Российские законы

<Письмо> Минобрнауки РТ от 27.05.2010 N 4497/10 “О направлении проекта методических рекомендаций“

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО

от 27 мая 2010 г. N 4497/10

О НАПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Во исполнение Постановления Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 15.05.2010 N 9-10 “О деятельности органов образования по пресечению незаконных отчислений учащихся из учебных заведений. Меры по обеспечению дальнейшего устройства данной категории несовершеннолетних“ Министерством образования и науки Республики Татарстан разработан проект методических рекомендаций по вопросам отчисления, направления в другие образовательные учреждения для продолжения обучения или трудоустройства обучающихся школ.

Направляем данный документ для рассмотрения и внесения предложений в срок до 15 июня т.г. (e-mail: Alsu.Habibullina@tatar.ru).

Заместитель министра

А.К.ЗИННУРОВ

Приложение

к Письму МОиН РТ

от 27 мая 2010 г. N 4497/10



Проект

Методических рекомендаций

ПРОЦЕДУРА И МЕХАНИЗМ

ЗАЩИТЫ ПРАВА УЧАЩЕГОСЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Характеристика проблемы.

В соответствии с Законом “Об образовании“, Семейным кодексом, Положением о Комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, Типовым положением об образовательном учреждении в реализации и защите прав детей и подростков на получение основного общего образования участвуют и несут ответственность одновременно различные государственные и внутришкольные структуры, а также родители. Механизм их взаимодействия указанными нормативными актами не урегулирован.

С целью исключения дублирования в их деятельности, а также максимального использования возможностей структур, повышения их ответственности и отслеживания результатов работы по защите прав на образование разработана процедура и механизм защиты права учащегося на получение образования.

Данный документ устанавливает всех участников процесса, выстраивает их связи, определяет их обязанности и ответственность.

1. Родители:

- в соответствии со ст. 63 Семейного кодекса имеют право и обязаны воспитывать своих детей; при этом они несут ответственность за воспитание и развитие их, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии своих детей;



- родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования;

- родители с учетом мнения своих детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения до получения детьми основного общего образования;

- родители за злостное уклонение от воспитания и обучения своих детей в соответствии со ст. 164 ч. 1 Кодекса об административных правонарушениях могут быть предупреждены или подвергнуты штрафу;

- родители могут быть лишены родительских прав за уклонение от выполнения родительских прав, а также в случаях злостного уклонения от уплаты алиментов, злоупотребления своими родительскими правами, жестокого обращения с детьми; родители могут быть лишены родительских прав, если они больны хроническим алкоголизмом или наркоманией, совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

2. Классный руководитель:

- ведет социальный паспорт ребенка, где отслеживает обеспечение гарантий со стороны родителей на получение ребенком основного общего образования, физического, психического и духовного развития ребенка, состояние его здоровья;

- изучает и анализирует посещаемость и успеваемость учащегося;

- не реже 1 раза в месяц информирует: заместителя директора по учебно-воспитательной работе об учащихся, которые в силу различных причин не посещают школу или не успевают, и заместителя директора по воспитательной работе о семьях, где родители не выполняют своих родительских обязанностей по воспитанию и обучению детей.

Учитывая воспитательный потенциал семьи ребенка, помогает родителям в семейном воспитании детей.

Не реже одного раза в четверть организует подготовку и проведение родительских собраний, привлекая к их проведению различных внутришкольных специалистов, родителей. При этом рекомендуется обязательное проведение бесед и лекций с привлечением соответствующих специалистов по следующим темам:

- “Психолого-педагогические особенности детей“;

- “Особенности физиологии и основы гигиены ребенка“;

- “Особенности организации труда школьника“;

- “Правовая ответственность детей и родителей“;

- “Формирование здорового образа жизни“;

- “Особенности профессиональной ориентации школьников“.

