Российские законы

Приказ МЗ РТ от 28.11.2002 N 1283 “Об утверждении отраслевого стандарта “Система управления ресурсосбережением в медицинских учреждениях и организациях Министерства здравоохранения Республики Татарстан“

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ

от 28 ноября 2002 г. N 1283

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОГО СТАНДАРТА

“СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕМ В МЕДИЦИНСКИХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН“

Во исполнение Распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.10.2002 г. N 1158р и в целях активизации работы в области ресурсосбережения в медицинских учреждениях и организациях Министерства здравоохранения Республики Татарстан ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить отраслевой стандарт “Система управления ресурсосбережением в медицинских учреждениях и организациях Министерства здравоохранения Республики Татарстан“.

2. Главным врачам республиканских учреждений, начальникам Управлений и отделов здравоохранения, руководителям организаций Министерства здравоохранения Республики Татарстан:

2.1. Разработать и представить в Управление инженерно - технической службы при Министерстве здравоохранения Республики Татарстан по своим медицинским учреждениям и организациям
Программу “Ресурсосбережение на 2003 - 2005 гг.“ до 20.02.2003 г.;

2.2. Принять к сведению, что разработанная в учреждении, организации Программа по энергосбережению будет являться составной частью Программы по ресурсосбережению;

2.3. Предусмотреть финансирование мероприятий по выполнению Программ в сметах расходов на 2003 - 2005 гг.

3. Контроль за исполнением данного Приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Республики Татарстан Галиуллина Н.И.

Министр

К.ЗЫЯТДИНОВ

Утвержден

Приказом

министра здравоохранения

Республики Татарстан

от 28 ноября 2002 г. N 1283

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

“СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕМ

В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН“

Требования и руководство по применению

Казань 2002 г.

Введение

В связи с повышением дефицита и увеличением стоимости ресурсов медицинские учреждения здравоохранения и организации Министерства здравоохранения Республики Татарстан (далее - учреждения, организации) должны быть заинтересованы в том, чтобы добиться эффективности своей деятельности, контролируя свои затраты, в т.ч. через политику ресурсосбережения.

Это делается в условиях все большего ужесточения законодательства, развития экономической политики и других мер, направленных на ресурсосбережение.

Отраслевой стандарт предназначен для обеспечения учреждений и организаций элементами эффективной системы управления ресурсосбережением, для содействия в деле достижения экономических целей.

Стандарт устанавливает требования к системе управления ресурсосбережением.

Модель такого подхода выражена в следующей структурной схеме:

---------------------------------------------------------¬

¦ Политика ресурсосбережения ¦

L--------------------------T------------------------------

V

---------------------------------------------------------¬

¦
Планирование ¦

L--------------------------T------------------------------

V

---------------------------------------------------------¬

¦ Внедрение и функционирование ¦

L--------------------------T------------------------------

V

---------------------------------------------------------¬

¦ Проведение проверок и корректирующие действия ¦

L--------------------------T------------------------------

V

---------------------------------------------------------¬

¦ Анализ существующего состояния ¦

L--------------------------T------------------------------

V

---------------------------------------------------------¬

¦ Постоянное улучшение ¦

L---------------------------------------------------------

Успех системы управления зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми учреждениями и организациями. Общая цель отраслевого стандарта заключается в том, чтобы поддержать меры по ресурсосбережению при сохранении баланса с социально - экономическими потребностями.

Управление ресурсосбережением охватывает весь диапазон проблем, включая проблемы, касающиеся приобретения для учреждений конкурентоспособной продукции на конкурсной основе.

Чтобы достичь оптимальных показателей, система управления ресурсосбережением должна стимулировать учреждения и организации рассматривать вопрос о внедрении наилучшей существующей технологии там, где это целесообразно и экономически приемлемо. Кроме того, следует в полной мере учитывать эффективность такой технологии с точки зрения ресурсосбережения.

