Российские законы

Приказ Минобрнауки РТ от 24.01.2011 N 103/11 “Об утверждении положений VII Республиканского конкурса вожатского мастерства “Наставник года - 2011“ и республиканского конкурса отрядных вожатых “Замечательный вожатый“

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ

от 24 января 2011 г. N 103/11

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ VII РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОНКУРСА

ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА “НАСТАВНИК ГОДА - 2011“

И РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОНКУРСА ОТРЯДНЫХ ВОЖАТЫХ

“ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ВОЖАТЫЙ“

В рамках Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования “Сердце отдаю детям“ в целях смотра достижений и распространения передового опыта работы руководителей детских общественных объединений по социализации личности (социального поведения), гражданско-патриотическому воспитанию членов детских общественных объединений, формированию здорового образа жизни и экологической культуры ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести VII Республиканский конкурс вожатского мастерства “Наставник года - 2011“ и республиканский конкурс отрядных вожатых “Замечательный вожатый“.

2. Утвердить Положение о VII Республиканском конкурсе вожатского мастерства “Наставник года - 2011“ (Приложение N 1).

3. Утвердить
Положение о республиканском конкурсе отрядных вожатых “Замечательный вожатый“ (Приложение N 2).

4. Контроль за исполнением Приказа возложить на отдел воспитания и дополнительного образования детей (Сафина Э.Р.) и Республиканский центр внешкольной работы (Рыбаков С.А.).

Заместитель министра

А.К.ЗИННУРОВ

Приложение N 1

к Приказу МОиНРТ

от 24 января 2011 г. N 103/11

ПОЛОЖЕНИЕ

О VII РЕСПУБЛИКАНСКОМ КОНКУРСЕ

ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА “НАСТАВНИК ГОДА - 2011“

Министерство образования и науки Республики Татарстан, Республиканский центр внешкольной работы, республиканская общественная организация “Союз наследников Татарстана“ проводят VII Республиканский конкурс вожатского мастерства “Наставник года - 2011“.

Цели конкурса

- смотр достижений и распространение интересного опыта работы руководителей детских общественных объединений по социализации личности (социального поведения), гражданско-патриотическому воспитанию членов детских общественных объединений;

- формирование положительного общественного мнения о приоритетах детского движения в современный общественный период.

Задачи конкурса

- показать многогранность профессиональных возможностей руководителя детского общественного объединения;

- способствовать повышению профессиональной культуры педагогов -руководителей детских общественных объединений;

- проанализировать программы и формы деятельности первичных коллективов детских общественных объединений по социализации личности (социального поведения);

- консолидировать деятельность педагогов, работающих в детских общественных объединениях.

Участники конкурса

В VII Республиканском конкурсе вожатского мастерства могут принять участие старшие вожатые, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования - руководители детских общественных объединений (на базе образовательных учреждений), имеющие педагогический стаж работы в детском движении не менее 5 лет. Возраст участников не ограничивается. Участие в конкурсе является добровольным, согласие претендента на выдвижение его кандидатуры в любом этапе конкурса обязательно.

Педагоги, принимавшие участие в финале I - VI республиканских конкурсов “Наставник года“, к участию в республиканском конкурсе не допускаются.

Организация и проведение конкурса

VII Республиканский конкурс вожатского мастерства “Наставник года - 2011“ проводится в три этапа. Первый этап - районный (городской) - проводится отделами образования совместно
с районными (городскими) Советами филиалов (отделений) действующих в республике детских объединений, которые самостоятельно решают, какую процедуру взять за основу выбора своих представителей для участия во втором этапе конкурса. Первый этап проводится в январе - марте 2011 года.

Второй этап (заочный) VII Республиканского конкурса вожатского мастерства состоится в апреле 2011 года.

Для участия во втором этапе конкурса районные (городские) оргкомитеты представляют до 31 марта 2011 года в адрес оргкомитета VII Республиканского конкурса вожатского мастерства на каждого претендента следующие документы:

- личное заявление на участие (высылается в печатном и электронном виде) по предлагаемой форме, заверенное подписью и печатью органов управления образованием (Приложение 1);

- характеристика, выданная детской организацией школы, учреждением дополнительного образования района, педагогическим коллективом (на выбор конкурсанта);

- копии документов, подтверждающих успехи участника конкурса;

- портфолио участника - система работы претендента, программы деятельности первичных коллективов детских организаций, проекты, сценарии мероприятий объединений по развитию форм социализации личности (социального поведения), разработанные претендентом, для демонстрации на конкурсе (на цифровом носителе и один экземпляр в распечатанном виде);

- видеоматериал с визитной карточкой, презентацией организации и одного из мероприятий.

Конкурсные материалы, поступившие в Оргкомитет на заочный этап позднее 31 марта (по почтовому штемпелю), а также с нарушением требований к ним, не рассматриваются. Материалы, присланные на Конкурс, не рецензируются и не возвращаются.

