диагностических служб и т.д.;

- главная медицинская сестра;

- медицинский статистик;

- экономист.

Количественный состав комитета зависит от мощности лечебно - профилактического учреждения. Для решения наиболее значимых задач в состав комитета могут быть включены руководители и другие сотрудники медицинского учреждения.

1.6. При комиссионном рассмотрении и проведении экспертной оценки работы специалистов или подразделений присутствие проверяемых лиц или руководителей обязательно.

1.7. Решение комитета принимается простым большинством голосов, заключение заносится в медицинские документы, а также в книгу записей заключений комитета. Копии заключений, заверенные печатью лечебно - профилактического учреждения, выдаются по требованию пациента либо в другие инстанции в установленном порядке.

1.8. Информация, полученная в результате экспертизы временной нетрудоспособности и контроля качества, является предметом обсуждения среди сотрудников.

II. Функции

Комитет:

2.1. Принимает решение, по представлению лечащего врача и заведующего отделением, дает заключения:

- при продлении листка нетрудоспособности в случаях, предусмотренных Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан;

- в сложных и конфликтных случаях при определении профессиональной пригодности лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда, кандидатов в водители и водителей транспортных средств, а также кандидатов при поступлении в высшие и средние учебные заведения;

- в случае нуждаемости по состоянию здоровья в дополнительной жилой площади или в первоочередном получении жилья;

- по запросу организаций, учреждений (в том числе медицинских) фондов социального страхования, суда, прокуратуры, военных комиссариатов и т.д. по вопросам экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности;

- при поступлении исковых заявлений и претензий пациентов по вопросам качества и эффективности лечебно - диагностического процесса, оценки состояния здоровья пациента;

- в сложных и конфликтных ситуациях экспертизы временной нетрудоспособности;

- при направлении на лечение за пределы административной территории;

- при направлении пациента на медико - социальную экспертизу;

- при необходимости перевода трудоспособных лиц по состоянию здоровья на другую работу или рациональному трудоустройству лиц с ограниченной трудоспособностью;

- в случаях исков и претензий больничных касс, страховых организаций и исполнительных органов Фонда социального страхования по качеству медицинской помощи и качеству экспертизы временной нетрудоспособности;

- при освобождении от экзаменов в школах, средних и высших учебных заведениях, предоставлении академического отпуска по состоянию здоровья.

Заключения комитета записываются в медицинской карте стационарного и амбулаторного больного в книге записей заключений комитета, подписываются председателем.

2.2. Разрабатывает планы по повышению качества медицинской помощи с учетом специфики деятельности учреждения в соответствии с утвержденными показателями и стандартами качества на различные виды медицинских услуг, включая работу медицинского персонала.

2.3. Вносит предложения о дифференцированной оплате труда в зависимости от объемов и качества медицинской помощи и экспертизы трудоспособности.

2.4. Проводит анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи за определенный период: год, квартал, месяц.

2.5. Выявляет дефекты и другие негативные факторы влияющие на качество и эффективность медицинской помощи в процессе оказания медицинских услуг.

2.6. Разрабатывает мероприятия, направленные на устранение препятствий, влияющих на повышение качества медицинской помощи.

2.7. Организует постоянно действующий семинар по вопросам управления качеством медицинской помощи для врачей, средних медицинских работников, обслуживающего персонала и руководит его работой.

2.8. Организует взаимодействие с различными службами и отделениями для улучшения качества медицинской помощи.

2.9. Разрабатывает стандарты лечения заболеваний, применяемые в конкретных условиях деятельности медицинского учреждения, и представляет их на утверждение в вышестоящие органы управления здравоохранением.

2.10. Определяет наиболее эффективные и экономически выгодные медицинские технологии и рекомендует для внедрения.

2.11. Проводит работу по изучению степени удовлетворенности населения полученными медицинскими услугами.

