Российские законы

Письмо МЗ РТ от 02.03.2006 N 09/617 “О направлении “Организационно-методических указаний по подготовке Службы медицины катастроф и выполнению мероприятий гражданской обороны здравоохранения Республики Татарстан в области защиты жизни и здоровья населения при кризисных ситуациях на 2006 год“

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО

от 2 марта 2006 г. N 09/617

О НАПРАВЛЕНИИ “ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ПО ПОДГОТОВКЕ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ И ВЫПОЛНЕНИЮ

МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ

НАСЕЛЕНИЯ ПРИ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ НА 2006 ГОД“

В соответствии с “Организационно-методическими указаниями по подготовке Службы медицины катастроф и выполнению мероприятий гражданской обороны здравоохранения в области защиты жизни и здоровья населения при кризисных ситуациях на 2006 год“ N 6018-ВС от 06.12.2005, “Организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан на 2006 год“ направляю для руководства и исполнения “Организационно-методические указания по подготовке Службы медицины катастроф
и выполнению мероприятий гражданской обороны здравоохранения Республики Татарстан в области защиты жизни и здоровья населения при кризисных ситуациях на 2006 год“.

Министр

К.Ш.ЗЫЯТДИНОВ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ И ВЫПОЛНЕНИЮ

МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ

НАСЕЛЕНИЯ ПРИ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ НА 2006 ГОД

В целях дальнейшего повышения уровня подготовки специалистов Службы медицины катастроф (СМК) Министерства здравоохранения Республики Татарстан в области защиты жизни и здоровья населения в кризисных ситуациях (КС) и выполнения мероприятий гражданской обороны здравоохранения (ГОЗ) предлагаю:

Главными задачами органов управления и учреждений здравоохранения Республики Татарстан в 2006 году считать:

обеспечение высокой постоянной готовности Службы медицины катастроф, органов управления, учреждений и предприятий здравоохранения к ликвидации медико-санитарных последствий КС в мирное и военное время;

подготовку сил и средств Службы медицины катастроф к проведению в угрожаемый период мероприятий по переводу сил гражданской обороны здравоохранения на режим функционирования в военное время;

совершенствование организационно-штатной структуры СМК и ГОЗ на федеральном и региональном уровнях с целью оптимизации системы медицинского обеспечения населения, пострадавшего в КС;

эффективное использование финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий кризисных ситуаций;

дальнейшее развитие СМК и совершенствование ГОЗ на региональном и муниципальном уровнях;

совершенствование системы управления СМК и ГОЗ.

1. Совершенствование организации и управления Службой медицины

катастроф и гражданской обороной здравоохранения

1.1. Начальникам управлений здравоохранения, главным врачам центральных районных больниц, руководителям республиканских медицинских учреждений, директорам медицинских колледжей и училищ:

1.1.1. на основе настоящих Указаний издать соответствующие приказы;

1.1.2. уточнить, согласовать и утвердить “План взаимодействия органов управления, формирований и учреждений министерств, комитетов и ведомств при ликвидации ЧС мирного и военного времени на территории города (района)“ в КЧС города (района);

1.1.3. откорректировать “Медико-тактическую характеристику территории города (района)“
и “Планы медицинского обеспечения населения города (района) при ЧС мирного и военного времени“;

1.1.4. откорректировать Планы медицинского обеспечения мероприятий гражданской обороны на военное время;

1.1.5. принять меры по совершенствованию и поддержанию в готовности пунктов управления Службы, активизировать работу по их оснащению современными техническими средствами;

1.1.6. продолжить работу по созданию, оснащению и поддержанию в готовности формирований СМК и ГОЗ.

1.2. Основные усилия в проведении мероприятий гражданской обороны здравоохранения сосредоточить на:

1.2.1. развитии и совершенствовании системы медицинского обеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, с применением сил и средств Службы медицины катастроф, учреждений и формирований ГОЗ;

1.2.2. обеспечении устойчивости объектов здравоохранения и полноценного их функционирования в условиях ведения военных действий.

