Российские законы

Закон РТ от 15.09.1999 N 2354 “О правовом режиме чрезвычайного положения“

Утратил силу в связи с принятием Закона РТ от 21.11.2001 N 1194.

Вступил в силу со дня официального опубликования (статья 28 данного документа).

15 сентября 1999 года N 2354

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Чрезвычайное положение является временной мерой, вводимой в соответствии с Конституцией Республики Татарстан на всей территории либо части территории республики, и означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, допускающий устанавливаемые в соответствии с настоящим Законом ограничения прав и свобод граждан, прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного
строя Республики Татарстан.

Статья 2. Целью введения чрезвычайного положения является скорейшая стабилизация обстановки, восстановление законности и правопорядка, а также создание условий, необходимых для проведения неотложных аварийно - спасательных и восстановительных работ.

РАЗДЕЛ II.

УСЛОВИЯ, ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК

ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 3. Чрезвычайное положение может вводиться лишь при наличии реальной угрозы безопасности граждан или конституционному строю республики, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

Статья 4. Основаниями введения чрезвычайного положения, при соблюдении требований статьи 3 настоящего Закона, могут быть:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;

б) чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого - социального характера, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно - спасательных и восстановительных работ.

Статья 5. Чрезвычайное положение на всей территории Республики Татарстан или в отдельных ее местностях может вводиться или продлеваться Указом Президента Республики Татарстан (далее - Указом) с одновременным внесением принятого решения на утверждение Государственного Совета Республики Татарстан.

О введении чрезвычайного положения на всей территории либо части территории республики Президент Республики Татарстан уведомляет Президента Российской Федерации в день подписания Указа.

Президент Российской Федерации может ввести чрезвычайное положение на всей территории либо части территории республики только с предварительного согласия Президента Республики Татарстан и Государственного Совета Республики Татарстан.

Статья 6. В Указе о введении или продлении чрезвычайного положения указываются:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения или продления чрезвычайного положения, в соответствии с требованиями статей 3 и 4 настоящего Закона;

б) обоснование необходимости введения или продления чрезвычайного положения в соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Закона;

в) перечень и пределы
чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц, с соблюдением требований статей 17 и 18 настоящего Закона;

г) органы государственного управления, ответственные за осуществление режима чрезвычайного положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов;

д) границы территории, на которой вводится или продлевается чрезвычайное положение;

е) время вступления в силу Указа, а также точный срок, на который вводится или продлевается чрезвычайное положение.

Указ о введении или продлении чрезвычайного положения доводится до сведения населения через средства массовой информации не позднее чем за 6 часов до вступления его в силу.

Статья 7. Указ о введении чрезвычайного положения в период сессии Государственного Совета Республики Татарстан подлежит передаче на утверждение Государственного Совета Республики Татарстан немедленно. Государственный Совет Республики Татарстан рассматривает Указ в срок, не превышающий 48 часов. В период между сессиями Государственного Совета Республики Татарстан Указ о введении чрезвычайного положения подлежит передаче в Президиум Государственного Совета Республики Татарстан, который незамедлительно принимает решение о созыве внеочередной сессии Государственного Совета Республики Татарстан, на которой Государственный Совет рассматривает Указ о введении чрезвычайного положения в срок, не превышающий 72 часов с момента его принятия. При объявлении через средства массовой информации Указа о введении чрезвычайного положения народные депутаты Республики Татарстан обязаны прибыть к месту заседания Государственного Совета Республики Татарстан в возможно короткие сроки без специального вызова.

Статья 8. Указ о введении или продлении чрезвычайного положения, не утвержденный Государственным Советом Республики Татарстан в порядке и сроки, установленные статьей 7 настоящего Закона, утрачивает силу, о чем население соответствующей территории оповещается через средства массовой информации.

Статья 9. Чрезвычайное положение может вводиться на
всей территории Республики Татарстан на срок до 7 суток, на части территории Республики Татарстан срок действия чрезвычайного положения не может превышать 60 дней.