2.12. Разрабатывает критерии оценки деятельности отделений и служб и осуществляет выбор наиболее оптимальных управленческих решений.

2.13. Решает вопросы прикрепления граждан для получения первичной медико - санитарной помощи, в том числе выбора врача.

III. Права

Комитет качества медицинской помощи имеет право:

3.1. Запрашивать с отделений, служб, бухгалтерии необходимую информацию для оценки деятельности и проведения анализа.

3.2. Направлять пациентов в иные лечебно - профилактические учреждения, привлекать консультантов, в том числе по линии санитарной авиации.

3.3. Представлять по результатам экспертизы руководителям органов и учреждений здравоохранения заключения о соответствии специалистов занимаемой должности, квалификационной категории, о наложении административных взысканий и штрафных санкций, о передаче дел в следственные органы.

3.4. Обращаться в иные учреждения, организации, ведомства по вопросам оказания медико - социальной помощи пациентам, их трудоустройства, профессиональной ориентации и другим вопросам, входящим в компетенцию комитета.

3.5. Принимать управленческие решения по улучшению качества медицинской помощи.

3.6. Требовать выполнения утвержденного плана мероприятий по повышению качества медицинской помощи от ответственных лиц.

3.7. Определять очередность финансирования лекарственного, материально - технического обеспечения медицинского учреждения в целях недопущения снижения качества медицинской помощи.

3.8. Разрабатывать планы повышения профессиональной подготовки сотрудников, приглашать специалистов других медицинских учреждений своего региона для обмена опытом работы.

3.9. Влиять на уровень оплаты труда в зависимости от показателей качества.

3.10. Ходатайствовать перед руководителем учреждения о поощрении сотрудников в случаях самостоятельного обращения в комитет с предложениями по улучшению качества медицинской помощи.

IV. Ответственность

Комитет качества несет ответственность за достоверность, обоснованность и объективность результатов проводимой работы.

Приложение 3

к Приказу Минздрава РТ

от 1 августа 1997 г. N 506

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЗАМЕСТИТЕЛЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО
“br>УЧРЕЖДЕНИЯ - ПРЕДСЕДАТЕЛЕ КОМИТЕТА КАЧЕСТВА

I. Общие положения

1.1. Заместителем руководителя лечебно - профилактического учреждения - председателем комитета качества назначается квалифицированный специалист с высшим медицинским образованием, имеющий опыт лечебной и организаторской работы и прошедший специализацию по клинико - экспертной работе.

1.2. Председатель комитета качества возглавляет и организует в лечебно - профилактическом учреждении работу по экспертизе временной нетрудоспособности и управлению качеством медицинской помощи.

1.3. Руководствуется в своей работе положением о лечебно - профилактическом учреждении, настоящим положением и законодательно - нормативными документами по вопросу охраны здоровья населения.

1.4. Назначается и увольняется руководителем лечебно - профилактического учреждения в соответствии с действующим законодательством и условиями контракта.

II. Обязанности

2.1. Возглавляет комитет качества и обеспечивает условия для его эффективной работы.

2.2. Осуществляет выборочный текущий и по законченным случаям контроль (по медицинской документации или после личного осмотра пациентов) за исполнением врачами функций по диагностике, лечению, реабилитации и экспертизе временной нетрудоспособности, принимает участие в решении сложных клинико - экспертных вопросов.

2.3. В течение месяца проводит экспертизу не менее 30% законченных случаев.

2.4. Анализирует клинико - экспертные ошибки, докладывает на врачебных конференциях результаты анализа и проводимых мероприятий по снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

2.5. Осуществляет взаимодействие с соответствующими медико - социальными экспертными комиссиями, учитывает и анализирует расхождения экспертных решений, ошибки и нарушения порядка направления пациентов на медико - социальную экспертизу и регулярно докладывает на врачебных конференциях.

