<Письмо> Минобрнауки РТ от 01.08.2005 N 2292/5 “Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2005/2006 учебном году“
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАНПИСЬМО
от 1 августа 2005 г. N 2292/5
ОБ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В 2005/2006 УЧЕБНОМ ГОДУ
В соответствии с Информационным письмом МОиН РФ от 17 марта 2005 года N АФ-59/03 “О решении совещания “Проблемы введения федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования и федерального базисного учебного плана“ в 2005 - 2006 учебном году в преподавании истории и обществознания могут использоваться как равноправные два пакета документов, определяющие содержание общего образования:
1. Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19 мая 1998 г. N 1236) и Обязательный минимум содержания среднего (полного) образования (Приказ МО РФ от 30 июня 1999 г. N 56).
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования“).
Введение федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования предполагается осуществлять по мере готовности образовательных учреждений и по решению учредителя.
Учителю истории и обществознания предстоит ознакомиться с организационно-педагогическими, теоретико-методологическими, содержательными и методическими аспектами модернизации историко-обществоведческого образования, отраженными в новых нормативно-правовых актах.
Концептуальные подходы к разработке федерального компонента государственного стандарта общего образования определяются новой стратегией развития личности в информационную эпоху. Содержание образования, в том числе историко-обществоведческого, ориентируется на обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности, на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков, обобщенных способов деятельности, социально-значимых компетенций.
Федеральный компонент включает цели и задачи, обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников. Необходимо осмыслить новые идеи, заложенные в этих документах.
Цели изучения истории и обществоведческих дисциплин структурированы в пяти направлениях: воспитание, развитие личности, усвоение системы знаний, овладение умениями, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ - это обобщенное содержание образования, он представлен в форме набора предметных тем, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Требования к уровню подготовки выпускников - установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в деятельностной форме. Они служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
Преподавание предметов в образовательных учреждениях,
не участвующих в эксперименте
Для образовательных учреждений, не участвующих в эксперименте по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения, сохраняется система историко-обществоведческого образования, основанная на концентрической системе изучения предметов и утвердившимся в прежние годы распределении учебного материала.
Основная школа
---------T-------T--------T-----------------------------------------------------¬
¦ Класс ¦Кол-во ¦Кол-во ¦ Предмет ¦
¦ ¦часов в¦часов на¦ ¦
¦ ¦неделю ¦предмет ¦ ¦
+--------+-------+--------+-----------------------------------------------------+
¦V кл. ¦2 часа ¦68 часов¦История Древнего мира ¦
¦VI кл. ¦2 часа ¦28 часов¦История средних веков ¦
¦ ¦ ¦30 часов¦История России с древнейших времен по XV в. ¦
¦ ¦ ¦10 часов¦История Татарстана с древнейших времен до конца XV в.¦
¦VII кл. ¦2 часа ¦26 часов¦Новая История. XVI - XVIII вв. ¦
¦ ¦ ¦32 часа ¦История России. XVI - XVIII вв. ¦
¦ ¦ ¦10 часов¦История Татарстана. XVI - XVIII вв. ¦
¦VIII кл.¦3 часа ¦24 часа ¦История нового времени. XIX в. ¦
¦ ¦2 + 1 ¦34 часа ¦История России. XIX в. ¦
¦ ¦ ¦10 часов¦История Татарстана. XIX в. ¦
¦ ¦ ¦34 часа ¦Обществознание ¦
¦IX кл. ¦4 часа ¦34 часа ¦Всеобщая история. XX в. ¦
¦ ¦3 + 1 ¦34 часа ¦История России. XX в. ¦
¦ ¦ ¦34 часа ¦История Татарстана. XX в. ¦
¦ ¦ ¦34 часа ¦4) Обществознание ¦
L--------+-------+--------+------------------------------------------------------
В зависимости от конкретных условий возможен последовательный или интегрированный вариант изучения исторических курсов (всеобщей истории, истории России, истории Татарстана). В первом случае исторические курсы изучаются блоками, например: история средних веков, затем - история России в средние века, далее - история Татарстана соответствующего периода. Во втором - материал исторических курсов распределяется на учебный год с учетом принципа синхронности. В школьной документации 5 - 8 классов предмет оформляется как “история“, выставляется одна оценка. В IX классе каждый курс по истории оформляется как отдельный предмет.
Полная средняя школа
В старших классах (II концентр) изучаются курсы по истории и обществознанию.