Президент Республики Татарстан вправе неоднократно продлевать действие чрезвычайного положения на сроки, установленные частью первой настоящей статьи. Указы о продлении сроков действия чрезвычайного положения также утверждаются Государственным Советом Республики Татарстан.

Президент Республики Татарстан вправе отменить чрезвычайное положение до истечения срока, определенного Указом о введении чрезвычайного положения, если устранены обстоятельства, послужившие основанием для его объявления.

Решение об отмене чрезвычайного положения до истечения срока, определенного Указом о введении чрезвычайного положения, или продлении срока чрезвычайного положения вступает в силу с момента принятия и незамедлительно обнародуется.

РАЗДЕЛ III.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ,

ВВОДИМЫЕ НА ПЕРИОД ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 10. На территории, где введено чрезвычайное положение, Указом могут вводиться особые формы управления в соответствии с настоящим Законом.

Государственные органы, осуществляющие управление в условиях чрезвычайного положения, могут наделяться чрезвычайными полномочиями для принятия мер, необходимых для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка и законности, и ликвидации угрозы безопасности граждан. Эти чрезвычайные меры могут предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан, за исключением прав и свобод, перечисленных в статье 18 настоящего Закона.

Статья 11. Для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, а также в случае ненадлежащего осуществления своих функций местными органами государственной власти и управления территории, на которой введено чрезвычайное положение, Указом могут быть образованы специальные временные органы.

Решение о введении, отмене или продлении срока действия особых форм управления вступает в силу с момента принятия, если иное специально не оговорено, и незамедлительно обнародуется через средства массовой информации.

Временным органам управления могут быть переданы полностью или частично
исполнительные и распорядительные полномочия местных органов государственного управления на территории, где введено чрезвычайное положение.

Приказы и распоряжения таких органов по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения обязательны к исполнению на соответствующей территории.

Статья 12. Все государственные органы, предприятия, учреждения, организации, органы местного самоуправления, общественные объединения и граждане, находящиеся на территории, где введено чрезвычайное положение, обязаны выполнять постановления и распоряжения временных органов Республики Татарстан, осуществляющих особые формы управления на соответствующей территории, и оказывать им всемерную поддержку. Невыполнение постановлений и распоряжений влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

Статья 13. Временные органы, осуществляющие особые формы управления на всей территории либо части территории республики, вправе:

- применять меры, предусмотренные разделом IV настоящего Закона;

- входить с предложениями по вопросам государственного, хозяйственного и социально - культурного развития подчиненных территорий в органы государственной власти и управления Республики Татарстан;

- приостанавливать деятельность местных органов государственной власти и управления, временно исполнять их функции.

Статья 14. Для обеспечения общественного порядка, охраны жизни, здоровья, безопасности, прав, свобод и законных интересов граждан используются силы и средства органов внутренних дел, государственной безопасности, других правоохранительных органов.

Для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого - социального характера с целью снижения ущерба народному достоянию по решению Кабинета Министров Республики Татарстан привлекаются министерства, государственные комитеты и ведомства республики.

Специальные силы и средства привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в установленном порядке.

РАЗДЕЛ IV.

МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ

ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 15. На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие меры:

а) особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;

б) усиление охраны общественного порядка, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, и потенциально опасных объектов;

в) запрещение проведения собраний,
митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований, а также массовых мероприятий;

г) запрещение забастовок;

д) ограничение движения транспортных средств и их досмотр.

Статья 16. В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в пункте “а“ статьи 4 настоящего Закона, дополнительно могут вводиться следующие меры:

а) комендантский час, то есть запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток;

б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры, допускается временный арест печатной продукции до отмены чрезвычайного положения, а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры;

в) приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности политических партий, общественных объединений и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки;

г) проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, - личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств;

д) ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков, в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учреждений и организаций - также и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

е) выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет.

