Российские законы

<Письмо> МО РТ от 13.07.1998 N 1078 <Об индивидуальном обучении на дому>

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО

от 13 июля 1998 г. N 1078

Министерство образования Республики Татарстан доводит до сведения, что в соответствии с письмом Министерства просвещения СССР от 05.05.1978 N 28-М “Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому“ и письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 г. N 17-253-6 “Об индивидуальном обучении детей на дому“ для больных детей и детей - инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (и лиц заменяющих их) обеспечивают обучение этих детей на дому.

Рекомендация к индивидуальному обучению дается лечебным учреждением
по месту жительства (педиатром, психиатром, хирургом) или медико-педагогической комиссией.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утвержден Министерством здравоохранения (Письмо от 8/28.07.1980 г. N 281-М-1713-186).

Разрешение на домашнее обучение в каждом случае выдается городским, районным отделом образования.

Обучение на дому детей осуществляет образовательное учреждение, как правило, ближайшее к их месту жительства. Зачисление в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном законодательством, для приема граждан в образовательные учреждения.

Образовательное учреждение детям и детям - инвалидам обучающимся на дому:

- предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения;

- обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультационную помощь, необходимую для освоения программ в полном объеме, предусмотренном для данного типа учреждения;

- осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;

- выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Учитель индивидуального обучения должен проводить занятия 4 раза в неделю, при этом, в середине недели детям дается один выходной.

Больные дети и дети - инвалиды, обучающиеся на дому, должны получать знания в полном объеме, предусмотренном программой для данного типа школы (общеобразовательная, коррекционная). Время на урок берется из расчета одного астрономического часа (60 мин.).

В целях соблюдения правил охранительного режима, предпочтительно проводить занятия в первой половине дня (не позднее 16 часов). Между уроками необходимо проводить физминутки.

Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка - инвалида на дому, сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями).

I. Направляется для сведения и руководства письмо министерства образования РСФСР от 14.11.1988 г. N 17-253-6.

Министерство образования РСФСР в соответствии с письмом Госкомитета СССР по народному образованию от 25.10.1988 г.
N 93-01-703/11-14 количество часов учебного плана, утвержденного письмом Министерства просвещения СССР от 05.05.1978 г. N 28-М “Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому“

в I - III(IV) классах - до 8 часов

в IV(V) - VII(VIII) - до 10 часов

в VIII(IX) - до 11 часов

в IX(X) - X(XI) - до 12 часов в неделю.

Министерство образования РСФСР предоставляет право распределения часов по предметам районным, городским отделом образования. При этом следует учитывать индивидуальные особенности, психофизические возможности больных детей. В пределах выделенных часов по классам разрешается включать в учебный план дополнительные предметы, не предусмотренные письмом Министерства просвещения СССР от 05.05.1978 г. N 28-М.

Заместитель министра

Г.Д.КУЗНЕЦОВ

II. Согласно письму Министерства образования РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 3/4 июля 1989 г. N 17-160-6/6-300.

Министерство здравоохранения РСФСР, Министерство образования РСФСР разрешают в порядке исключения, в случае обращения родителей, рассматривать вопрос об организации индивидуального обучения на дому школьников с нарушениями слуха, которые по заключению медико-педагогической комиссии подлежат обучению в специальных общеобразовательных школах - интернатах для глухих, слабослышащих и позднооглохших. Порядок перевода учащихся на обучение на дому следует осуществлять в соответствии с письмом Министерства просвещения СССР от 05.05.1978 г. N 28-М “Об улучшении индивидуального обучения больных детей на дому“ и письмом Министерства образования РСФСР от 14.11.1988 г. N 17-253-6 “Об индивидуальном обучении больных детей на дому“.

Заместитель министра

образования РСФСР

Г.Д.КУЗНЕЦОВ

Заместитель министра

здравоохранения РСФСР

Н.Н.ВАГАНОВ

III. Направляется для сведения и руководства дополнительный Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому. Письмо от 8/28 июля 1980 года N 281-М-17-13-186.

Заместитель министра

образования РСФСР

Т.Т.ВЕСЕЛОВ

Заместитель министра

здравоохранения РСФСР

А.Г.ГРАЧЕВ

ПЕРЕЧЕНЬ

ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПО ПОВОДУ КОТОРЫХ ДЕТИ НУЖДАЮТСЯ

В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ НА
ДОМУ И ОСВОБОЖДАЮТСЯ

ОТ ПОСЕЩЕНИЯ МАССОВОЙ ШКОЛЫ

СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

1. Ревматизм в активной фазе с непрерывно рецидивирующим течением.

2. Панкардит (после выписки из стационара или санатория дети нуждаются в индивидуальных занятиях в течение года и более).

3. Врожденные пороки сердца в стадии субкомпенсации и декомпенсации.

4. Тетрада Фалло тяжелой степени с частыми одышечно-цианотическими приступами.

5. Хроническая пневмония III стадии при распространенном процессе и наличии выраженной интоксикации.