Третий (очный) этап - финал - VII Республиканского конкурса вожатского мастерства состоится в октябре 2011 года. В финале конкурса принимают участие победители второго (заочного) этапа. Место и дата проведения финала будут сообщены участникам при оглашении результатов второго (заочного) республиканского этапа.

Расходы по командированию участников третьего (очного) этапа берут на себя направляющие организации. Письмо-вызов будет направлено
дополнительно.

Содержание конкурсной программы третьего этапа

1. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Регламент 5 - 7 мин. Участник конкурса должен раскрыть разнообразие мира своих увлечений, жизненных приоритетов, отношение к работе и профессии в целом.

2. ПРОГРАММА ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Вожатый представляет программу (в виде альбома) деятельности своей организации, адаптированный вариант программы СНТ, СПО-ФДО и др. или авторскую программу. Защита дополнительной образовательной программы “Программы деятельности детского общественного объединения“ для педагогов-организаторов и старших вожатых. Регламент - 15 минут, в том числе на представление программы - 10 минут и до 5 минут для ответов на вопросы жюри. При подготовке к этому заданию необходимо продумать: ведущую идею Программы; аргументированное объяснение содержание Программы; обеспечение наглядностью выступления по защите Программы; защиту Программы необходимо рассматривать с позиции ее педагогической значимости и авторского замысла.

Этот этап конкурса предполагает также представление программ, проектов, форм деятельности детских организаций по социализации личности (социального поведения), гражданско-патриотическому воспитанию членов детских общественных объединений, а также по формированию здорового образа жизни, экологической культуры и пропаганде безопасности дорожного движения.

При подготовке программы необходимо продумать:

- содержание программы;

- наглядность к образовательной программе;

- ответы на предполагаемые вопросы экспертной комиссии.

3. ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Открытое мероприятие является иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляется все то, о чем говорилось при выполнении первых двух заданий.

Продолжительность мероприятия составляет 45 мин.

Тема: “Знакомство с программой детской общественной организации“.

Основная цель мероприятия - пробудить интерес детей к программе деятельности вашей детской организации.

Конкурсанту рекомендуется использовать при организации мероприятия принципы коллективно-творческой деятельности.

4. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

Творческая работа выполняется по социализации личности (социального поведения), гражданско-патриотическому воспитанию членов детских общественных объединений. Она может представляться в форме кратких или развернутых тезисов. Конкурсанту необходимо раскрыть проблему
и предложить свои пути ее решения средствами детского движения. Творческие работы дополнительно могут быть выполнены по направлению по формированию здорового образа жизни, экологической культуры и пропаганде безопасности дорожного движения.

При анализе творческой работы оцениваются психолого-педагогическая эрудиция и интуиция претендента, мажорность и убедительность его позиции, самостоятельность и оригинальность суждений, опыт использования изложенных идей на практике.

5. ИМПРОВИЗИРОВАННЫЙ КОНКУРС

Импровизированный конкурс проводится в конце финала. Тема конкурсного испытания объявляется участникам за 30 мин. до его начала. Она может самой разной, как например: “Что век грядущий нам готовит?“. Подготовившись, участники пытаются раскрыть тему в форме речи-экспромта или моноспектакля, в стихотворной или иной форме. Одержать победу в таком конкурсе чрезвычайно трудно. Необходимо наличие высоких профессиональных и ярких личностных качеств.

Задания для самостоятельной работы.

1. Время от времени выполняйте дома такое задание: Вам предоставлено 10 мин. на подготовку 3-минутного сообщения по теме: “Три мероприятия, способствующие сохранению и развитию системы дополнительного образования детей“ или “Три мероприятия, которые позволят мне в следующем учебном году существенно улучшить результаты работы с детьми“. Попросите членов семьи или коллег выслушать Вас и оценить выступление по соответствующим критериям.

2. Договоритесь с коллегами, чтобы они задали Вам для решения какую-либо педагогическую ситуацию. Время на обдумывание - 30 сек., на ответ - 1 мин. Не стесняйтесь обсудить с ними результаты выполнения задания.

Документы и материалы, представляемые на конкурс.

Представление конкурсантом уставных документов детской организации, атрибутики, фотоматериалов, видеозаписей и т.п. Представление и защита творческой работы по деятельности детских общественных объединений (по выбору конкурсанта);

Деятельность конкурсанта будет оцениваться по следующим критериям:

- соответствие представленных материалов задачам конкурса;

- знание основ психологии и социально-педагогической работы;

- использование в работе
интересного опыта организации деятельности детского коллектива;

- способность к импровизации, индивидуальный творческий почерк;

- организаторские умения, коммуникабельность;

- участие детского общественного объединения в республиканских мероприятиях;

- отношение детей и коллег к вожатому.

Подведение итогов, награждение участников

Итоги VII Республиканского конкурса вожатского мастерства “Наставник года - 2011“ подводятся специальным жюри.

