Российские законы

Закон Республики Карелия от 10.09.1992 N XII-14/383 “Об уникальных исторических и природно - ландшафтных территориях“

Утратил силу в связи с изданием Закона РК от 08.07.2002 N 599-ЗРК.

10 сентября 1992 года N XII-14/383

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ

ЗАКОН

Об уникальных исторических и

природно - ландшафтных территориях

Настоящий закон устанавливает права и обязанности Республики Карелия как субъекта собственности культурного и природного наследия и направлен на сохранение и развитие уникальных исторических и природно - ландшафтных территорий республики.

Статья 1. Уникальные исторические и природно - ландшафтные территории (далее - уникальные территории)

1. Уникальной территорией является место или совокупность мест, на которых расположены в традиционной природной и социально - культурной среде памятники истории, культуры или природы, имеющие исключительную значимость в мировом или национальном наследии.

Уникальная территория с указанием границ образуется Верховным
Советом Республики Карелия по представлению Совета Министров Республики Карелия и комиссий Верховного Совета Республики Карелия.

2. Уникальная территория является собой административной единицей, подчиненность которой определяется положением о конкретной территории.

3. Уникальные территории образуются с целью сохранения историко - культурных и природных комплексов, имеющих особую историческую, просветительскую и эстетическую ценность, обеспечения их жизнедеятельности на основе максимального приближения к традиционным формам природопользования, хозяйства и использования в рекреационных, научных и культурных целях.

4. Целостность территории определяется природной, исторической, хозяйственной или этнической взаимосвязью ее основных естественных и антропогенных элементов, что составляет неотъемлемые условия для полноценного социального и экономического функционирования этих территорий.

5. Положение о конкретной уникальной территории утверждается Советом Министров Республики Карелия после его рассмотрения и одобрения в соответствующих комиссиях Верховного Совета.

Статья 2. Компетенция Республики Карелия и Российской Федерации (России) в области сохранения, использования и развития уникальных территорий

1. Ведению Республики Карелия в области сохранения, использования и развития уникальных территорий подлежит:

- образование уникальных территорий;

- утверждение положения о конкретной уникальной территории;

- формирование и утверждение комитета по делам уникальных территорий или наделение его функциями других органов;

- определение границ уникальной территории;

- утверждение проектной документации по сохранению, использованию и развитию уникальной территории;

- установление порядка образования комиссий по вопросам определения вреда, причиненного уникальным территориям;

- другие вопросы, если они не относятся к совместной компетенции России и Республики Карелия, или к исключительной компетенции России.

2. Совместная компетенция Российской Федерации и Республики Карелия.

К совместной компетенции Российской Федерации и Республики Карелия в области сохранения, использования и развития уникальных территорий относятся вопросы:

- определения материально - технического и финансового обеспечения уникальной территории;

- установление порядка образования комиссий по вопросам определения вреда, причиненного
уникальным территориям.

Статья 3. Управление уникальной территорией

1. Управление уникальной территорией осуществляется Советами народных депутатов данной территории или дирекцией, глава которой назначается Советом Министров Республики Карелия по согласованию с местными Советами.

2. В ведение органа, управляющего уникальной территорией, передаются все природные ресурсы, памятники истории и культуры, предприятия и учреждения в пределах, определяемых Положением о конкретной уникальной территории.

3. Орган управления, руководствуясь Положением, утвержденным Советом Министров, устанавливает режим хозяйственной деятельности, использования и охраны памятников природы и культуры.

4. Органы управления уникальной территории несут полную ответственность за хозяйственную деятельность и социальное развитие территории, обеспечивают соблюдение законности и сохранение вверенного национального богатства.

5. Органы управления уникальной территории являются единым заказчиком на проведение строительных и реставрационных работ, обладают правом установления цен на собственную продукцию и услуги. Они имеют право на внешнеэкономические связи и организации различных форм кооперативной или индивидуальной деятельности. На начальной стадии восстановительных работ им предоставляется право самостоятельного использования всего получаемого от различных видов деятельности дохода (в том числе и в валюте).

Статья 4. Бюджет уникальной территории

1. Средства, выделяемые уникальной территории из республиканского бюджета, записываются в нем отдельной строкой.

2. Дополнительными источниками являются:

- целевые поступления;

- добровольные взносы и пожертвования;

- доходы собственных предприятий (от производства различной продукции, народных промыслов, музейно - рекреационного обслуживания и пр.).

