Российские законы

Приказ Минобрнауки РТ от 26.07.2005 N 1003/5 “Об утверждении республиканского базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы общего образования“

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ

от 26 июля 2005 г. N 1003/5

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

И ПРИМЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РТ,

РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В целях реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, Постановления Правительства Российской Федерации N 334 от 9 июня 2003 года “О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования“, Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 402 от 6 сентября 2004 года “О расширении рамок эксперимента по введению предпрофильного и профильного обучения учащихся в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования“ и в соответствии с
Приказом Министерства образования Российской Федерации N 1312 от 09.03.04 “Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования“ ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить республиканский базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования, участвующих в эксперименте по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

2. Руководителям территориальных (структурных) подразделений МОиН РТ разрешить образовательным учреждениям по мере их готовности ввести учебные планы образовательных учреждений соответствующего профиля, разработанные на основе республиканского базисного учебного плана с 2005/06 учебного года.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Первый заместитель министра

Д.М.МУСТАФИН

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ШКОЛЫ РТ

В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ

ПЛАНЫ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН,

РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА <1>

------------------------------------

<1> Представленная здесь пояснительная записка к региональному базисному учебному плану основана на принципах БУП-2004 РФ и особенностях системы образования Республики Татарстан, где паритетность государственных языков выделяется как основополагающий закон построения структуры регионального базисного учебного плана.

Среднее (полное) общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции старшей ступени школы предопределяют направленность содержания образования в ней на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Ориентация на новые цели и образовательные результаты в старших классах - это ответ на новые требования, которые предъявляет общество к социальному статусу каждого человека. Наиболее важные среди них - быть самостоятельным, уметь брать ответственность
за себя, за успешность выбора и осуществления жизненных планов, иметь гражданскую позицию, уметь учиться, овладевать новыми способами деятельности, профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда и т.д.

Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является “...системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, <...> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования“ <2>.

------------------------------------

<2> Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

В предлагаемых ниже Примерных планах для 10 - 11 классов образовательных учреждений РТ сохранены принципы построения, основанные на идее двухуровневого (базового и профильного) государственного стандарта, а также трехкомпонентности (федеральный, национально-региональный и школьный) структуры самого учебного плана. Национально-региональный компонент включает обязательные учебные предметы базового уровня, что обусловливает выполнение Закона РТ “О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан“.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов, учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при определенных условиях и каждый обучающийся вправе формировать собственный, учебный план.

Такой подход предоставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального и государственного компонента Республики Татарстан, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Примерный БУП-2005 РТ представляет функционально полный, но минимальный набор обязательных общеобразовательных предметов: “татарский язык“, “татарская литература“, “русский язык“, “русская литература“, “иностранный
язык“, “математика“, “история (включая историю Татарстана)“, “физическая культура“, а также интегрированные предметы “естествознание (биология, химия, физика)“ - для гуманитарного, филологического, социально-экономического профилей и “обществознание (включая экономику и право)“ - для естественно-математического, технологического профилей.

Остальные базовые предметы изучаются по выбору.

Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы повышенного уровня (предметы для углубленного изучения на старшей ступени школы) определяют специализацию каждого конкретного профиля обучения. Если предметы, входящие в инвариантную часть БУПа (обязательные базовые учебные предметы), изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.

Элективные учебные предметы <1> - обязательные учебные предметы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции.

------------------------------------

<1> Элективные учебные предметы или курсы.

1. Они могут быть “надстройкой“ профильного учебного предмета, тогда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным, а школа или класс, в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углубленным изучением отдельных учебных предметов.

2. Элективные предметы могут развивать содержание одного из базисных учебных предметов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что обеспечит:

поддержку изучения смежных учебных предметов на профильном уровне;

удовлетворение познавательных запросов интересующихся школьников;

дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по выбранному предмету на профильном уровне.

3. Элективные учебные предметы могут быть ориентированы на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля.

Функциональная направленность обязательных учебных предметов

на базовом уровне

Введение предмета “Русский язык“ в объеме 1 часа в неделю связано с возрастающей ролью этого предмета в многонациональном федеративном государстве, наличием обязательного экзамена по этому предмету при поступлении в любой вуз.

Введение предметов
“Татарский язык и литература“ в число обязательных обусловлено ролью татарского языка как государственного, а также как основой подготовки специалистов широкого коммуникативного профиля.