6. Бронхиальная астма с частыми тяжелыми приступами или длительным астматическим состоянием.

7. Хронический нефрит с нефротическим синдромом.

8. Хронический диффузный гломерулонефрит с симптомами почечной недостаточности.

9. Хронический пиелонефрит с рецидивирующим течением и симптомами почечной недостаточности.

10. Тяжелые формы муковисцидоза.

11. Хронический гепатит и цирроз печени с явлениями асцита.

12. Злокачественные новообразования различных органов.

13. Нарушение свертываемости крови в случаях затруднения передвижения (тяжелая форма гемофилии).

НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

1. Миопатия, нарушение функций опорно-двигательного аппарата при торзионной дистонии и других сторон гиперкинетических синдромах врожденной и наследственной природы.

2. Тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата после перенесения полиомиелита.

3. Тяжелые остаточные явления после перенесения энцефаломиелита и полирадикулоневрита.

ХИРУРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

1. Спинномозговая грыжа с параличом нижних конечностей и расстройством функции тазовых органов.

2. Дневное недержание мочи различной этиологии (эктопия мочевого пузыря, тотальная эписпадия, - декомпенсированная форма).

3. Атрезия заднего прохода с недержанием кала.

4. Параличи нижних конечностей при различных заболеваниях.

5. Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата в момент нахождения в кокситной гипсовой повязке (хронический остеомиелит, костно-суставной туберкулез).

6. Состояние после операции на опорно-двигательном аппарате по поводу врожденных заболеваний или травмы в случае затруднения передвижения до окончания лечения.

7. Нарушение опорно-двигательного аппарата с невозможностью передвижения.

КОЖНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

1. Экземы распространенные в состоянии обострения.

2. Диффузные нейродермиты в состоянии обострения.

3. Псориатрические эритродермии.

4. Артропатический псориаз.

5. Пруриго Гебра.

6. Дерматит Дюринга (в период обострения).

7. Ихтиозоформная эритродермия.

8. Эпидермолизис
буллеза (тяжелые формы).

9. Акродерматит энтерпатика (тяжелые формы).

10. Острая красная волчанка.

11. Прогрессирующая распространенная склеродермия.

ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии обострения.

2. Эпилепсия в стадии обострения.

3. Неврозы, реактивные состояния, неврозоподобные состояния, в том числе энкопрез, стойкий дневной энурез, тяжелое заикание в стадии декомпенсации.

4. Выраженные энцефалоастенические проявления различной этиологии (травматический, инфекционной, соматической).

5. Психопатии, психопатоподобные состояния в стадии декомпенсации.

Примечание. Не дается право на индивидуальное обучение детям со слабоумием в степени имбецильности.

Показания для индивидуального обучения детей на дому по программе коррекционной школы 8 вида.

1. Олигофрения в степени дебильности, осложненная следующими синдромами:

а) развернутыми дневными эпилептическими припадками,

б) нарушениями опорно-двигательного аппарата,

в) выраженным энцефалоастеническим состоянием,

г) синдромом двигательной расторможенности,

д) энкопрезом и дневным энурезом,

е) реактивным состоянием.

2. Эпилепсия со слабоумием (развернутые дневные припадки).

3. Шизофрения, дефектное состояние в стадии декомпенсации.

4. Травматическое и эндокринологическое слабоумие в стадии декомпенсации.

5. Текущие органические процессы в состоянии обострения.

Показания для освобождения от обучения на длительное время (полный учебный год) учащихся, страдающих психоневрологическими заболеваниями.

По общеобразовательным школам

1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии в острой фазе).

2. Эпилепсия с частыми развернутыми судорожными припадками.

3. Операция на мозге.

4. Резко выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжело протекавших инфекций.

5. Тяжелые неврозы (неврастении, психастении).

По коррекционным школам 8 вида

1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в острой фазе.

2. Эпилепсия с частыми развернутыми судорожными припадками.

3. Операция на мозге.

4. Резко выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжело протекавших инфекций.

Показания для создания облегченного режима учащимися, страдающим соматическими, психоневрологическими заболеваниями (дополнительный выходной день, освобождение от некоторых уроков, неполный перевод на индивидуальное обучение).

По общеобразовательным школам

Соматические заболевания

1. Врожденная сфероцитарная анемия (форма средней тяжести и тяжелая).

2. Гемофилия.

3.
Гипопластическая анемия.

Психоневрологические заболевания

1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии компенсации.

2. Эпилепсия в стадии обострения ( учащение приступов, наличие дисфорий).

3. Церебральная недостаточность на отдаленных этапах после операций на мозге.

4. Выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжелых инфекционных заболеваний.

Организация индивидуального обучения учащихся на дому должна проводиться на основании заключения лечебного учреждения (больницы, поликлиники, диспансера) и с разрешения, в каждом отдельном случае, районного (городского) отдела образования.

Заместитель министра

В.А.БОГОВАРОВА