Эти доходы уникальной территории изъятию не подлежат и используются по решению органа управления территории.

3. Основными направлениями использования получаемых доходов являются осуществление восстановительных работ и социально - культурное развитие территории. В пределах получаемого дохода образуются фонды, определяющие заработную плату и социальные программы.

Статья 5. Задачи и принципы функционирования уникальных территорий

1. На уникальные территории возлагается выполнение следующих задач:

- сохранение памятников истории
и культуры на данной территории;

- сохранение уникальных природных ландшафтов и восстановления исторических форм природопользования;

- сохранение традиционных форм жизнедеятельности местного населения, промыслов, обрядов, фольклора, этнографических черт и пр.;

- создание необходимых условий социального развития местного населения, обеспечение его полноценного участия в современной жизни;

- создание условий для туризма и отдыха, ознакомление с культурными историческими памятниками, природой данной территории;

- разработка и внедрение новых форм хозяйствования и научных методов сохранения и использования культурного и природного наследия.

Статья 6. Порядок хозяйственной деятельности и природопользования на уникальной территории

1. Порядок хозяйственной деятельности и природопользования на уникальной территории определяется целями сохранения и возрождения традиционной культуры и природной среды. Любая деятельность, наносящая ущерб уникальным территориям, запрещается.

2. Для уникальных территорий целевым назначением обеспечиваются необходимые средства и лимитированные материальные ресурсы посредством выделения этих территорий отдельной строкой в государственных программах экономического и социального развития.

3. Для контроля за состоянием национального богатства и осуществлением планов восстановления уникальных территорий могут создаваться научно - общественные советы по уникальным территориям.

4. На уникальной территории могут создаваться предприятия различных форм собственности, которые в своей деятельности должны следовать данному закону и Положению о конкретной территории. Эти предприятия должны регистрироваться на уровне административной подчиненности территории.

При создании предприятий, занимающихся экскурсионно-туристским обслуживанием, уникальная территория в качестве уставного взноса предоставляет право использования ее в этих целях, получая при этом контрольный пакет акций или контрольную долю уставного капитала, при этом кредиторы не вправе претендовать на данную долю уставного капитала (акций), которые являются исключительной собственностью государства.

Статья 7. Режим и охрана уникальных территорий

1. Режим уникальной территории определяется в Положении, разрабатываемом для каждой территории в соответствии с задачами восстановления памятников
культуры и природы.

2. На уникальных территориях выделяются специальные зоны:

- регулируемого использования, на которых вводятся ограничения хозяйственной деятельности с целью обеспечения сохранности историко - культурных и природных объектов;

- традиционных форм хозяйственной деятельности, допускающих хозяйственное использование, основанное только на исторических технологиях природопользования, возделывания земли, обработки сырья кустарных и народных промыслов;

- складских зон, зон хозяйственно - туристического освоения, транспортных проездов и пр.

3. Уникальная территория может иметь зону, в которой могут осуществляться современные хозяйственные процессы, связанные, как правило, с созданием вспомогательных производств, торговых и туристических объектов.

4. Охрана культурного и природного наследия на уникальных территориях осуществляется государственными органами в соответствии с действующим законодательством.

5. Лица, виновные в нарушении режима уникальной территории, привлекаются к административной ответственности и подвергаются штрафу в размере до 10000 рублей, налагаемому в судебном порядке. Протокол о совершенном правонарушении составляется представителем дирекции и рассматривается судьей единолично по месту совершения этого правонарушения в течение 10 дней с момента представления протокола в суд. Решение судьи о наложении штрафа окончательное и обжалованию не подлежит.

Юридические и физические лица в порядке гражданского судопроизводства обязаны также возместить уникальной территории убытки, причиненные нарушением режима.

Статья 8. Участие общественных организаций и граждан в сохранении, использовании и развитии уникальных территорий

Общественные организации и граждане участвуют в выявлении, сохранении, использовании и развитии уникальных территорий.

Общественные организации обладают правом участия в контроле за сохранностью, правильным использованием и развитием уникальных территорий.

Общественные организации могут осуществлять сбор средств для возрождения и развития уникальных территорий и осуществлять контроль за их использованием.

Первый заместитель

Председателя Верховного

Совета Республики Карелия

И.П.АЛЕКСАНДРОВ

г. Петрозаводск

10 сентября 1992 года

N XII-14/383