Российские законы

Решение Коллегии Прокуратуры РТ и МВД РТ от 08.06.2005 N 3 КМ “О дополнительных мерах по укреплению законности, служебной и учетно-регистрационной дисциплины в органах внутренних дел и организации выполнения совместного Приказа Генерального прокурора РФ и министра внутренних дел РФ N 18/350 от 16.05.2005 “О мерах по укреплению законности при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела“

ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 8 июня 2005 г. N 3 КМ

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗАКОННОСТИ,

СЛУЖЕБНОЙ И УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНАХ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ

СОВМЕСТНОГО ПРИКАЗА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РФ И

МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ N 18/350 ОТ 16.05.2005 “О МЕРАХ

ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗАКОННОСТИ ПРИ ВЫНЕСЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ

ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА“

Заслушав и обсудив доклад первого заместителя прокурора Республики Татарстан А.Ю.Николаева о состоянии исполнения законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, выступления заместителя министра внутренних дел РТ А.В.Хохорина, заместителя начальника управления кадров МВД РТ Э.Р.Усманова, отчеты прокуроров городов и районов, начальников горрайорганов внутренних дел, коллегии отмечают, что Прокуратурой
и Министерством внутренних дел республики в последние годы предпринят комплекс организационных и практических мер, направленных на укрепление служебной и учетно-регистрационной дисциплины, повышение доверия населения к правоохранительным органам. Вопросы состояния законности при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений и заявлений граждан о происшествиях и преступлениях регулярно рассматриваются на заседаниях координационного совещания руководителей правоохранительных органов республики, межведомственной комиссии Прокуратуры и МВД РТ, совместных коллегий и центральной аттестационной комиссии МВД РТ. В ходе совместных и ведомственных проверок изучается выполнение мероприятий, направленных на укрепление учетно-регистрационной дисциплины, анализируются причины, способствующие нарушению законности при регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, принимаются меры для их пресечения и предупреждения.

В то же время коллегии отмечают, что, несмотря на предпринимаемые меры по пресечению нарушений законности при рассмотрении сообщений о преступлениях, продолжают иметь место факты укрытия преступлений, принятия незаконных решений об отказе в возбуждении уголовных дел. Только в 2005 году поставлено на учет более 1800 преступлений по отмененным “отказным“ материалам. По фактам укрытия преступлений в отношении сотрудников милиции возбуждено 49 уголовных дел (в 2004 году к уголовной ответственности были привлечены 24 сотрудника милиции).

Состояние прокурорского надзора и ведомственного контроля в этой сфере явно не адекватно складывающейся обстановке. Руководители органов внутренних дел утверждают, а нередко инициируют незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, сотрудники же прокуратур эти материалы проверяют формально, причины и обстоятельства принятия незаконных решений должным образом не выясняют. При установлении признаков состава преступлений по фактам нарушений при рассмотрении сообщений о преступлениях и их укрытии уголовные дела возбуждаются, как правило, в отношении рядовых сотрудников милиции. При этом руководители, утвердившие незаконные постановления либо
давшие указание о принятии таких решений, остаются безнаказанными и их действиям вообще не дается юридическая оценка.

В результате непринятия должных мер по пресечению нарушений в этой стадии уголовного преследования, защите граждан, ставших объектами преступного посягательства, преступники уходят от заслуженного наказания, а у населения вырабатывается недоверие к правоохранительным органам, укрепляется уверенность в неспособности государства обеспечить его защиту. Коллегии отмечают необходимость выработки единых подходов к вопросам укрепления учетно-регистрационной дисциплины, а также принятия незамедлительных и исчерпывающих мер, направленных на реализацию положений совместного Приказа Генерального прокурора и министра внутренних дел РФ N 18/350 от 16.05.2005 “О мерах по укреплению законности при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела“.