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

“СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕМ

В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН“

Требования и руководство по применению

1. Область применения

Настоящий стандарт разработан в соответствии с Республиканским стандартом Республики Татарстан “Системы управления ресурсосбережением“ РСТ РТ СУР 64-31/1 и устанавливает требования к системе управления процессами ресурсосбережения в целях оказания помощи учреждениям, организациям в определении их политики и целевых показателей с учетом требований законов и данных о существующих воздействиях на процессы ресурсосбережения. Он применяется к тем аспектам ресурсосбережения, которые учреждения и организации могут контролировать, на которые
они могут оказывать влияние. Стандарт не устанавливает конкретных критериев эффективности ресурсосбережения. Настоящий стандарт применим к любому учреждению, организации, которые хотят внедрить, поддержать, улучшить систему управления ресурсосбережением.

2. Определения

Применительно к настоящему стандарту используются приведенные ниже определения.

2.1. Постоянное улучшение: Повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования.

2.2. Ресурсосбережение: Деятельность учреждения, организации по рациональному использованию всех ресурсов, включая электроэнергию, тепловую энергию, все виды материальных ресурсов, труд человека и их взаимодействие.

2.3. Аспект ресурсосбережения: Элемент деятельности учреждения, организации, который может влиять на ресурсоемкость производимых продукции и услуг.

2.4. Система управления процессами ресурсосбережения: Часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания политики ресурсосбережения.

2.5. Политика ресурсосбережения: Заявление учреждения, организации о своих намерениях и принципах, связанных с общей эффективностью ресурсосбережения, которое служит основанием для действия и для установления целевых и плановых показателей ресурсосбережения.

2.6. Эффективность ресурсосбережения (характеристики ресурсосбережения): Измеряемые результаты системы управления процессами ресурсосбережения, связанные с контролированием учреждением, организацией ее аспектов ресурсосбережения, основанных на ее политике ресурсосбережения, а также на целевых и плановых показателях ресурсосбережения.

2.7. Аудит системы управления процессами ресурсосбережения: Систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных с целью определения, соответствует ли система управления процессами ресурсосбережения критериям аудита.

2.8. Целевой показатель ресурсосбережения: Общий целевой показатель состояния ресурсосбережения, который учреждение, организация стремятся достичь и который выражается количественно.

2.9. Плановый показатель ресурсосбережения: Детализированное требование в отношении эффективности, выраженное количественно, которое должно быть установлено и выполнено для достижения целевых показателей.

2.10. Учреждение, организация: Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.

Примеры: медицинское учреждение,
организация, учебное заведение, предприятие, фирма, компания, ассоциация, а также их подразделения.

2.11. Предотвращение расточительного использования ресурсов: Использование процессов, практических методов, материалов и продукции, которые позволяют избегать расточительного использования ресурсов.

Примечание. Предотвращением расточительного использования ресурсов являются уменьшение ресурсоемкости продукции и услуг, снижение себестоимости.

3. Требования к системе управления ресурсосбережением

3.1. Общие требования

Учреждения, организация должны разработать и поддерживать в рабочем состоянии систему управления ресурсосбережением.

3.2. Политика ресурсосбережения

Политику ресурсосбережения определяют руководители Министерства здравоохранения Республики Татарстан и медицинских учреждений и организаций.

Политика ресурсосбережения должна соответствовать:

- характеру и масштабу оказываемых услуг;

- постоянному улучшению процессов ресурсосбережения и предотвращения расточительного использования ресурсов;

- существующему законодательству;

- установленным целевым и плановым показателям ресурсосбережения и их анализа;

- возможности документального оформления;

- быть доступной для общественности.

3.3. Планирование

3.3.1. Аспекты ресурсосбережения

Учреждение, организация должны определить те аспекты, которые оказывают или могут оказать существенные воздействия на ресурсоемкость.

В процессе определения аспектов ресурсосбережения следует рассматривать:

- энергоемкость,

- затраты тепловой энергии,

- трудоемкость,

- материалоемкость,

- использование сырья и природных ресурсов,

- другие локальные проблемы.

3.3.2. Законные и другие требования

Учреждение, организация должны соблюдать законы и другие требования, которые применимы в процессе управления ресурсосбережением.

