Российские законы

<Разъяснение> УФНС РФ по РТ от 19.08.2005 “Изменение срока уплаты налога в форме отсрочки, рассрочки“

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

РАЗЪЯСНЕНИЕ

от 19 августа 2005 года

ИЗМЕНЕНИЕ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГА В ФОРМЕ ОТСРОЧКИ,

РАССРОЧКИ

В настоящее время для многих организаций-налогоплательщиков актуальны вопросы, связанные с несвоевременной уплатой налогов и сборов. В данной статье речь пойдет о порядке предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов.

Правовые нормы, направленные на решение этих вопросов, содержатся в главе 9 НК РФ, в которой отражен порядок изменения срока уплаты налогов, сборов, а также пени. Изменением срока уплаты признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Изменение срока уплаты осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

Отсрочка или рассрочка по уплате
налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу только при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

- причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

- задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

- угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

- если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

- если производство и (или) реализация товаров, услуг или работ носит сезонный характер;

- основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, устанавливаются Таможенным кодексом РФ.

Изменение срока уплаты невозможно, если в отношении лица, претендующего на получение отсрочки, рассрочки (п 1. ст. 62 НК РФ):

- возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

- проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном нарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах и сборах;

- имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное местожительство.

Срок уплаты налога, сбора может быть изменен на основании соответствующего решения уполномоченного на то органа.

В соответствии со ст. 63 НК РФ в редакции Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ, 02.11.2004 N 127-ФЗ органами, в компетенцию которых входит принятие
решений об изменении сроков уплаты налогов (уполномоченными органами), являются: по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов; по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица; по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы; по государственной пошлине - органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные в соответствии с главой 25.3 НК РФ принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины; по единому социальному налогу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Решения об изменении сроков уплаты по региональным и местным налогам принимаются только при согласовании такого решения с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований; по единому социальному налогу - с органами соответствующих внебюджетных фондов.

Если в соответствии с законодательством РФ федеральные налоги и сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, то сроки уплаты таких налогов или сборов изменяются на основании решений ФНС России в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований.

Отсрочка или рассрочка в зависимости от оснований может предоставляться с начислением процентов за пользование бюджетными средствами или без начисления. Приказом ФНС России от 30.03.2005 N САЭ-3-19/127 утвержден Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного кредита не только по уплате налогов
и сборов, а также и пени (далее - Порядок).

Данным Приказом установлено, что решения о предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени и о временном приостановлении уплаты федеральных налогов и сборов, а также пени на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) принимаются Федеральной налоговой службой. Решения о предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате региональных и местных налогов и сборов, а также пени и о временном приостановлении уплаты сумм задолженности на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) принимаются Управлением ФНС России по субъекту РФ по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица.

При наличии у организации оснований для изменения срока уплаты налогов и сборов, а также пени в форме отсрочки, рассрочки в обязательном порядке налогоплательщиком представляются следующие документы:

- заявление с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки;

- справка налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов, а также пени, определенных в п. 1 ст. 62 НК РФ;

- справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о расчетах с бюджетами всех уровней и о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в порядке реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;

- обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки) соблюдения условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты задолженности;

- копия устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений;

- баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового
обязательства.

Форма заявления о предоставлении отсрочки, рассрочки и обязательства о выполнении налогоплательщиком условий предоставления отсрочки, рассрочки приведены соответственно в приложениях N 2, N 3 указанного выше Приказа ФНС России.

При обращении об изменении срока уплаты в форме отсрочки, рассрочки по федеральным налогам предоставляется также заверенная в установленном порядке копия договора поручительства, заключенного в порядке, определенном ст. 74 НК РФ, а по региональным и местным налогам - документы об имуществе, которое может являться или является предметом залога.