Серьезную обеспокоенность вызывают состояние служебной дисциплины и при осуществлении других функций милиции. Отмечен рост числа нарушений законности, допущенных сотрудниками уголовного розыска, следствия, дознания, ГИБДД, участковыми уполномоченными милиции. По состоянию на 1 июня 2005 года в производстве органов прокуратуры находилось 108 уголовных дел, возбужденных в отношении 108 сотрудников милиции, что на 30,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (83). Растет число сотрудников милиции, осужденных и за совершение общеуголовных преступлений (с 1 до 9), в т.ч. вымогательство (2), мошенничество (3), причинение тяжкого вреда здоровью (2), подделку документов (2). Эти преступления совершены сотрудниками Вахитовского, Советского РУВД, УВД г. Набережные Челны, Лениногорского, Елабужского и Буинского ГРОВД.

Несмотря на принимаемые меры, состояние транспортной дисциплины в подразделениях внутренних дел также остается неудовлетворительным. По вине сотрудников с начала года совершено 37 дорожно-транспортных происшествий (АППГ - 21), в том числе с пострадавшими - 17. Чаще всего виновниками ДТП становятся сотрудники ППС (7 фактов) и
ГИБДД (6 фактов).

Сложившемуся положению дел в вопросах соблюдения законности способствуют недостатки в организации работы по предупреждению правонарушений среди личного состава, неудовлетворительная организация индивидуально-воспитательной работы, отсутствие должного контроля за подчиненными, снисходительное и беспринципное отношение к нарушителям законности со стороны ряда руководителей органов и подразделений внутренних дел.

В целях активизации деятельности правоохранительных органов и улучшения их взаимодействия по вопросам исполнения законов, при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, укрепления служебной дисциплины коллегии РЕШИЛИ:

1. Обеспечение законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях считать основным приоритетным направлением в работе. Принять все необходимые меры для искоренения фактов укрытия преступлений. Выявленные нарушения расценивать как чрезвычайные с принятием предусмотренных законом мер ответственности как в отношении исполнителей, так и в отношении руководителей, допустивших такие нарушения.

1.1. Всем оперативным работникам Прокуратуры и Министерства внутренних дел республики принять меры по неукоснительному выполнению требований совместного Приказа Генерального прокурора РФ и министра внутренних дел Российской Федерации N 18/350 от 16.05.2005 “О мерах по укреплению законности при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела“, а также совместного Приказа Прокурора РТ и министра внутренних дел РТ N 366/379 от 03.06.2005. Персональную ответственность за исполнение требований данных нормативных актов возложить на прокуроров городов, районов, специализированных прокуроров, начальников горрайлинорганов внутренних дел.

1.2. Прокуратуре РТ и МВД РТ до 1 июля 2005 года обновить состав межведомственной рабочей группы по контролю за учетно-регистрационной дисциплиной, включив в ее состав сотрудников аппаратов МВД и Прокуратуры РТ. Заседания рабочей группы и обобщения проводить ежеквартально. С учетом особой актуальности проблемы в 2005 году заседания группы проводить ежемесячно, результаты работы докладывать руководству
Прокуратуры и МВД РТ.

1.3. Прокуратуре РТ, МВД РТ до 01.08.2005 разработать инструкцию о порядке направления, проверки и утверждения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, регламентирующую унифицированный механизм исполнения требований Приказа N 18/350 от 16.05.2005.

1.4. Прокуратуре РТ, МВД РТ с выездом (согласно графику выездов) в города и районы проверить исполнение совместного Приказа ГП РФ и МВД РФ N 18/350 от 16.05.2005, в случае необходимости оказать практическую помощь. Проанализировать практику выполнения требований Приказа N 18/350, подготовить соответствующие предложения. По результатам направить на места информационное письмо.

1.5. Прокурорам городов и районов, начальникам ОВД до 01.07.2005 разработать механизм исполнения требований совместного Приказа ГП РФ и МВД РФ N 18/350 от 16.05.2005, определить порядок движения материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, обеспечив учет в соответствии с положениями совместного Приказа Прокурора и министра внутренних дел РТ N 366/379.

1.6. Прокуратуре республики в оценке прокурорско-следственной практики на данном участке работы исходить из того, насколько своевременно и полно прокуроры используют свои полномочия по отмене незаконных процессуальных решений, принципиально и остро решают вопросы привлечения должностных лиц органов внутренних дел к предусмотренной законом ответственности, в том числе к уголовной.

