Российские законы

Вопрос: Каков порядок налогообложения доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога?

Вопрос: Каков порядок налогообложения доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“ (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Согласно ст. 4 граждане, изъявившие желание создать крестьянское (фермерское) хозяйство, заключают между собой соглашение, которое должно содержать сведения о членах фермерского хозяйства, об их правах и обязанностях, о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов и другие необходимые положения. Одним из таких положений является, в частности, положение о
признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства и его полномочиях. При этом ст. 17 Федерального закона N 74-ФЗ предусмотрено, что в полномочия главы фермерского хозяйства входит организация ведения учета и отчетности фермерского хозяйства.

Пунктом 2 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Согласно ст. 5 Федерального закона N 74-ФЗ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Учитывая, что статус индивидуального предпринимателя при регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства приобретает только глава хозяйства, а остальные члены крестьянского (фермерского) хозяйства такого статуса не получают, они согласно гл. 26.1 НК РФ не признаются плательщиками ЕСХН. Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, перешедший на уплату ЕСХН, в представляемых им налоговых декларациях определяет налоговую базу по ЕСХН за отчетный или налоговый период на основании результатов коллективной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в целом, а не полученные лично им доходы и произведенные расходы.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 74-ФЗ каждый член крестьянского (фермерского) хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства. Полученные каждым из членов фермерского хозяйства
личные доходы в денежной и (или) натуральной форме являются объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц в порядке, установленном гл. 23 НК РФ.

Вместе с тем члены крестьянского (фермерского) хозяйства, являющиеся плательщиками налога на доходы физических лиц, не относятся тем не менее к категориям физических лиц, на которых ст. ст. 227 и 228 НК РФ возложена обязанность самостоятельного исчисления подлежащих уплате в бюджет сумм налога. При этом члены крестьянского (фермерского) хозяйства не состоят в трудовых отношениях с главой хозяйства, что означает, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства не является работодателем по отношению к другим его членам. Однако, поскольку выплату доходов членам хозяйства осуществляет непосредственно глава крестьянского (фермерского) хозяйства, то согласно ст. 226 НК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается в отношении членов хозяйства налоговым агентом.

В соответствии с пп. 14 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства. При этом указанная норма применяется к доходам тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, в отношении которых такая норма ранее не применялась. По истечении пяти лет после регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства налогообложение доходов членов хозяйства производится в общеустановленном порядке.

При этом учитывая, что согласно п. 4 ст. 346.1 НК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, перешедший на уплату ЕСХН, не освобождается от исполнения предусмотренных ст. 226 НК РФ обязанностей налогового агента, полученные членами крестьянского (фермерского) хозяйства личные доходы и удержанные с этих доходов суммы
налогов учитываются в составе расходов главы крестьянского (фермерского) хозяйства в декларации по единому сельскохозяйственному налогу.

Кроме того, в составе его расходов учитываются также доходы, полученные наемными работниками, не являющимися членами крестьянского (фермерского) хозяйства, и удержанные с этих доходов суммы налогов, в отношении которых глава крестьянского (фермерского) хозяйства также является налоговым агентом, поскольку он заключает соответствующие договоры от имени фермерского хозяйства.

Специалисты УФНС РФ по РТ

17.05.2006