Российские законы

<Письмо> МЗ РТ от 13.09.2005 N 8-314 <О результатах медицинского обеспечения юношей 1989 - 1990 г.р. до их первоначальной постановки на воинский учет в Республике Татарстан в 2005 году>

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО

от 13 сентября 2005 г. N 8-314

Министерство здравоохранения Республики Татарстан направляет Информационное письмо “О результатах медицинского обеспечения юношей 1989 - 1990 г.р. до их первоначальной постановки на воинский учет в Республике Татарстан в 2005 году “.

Необходимо обсудить информацию с медицинскими работниками, принять меры по устранению выявленных нарушений и улучшению медицинского обеспечения юношей.

Агрызскому, Азнакаевскому, Актанышскому, Спасскому, Тюлячинскому районам в срок до 1 октября 2005 года необходимо прислать справку в отдел охраны здоровья матери и ребенка МЗ РТ с анализом недостатков в медицинском обеспечении юношей до их первоначальной постановки на воинский учет и с планом по их устранению.

Заместитель министра

Р.К.ГОЛУБЕВА

Приложение

ИНФОРМАЦИЯ

О РЕЗУЛЬТАТАХ
МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЮНОШЕЙ

1989 - 1990 Г.Р. ДО ИХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ

НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В 2005 ГОДУ

Медицинское обеспечение юношей 15 - 16-летнего возраста в Республике Татарстан проведено в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N 1441 от 31.12.1999 “Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе“, Приказа министра обороны Российской Федерации N 240/168 от 23.05.2001 “Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе“, Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 75 от 11.02.2005 “О медицинском обеспечении в 2005 году юношей 1989 - 1990 годов рождения до их первоначальной постановки на воинский учет“.

В лучшую сторону по своевременности предоставления сведений и содержанию аналитических справок отмечаются г. г. Казань, Бугульма, Чистополь. Нарушили сроки представления аналитических справок и сведений о результатах медицинского обследования юношей в военные комиссариаты районов (городов) руководители отделов (управлений) здравоохранения: г. Н. Челны, Азнакаевский, Алькеевский, Апастовский, Арский, Атнинский, Бавлинский, Заинский, Кайбицкий, Мензелинский, Муслюмовский, Нижнекамский, Нурлатский, Чистопольский. Это затруднило своевременность представления отчета в штаб Приволжско-Уральского военного округа, а также в штатные 22 и 23 военно-врачебные комиссии.

Самоустранились от проведения анализа результатов медицинского обеспечения юношей 15 - 16 лет должностные лица Рыбно-Слободского района.

Не представили аналитические справки о результатах медицинского обследования юношей в районах: Бавлинский, Буинский, Высокогорский, Лаишевский, Мензелинский, Муслюмовский, Нижнекамский, Рыбно-Слободский, Черемшанский.

Аналитическая справка в Тюлячинском районе была подписана врачом-педиатром. Аналитические справки оформлялись должностными лицами военного комиссариата (военный комиссар, старший врач, фельдшер) в районах: Вахитовский г. Казани, Апастовский, Арский, Балтасинский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Мамадышский, Тетюшский, Тукаевский, Ютазинский.

Крайне поверхностно был проведен анализ результатов диспансеризации в районах: Аксубаевский, Актанышский, Верхнеуслонский, Дрожжановский,
Менделеевский, Мензелинский. Сведения, написанные от руки, представили в военные комиссариаты должностные лица отделов здравоохранения Вахитовского, Ново-Савиновского и Советского районов г. Казани. По старой форме были представлены сведения из районов: Азнакаевский, Алексеевский, Заинский, Пестречинский, Спасский. Выявлены несовпадения данных, представленных в аналитических справках и сведениях, в районах: Кировский г. Казани, Альметьевский. Допущены арифметические ошибки при составлении сведений в районах: Балтасинский, Елабужский, Чистопольский. Не совпадали сведения отделов здравоохранения и военных комиссариатов в районах: Московский и Ново-Савиновский г. Казани, Восточных префектур г. Н. Челны, Азнакаевский, Алексеевский, Альметьевский, Буинский, Заинский, Зеленодольский. Отсутствует согласованность работы в оценке результатов медицинского обеспечения юношей 15 - 16 лет в г. Н. Челны между медицинскими учреждениями и военными комиссариатами префектур. По этой причине сведения из Управления здравоохранения города Н. Челны отличаются от сведений из военных комиссариатов префектур.

Большинство районов (городов) представили сведения о результатах медицинского обеспечения юношей 15 - 16 лет по новой форме, однако при этом отсутствует единое понимания порядка заполнения таблиц: отдельные районы ведут учет по физическим лицам, другие - по имеющимся заболеваниям. В связи с этим необходимо разработать единую форму табличных сведений, а также определить объем текстовой информации, который должен быть включен в содержание аналитической справки.

Профилактически планово в 2005 году осмотрено 27403 юноши 15 лет (97,6%) и 29465 юношей 16 лет (98,0%). По Республике Татарстан охват профилактическими медицинскими осмотрами составил 97,8% (58123 чел.). За последние три года отмечается рост этого показателя (2003 г. - 95,7%, 2004 г. - 97,3%). В 12 районах (преимущественно сельских) охват составил 100%. В то же время низкий охват профилактическими осмотрами отмечен в районах:
Агрызский, Аксубаевский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Камско-Устьинский, Сармановский, Спасский, Тукаевский, Тюлячинский, Ютазинский.