2.6. Рассматривает иски и претензии больничных касс и страховых организаций, территориальных и исполнительных органов Фонда социального страхования, жалобы пациентов по вопросам качества медицинской помощи и экспертизы временной нетрудоспособности, первичного выхода на инвалидность и смертности трудоспособного населения.

2.7. Организует учебу лечащих врачей и заведующих отделениями по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и контроля качества медицинской помощи.

2.8. Принимает участие в качестве консультанта в решении сложных клинико - экспертных вопросов.

2.9. Рассматривает обращение пациентов по вопросам качества оказания медицинской помощи и экспертизы временной утраты трудоспособности, профессиональной ориентации и профессиональной пригодности.

2.10. Осуществляет контроль за ведением медицинской документации, статистического учета и отчетности по курируемым разделам работы.

2.11. Проводит разработку планов достижения конкретных результатов в области процесса усовершенствования качества данного учреждения, подразделений и специалистов, представляет их комитету качества ЛПУ для рассмотрения и утверждения, а также представляет на согласование в комитет качества медицинской помощи органа управления здравоохранением, после чего проводит реализацию плана.

2.12. Руководит работой по разработке и реализации мероприятий, направленных на устранение факторов, препятствующих процессу непрерывного улучшения (усовершенствования) качества медицинской помощи.

2.13. Ежеквартально организует врачебные конференции по вопросам качества оказания медицинской помощи, экспертизы нетрудоспособности с анализом допущенных врачебных ошибок.

III. Права

Председатель комитета качества имеет право:

3.1. Контролировать работу специалистов с высшим и средним медицинским образованием в пределах своей компетенции.

3.2. Принимать участие в совещаниях, научно - практических конференциях по вопросам организации и управления качеством медицинской помощи и экспертизы временной нетрудоспособности.

3.3. Вносить в установленном порядке предложения по вопросам качества оказания медицинской помощи и ее экспертизы, снижения заболеваемости и трудопотерь по болезни.

IV. Ответственность

4.1. За организацию работы по управлению качеством медицинской помощи, экспертизы временной нетрудоспособности в лечебном учреждении, объективность экспертных заключений, повышение квалификации врачей по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и качество медицинской помощи.

Положение 4

к Приказу Минздрава РТ

от 1 августа 1997 г. N 506

ПОЛОЖЕНИЕ

О КОМИТЕТЕ КАЧЕСТВА ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ

ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

I. Общие положения

1.1. Комитет качества (в дальнейшем - комитет) создается при органах управления здравоохранением в соответствии с приказом руководителя.

1.2. Комитет организуется в целях координации деятельности лечебно - профилактического учреждения по повышению качества медицинской помощи населению и экспертизы нетрудоспособности.

1.3. Комитет создается на функциональной основе и проводит свои заседания в соответствии с утвержденным планом работы.

1.4. Комитет возглавляет один из заместителей руководителя органа управления здравоохранением.

1.5. В состав комитета входят:

- главные специалисты по организации лечебно - профилактической помощи взрослому и детскому населению;

- главный специалист по работе с кадрами;

- медстатистик;

- экономист.

Комитет имеет право приглашать для работы в соответствии с возложенными на него функциями других специалистов органа управления здравоохранением и лечебно - профилактических учреждений, а также сотрудников КГМА и КГМУ, НИИ и других учреждений на договорной основе.

1.6. Комитет проводит коллегиальное обсуждение и принимает решения по всем наиболее значимым клинико - экспертным вопросам диагностики, лечения, тактики ведения, реабилитации, определения трудоспособности и профессиональной пригодности и иным медико - социальным вопросам, а также для решения конфликтных ситуаций пациентов и заинтересованных организаций, возникающих в процессе оказания медицинской помощи.

1.7. При комиссионном рассмотрении вопросов и оценке постановки контроля качества в лечебно - профилактических учреждениях присутствие их руководителя обязательно.

1.8. Решение комитета принимается при участии в работе не менее 2/3 членов комитета простым большинством голосов.

