Российские законы

Приказ Управления ЗАГС КМ РТ от 26.09.2005 N 59 “Об утверждении Программы Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан по реализации в органах ЗАГС республики Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан“

УПРАВЛЕНИЕ ЗАПИСИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ

от 26 сентября 2005 г. N 59

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАГС КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ В ОРГАНАХ ЗАГС РЕСПУБЛИКИ

СТРАТЕГИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В целях реализации в органах ЗАГС республики Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 08.04.2005 N УП-127, Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 400 от 12.08.2005 “О мерах по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан“ и выполнения Приказа Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан N 55 от 12 сентября 2005 г. “О мерах по реализации в органах ЗАГС республики Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан“ ПРИКАЗЫВАЮ:

§1. Утвердить Программу
Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан по реализации в органах ЗАГС республики Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан.

§2. Довести содержание указанной Программы до сведения руководителей и специалистов органов ЗАГС Республики Татарстан.

И.о. начальника Управления

Б.Т.ХАФИЗОВ

Утверждена

Приказом

Управления ЗАГС

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 26 сентября 2005 г. N 59

ПРОГРАММА

УПРАВЛЕНИЯ ЗАГС КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПО РЕАЛИЗАЦИИ В ОРГАНАХ ЗАГС РЕСПУБЛИКИ СТРАТЕГИИ

АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Программа Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан по реализации в органах ЗАГС республики Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан разработана в целях реализации в органах ЗАГС Указа Президента Республики Татарстан от 08.04.2005 N УП-127 “О стратегии антикоррупционной политики в Республике Татарстан“, Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 400 от 12.08.2005 “О мерах по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан“.

Разработка программы осуществлена в соответствии с Приказом Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан N 55 от 12 сентября 2005 г., в соответствии с которым ответственность за организацию и результативность деятельности по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан в органах ЗАГС республики возложена на начальника организационно-методического отдела Хафизова Б.Т., исполняющего обязанности заместителя начальника УЗАГС КМ РТ.

Ведомственная программа УЗАГС КМ РТ предусматривает меры по выявлению и устранению причин, способствующих проявлению коррупции в органах ЗАГС республики, в том числе по экспертизе актов органов местного самоуправления муниципальных образований республики по вопросам регистрации актов гражданского состояния на предмет их коррупционности, по контролю за соблюдением руководителями и специалистами учреждений ЗАГС, участвующих в регистрации актов гражданского состояния специалистов органов местного самоуправления муниципальных образований республики требований, предъявляемых действующим законодательством о государственной и муниципальной службе.

1. Анализ ситуации в органах ЗАГС Республики Татарстан

Для анализа ситуации с коррупцией необходимо иметь ее
определение, позволяющее определить границы рассматриваемого явления, его ведомственную структуру, конкретные проявления, взаимосвязи между отдельными проявлениями коррупции и систему взаимоотношений между субъектами коррупции.

В данной программе в качестве рабочего используется следующее определение:

Коррупция - это противоправное извлечение государственным служащим личной выгоды из своего положения в системе государственной власти или из связанного с ним своего общественного статуса. Эта деятельность осуществляется, как правило, в виде оказания услуг третьим лицам, способным обеспечить имеющиеся у государственного служащего потребности в имущественных или неимущественных благах. Наиболее распространенной формой материальных благ, предоставляемой государственному служащему за оказание услуги, является материальное вознаграждение (деньги или товары), оказание ему или его родственникам и знакомым услуг в других сферах.

Органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС) Республики Татарстан длительное время существуют как несамостоятельные отделы администраций районов и городов республики, т.е. не обладают правами на ведение самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности (за исключением органов ЗАГС г. Казани и Н. Челны). В связи с этим финансово-экономические предпосылки к коррупции в деятельности органов ЗАГС республики до 2005 года практически отсутствовали.

С 1 января 2005 г. полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния были признаны федеральными, передаваемыми субъектам Федерации и финансируемыми из федерального бюджета в форме субвенций. Эти средства поступают в бюджет республики и в последующем передаются в форме соответствующих субвенций в бюджеты районов и городов республики.

На уровне районов и городов республики происходит принятие решений о распределении выделенных средств по расходным статьям, о проведении конкурсов на реализацию государственных заказов по приобретению товаров и услуг для учреждений ЗАГС и т.д.

С 1 января 2006 г. в соответствии с Законом Республики Татарстан “О наделении органов местного самоуправления
в Республике Татарстан полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния“ из бюджетов районов и городов будет происходить выделение соответствующих субвенций органам местного самоуправления сельских поселений.

Таким образом, начиная с 1 января 2005 г. в системе органов ЗАГС республики происходят изменения, которые приводят к возникновению потенциальных возможностей для злоупотреблений со стороны должностных лиц, причастных к использованию средств, выделяемых из федерального бюджета для реализации полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Предпосылки для коррупции в органах ЗАГС имеются также в связи с тем, что документы о регистрации актов гражданского состояния служат основанием для получения гражданства Российской Федерации, легализации проживания на территории страны, для признания человека умершим, оформления наследственных дел и т.д.

Предпосылки для коррупции имеются и в связи с организацией церемонии регистрации актов гражданского состояния:

- искусственное создание ажиотажа вокруг времени, места и даты регистрации брака;

- в связи решением вопроса об изменении срока регистрации брака после подачи заявления лицами, вступающими в брак;

- в связи с выдачей гражданам при регистрации рождения и смерти справок на получение государственных пособий и т.д.