Отмечается увеличение числа юношей, состоящих под диспансерным наблюдением, до 34123 чел. от числа осмотренных (2005 г. - 60,0%, 2004 г. - 47,0%), что свидетельствует об увеличении выявления лиц с хроническими заболеваниями, требующими диспансерного учета. Наибольшая численность диспансерных групп представлена в районах: Авиастроительный, Вахитовский, Московский г. Казани, Апастовский, Атнинский, Бугульминский, Нижнекамский, Новошешминский, Нурлатский, Черемшанский, Ютазинский. В структуре заболеваний преобладают болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, органов пищеварения, системы кровообращения, глаза и придаточного аппарата.

При этом у подростков уменьшилось число впервые выявленных заболеваний, требующих диспансерного наблюдения, - 18,7% от числа стоящих под диспансерным учетом (2004 г. - 20,7%, 2003 г. - 24,5%). Наиболее высокий показатель впервые выявленных заболеваний (более 40% от числа состоящих под диспансерным наблюдением) отмечается в районах: Кировский г. Казани, Агрызский, Алькеевский, Буинский, Верхнеуслонский, Мамадышский, Менделеевский, Нурлатский, Рыбно-Слободский, Сармановский, Тетюшский, Черемшанский. Вызывает сомнение достоверность высокого показателя впервые выявленных заболеваний в районах: Нурлатский (100%), Агрызский (80,4%), Черемшанский (61,3%).

Увеличился показатель нуждаемости в проведении лечебных мероприятий (2005 г. - 28,8% 2004 г. - 24,1%). Более 40,0% юношей от числа состоящих под диспансерным наблюдением нуждаются в проведении этих мероприятий в районах: Альметьевский, Апастовский, Атнинский, Нижнекамский, Нурлатский, Пестречинский, Ютазинский. В структуре заболеваний преобладают болезни органов пищеварения, костно-мышечной системы и соединительной ткани, системы кровообращения, нервной системы, глаза и придаточного аппарата. Признаком формального отношения к предоставлению сведений является Мамадышский район, в котором выявлены нуждающиеся в проведении лечебных мероприятий по 2 подростка с ВИЧ и сифилисом, однако в группу диспансерного наблюдения они не попали.

Увеличился показатель нуждаемости в проведении оздоровительных мероприятий
(2005 г. - 44,9% 2004 г. - 39,8%). Более 60,0% юношей от числа состоящих под диспансерным наблюдением нуждаются в проведении этих мероприятий в районах: Авиастроительный г. Казани, Восточных префектур г. Н. Челны, Альметьевский, Апастовский, Нижнекамский, Нурлатский, Сабинский, Ютазинский. В структуре заболеваний преобладают болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, глаза и придаточного аппарата, органов пищеварения, системы кровообращения, нервной системы, расстройства питания и обмена веществ.

Уменьшился показатель нуждаемости в проведении санации полости рта (2005 г. - 20,8%, 2004 г. - 24,9%). Вызывает сомнение отсутствие юношей, нуждающихся в проведении этих мероприятий, в районах: Восточные префектуры г. Н. Челны, Арский, Лаишевский.

Сохраняется тенденция уменьшения численности III группы здоровья (2005 г. - 35,4%, 2004 г. - 39,9%, 2003 г. - 40,6% от числа состоящих на диспансерном учете). Показатель численности этой группы более 100% (Актанышский, Спасский, Тюлячинский районы) свидетельствует о безответственности соответствующих должностных лиц системы здравоохранения и военного комиссариата к вопросам медицинского обеспечения юношей 15 - 16 лет. Вызывает сомнение достоверность этого показателя в районах: Азнакаевский (94,9%), Бавлинский (100,0%), Буинский (94,9%), Мензелинский (94,2%).

В подавляющем большинстве районов, как и в целом в Республике Татарстан, не представляется возможным проанализировать эффективность проведенных лечебно-оздоровительных мероприятий, так как в нарушение требований Приказа министра обороны и Министерства здравоохранения Российской Федерации 2001 года N 240/168 пункты 6, 7, 9, 11, 12, 13 сведений не представлены по результатам динамического наблюдения с 15 до 16 лет для 15-летних и с 16 до 17 лет для 16-летних. Об этом свидетельствуют цифры в сведениях (приложения 2, 3, 4), когда число юношей, пролеченных, оздоровленных, санированных, переведенных из III группы здоровья
во II и снятых с диспансерного учета, от ранее состоявших составляет более 100% от числа нуждавшихся в 2004 году в проведении соответствующих мероприятий.

По-прежнему в районах и городах республики нарушаются организация и порядок проведения профилактических медицинских осмотров юношей: не соблюдаются сроки проведения осмотров, не проводится осмотр подростков полным составом врачей-специалистов (чаще всего в комиссиях не представлены эндокринолог, ортопед, уролог, психолог), не соблюдается перечень лабораторного и инструментального обследований, не разрабатываются планы лечебно-оздоровительных мероприятий среди юношей с отклонениями состояния здоровья. В большинстве районов отсутствуют материалы, подтверждающие подведение итогов плановых профилактических медицинских осмотров, лечения и диспансерного наблюдения при участии руководителей образовательных учреждений. Информация о результатах медицинского обеспечения юношей 15 - 16 лет до глав администраций районов (городов) не доводится.

Складывается впечатление о нежелании ответственных должностных лиц выполнять требования нормативных документов в вопросах сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, будущих защитников Отечества. С другой стороны, должностные лица военных комиссариатов не обеспечивают эффективный контроль организации и проведения медицинского обеспечения юношей до их первоначальной постановки на воинский учет. Точная оценка проводимых в районах и городах республики лечебно-оздоровительных и диагностических мероприятий с юношами 15 - 16 лет позволит выявить недостатки этой работы, разработать эффективные меры по их устранению. От качества медицинского обеспечения юношей 15 - 16 лет зависит организованность и качество последующих первоначальной постановки на воинский учет и призыва на военную службу.