Задача, поставленная в Концепции модернизации российского образования, обеспечить освоение выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне определила необходимость увеличения времени на изучение этого предмета до 3 часов в неделю.

В профилях гуманитарной направленности вводится интегрированный учебный предмет “Естествознание“. По результатам эксперимента этот предмет может быть введен как:

интегрированный учебный предмет, призванный сформировать целостную естественнонаучную картину мира и ознакомить школьников с методами познания, характерными для естественных наук (3 - 4 часа в неделю и зависимости от профиля);

самостоятельные учебные предметы: химия, физика, биология, возможно, география, включая и географию Татарстана (физическая география) с выделением 5 часов в неделю учебного времени (при этом 2 часа отводится из школьного компонента), а элементы экономико-политического содержания учебного предмета “География“ рассматриваются в рамках предмета “Обществознание“.

Если на профильном уровне изучается один из предметов естественнонаучного цикла, на базовом - два, то интегрированный учебный предмет “Естествознание“ на базовом уровне не изучается.

Аналогична ситуация с учебным предметом “Обществознание“. На базовом уровне этот предмет состоит из обществознания, экономики и права, которые могут изучаться как в составе данного интегрированного учебного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне “Обществознание“, “Экономика“, “Право“ изучаются как самостоятельные учебные предметы. Возможен следующий вариант: интегрированный курс обществознания изучается в 10 классе в объеме 2 часов в неделю, а в 11 классе экономика и право изучаются как самостоятельно, так и интегрированно.

Учебный предмет “ Технология“ в рамках различных профилей может изучаться как отдельный базовый или профильный предмет (универсальный профиль, индустриально-технологический
и др.), так и реализовываться через содержание других компонентов и предметов (информационные технологии - информационно-технологический профиль, агротехнологии - агротехнологический профиль и т.д.), так как специализация образования исключает единое содержание обучения технологии. Дифференцированное содержание (в зависимости от профиля) может входить в соответствующие элективные учебные предметы.

Учебный предмет “ОБЖ“ в зависимости от профиля обучения переносится в основную школу, что не исключает организацию в 10 классе по окончании учебного года учебных сборов для изучения основ военной службы или изучается на базовом или на профильном (оборонно-спортивный) уровне. Часть содержания этого учебного предмета - правовые аспекты призыва и службы в Вооруженных силах, например, - можно изучать на уроках учебного предмета “Право“.

Во всех предлагаемых учебных планах рекомендуется введение 1 спортивно-оздоровительного часа (СОЗ) в неделю, который не входит в предельно допустимую учебную недельную нагрузку. Исходя из кадровых и иных возможностей образовательного учреждения и запросов обучающихся, СОЗ может быть “заменен“ уроками ритмики, бальных танцев и т.п.

В качестве важных принципов предлагаемых планов являются следующие:

1. Придерживаться логики БУП-2004 РФ, учитывать региональные особенности и по возможности увеличить часы компонента образовательного учреждения с целью реализации основной задачи, определяющей педагогическую сущность профильного обучения - “индивидуальный выбор учащегося“. В данных планах школьный компонент представлен минимально необходимыми 4 часами в неделю, что позволит образовательному учреждению полнее учитывать познавательные потребности учащихся.

2. Представленные варианты примерных учебных планов можно рассматривать как рекомендуемые для использования в массовой школе, а также для создания конкретного учебного плана в рамках профильного обучения с учетом трех типов предметов: базовых, профильных и элективных.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ДЛЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обязательные учебные предметы на базовом уровне