---------T-------T-----------------T------------------------------------------¬
¦ Класс ¦Кол-во ¦ Кол-во часов ¦ Предмет ¦
¦ ¦часов ¦ на предмет ¦ ¦
+--------+-------+-----------------+------------------------------------------+
¦Х класс ¦4 часа ¦136 часов: ¦1) Всеобщая история (с древнейших времен¦
¦ ¦ ¦ ¦ по XVIII в.) ¦
¦ ¦3 + 1 ¦34 + 34 + 34 + 34¦2) История России (с древнейших времен¦
¦ ¦ ¦ ¦ по XVIII в.) ¦
¦ ¦ ¦ ¦3) История Татарстана (с древнейших времен¦
¦ ¦ ¦ ¦ по XVIII в.) ¦
¦ ¦ ¦ ¦4) Обществознание ¦
¦XI класс¦5 часов¦170 часов: ¦ ¦
¦ ¦3 + 2 ¦34 + 34 + 34 + 68¦1) Всеобщая история (XIX - XX вв.) ¦
¦ ¦ ¦ ¦2) История России (XIX - XX вв.) ¦
¦ ¦ ¦ ¦3) История Татарстана (XIX - XX вв.) ¦
¦ ¦ ¦ ¦4) Обществознание ¦
L--------+-------+-----------------+-------------------------------------------
Исторические курсы можно изучать параллельно по 1 часу в неделю или блочно-последовательно. В этом случае в течение полугодия изучается материал 2-х курсов, например:
I полугодие - “Всеобщая история“ и “Обществознание“;
II полугодие - “История России“ и “История Татарстана“. Отметка за полугодие в этом случае выносится как годовая по каждому предмету.
В IX, X, XI классах в целях оптимизации учебного процесса целесообразно календарно-тематическое планирование “Истории России“ и “Истории Татарстана“ разрабатывать на основе принципа синхронности. При этом учебный материал распределяется по времени изучения таким образом, что близкие по содержанию темы рассматриваются параллельно. Такой подход позволит избежать дублирования материала, предусмотреть возможности для интегрированного изучения отдельных тем (например, “Великая Отечественная война“). Важным моментом в обеспечении качества обучения является умелая реализация межпредметных и межкурсовых связей.
Преподавание истории и обществоведческих дисциплин
в образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте
по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения
В целях реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени образования утвержден республиканский базисный учебный план для образовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования, участвующих в эксперименте по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. Предполагается следующее распределение часов по предметам историко-обществоведческого цикла:
Основное общее образование
----------------------------------------------T-----T--------------------T-------¬
¦ Тип школы ¦класс¦ предмет ¦Кол-во ¦
¦ ¦ ¦ ¦часов в¦
¦ ¦ ¦ ¦неделю ¦
+---------------------------------------------+-----+--------------------+-------+
¦Образовательные учреждения с русским языком¦ 9 ¦История (в том числе¦ 2 ¦
¦обучения; ¦ ¦история Татарстана) ¦ ¦
¦Образовательные учреждения с родным (нерус-¦ ¦Обществознание ¦ 1 ¦
¦ским) языком обучения ¦ ¦(включая экономику и¦ ¦
¦ ¦ ¦право) ¦ ¦
L---------------------------------------------+-----+--------------------+--------
Исторические курсы (“Всеобщая история“, “История России“, “История Татарстана“) в данном варианте изучаются интегрированно (в рамках одного предмета), выставляется одна общая оценка. Распределение материала может быть примерно следующее:
- всеобщая история - 23-27 часов;
- история России - 34 часа;
история Татарстана - 10 - 13 часов.
Предпрофильная подготовка, в том числе по предметам историко-обществоведческого цикла, реализуется в рамках 2-х часов, определенных республиканским учебным планом.
Среднее (полное) общее образование
Инвариантная часть
------------------------------------------------------------¬
¦ Обязательные учебные предметы на базовом уровне ¦
¦ (далее в таблицах указаны лишь предметы историко- ¦
¦обществоведческого цикла без включения остальных предметов)¦
L------------------------------------------------------------
------------------------------T-------------------------------------¬
¦ Учебный предмет ¦Кол-во часов за два года обучения <*>¦
¦ ¦ (10 - 11 кл.) ¦
+-----------------------------+-------------------------------------+
¦История (в том числе история¦ 140 (2/2) ¦
¦Татарстана) ¦ ¦
+-----------------------------+-------------------------------------+
¦Обществознание (включая эко-¦ 140 (2/2) ¦
¦номику и право) ¦ ¦
L-----------------------------+--------------------------------------
Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровне
Вариативная часть
-------------------------------------T-------------------------------------¬
¦ Учебный предмет ¦Кол-во часов за два года обучения <*>¦
+------------------------------------+------------------T------------------+
¦ ¦ Базовый уровень ¦Профильный уровень¦
+------------------------------------+------------------+------------------+
¦История (включая историю Татарстана)¦ - ¦ 280 (4/4) ¦
+------------------------------------+------------------+------------------+
¦Обществознание (в этом варианте без¦ 70 (1/1) ¦ 210 (3/3) ¦
¦разделов “Экономика“ и “Право“) ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+------------------+------------------+
¦Экономика ¦ 35 (0,5/0,5) ¦ 140 (2/2) ¦
+------------------------------------+------------------+------------------+
¦Право ¦ 35 (0,5/0,5) ¦ 140 (2/2) ¦
L------------------------------------+------------------+-------------------
-----------------------------------
<*> В скобках расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю (X класс/XI класс).