1.9. Свои решения комитет направляет руководителю органа управления здравоохранением, которые в необходимых случаях доводятся до лечебно - профилактического учреждения приказом органа управления здравоохранением.

II. Функции

Комитет качества медицинской помощи:

2.1. Ежегодно разрабатывает планы повышения качества медицинской помощи в подведомственных лечебно - профилактических учреждениях.

2.2. Ежеквартально проводит оценку работы здравоохранения региона, учитывая показатели деятельности лечебно - профилактических учреждений и состояния здоровья населения такие, как распространенность и поздняя выявляемость социально значимых заболеваний, первичный выход на инвалидность и смертность лиц трудоспособного возраста, инвалидность в детском возрасте, эффективность реабилитации больных и инвалидов, охват новорожденных скринингом на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, детей раннего возраста - аудиологическим скринингом, показатели абортов, младенческой и детской смертности и другие.

2.3. Осуществляет контроль за выполнением директивных и нормативно - методических документов по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и контроля качества медицинской помощи населению.

2.4. Принимает участие в решении спорных вопросов, возникающих в ходе экспертной оценки лечебно - диагностического процесса и экспертизы временной нетрудоспособности, проводимых комитетами качества лечебно - профилактических учреждений.

2.5. В целях выполнения основных функций, возложенных настоящим положением, взаимодействует с различными службами системы здравоохранения и другими ведомствами по вопросам качества медицинской помощи.

2.6. Анализирует причины заболеваемости, в том числе с временной утратой трудоспособности, и разрабатывает программы по их снижению.

2.7. Проводит конференции, семинары, а также обучение членов комитетов качества лечебно - профилактических учреждений по вопросам качества медицинской помощи и экспертизы нетрудоспособности.

III. Права

Комитет качества медицинской помощи органа управления здравоохранением имеет право:

3.1. Запрашивать у лечебно - профилактических учреждений необходимую информацию о качестве медицинской помощи и экспертизы нетрудоспособности для оценки их деятельности по вопросу управления качеством медицинской помощи.

3.2. Вносить предложения по улучшению организации деятельности лечебно - профилактических учреждений, направленные на повышение качества оказания медицинской помощи.

3.3. Давать предложения руководителям лечебно - профилактических учреждений по результатам оценки их деятельности о поощрении медицинских работников.

IV. Ответственность

Комитет качества медицинской помощи органа управления здравоохранения несет ответственность за достоверность, обоснованность и объективность результатов проводимой работы и принятых решений.

Приложение 5

к Приказу Минздрава РТ

от 1 августа 1997 г. N 506

ПОЛОЖЕНИЕ

О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа.

Межведомственный комитет качества медицинской помощи создается в целях координации работы по внутриведомственному и вневедомственному контролю качества медицинской помощи и экспертизы нетрудоспособности.

Межведомственный комитет качества возглавляется заместителем Министра здравоохранения. Заместителем Председателя межведомственного комитета качества является внештатный эксперт Министерства здравоохранения РТ.

Персональный состав членов межведомственного комитета качества утверждается приказом Министерства здравоохранения РТ.

Для выполнения своих функций межведомственный комитет качества имеет право приглашать наиболее опытных специалистов учреждений здравоохранения РТ, ученых КГМА и КГМУ.

В своей работе члены межведомственного комитета руководствуются законодательно - нормативными документами, методическими указаниями и рекомендациями по управлению качеством медицинской помощи и экспертизы нетрудоспособности.

Межведомственный комитет качества медицинской помощи МЗ РТ осуществляет арбитражные функции при возникновении разногласий между:

- медицинскими учреждениями или отдельными медицинскими работниками и больничными кассами;

- комитетами качества медицинских учреждений и медицинскими работниками;

- комитетами качества медицинских учреждений и пациентом (родственником) при возникновении экспертного случая (до обращения в суд).