3.3.3. Целевые и плановые показатели ресурсосбережения

Учреждение, организация устанавливают и поддерживают в рабочем состоянии документально оформленные целевые и плановые показатели ресурсосбережения для каждого соответствующего подразделения.

3.3.4. Программа управления ресурсосбережением

Учреждение, организация разрабатывают и поддерживают в рабочем состоянии программу достижения своих целевых плановых показателей ресурсосбережения. В программе указываются, каким образом будут достигнуты целевые и плановые показатели ресурсосбережения, распределение ответственности за достижение конечных результатов, сроки исполнения.

3.4. Внедрение и функционирование

3.4.1. Структура и ответственность

Обязанности, ответственность и полномочия должны быть определены, документально оформлены и доведены до сведения всех, кого это касается, с тем чтобы содействовать эффективному управлению ресурсосбережением.

Руководители
учреждения, организации должны представлять ресурсы, на которые распространяется внедряемая система управления ресурсосбережением.

Ресурсы включают в себя людские ресурсы, специальные знания и опыт, технологию, материальные, энергетические и финансовые ресурсы.

Руководитель учреждения, организации назначает специального(ых) представителя(ей), который(е) независимо от других обязанностей должен(ны) иметь определенные ответственность и полномочия для того, чтобы:

- гарантировать, что требования системы управления ресурсосбережением выполняются и поддерживаются на надлежащем уровне в соответствии с настоящим стандартом;

- представлять отчеты о функционировании системы руководителю для анализа и в качестве основы для совершенствования системы управления ресурсосбережением, отчеты в вышестоящие организации.

3.4.2. Компетентность, осведомленность, обучение

Персонал, выполняющий работы, которые могут оказать значительное воздействие на ресурсосбережение, должен обладать компетентностью, обусловленной соответствующим образованием, подготовкой и/или практическим опытом.

Учреждение, организация должны обеспечить, чтобы персонал, чья работа может в значительной степени повлиять на ресурсосбережение, прошли соответствующее обучение.

3.4.3. Связь

Относительно своих ресурсосберегающих аспектов и системы управления ресурсосбережением учреждения, организации должны поддерживать в рабочем состоянии процедуры:

- внутренней связи между различными уровнями и подразделениями;

- получения надлежащих сообщений от внешних заинтересованных сторон, их документального оформления и ответа на них.

3.4.4. Документация системы управления ресурсосбережением

Учреждение, организация должны определить и поддерживать в актуальном состоянии информацию на бумажном или электронном носителе.

3.4.5. Управление документацией

Учреждение, организация должны устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления всеми документами, которые требуются согласно настоящему стандарту, для того, чтобы:

- их можно было найти;

- периодически анализировать, пересматривать по мере необходимости;

- изымать устаревшие документы.

Документация должна быть удобочитаемой, датированной, должна содержаться в порядке и храниться в течение указанного срока.

3.5. Проведение проверок и корректирующие действия

3.5.1. Мониторинг и измерение

Учреждение, организация должны устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристик
своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на ресурсосбережение.

3.5.2. Несоответствие, корректирующие и предупреждающие действия

Учреждение, организация проводят корректирующие или предупреждающие действия для устранения причин, вызывающих несоответствия в действующей системе управления ресурсосбережением.

Все изменения в результате корректирующих и предупреждающих действий документируются.

3.5.3. Аудит системы управления ресурсосбережением

Учреждение, организация должны проводить процедуры периодических аудитов системы управления ресурсосбережением для того, чтобы определить:

- соответствует ли система управления ресурсосбережением запланированным мероприятиям;

- должным, ли образом система управления ресурсосбережением реализуется и поддерживается в рабочем состоянии.

Информация о результатах аудита предоставляется руководителю учреждения, организации.

3.5.4. Анализ со стороны руководства

Руководители учреждения, организации должны анализировать систему управления ресурсосбережением через установленные ими промежутки времени, с тем чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и эффективность.

Анализ со стороны руководства должен проводиться для определения возможной потребности в изменениях политики, целевых показателей и других элементов системы управления ресурсосбережением.

Главный инженер

Министерства здравоохранения

Республики Татарстан

Б.П.БЕЛОУС