Российские законы

<Письмо> Минсобеса РТ от 24.06.1998 N 02-07/1113 “Ответы на вопросы по применению пенсионного законодательства граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО

от 24 июня 1998 г. N 02-07/1113

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЕНСИОННОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ

РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

1. Вопрос: Может ли быть снижен пенсионный возраст ликвидатору чернобыльской катастрофы на 10 лет при назначении пенсии по старости по ст. 30 Закона Российской Федерации от 18.06.92 г. N 3061-1, если ликвидатор принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 20.12.87 г. по 12.01.88 г. и имеет удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС 1987 г.?

Ответ: В соответствии со ст. 30 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС“ пенсии по возрасту назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986 - 1987 годах).

Поскольку в рассматриваемом случае ликвидатор принимал в 1987 году участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, то он имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на 10 лет, т.е. пенсия по старости может быть назначена с 50 лет. Если бы ликвидатор принимал участие в ликвидации аварии в любой период с 1.01.88 г. по 31.12.90 г., то возраст снижается на 5 лет.

2. Вопрос: Учитываются ли при ограничении общей суммы двух пенсий надбавки, повышения и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ при исчислении пенсии с ИКП?

Ответ: Надбавки, повышения и компенсации, устанавливаемые пенсионеру в соответствии с Законом от 15.05.91, учитываются при ограничении общей суммы двух пенсий, исчисленных с учетом индивидуального коэффициента пенсионера, предусмотренным пунктом “ж“ части первой статьи 7 Закона от 20.11.90 (в редакции Закона от 21.07.97), если они входят в состав суммы пенсии.

Данное ограничение распространяется и на надбавки к пенсии, установленные пунктом 2 части первой и пунктом 2 части второй статьи 30 Закона от 15.05.91.

Вместе с тем, ежемесячная компенсация за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, начисляемая нетрудоспособным членам семьи в размере 50 процентов минимальной пенсии по возрасту согласно статье 41 Закона от 15.05.91, выплачивается вместе с пенсией, но не
входит в ее состав, поэтому указанному выше ограничению не подлежит.

3. Вопрос: Имеют ли право на льготное исчисление трудового стажа по статье 31 Закона от 18 июня 1992 г. граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча?

Ответ: Нет, не имеют. Указанным гражданам, пострадавшим от аварии на ПО “Маяк“, трудовой стаж исчисляется на общих основаниях.

4. Вопрос: Имеют ли право на надбавку к пенсии по статье 30 Закона от 18.06.92 года участник ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, выполнявший работы в зоне отселения?

Ответ: Нет, не имеют, поскольку надбавки по указанной статье начисляются к пенсиям граждан, принимавшим участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы только в зоне отчуждения (пункты 3 - 4 части первой статьи 13 Закона).

5. Вопрос: Имеют ли право на снижение пенсионного возраста и надбавку к пенсии граждане, пострадавшие от испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне?

Ответ: Граждане Российской Федерации имеют право на снижение пенсионного возраста на 10 лет (статьи 7 и 8 и часть 1 статьи 32 закона РФ от 15.05.91 г. N 1244-1) при наличии: общего трудового стажа для мужчин не менее 25 лет, для женщин 20 лет; документального подтверждения постоянного проживания на территории Семипалатинской области за период с 29 августа 1949 года по 1963 год и суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения, превышающей 25 сзв (бэр).

Право на надбавку к пенсии по статье 30 Закона от 18.06.92 г. не имеют.

6. Вопрос: Какие документы необходимы для назначения сумм возмещения вреда?

Ответ: Возмещение вреда устанавливается на основании следующих документов:

1. заявления о возмещении вреда, подаваемого потерпевшим гражданином
по месту назначения пенсии;

2. заявления о проценте утраты трудоспособности и справки ВТЭК, выданные учреждениями государственной службы медико - социальной экспертизы;

3. удостоверения установленного образца;

4. справки о зарплате.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению граждан, потерявших кормильца и имеющих право на возмещение вреда, определен статьей 36 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам.

На получателя сумм возмещения вреда формируется самостоятельное дело, в котором к документам, предусмотренным Правилами, приобщаются документы, подтверждающие причину и степень утраты трудоспособности, либо причину смерти кормильца в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

7. Вопрос: Как индексируется заработок для исчисления сумм возмещения вреда, лицам, которым впервые (после 2 марта 1996 г.) установлен процент утраты трудоспособности?

Ответ: Лицам, которым впервые после 2 марта 1996 года начисляются суммы возмещения вреда (ранее пенсия в размере возмещения вреда не назначалась), заработок следует индексировать в соответствии с частью 3 статьи 11 правил (в редакции Федерального Закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ), т.е. в порядке, действующем для назначения пенсии.

В дальнейшем суммы возмещения вреда, подлежат индексации пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.

8. Вопрос: За какой период можно взять заработок для исчисления сумм возмещения вреда, если работы по ликвидации выполняются в разные годы?

Ответ: Если работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС выполнялись в разные годы, можно учитывать заработок, полученный за периоды работы в зоне в пределах одного календарного года, определив наиболее выгодный вариант. По желанию заявителя заработная плата за неполные месяцы работы может учитываться, как за полные.

В составе заработка учитывается также заработная плата, сохраняемая за командированными в зону ЧАЭС по месту основной работы.

9. Вопрос: За какой период можно произвести выплату сумм
возмещения вреда, если обращение последовало позже возникновения права?

Ответ: Требования о возмещении вреда, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. Днем обращения за возмещением вреда считается день подачи заявления.

10. Вопрос: Производится ли выплата недополученных сумм возмещения вреда в связи со смертью семье кормильца?

Ответ: Суммы возмещения вреда, причитающиеся потерпевшему или гражданам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, и недополученные ими в связи со смертью, выплачиваются их наследникам на общих основаниях.

Членам семьи умершего, производящим похороны, эти суммы выплачиваются и до получения свидетельства о праве на наследство.

Начальник

пенсионного отдела

Д.М.НАФИКОВА