1.7. МВД, Прокуратуре РТ, руководителям горрайорганов внутренних дел, прокурорам городов и районов через средства массовой информации довести новые подходы прокуратуры и милиции к вопросам приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях до населения городов и районов республики. Ориентировать общественность на сообщение правоохранительным органом об известных преступлениях. Изучать мнение граждан о работе правоохранительных органов с выходом в трудовые коллективы.

1.8. Прокурорам городов и районов, начальникам органов внутренних дел систематически проводить на местах оперативные совещания
по вопросам укрепления учетно-регистрационной дисциплины. О результатах сообщить докладными записками в Прокуратуру РТ и штаб МВД РТ до 1 августа 2005 г. Прокуратуре и МВД РТ до 15.08.2005 обобщить выработанные предложения и положительный опыт.

1.9. Всем прокурорам городов, районов и начальникам горрайорганов до 1 июля 2005 года спрогнозировать динамику преступности на обслуживаемой территории, с результатами ознакомить глав администраций городов и районов.

Прокурорам и начальникам ОВД г. г. Альметьевска, Бугульмы, Заинска, Лениногорска, Кировского, Московского, Ново-Савиновского, Приволжского, Арского, Дрожжановского, Менделеевского, Мензелинского, Верхнеуслонского, Тукаевского районов, в которых отмечено резкое снижение количества зарегистрированных преступлений как в целом, так и по отдельным видам, тщательно разобраться с реальным положением дел и проанализировать причины указанных тенденций. О результатах доложить докладными записками по ведомствам до 15.07.2005.

1.10. Начальникам горрайорганов Республики Татарстан:

1.10.1. В целях профилактики совершения личным составом нарушений законности обратить особое внимание на профессиональную подготовку молодых специалистов. Организовать проведение занятий по специальной подготовке следователей, дознавателей, оперуполномоченных и участковых уполномоченных милиции с углубленным изучением уголовно-процессуального законодательства с привлечением работников прокуратуры и суда.

1.10.2. В рамках занятий по служебной подготовке провести дополнительное изучение сотрудниками требований нормативных документов, регламентирующих порядок приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, с обязательным принятием зачетов. О выполнении доложить справкой в Управление кадров МВД РТ до 1 августа 2005 года.

1.10.3. Силами сотрудников, отвечающих за учетно-статистическую работу, обеспечить полный и своевременный ввод в банки данных ОВД, формируемых на базе ПК “Легенда“, достоверной информации о принятых по зарегистрированным заявлениям и сообщениям решениях.

2. По вопросам укрепления дисциплины и законности в органах внутренних дел РТ:

2.1. За неудовлетворительное состояние дисциплины
и законности и серьезные недостатки в организации воспитательной работы среди личного состава предупредить заместителя начальника по кадрам Приволжского РУВД г. Казани И.М.Гарифуллина, что в случае непринятия незамедлительных мер он будет привлечен к дисциплинарной ответственности.

2.2. Указать на ненадлежащую организацию работы по профилактике нарушений законности и дисциплины среди личного состава начальникам Вахитовского (Г.В.Пелитминцеву) и Кировского (С.И.Акбердину) РУВД г. Казани, Комсомольского ОВД (В.В.Корабельникову), УВД г. Альметьевска (А.А.Закирову).

2.3. Указать начальникам УООП (Ф.М.Гайнутдинову) и УГИБДД (Р.Н.Минниханову) МВД РТ на неудовлетворительное состояние транспортной дисциплины в подчиненных подразделениях. Обязать их в кратчайшие сроки реализовать комплекс дополнительных мер, направленных на профилактику дорожно-транспортных происшествий с участием личного состава.

2.4. УК (Р.Б.Галиуллину, Э.Р.Усманову), штабу МВД РТ (М.А.Зарипову, Е.М.Васильеву):

2.4.1. В срок до 20 июня 2005 года подготовить обращение министра внутренних дел РТ к личному составу по вопросам соблюдения законности и учетно-регистрационной дисциплины.

2.4.2. В срок до 1 августа разработать учебно-методические рекомендации для следователей и дознавателей ОВД, сотрудников ГИБДД и ОБЭП по порядку вынесения и утверждения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, приобщения материалов проверки при отсутствии признаков правонарушения в специальное номенклатурное дело. Методические рекомендации в 2005 - 2006 учебном году использовать в системе профессиональной подготовки сотрудников горрайорганов внутренних дел.