Договор поручительства оформляется между налоговым органом и поручителем. Поручителями могут выступать как юридические, так и физические лица. Для оформления договора поручительства налогоплательщик и поручитель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в Управление ФНС России по субъекту РФ по форме, приведенной в приложениях N 4, N 5 Приказа ФНС России. Результаты рассмотрения возможности заключения договора поручительства налоговые органы сообщают поручителю и налогоплательщику в недельный срок после поступления заявления. При положительном заключении договор подписывается в пятидневный срок. Договор поручительства, подписанный обеими сторонами, где сумма поручительства более 20 млн. руб., направляется Управлением ФНС России по субъекту РФ на рассмотрение и согласование в Федеральную налоговую службу. На период рассмотрения заявления заинтересованного лица по его письменному ходатайству уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления) приостановлении уплаты задолженности, в отношении которой решается вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки.

В зависимости от основания обращения об изменении срока уплаты налога, сбора, а также пени указанным Порядком предусмотрено предоставление дополнительных документов.

В случае обращения о предоставлении отсрочки, рассрочки по причине причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы это
- документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований, и справка о сумме нанесенного ущерба, заверенная уполномоченным на то органом.

Если налогоплательщик обращается с заявлением о предоставлении отсрочки, рассрочки из-за задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа, предоставляется документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований.

В этих случаях объем отсроченной задолженности не должен превышать суммы ущерба, причиненного налогоплательщику по данным обстоятельствам, либо суммы недофинансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа. Проценты по отмеченным основаниям не начисляются.

При обращении о предоставлении отсрочки, рассрочки по основанию угрозы банкротства представляются:

- пояснительная записка налогоплательщика о причинах возникновения необходимости единовременной уплаты налогов с указанием их сумм;

- сведения с расчетных, валютных, депозитных счетов о наличии средств на них по состоянию на начало года, начало квартала и дату обращения за отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом;

- документы, подтверждающие возможность наступления банкротства в случае единовременной уплаты налогов, утвержденные уполномоченным на то органом.

При обращении о предоставлении отсрочки, рассрочки по основанию, что производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер, представляется документ, выданный уполномоченным органом, подтверждающий, что организация осуществляет деятельность, указанную в Перечне сезонных отраслей и видов деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 N 382 “О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения“.

В случае обращения о предоставлении отсрочки, рассрочки по основаниям, что имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога, представляется документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований.

По последним трем основаниям проценты начисляются в размере 1/2 ставки рефинансирования Центробанка России, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Процедура рассмотрения и принятия решения о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате федеральных, региональных,
местных налогов и сборов, а также пени определена Порядком рассмотрения заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени, утвержденным Приказом ФНС России от 15.07.2005 N САЭ-3-19/329@.

Данным Порядком определено, что поступающие в Управления ФНС России по субъектам РФ заявления налогоплательщиков, плательщиков сборов об изменении срока уплаты региональных и местных налогов и сборов, пени в форме отсрочки, рассрочки в течение пяти дней со дня их поступления рассматриваются со всеми другими необходимыми для принятия решения документами и подготавливаются проекты решений о предоставлении отсрочки, рассрочки или решений об отказе в их предоставлении.

Подготовленные проекты решений об изменении срока уплаты налогов, сборов, а также пени направляются для согласования в финансовые органы соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.

В случае, если со стороны финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований указанные проекты решений поступают без согласования, Управление в двухдневный срок готовит решение об отказе в предоставлении отсрочки в связи с отсутствием согласования соответствующих финансовых органов.

После получения из финансовых органов согласованных проектов решений Управление направляет их на согласование в ФНС России. В случае, если проекты решений поступают из ФНС России без согласования, готовится решение об отказе в предоставлении отсрочки.

Общий срок для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами о предоставлении либо об отказе в предоставлении отсрочки, рассрочки не может превышать одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица. Копии принятых решений, как положительных, так и отрицательных, в трехдневный срок со дня принятия такого решения направляются заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

Ходатайство налогоплательщика о временном приостановлении уплаты
задолженности на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки, рассрочки рассматривается в течение десяти дней с момента его получения. При принятии положительного решения Управление в трехдневный срок со дня принятия направляет его налогоплательщику и налоговому органу по месту нахождения налогоплательщика.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов, сборов, а также пени вступает в действие со дня, установленного в этом решении.

Советник налоговой службы РФ III ранга

И.ИБАТУЛЛИНА