---------------------------------------T---------------------------¬

¦
Учебные предметы ¦ Количество часов за два ¦

¦ (Инвариантная часть) ¦ года обучения <*> ¦

¦ +---------------------------+

¦ ¦ Базовый уровень ¦

+--------------------------------------+---------------------------+

¦Русский язык ¦ 70 (1/1) ¦

+--------------------------------------+---------------------------+

¦Литература ¦ 210 (3/3) ¦

+--------------------------------------+---------------------------+

¦Татарский язык ¦ 70 (1/1) ¦

+--------------------------------------+---------------------------+

¦Татарская литература ¦ 140 (2/2) ¦

+--------------------------------------+---------------------------+

¦Иностранный язык ¦ 210 (3/3) ¦

+--------------------------------------+---------------------------+

¦Математика ¦ 280 (4/4) ¦

+--------------------------------------+---------------------------+

¦История (включая историю Татарстана) ¦ 140 (2/2) ¦

+--------------------------------------+---------------------------+

¦Обществознание (включая экономику и ¦ 140 (2/2) ¦

¦право) ¦ ¦

+--------------------------------------+---------------------------+

¦Естествознание ¦ 210 (3/3) ¦

+--------------------------------------+---------------------------+

¦Физическая культура ¦ 140 (2/2) ¦

L--------------------------------------+----------------------------

Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях

--------------------------------------T------------------------------------¬

¦ Учебные предметы ¦ Количество часов за два года ¦

¦ (Вариативная часть) ¦ обучения <*> ¦

¦ +------------------T-----------------+

¦ ¦ Базовый уровень ¦ Профильный ¦

¦ ¦ ¦ уровень ¦

+-------------------------------------+------------------+-----------------+

¦Русский язык ¦ - ¦ 210 (3/3 ¦

+-------------------------------------+------------------+-----------------+

¦Литература ¦ - ¦ 350 (5/5) ¦

+-------------------------------------+------------------+-----------------+

¦Татарский язык ¦ - ¦ 210 (3/3) ¦

+-------------------------------------+------------------+-----------------+

¦Татарская литература ¦ ¦ 140 (2/2) ¦

+-------------------------------------+------------------+-----------------+

¦Иностранный язык ¦ ¦ 420 (6/6) ¦

+-------------------------------------+------------------+-----------------+

¦Математика ¦ - ¦ 420 (6/6) ¦

+-------------------------------------+------------------+-----------------+

¦История (включая Историю Татарстана) ¦ - ¦ 280 (4/4) ¦

+-------------------------------------+------------------+-----------------+

¦Физическая культура ¦ - ¦ 280 (4/4) ¦

+-------------------------------------+------------------+-----------------+

¦Обществознание <**> ¦ 70(1/1) ¦ 210 (3/3) ¦

+-------------------------------------+------------------+-----------------+

¦Экономика ¦ 35 (0,5/0,5) ¦ 140 (2/2) ¦

+-------------------------------------+------------------+-----------------+

¦Право ¦ 35 (0,5/0,5) ¦ 140 (2/2) ¦

+-------------------------------------+------------------+-----------------+

¦География (включая Географию ¦ 70 (1/1) ¦ 210 (3/3) ¦

¦Татарстана) ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------+------------------+-----------------+

¦Физика ¦ 140 (2/2) ¦ 350 (5/5) ¦

+-------------------------------------+------------------+-----------------+

¦Химия ¦ 70 (1/1) ¦ 210 (3/3) ¦

+-------------------------------------+------------------+-----------------+

¦Биология ¦ 70 (1/1) ¦ 210 (3/3) ¦

+-------------------------------------+------------------+-----------------+

¦Информатика и ИКТ ¦ 70 (1/1) ¦ 280 (4/4) ¦

+-------------------------------------+------------------+-----------------+

¦Искусство (МХК) ¦ 70 (1/1) ¦ 210 (3/3) ¦

+-------------------------------------+------------------+-----------------+

¦Технология ¦ 70 (1/1) ¦ 280 (4/4) ¦

+-------------------------------------+------------------+-----------------+

¦ОБЖ ¦ 35 (1/-) ¦ 140 (2/2) ¦

+-------------------------------------+------------------+-----------------+

¦Всего: ¦не более 2240 (не более 32/не более ¦

¦ ¦32) ¦

+-------------------------------------+------------------------------------+

¦ Компонент образовательного учреждения ¦

+-------------------------------------T------------------------------------+

¦Всего: ¦не менее 280 (не менее 4 /не менее ¦

¦ ¦4) ¦

+-------------------------------------+------------------------------------+

¦Итого: ¦ до 2520 (36/36) ¦

+-------------------------------------+------------------------------------+

¦Предельно допустимая аудиторная ¦ 2520 (36/36) ¦

¦учебная нагрузка при 6-дневной ¦ ¦

¦учебной неделе: ¦ ¦

¦Предельно допустимая аудиторная ¦ 2450 (35/35) ¦

¦учебная нагрузка при 5-дневной ¦ ¦

¦учебной неделе: ¦ ¦

L-------------------------------------+-------------------------------------

------------------------------------

<*> В скобках расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю (X класс/XI класс).

<**> В этом варианте учебный предмет “Обществознание“ изучается без разделов “Экономика“ и “Право“.