II. Функции

Межведомственный комитет качества МЗ РТ обязан:

- своевременно и объективно давать заключения по результатам экспертизы качества медицинской помощи:

а) по медицинской документации - 20 дней;

б) с выездом на место - до 15 дней.

- информировать руководителей органов и учреждений здравоохранения о выявленных нарушениях технологии и дефектах в организации оказания медицинской помощи и экспертизы нетрудоспособности, а также о своих заключениях;

- разрабатывать и внедрять методические рекомендации по оценке деятельности как лечебно - профилактических учреждений в целом, так и их отдельных структурных подразделений;

- выявлять и пропагандировать опыт лучших лечебных учреждений по организации и качественному оказанию медицинской помощи населению;

- проводить конференции, семинары, совещания по вопросам управления качеством оказания медицинской помощи и экспертизы нетрудоспособности;

- представлять ежегодно не позднее 1 февраля по итогам своей работы в прошедшем году аналитические отчеты о качестве оказания медицинской помощи и экспертизы нетрудоспособности в учреждениях здравоохранения РТ;

- осуществлять выборочные проверки качества оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения городов и районов республики;

- готовить и представлять на утверждение председателя межведомственного комитета качества МЗ РТ перечень экспертных случаев для обязательного контроля качества оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения РТ;

- создать базу данных об организации и контроле качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения РТ.

III. Права

Межведомственный комитет качества медицинской помощи МЗ РТ имеет право:

- разрабатывать методические рекомендации по показателям качества медицинской помощи;

- оказывать консультативную помощь комитетам качества органов и учреждений здравоохранения РТ;

- проводить проверку качества лечебно - диагностического процесса и экспертизы нетрудоспособности в любом медицинском учреждении при возникновении экспертного случая;

- требовать представления необходимой медицинской документации, отчетных и статистических материалов;

- привлекать к работе высококвалифицированных специалистов, заведующих и сотрудников клинических кафедр КГМА и КГМУ (на контрактной основе);

- готовить предложения, проекты приказов, информационных писем и рекомендаций по материалам контроля качества медицинской помощи и экспертизы нетрудоспособности;

- вносить предложения по поощрению руководителей учреждений здравоохранения или по применению к ним экономических санкций.

V. Ответственность

Экспертный совет несет ответственность:

- за объективность, достоверность и соответствие актов фактически представленным для экспертизы материалам;

- за своевременность проведения экспертиз;

- за целесообразность предлагаемых экономических санкций степени нарушения медицинских технологий и их вредного влияния на здоровье пациента.

Члены Межведомственного комитета качества МЗ РТ несут ответственность за целесообразность использования экспертной информации вне системы органов и учреждений здравоохранения РТ.

Приложение 6

к Приказу Минздрава РТ

от 1 августа 1997 г. N 506

СОСТАВ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО КОМИТЕТА КАЧЕСТВА

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН:

Никольская Л.А. - заместитель Министра здравоохранения

Республики Татарстан, председатель

межведомственного комитета качества;

Гильманов А.А. - директор РЦ “МедСоцЭконом“,

заместитель председателя

межведомственного комитета качества,

внештатный эксперт Министерства

здравоохранения Республики

Татарстан;

Камалова С.Р. - начальник отдела РЦ “МедСоцЭконом“,

секретарь межведомственного комитета

качества.

Члены межведомственного комитета качества:

1. Алимова Н.И. - начальник отдела МЗ РТ ;

2. Булатов А.П. - главный хирург МЗ РТ;

3. Бурнашов Р.У. - начальник отдела МЗ РТ;

4. Валиуллина С.А. - заместитель главного врача ДМЦ;

5. Галеева Д.Г. - начальник отдела МЗ РТ;

6. Галиуллин Ф.Г. - председатель Республиканской медико

- социальной экспертной комиссии;

7. Гуслякова Р.П. - заместитель главного врача РКБ;

8. Исмагилова З.М. - главный эпидемиолог МЗ РТ;