3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

- в порядке руководства и контроля отвечает за реализацию Закона “Об образовании“;

- еженедельно контролирует и анализирует данные о посещаемости и успеваемости обучающихся;

- организует работу учителей-предметников по оказанию индивидуальной помощи обучающимся, неуспевающим по различным предметам;

- проводит индивидуальную профилактическую работу с родителями и обучающимися, которые по различным причинам не успевают или не посещают школу;

- информирует социального педагога об обучающихся, уклоняющихся от обучения;

- своевременно ставит в известность директора школы об обучающихся, по различным причинам неуспевающих и пропускающих школу, в отношении которых им исчерпаны все меры воздействия, и о классных руководителях, которые не выполняют функциональных обязанностей, предусмотренных данной процедурой и механизмом защиты права ребенка на получение образования.

4. Заместитель директора по воспитательной работе:

- в порядке руководства и контроля отвечает за организацию воспитательного процесса в школе;

- систематически изучает и анализирует данные о семьях, где родители не выполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей;

- информирует социального педагога о данных семьях;

- проводит индивидуальную профилактическую работу с данными родителями;

- своевременно ставит в известность директора школы: о родителях, в отношении которых им исчерпаны все меры педагогического воздействия, а также о классных руководителях, которые не выполняют функциональных обязанностей, предусмотренных данной процедурой и механизмом защиты права ребенка на получение образования.

5. Социальный педагог:

- организует индивидуальную помощь обучающимся, нуждающимся в особом педагогическом подходе. Подключает к этой работе различных специалистов внутришкольных структур (психолога, учителей-предметников, общественного инспектора по охране прав детства) и представителей различных ведомств, включенных в систему профилактики;

- своевременно информирует директора школы об обучающихся, злостно уклоняющихся от учебы, и о семьях, где родители не выполняют своих родительских обязанностей.

6. Директор школы:

- отвечает за реализацию Закона “Об образовании“ в системе руководства и контроля за учебно-воспитательным процессом;

- осуществляет контроль за деятельностью заместителей по учебно-воспитательной работе и по воспитательной работе;

- своевременно информирует орган управления образованием об обучающихся, которые в силу различных причин не успевают или не посещают школу;

- утверждает решение о проведении индивидуально-профилактической работы с обучающимися, уклоняющимися от обучения;

- информирует комиссию по делам несовершеннолетних и по защите их прав и органы опеки и попечительства о семьях, где родители злостно уклоняются от воспитания и обучения своих несовершеннолетних детей.

7. Специалист органа управления образованием:

- контролирует и отслеживает выполнение Закона “Об образовании“ в образовательных учреждениях муниципального образования;

- своевременно информирует КДН об обучающихся, злостно уклоняющихся от обучения;

- ставит в известность начальника органа управления образованием о невыполнении данной процедуры и механизма защиты ребенка при получении им образования в образовательных учреждениях муниципального образования.

8. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:

- защищает нарушенные права несовершеннолетних;

- принимает меры административного воздействия в отношении обучающихся, злостно уклоняющихся от учебы, и в отношении родителей, не выполняющих своих родительских обязанностей;

- оказывает помощь несовершеннолетним и родителям в решении вопросов, связанных с получением образования;

- осуществляет контроль за соблюдением порядка об исключении учащихся из образовательных учреждений.

Примерный порядок отчисления и исключения

учащихся из учреждений образования

1. Обучающиеся, выбывающие из учреждения образования в связи с переменой родителями места жительства, отчисляются при наличии в совокупности следующих оснований:

- заявление родителей или законных представителей обучающегося;

- подтверждение о приеме данного обучающегося в другое образовательное учреждение.

2. Обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования по согласию родителей или законных представителей, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа управления образованием.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом управления образованием в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.

3. По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократные грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.

Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

Примечание: порядок отчисления и исключения из образовательных учреждений разработан в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 (ред. от 27.12.2009 N 194-ФЗ) “Об образовании“ и Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“.