1.3. Для достижения указанных целей необходимо:

1.3.1. обеспечить дальнейшую реализацию положений Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ “О гражданской обороне“, распоряжения Президента Российской Федерации от 5 января 2004 г. N Пр-12 “Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года“ и других нормативных правовых актов в области гражданской обороны по применению формирований ГОЗ в ликвидации последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций;

1.3.2. обеспечить готовность пунктов управления и систем связи к применению по предназначению, продолжить работу по их оснащению современными техническими средствами и совершенствованию практических навыков обслуживающего персонала;

1.3.3. наращивать усилия по оснащению и поддержанию в готовности сил ГОЗ;

1.3.4. продолжить работу по накоплению до установленных норм, содержанию и своевременному освежению в целях гражданской обороны здравоохранения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

1.3.5. не допускать сокращения существующего фонда убежищ и укрытий для персонала учреждений здравоохранения, защищенных стационаров для нетранспортабельных больных, активизировать работу
по обустройству и оборудованию убежищ в подвальных помещениях ЛПУ;

1.3.6. принять меры по накоплению до установленных норм средств индивидуальной защиты и приборов радиационной и химической разведки;

1.3.7. обеспечить незамедлительное прохождение информации о возникновении медико-санитарных последствий КС и ходе их ликвидации в оперативный отдел Республиканского центра медицины катастроф и Министерство здравоохранения Республики Татарстан по телефонам: 293-49-95, 293-40-72 и 292-72-85;

1.3.8. обеспечить действенность схем оповещения и сбора формирований СМК и ГОЗ в рабочее и нерабочее время.

2. Подготовка органов управления, формирований и учреждений

Службы медицины катастроф

2.1. Подготовку руководителей и специалистов Службы медицины катастроф осуществлять в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 “О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ и от 02.11.2000 N 841 “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны“. Основные усилия сосредоточить на подготовке к действиям по организации медицинского обеспечения населения в кризисных ситуациях. Особое внимание обратить на подготовку всех подразделений и учреждений, привлекаемых к ликвидации последствий в очагах массовых потерь от техногенных аварий и катастроф, современных видов оружия, а также в очагах биологического, химического и радиационного характера, в том числе в результате террористических актов. Основной формой обучения для органов управления считать командно-штабные учения (КШУ) и штабные тренировки (ШТ), для медицинских формирований и учреждений тактико-специальные учения (ТСУ).

2.2. Главными направлениями подготовки считать совершенствование навыков руководителей различных уровней в планировании медицинского обеспечении населения в КС и организации управления подчиненными силами и средствами в условиях ограниченного времени; проведении расчетов и анализа возможных санитарных потерь, исходя из конкретных условий регионов и уточнения потребности в медицинских силах
и средствах (в том числе дополнительных больничных коек), необходимых для обеспечения населения; организацию взаимодействия с органами управления и формированиями других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации последствий КС.

2.3. При организации и проведении мероприятий оперативной подготовки в 2006 г. руководствоваться Методическими рекомендациями по подготовке и проведению КШУ ВСМК (1999 г.). На всех мероприятиях оперативной подготовки предоставлять обучаемым самостоятельность и инициативу в решении поставленных задач. Оценку обстановки и выработку решений осуществлять на основе оперативных расчетов с использованием баз данных и расчетных задач по прогнозированию и оценке медико-санитарных последствий КС. Для обмена информацией шире использовать электронную почту.

2.4. Периодичность и продолжительность основных мероприятий оперативной подготовки планировать:

с органами управления гражданской обороны здравоохранения - КШУ (ШТ) 1 раз в год продолжительностью до 1 сут.;

с медицинскими учреждениями и формированиями ГОЗ - комплексные учения продолжительностью до 2 сут. один раз в два года и объектовые тренировки продолжительностью до 8 часов один раз в два года (в год, когда не проводятся комплексные учения), с отработкой вопросов перевода на функционирование в режиме военного времени.

2.5. Темы учений и тренировок определять, исходя из особенностей медико-географической характеристики территории, наличия потенциально опасных производственных объектов, возможных ЧС и конкретных медико-санитарных условий.

2.6. Учебно-методические материалы командно-штабных учений и тренировок направлять в Республиканский центр медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан за 1 месяц до их проведения, отчеты - не позднее 10 дней после окончания учений.