2.5. УК МВД РТ (Р.Б.Галиуллину, Э.Р.Усманову, Р.Д.Гатауллину):

2.5.1. В целях профилактики совершения сотрудниками милиции дорожно-транспортных происшествий организовать в ОВД работу постоянно действующих комиссий по контролю за соблюдением транспортной дисциплины. Разработать типовое положение по работе указанной комиссии и до 1 июля текущего года направить его в органы внутренних дел.

2.5.2. Совместно с руководством Учебных центров (г. Казани, г. Набережные Челны) разработать учебную программу по организации курсов повышения
квалификации для водительского состава служебного автотранспорта органов внутренних дел. Включить курсовую подготовку милиционеров-водителей в план обучения на 2006 год.

2.6. Начальникам управлений и отделов аппарата МВД РТ, органов и подразделений внутренних дел республики:

2.6.1. До 1 июля 2005 года принять меры по снижению некомплекта штатов, проанализировать состояние дисциплины и законности и рассмотреть данный вопрос на оперативных совещаниях.

2.6.2. Осуществить контроль по организации качественного отбора и обучения личного состава служб, командируемого в г. Казань для выполнения функций по обеспечению общественного порядка в период подготовки и проведения праздничных мероприятий, посвященных 1000-летию г. Казани. Нацелить личный состав на бдительность, добросовестность исполнения служебных обязанностей, строгое соблюдение законности при выполнении поставленных задач.

2.7. Начальникам органов внутренних дел Республики Татарстан:

2.7.1. Организацию работы по неукоснительному соблюдению дисциплины и законности личным составом считать одним из приоритетных направлений в деятельности руководителя горрайоргана внутренних дел.

2.7.2. До 1 августа 2005 года рассмотреть на оперативных совещаниях результаты организации работы с кадрами по итогам первого полугодия. Принять экстренные меры по снижению числа фактов совершения личным составом должностных и общеуголовных преступлений.

2.7.3. Учитывая рост количества дорожно-транспортных происшествий по вине сотрудников, до 1 июля текущего года создать в каждом УВД, РО-ГРОВД постоянно действующие комиссии по контролю за соблюдением транспортной дисциплины. В состав комиссии включить заместителя (помощника) начальника ОВД по кадрам, заместителя (помощника) начальника ОВД по тылу, начальника АТХ (инспектора по транспорту), юриста и психолога. Ежемесячно проводить заседания комиссии с приглашением руководителей сотрудников, виновных в совершении ДТП.

2.7.4. Возложить персональную ответственность за общее состояние транспортной дисциплины в подразделении на заместителей (помощников) начальников ОВД по тылу. Обязать заместителей (помощников) начальников ОВД по тылу
проводить служебные проверки по фактам совершения личным составом дорожно-транспортных происшествий на служебном транспорте, осуществлять ежедневный контроль при выезде милиционеров-водителей на маршрут, проводить занятия по профессиональному обучению водительского состава с принятием зачетов по знанию Правил дорожного движения.

2.7.5. Ежеквартально проводить собрания коллективов по вопросам укрепления дисциплины и законности, обеспечить информирование сотрудников о чрезвычайных происшествиях с участием личного состава ОВД республики, последствиях и принимаемых к нарушителям мерах.

2.7.6. Не рассматривать в качестве меры поощрения досрочное снятие дисциплинарного взыскания с сотрудников, совершивших грубые нарушения служебной дисциплины (ДТП по вине, нарушение законности и т.д.).

2.7.7. Взять под личный контроль работу с сотрудниками, отнесенными к группе риска, в установленном порядке ежеквартально проверять их поведение вне службы, взаимоотношения в семье, условия проживания. Исключить факты формального отношения к изучению жилищно-бытовых условий и поведению сотрудников вне службы.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителей прокурора Республики Татарстан, заместителей министра внутренних дел Республики Татарстан по курируемым направлениям деятельности.

Председатели коллегий:

Прокурор Республики Татарстан

государственный советник юстиции

второго класса

К.Ф.АМИРОВ

Министр внутренних дел

Республики Татарстан

генерал-лейтенант милиции

А.А.САФАРОВ