9. Калинин Ю.П. - главный судебно - медицинский

эксперт МЗ РТ;

10. Камалетдинова В.Г. - начальник отдела МЗ РТ;

11. Коротенко С.И. - начальник отдела МЗ РТ;

12. Мартыненкова Э.А. - начальник отдела РБК;

13. Молокович Н.И. - заместитель директора РЦ

“МедСоцЭконом“;

14. Низамов И.Г. - проектор КГМА (по согласованию);

15. Петров С.В. - главный внештатный патологоанатом;

16. Самитов О.Ш. - главный специалист МЗ РТ;

17. Тазетдинов Ф.А. - главный терапевт МЗ РТ;

18. Шевченко Н.Д. - начальник отдела Татарского

регионального отделения Фонда

социального страхования РФ (по

согласованию);

19. Яхин К.К. - проректор КГМУ (по согласованию).

Приложение 7

к Приказу Минздрава РТ

от 1 августа 1997 г. N 506

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВНЕШТАТНОМ ЭКСПЕРТЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

I. Общие положения

Внештатный эксперт является главным специалистом Министерства здравоохранения Республики Татарстан по экспертизе временной нетрудоспособности и управлению качеством медицинской помощи.

Внештатный эксперт организует свою работу в соответствии с законами Республики Татарстан, положением о главном специалисте Министерства здравоохранения Республики Татарстан, приказами и другими директивными документами Министерства здравоохранения Республики Татарстан.

Внештатный эксперт подчиняется непосредственно заместителю министра здравоохранения Республики Татарстан.

Внештатный эксперт является заместителем председателя межведомственного комитета качества Министерства здравоохранения Республики Татарстан.

II. Задачи

Основными задачами внештатного эксперта Министерства здравоохранения Республики Татарстан являются:

- повышение качества оказания медицинской помощи и экспертизы нетрудоспособности населению Республики Татарстан на основе организации системы внутриведомственного контроля;

- разработка и внедрение технологий контроля качества медицинской помощи и экспертизы нетрудоспособности в учреждениях здравоохранения РТ независимо от форм собственности и характера их финансирования;

- внедрение в учреждениях здравоохранения системы контроля качества и различных методов коррекции при несоответствии запланированным результатам;

- создание во всех учреждениях здравоохранения комитетов качества;

- организация обучения членов комитетов качества учреждения здравоохранения методикой управления качеством.

III. Обязанности

Внештатный эксперт Министерства здравоохранения РТ обязан:

- организовать действенную работу межведомственного комитета качества Министерства здравоохранения РТ;

- организовать систему управления качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения РТ;

- разрабатывать и внедрять методические рекомендации по оценке качества медицинской помощи;

- повышать квалификацию членов комитетов качества в учреждениях здравоохранения;

- выявлять и пропагандировать опыт лучших учреждений здравоохранения по экспертизе временной нетрудоспособности, по организации и качественному оказанию медицинской помощи населению;

- осуществлять экспертизу временной нетрудоспособности и качества медицинской помощи населению;

- организовывать конференции, семинары, совещания по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и управления качеством медицинской помощи;

- осуществлять выборочные проверки организации экспертизы временной нетрудоспособности и качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения;

- внедрять информационные технологии.

IV. Права

Внештатный эксперт Министерства здравоохранения РТ имеет право:

- организовывать и принимать участие в экспертной оценке качества медицинской помощи населению и экспертизы временной нетрудоспособности;

- участвовать в разработке предложений, проектов приказов, информационных писем по вопросам качества медицинской помощи населению и экспертизы временной нетрудоспособности;

- координировать свою работу с работой главных специалистов отделов лечебно - профилактической помощи Министерства здравоохранения РТ.

V. Ответственность

Внештатный эксперт Министерства здравоохранения РТ несет ответственность:

- за качество проводимых экспертиз;

- за умышленное сокрытие или искажение результатов экспертиз.