2.7. Специальную подготовку медицинского состава по вопросам Службы медицины катастроф нацелить на повышение уровня профессионального мастерства, совершенствование знаний и навыков обучаемых в выполнении своих функциональных обязанностей по оказанию медицинской помощи при террористических актах и
в кризисных ситуациях мирного и военного времени.

2.8. Руководителям средних профессиональных медицинских образовательных учреждений при организации учебного процесса по дисциплине “медицина катастроф“ особый акцент делать на практическую направленность занятий, на выработку устойчивых навыков по оказанию неотложной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

2.9. Республиканскому центру медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан продолжить работу по подготовке к аттестации медицинских аварийно-спасательных формирований Службы медицины катастроф.

2.10. Республиканскому центру медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан продолжить комплексные проверки Службы медицины катастроф городов и районов в соответствии с Планом основных мероприятий по ГО и ЧС Министерства здравоохранения Республики Татарстан. По результатам проверок представить итоговую справку с анализом состояния Службы.

3. Мероприятия по подготовке здравоохранения к работе

в условиях военного времени

3.1. Уточнить порядок взаимодействия территориальных органов управления здравоохранением по вопросам выполнения задач военного времени с органами исполнительной власти, военными комиссариатами, организациями связи, подразделениями МВД и структурами МЧС (срок исполнения - май).

3.2. Уточнить состав оперативных групп, сотрудников органов управления и учреждений, привлекаемых к выполнению мероприятий по переводу здравоохранения на работу в условиях военного времени, их функциональные обязанности, порядок оповещения и сбора при введении степеней готовности в рабочее и нерабочее время (срок исполнения - май).

3.3. Проверить готовность защитных сооружений в учреждениях здравоохранения, уточнить порядок размещения в них сотрудников ЛПУ и больных (срок исполнения - май).

4. Организация медицинского обеспечения в КС

4.1. Повысить качество планирования медицинского обеспечения населения в КС. В процессе годового планирования особое внимание обратить на прогноз КС на предстоящий год по данным территориальных центров мониторинга и прогнозирования.

При разработке планов руководствоваться методическими рекомендациями “Планирование медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях“ и пособием для
врачей “Основы организации лечебно-эвакуационного обеспечения при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций“.

4.2. В связи с сохраняющейся тенденцией нарастания количества ДТП с особо тяжкими последствиями, с целью минимизации человеческих потерь руководителям органов управления здравоохранением:

4.3. Систематизировать сбор и обработку данных о характере и степени тяжести травматических повреждений, полученных пострадавшими в ДТП, с созданием информационных баз данных.

4.4. Продолжить совершенствование системы оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП, обеспечивающей сокращение времени прибытия медицинских сил к месту ДТП, оказание пострадавшим своевременной и адекватной экстренной медицинской помощи, а также госпитализацию в профильные ЛПУ.

5. Учет и отчетность

5.1. Сводные статистические отчеты о деятельности, силах и средствах СМК по формам N 55, 56 представлять в 2 экземплярах на бумажных и магнитных носителях (дискетах) в Республиканский центр медицины катастроф МЗ РТ в соответствии с действующими приказами Минздравсоцразвития РФ и МЗ РТ. При составлении отчетов руководствоваться требованиями Приказа Минздравсоцразвития России от 03.02.2005 N 112 “О статистических формах Службы медицины катастроф“.

5.2. Доклад о состоянии медицинских сил гражданской обороны представить к 5 декабря 2006 г.

5.3. Отчет о состоянии неснижаемых и оперативного запасов медикаментов и изделий медицинского назначения СМК города (района) представить в Республиканский центр медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан в срок до 1 декабря 2006 года.

5.4. Республиканскому центру медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан обеспечить прием, статистическую обработку и анализ отчетов.