Социально-экономический профиль (10 - 11 классы)
----------------------------T------------------------------T-------------------¬
¦ Компоненты учебного плана ¦ Учебные предметы ¦ Кол-во часов ¦
¦ ¦ ¦ в неделю ¦
+---------------------------+------------------------------+-------------------+
¦Обязательные предметы на ¦История (в том числе история¦ 2 ¦
¦базовом уровне ¦Татарстана) ¦ ¦
+---------------------------+------------------------------+-------------------+
¦Профильные учебные предметы¦Обществознание ¦ 2 ¦
¦ ¦Экономика ¦ 3 ¦
¦ ¦Право ¦ 1 ¦
+---------------------------+------------------------------+-------------------+
¦Компонент образовательного ¦Элективные учебные предметы,¦4 часа на все пред-¦
¦учреждения ¦учебная практика, проекты,¦меты выбранного¦
¦ ¦исследовательская деятельность¦профиля ¦
L---------------------------+------------------------------+--------------------
Социально-гуманитарный профиль (10 - 11 классы)
----------------------------T------------------------------T-------------------¬
¦ Компоненты учебного плана ¦ Учебные предметы ¦ Кол-во часов ¦
¦ ¦ ¦ в неделю ¦
+---------------------------+------------------------------+-------------------+
¦Обязательные предметы на¦История Татарстана ¦ 1 ¦
¦базовом уровне ¦Обществознание ¦ 1 ¦
¦ ¦Экономика ¦ 1 ¦
+---------------------------+------------------------------+-------------------+
¦Профильные учебные предметы¦История ¦ 3 ¦
¦ ¦Право ¦ 2 ¦
+---------------------------+------------------------------+-------------------+
¦Компонент образовательного¦Элективные учебные предметы,¦3 часа на все пред-¦
¦учреждения ¦учебная практика, проекты,¦меты выбранного¦
¦ ¦исследовательская деятельность¦профиля ¦
L---------------------------+------------------------------+--------------------
Филологический профиль (10 - 11 классы)
для русскоязычных учащихся
----------------------------T------------------------------T-------------------¬
¦ Компоненты учебного плана ¦ Учебные предметы ¦ Кол-во часов ¦
¦ ¦ ¦ в неделю ¦
+---------------------------+------------------------------+-------------------+
¦Обязательные предметы на¦История (в том числе история¦ 3 ¦
¦базовом уровне ¦Татарстана) ¦ ¦
¦ ¦Обществознание (включая эконо-¦ 2 ¦
¦ ¦мику и право) ¦ ¦
+---------------------------+------------------------------+-------------------+
¦Профильные учебные предметы¦В соответствии с профилем ¦ 13 ¦
+---------------------------+------------------------------+-------------------+
¦Компонент образовательного ¦Элективные учебные предметы,¦4 часа на все пред-¦
¦учреждения ¦учебная практика, проекты,¦меты выбранного¦
¦ ¦исследовательская деятельность¦профиля ¦
L---------------------------+------------------------------+--------------------
Филологический профиль (10 - 11 классы)
для татароязычных учащихся
----------------------------T------------------------------T-------------------¬
¦ Компоненты учебного плана ¦ Учебные предметы ¦ Кол-во часов ¦
¦ ¦ ¦ в неделю ¦
+---------------------------+------------------------------+-------------------+
¦Обязательные предметы на¦История (в том числе история¦ 3 ¦
¦базовом уровне ¦Татарстана) ¦ ¦
¦ ¦Обществознание (включая эконо-¦ 2 ¦
¦ ¦мику и право) ¦ ¦
+---------------------------+------------------------------+-------------------+
¦Профильные учебные предметы¦В соответствии с профилем ¦ 12 ¦
+---------------------------+------------------------------+-------------------+
¦Компонент образовательного ¦Элективные учебные предметы,¦4 часа на все пред-¦
¦учреждения ¦учебная практика, проекты,¦меты выбранного¦
¦ ¦исследовательская деятельность¦профиля ¦
L---------------------------+------------------------------+--------------------
В классах физико-математического,
естественно-математического, физико-химического,
химико-биологического, информационно-технологического и
оборонно-спортивного профиля (10 - 11 классы)
----------------------------T------------------------------T-------------------¬
¦ Компоненты учебного плана ¦ Учебные предметы ¦ Кол-во часов ¦
¦ ¦ ¦ в неделю ¦
+---------------------------+------------------------------+-------------------+
¦Обязательные предметы на¦История (в том числе история¦ 2 ¦
¦базовом уровне ¦Татарстана) ¦ ¦
¦ ¦Обществознание (включая эконо-¦ 2 ¦
¦ ¦мику и право) ¦ ¦
+---------------------------+------------------------------+-------------------+
¦Профильные учебные предметы¦В соответствии с профилем ¦По плану ¦
+---------------------------+------------------------------+-------------------+
¦Компонент образовательного ¦Элективные учебные предметы,¦3 или 4 часа на все¦
¦учреждения ¦учебная практика, проекты,¦предметы выбранного¦
¦ ¦исследовательская деятельность¦профиля ¦
L---------------------------+------------------------------+--------------------
Более подробная информация и разъяснения по вопросам преподавания истории и обществоведческих дисциплин на базовом и профильном уровнях будут представлены в сентябре 2005 года на республиканском семинаре-совещании методистов, курирующих данные дисциплины.
Первый заместитель министра
Д.М.МУСТАФИН