В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в пункте “б“ статьи 4 настоящего Закона, в дополнение к мерам, перечисленным в статье 15 настоящего Закона, могут применяться следующие меры:

а) временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных
жилых помещений;

б) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости;

в) установление карантина и проведение других санитарно - противоэпидемиологических мероприятий;

г) мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно - спасательных и восстановительных работ;

д) отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных учреждений, предприятий и организаций, при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей, и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц;

е) в исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью неотложного проведения аварийно - спасательных работ, допустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда.

РАЗДЕЛ V.

ГАРАНТИИ ПРАВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН

И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 17. Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение установленных законом полномочий государственных органов, прав общественных объединений, а также прав, свобод и обязанностей граждан, должны осуществляться в тех пределах, в которых это требуется остротой создавшегося положения.

Применение таких мер на части территории республики не должно противоречить общепринятым нормам международного права и не может влечь за собой изменение полномочий местных органов государственной власти и управления, прав общественных объединений, а также прав и обязанностей граждан в других местностях, а также в республике в целом.

Статья 18. Введение чрезвычайного положения не может служить основанием для применения пыток, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания. В период чрезвычайного положения не могут быть ограничены права и свободы граждан, предусмотренные статьями 25 - 27, частью 1 статьи 29, частью 2 статьи 33,
статьей 47 Конституции Республики Татарстан.

Статья 19. Порядок и условия применения силы, специальных средств и огнестрельного оружия, состоящих на вооружении органов внутренних дел, Комитета государственной безопасности, других правоохранительных органов, регулируются законом и не подлежат изменению в условиях чрезвычайного положения.

Статья 20. Граждане, нарушившие правила комендантского часа, установленные в соответствии со статьей 16 настоящего Закона, задерживаются силами охраны правопорядка до окончания комендантского часа, а лица, не имеющие при себе документов, - до установления их личности, но не более чем на трое суток. Задержанные лица и находящиеся при них вещи могут быть подвергнуты досмотру.

Нарушение установленных требований режима чрезвычайного положения, действия, провоцирующие нарушения правопорядка, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или иных лиц, при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка, совершенные в местностях, где объявлено чрезвычайное положение, влекут за собой административную ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 21. Акты, принятые для обеспечения режима чрезвычайного положения, утрачивают силу одновременно с прекращением чрезвычайного положения без специального о том уведомления.

Отмена чрезвычайного положения влечет за собой прекращение производства по делам о нарушениях режима чрезвычайного положения с немедленным освобождением лиц, подвергнутых административному аресту за нарушение режима чрезвычайного положения.

Статья 22. Гражданам, пострадавшим при чрезвычайных обстоятельствах либо в связи с производством по их предотвращению или ликвидации, соответствующими государственными органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями предоставляется жилое помещение, возмещается причиненный материальный ущерб в соответствии с законодательством, оказывается содействие в трудоустройстве и иная необходимая помощь.

Статья 23. Неправомерное применение силы сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими, превышение должностными лицами служебных полномочий, включая нарушение гарантий прав граждан, установленных настоящим Законом, влекут за собой ответственность
согласно законодательству.

Статья 24. Правосудие на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется только судами.

Судопроизводство в судах ведется в соответствии с действующими на момент объявления чрезвычайного положения законами Республики Татарстан и Российской Федерации. Введение чрезвычайных форм судопроизводства не допускается.

РАЗДЕЛ VI.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Государственный Совет Республики Татарстан, утвердивший Указ о введении чрезвычайного положения, в течение всего периода чрезвычайного положения осуществляет контроль за соблюдением настоящего Закона.

Статья 26. В период действия чрезвычайного положения на всей территории Республики Татарстан не допускается изменение Конституции Республики Татарстан и избирательных законов, не проводятся референдумы и выборы.

Статья 27. Порядок финансирования работ, необходимых для ликвидации причин и последствий обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, определяется Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Статья 28. Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования.

Президент

Республики Татарстан

М.ШАЙМИЕВ

Казань

15 сентября 1999 года

N 2354