Приложение 1

ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ И СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

ФОРМИРОВАНИЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

НА 2006 ГОД

Тематический план лекций (10 часов)

-----T------------------------------------------------------T------------------¬

¦ N ¦ Темы лекций ¦ Рекомендуемое ¦

¦ ¦ ¦ количество часов ¦

+----+------------------------------------------------------+------------------+

¦1. ¦Принципы организации и задачи Службы медицины ¦ 1 час ¦

¦ ¦катастроф и гражданской обороны. Классификация ¦ ¦

¦ ¦катастроф ¦ ¦

+----+------------------------------------------------------+------------------+

¦2. ¦Основы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного ¦ 2 часа ¦

¦ ¦населения в чрезвычайных ситуациях. Медицинская ¦ ¦

¦ ¦сортировка пораженных, цель сортировки, ее виды. Виды ¦ ¦

¦ ¦и объемы медицинской помощи с учетом поражающих ¦ ¦

¦ ¦факторов. Организация работы врачебно-сестринской ¦ ¦

¦ ¦бригады в ЧС, в т.ч. при террористических актах ¦ ¦

+----+------------------------------------------------------+------------------+

¦3. ¦Медико-тактическая характеристика аварий на пожаро- ¦ 2 часа ¦

¦ ¦взрывоопасных объектах. Медико-тактическая ¦ ¦

¦ ¦характеристика очагов поражения СДЯВ. Медико- ¦ ¦

¦ ¦тактическая характеристика зон радиоактивного
¦ ¦

¦ ¦загрязнения при авариях на радиационно опасных ¦ ¦

¦ ¦объектах ¦ ¦

+----+------------------------------------------------------+------------------+

¦4. ¦Медико-тактическая характеристика эпидемических ¦ 2 часа ¦

¦ ¦очагов. Экологические и социальные ЧС. Санитарно- ¦ ¦

¦ ¦гигиенические и противоэпидемические мероприятия в ¦ ¦

¦ ¦районе катастроф. Особо опасные инфекции ¦ ¦

+----+------------------------------------------------------+------------------+

¦5. ¦Характеристика коллективных средств защиты. ¦ 1 час ¦

¦ ¦Характеристика индивидуальных средств защиты. ¦ ¦

¦ ¦Медицинские средства индивидуальной защиты, ¦ ¦

¦ ¦антидотная терапия ¦ ¦

+----+------------------------------------------------------+------------------+

¦6. ¦Раны. Виды кровотечений. Термические поражения. ¦ 1 час ¦

¦ ¦Травмы опорно-двигательного аппарата. Черепно- ¦ ¦

¦ ¦мозговая травма ¦ ¦

+----+------------------------------------------------------+------------------+

¦7. ¦Угрожающие жизни состояния при механических и ¦ 1 час ¦

¦ ¦термических поражениях. Травматический шок. Синдром ¦ ¦

¦ ¦длительного раздавливания ¦ ¦

+----+------------------------------------------------------+------------------+

¦8. ¦Особенности оказания экстренной медицинской помощи ¦ 1 час ¦

¦ ¦при психических расстройствах и реактивных ¦ ¦

¦ ¦состояниях ¦ ¦

L----+------------------------------------------------------+-------------------

Тематический план практических занятий (12 часов)