Предпосылки для коррупции имеются в связи с привлечением частных предпринимателей, фирм к торжественному проведению регистрации брака, рождения, оказанию ритуальных и других платных услуг населению.

Предпосылки для коррупции имеются в связи с имеющейся у должностных лиц органов ЗАГС возможностью незаконного предоставления заинтересованным лицам информации о регистрации актов гражданского состояния, предоставления им доступа к архивным материалам на бумажных и электронных носителях.

Предпосылки для коррупции имеются в связи с имеющейся у должностных лиц органов ЗАГС возможностью оформления в качестве испорченных (и уничтоженных в связи с этим) части имеющихся у них бланков гербовых свидетельств
о регистрации актов гражданского состояния для оформления поддельных документов за соответствующее вознаграждение.

2. Направления антикоррупционной политики в органах ЗАГС РТ

1) Недостаточный уровень оплаты труда государственных служащих является широко распространенным фактором, способствующим коррупции в низовом звене. В связи с этим денежное содержание государственных служащих органов ЗАГС должно быть существенно увеличено, должны быть увеличены размеры месячных и квартальных премий в связи с показателями работы за соответствующий период.

2) При оценке работы учреждений ЗАГС, их руководителей одним из главных показателей должна быть общая оценка населения о месте данного органа ЗАГС в рейтинге коррумпированности государственных учреждений в соответствующем регионе республики.

3) Известно, что источником коррупции становится не жесткость системы, а ее неопределенность. Поэтому важное значение для профилактики коррупции имеет четкое определение сфер компетенции и ответственности всех должностных лиц в системе органов ЗАГС республики, четкое определение системы взаимодействий учреждений ЗАГС и органов местного самоуправления различных уровней.

4) Обеспечение четкости процедур формирования и исполнения проектов бюджетов учреждений ЗАГС, их независимости от конкретных должностных лиц.

5) Обеспечение прозрачности в деятельности учреждений и органов ЗАГС: населению должна быть доступна вся, кроме конфиденциальной, информация о порядке и условиях регистрации актов гражданского состояния, о планах, решениях и действиях властей всех уровней в связи с организацией деятельности учреждений ЗАГС.

6) Последовательный переход на безналичные формы расчета граждан за оказываемые им дополнительные услуги в связи с регистрацией актов гражданского состояния, при уплате государственной пошлины при регистрации брака, расторжения брака, перемены имени, установления отцовства, выдачи повторного свидетельства, внесении изменений в записи актов гражданского состояния, выдаче справок из архивов физическим лицам.

7) Создание системы персональной ответственности должностных лиц в сфере распоряжения
средствами и имуществом, используемым в учреждениях ЗАГС республики, передаваемым органам местного самоуправления муниципальных образований республики для реализации ими полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

8) Организация открытых конкурсов на государственные заказы и закупки для учреждений ЗАГС республики. Все решения должны быть основательно мотивированы и доступны независимым контролирующим органам.

9) Системное взаимодействие Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан с органами прокуратуры, внутренних дел, ФСБ, юстиции, федерального казначейства, федеральной регистрационной службы, антимонопольной службы как по вопросам профилактики коррупции среди специалистов и руководителей учреждений ЗАГС, так и по вопросам расследования ее конкретных случаев.

3. Основное содержание и инструменты антикоррупционной

политики в органах ЗАГС РТ

1) Многоуровневый и многосторонний общественный, муниципальный и государственный контроль точности исполнения должностными лицами, причастными к организации деятельности по регистрации актов гражданского состояния, следующей системы нормативно-правовых актов:

- Федеральный закон “О регистрации актов гражданского состояния“;

- Семейный кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2003 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“;

- Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.)

- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная государствами - членами СНГ 22 января 1993 г. в г. Минске;

- Закон о гражданстве Российской Федерации;

- Налоговый кодекс Российской Федерации;

- Бюджетный кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ “О государственной регистрации уставов муниципальных образований“;

- Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 24 августа 2005 г. N 139 “Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него“;

- постановления Правительства Российской Федерации и другие
нормативно-правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов регистрации актов гражданского состояния;

- Закон Республики Татарстан “О наделении органов местного самоуправления в Республике Татарстан полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния“;

- Бюджетный кодекс Республики Татарстан;

- постановления Правительства Республики Татарстан и другие нормативно-правовые акты Республики Татарстан, касающиеся вопросов регистрации актов гражданского состояния;

- муниципальные правовые акты по вопросам осуществления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния органов местного самоуправления муниципальных образований, городских округов гг. Казани и Набережные Челны, обязательные к исполнению на всей территории муниципального образования.

2) Включение Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан в информационную систему органов власти и управления республики “Электронное правительство“, что должно обеспечить максимальное информирование население о деятельности учреждений ЗАГС, о порядке, условиях и сроках государственной регистрации актов гражданского состояния через глобальную сеть Интернет, а также получение Управлением ЗАГС неофициальной информации от населения о недостатках и проблемах в деятельности учреждений ЗАГС и органов местного самоуправления по реализации полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

3) Проведение вместе с органами местного самоуправления муниципальных образований республики единой кадровой политики, позволяющей отбирать для работы по государственной регистрации актов гражданского состояния достойных людей - профессионально компетентных специалистов.

4) Взаимодействие Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан со средствами массовой информации с целью получения дополнительного канала независимого мониторинга деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на уровне районов/городов, городских и сельских поселений республики.

5) Разработка инструктивных и методических материалов по организации оказания дополнительных платных услуг населению, связанных с государственной регистрацией актов гражданского состояния. Проведение независимой юридической экспертизы этих материалов на предмет их коррупциогенности.