-----T------------------------------------------------------T------------------¬

¦ N ¦ Темы лекций ¦ Рекомендуемое ¦

¦ ¦ ¦ количество часов ¦

+----+------------------------------------------------------+------------------+

¦1. ¦Методы остановки наружного кровотечения. Обработка ¦ 3 часа ¦

¦ ¦ран. Десмургия ¦ ¦

+----+------------------------------------------------------+------------------+

¦2 ¦Транспортная иммобилизация (в т.ч. с использованием ¦ 2 часа ¦

¦ ¦вакуумного матраса, вакуумных шин, противошокового ¦ ¦

¦ ¦костюма) ¦ ¦

+----+------------------------------------------------------+------------------+

¦3. ¦Техника извлечения, переноса и транспортировки ¦ 1 час ¦

¦ ¦пострадавших с различными видами поражений ¦ ¦

+----+------------------------------------------------------+------------------+

¦4. ¦Сердечно-легочная реанимация (в т.ч. в педиатрии) ¦ 3 часа ¦

+----+------------------------------------------------------+------------------+

¦5. ¦Методы устранения механической асфиксии. Техника ¦ 2 часа ¦

¦ ¦коникотомии, пункционной трахеостомии. Респираторная ¦ ¦

¦ ¦терапия ¦ ¦

+----+------------------------------------------------------+------------------+

¦6. ¦Пользование индивидуальными средствами защиты ¦ 1 час ¦

¦ ¦(противоэпидемическим костюмом, противочумным ¦ ¦

¦ ¦костюмом, противогазом, респиратором и др.) ¦ ¦

L----+------------------------------------------------------+-------------------

Программа подготовки занимает 24 часа (11 часов - лекции, 12 часов - практические занятия, 1 час - итоговый контроль). В программу подготовки рекомендуется вносить изменения в соответствии с медико-тактической характеристикой города (района).

Тематический план лекций (10 часов)

-----T---------------------------------------------------T------------------¬

¦ N ¦ Темы лекций ¦ Рекомендуемое ¦

¦ ¦ ¦ количество часов ¦

+----+---------------------------------------------------+------------------+

¦1. ¦Принципы организации и задачи Службы медицины ¦ 2 часа ¦

¦ ¦катастроф и ГО. Основы лечебно-эвакуационного ¦ ¦

¦ ¦обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ¦ ¦

¦ ¦ситуациях. Организация работы врачебно-сестринской ¦ ¦

¦ ¦бригады в ЧС, в т.ч. при террористических актах ¦ ¦

+----+---------------------------------------------------+------------------+

¦2 ¦Основы анатомии и физиологии человека ¦ 1 час ¦

+----+---------------------------------------------------+------------------+

¦3. ¦Принципы оказания первой медицинской помощи. Объем ¦ 1 час ¦

¦ ¦первой медицинской помощи с учетом поражающего ¦ ¦

¦ ¦фактора ¦ ¦

+----+---------------------------------------------------+------------------+

¦4. ¦Характеристика коллективных средств защиты. ¦ 1 час ¦

¦ ¦Характеристика индивидуальных средств защиты ¦ ¦

+----+---------------------------------------------------+------------------+

¦5. ¦Понятие об асептике и антисептике. Раны. Виды ¦ 1 час ¦

¦ ¦кровотечений, термические поражения ¦ ¦

+----+---------------------------------------------------+------------------+

¦6. ¦Травмы опорно-двигательного аппарата. Черепно- ¦ 1 час ¦

¦ ¦мозговая травма ¦ ¦

+----+---------------------------------------------------+------------------+

¦7. ¦Угрожающие жизни состояния при механических и ¦ 1 час ¦

¦ ¦термических поражениях ¦ ¦

+----+---------------------------------------------------+------------------+

¦8. ¦Понятие об острых инфекционных заболеваниях. Меры ¦ 1 час ¦

¦ ¦профилактики ¦ ¦

L----+---------------------------------------------------+-------------------

Тематический план практических занятий (12 часов)

-----T---------------------------------------------------T------------------¬

¦ N ¦ Темы лекций ¦ Рекомендуемое ¦

¦ ¦ ¦ количество часов ¦

+----+---------------------------------------------------+------------------+

¦1. ¦Методы остановки наружного кровотечения ¦ 2 часа ¦

+----+---------------------------------------------------+------------------+

¦2. ¦Обработка ран. Десмургия ¦ 2 часа ¦

+----+---------------------------------------------------+------------------+

¦3. ¦Транспортная иммобилизация ¦ 2 часа ¦

+----+---------------------------------------------------+------------------+

¦4. ¦Техника извлечения, переноски и транспортировки ¦ 2 часа ¦

¦ ¦пострадавших с различными видами повреждений ¦ ¦

+----+---------------------------------------------------+------------------+

¦5. ¦Сердечно-легочная реанимация. Методы устранения ¦ 2 часа ¦

¦ ¦механической асфиксии ¦ ¦

+----+---------------------------------------------------+------------------+

¦6. ¦Пользование индивидуальной аптечкой, противогазом и¦ 2 часа ¦

¦ ¦др. средствами индивидуальной защиты ¦ ¦

L----+---------------------------------------------------+-------------------

Программа подготовки занимает 25 часов (8 часов - лекции, 16 часов - практические занятия, 1 час - итоговый контроль).