Победителям, призерам, дипломантам Конкурса (на основании свидетельств, дипломов, грамот) в соответствии с приложением N 2 к “Отраслевому Соглашению между Министерством образования и науки Республики Татарстан и Татарским Рескомом профсоюза работников народного образования на 2011 - 2013 гг.“ предоставляются льготы при прохождении аттестации по освобождению от независимой экспертной оценки профессиональных знаний и результатов образовательной деятельности при очередной аттестации в течение 5 лет после проведения конкурса.

Победители VII Республиканского конкурса вожатского мастерства “Наставник года - 2011“ получат призы и дипломы.

Итоги VII Республиканского конкурса вожатского мастерства “Наставник года - 2011“ будут опубликованы в республиканских средствах массовой информации.

Методические рекомендации

по составлению программы деятельности детской организации

Структура представляемой программы:

1. Титульный лист:

- наименование учреждения, где базируется первичная организация, руководитель которой принимает участие в конкурсе;

- наименование программы;

- автор программы;

- адрес и телефон учреждения;

- координаты районного (городского) совета ФДПО, СНТ;

- год представления разработки.

2. Объяснительная записка призвана обоснованно и кратко раскрыть тип и ориентацию программы, ее актуальность и значимость. Для этого необходимо проанализировать социально-педагогические условия, которые сложились в школе или микрорайоне на момент создания программы. Необходимо также указать возраст участников, наличие атрибутов и символов детской организации. Здесь же объясняется название программы, ее основные идеи и принципы.

3. Цель. В этом разделе указывается основная цель и задачи программы. Цель и задачи должны быть конкретными, реальными, достижимыми.

4. Содержание программы включает в себя описание
форм, методов, с помощью которых реализуются цели и задачи. Обычно содержание программы разбивается на отдельные направления деятельности (подпрограммы, блоки). В этом разделе программы необходимо также указать уровни (ступени) роста ребенка в овладении конкретными умениями и знаниями.

5. План реализации. Он представляет собой описание системы по воплощению в жизнь замысла, идей программы. Здесь необходимо привести план проведения мероприятий по программе с указанием видов организации деятельности членов детского коллектива, групповых и индивидуальных форм работы. Если проводится сбор, поход, КТД и т.п., необходимо указать место проведения и по возможности раскрыть содержание. Если программа предусматривает работу с активом, следует указать темы занятий и формы их проведения.

6. Результаты. В этом разделе указываются предполагаемые результаты на начало составления программы, а также итоги выполнения программы.

В приложении к программе желательно представить:

- творческую работу;

- список использованной литературы;

- перечень необходимого оборудования (в расчете на количество человек).

При оценке содержания программы учитываются также ее связь с образованием, возможности для развития творческих способностей личности воспитанника, его жизненного и профессионального самоопределения, развивающий характер, а также соответствие программы задачам конкурса. Оценивается способность автора к самоанализу деятельности.

Участие детского общественного объединения в республиканских мероприятиях.

Конкурсант представляет результаты участия и достижения детского общественного объединения в республиканских акциях и конкурсах. Жюри оценивает степень активности и роль руководителя детского общественного объединения в этом виде деятельности.

Приложение 1

к Положению

о VII Республиканском конкурсе

вожатского мастерства “Наставник года“

Заявка

на участие в VII Республиканском конкурсе вожатского мастерства

“Наставник года - 2011“

Муниципальное образование _______________________________

Номинация ________________________________________________

I. Сведения о конкурсанте:

1. Ф.И.О. (полностью).

2. Дата рождения.

3. Место работы, должность.

4. Адрес места работы, телефон; домашний адрес, телефон.

5. Сведения об образовании.

6. Стаж работы.

7. Квалификационная категория.

8. Государственные и
отраслевые награды.

9. Краткое описание опыта работы и сведения о наиболее значимых педагогических успехах за последние 3 года.

10. Какие еще данные считаете нужным сообщить дополнительно.

II. Согласование вопросов подготовки с Оргкомитетом:

- Перечислите желаемое оборудование для участия в финале Конкурса по месту проведения (с указанием назначения и количества единиц).

- Укажите возраст детей для проведения открытого занятия “Введение в образовательную программу“.

III. Решение Оргкомитета районного уровня о выдвижении данного участника на Конкурс за подписью председателя Оргкомитета, заверенное печатью органа управления образованием.

Приложение N 2

к Приказу МОиНРТ

от 24 января 2011 г. N 103/11

ПОЛОЖЕНИЕ

О РЕСПУБЛИКАНСКОМ КОНКУРСЕ ОТРЯДНЫХ ВОЖАТЫХ

“ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ВОЖАТЫЙ“

Республиканский конкурс отрядных вожатых “Замечательный вожатый проводится с 2000 года.

Цели конкурса

- активизировать деятельность первичных коллективов детских общественных организации и объединений, их отрядных вожатых из числа старшеклассников;

- формирование положительного общественного мнения о приоритетах детского движения в современный общественный период.

Задачи конкурса

- выявление, стимулирование актива лидеров среди отрядных вожатых;

- повышение престижа профессии вожатого, педагога;

- создание информационного банка идей “В помощь отрядному вожатому“.

Участники конкурса

В республиканском конкурсе отрядных вожатых могут принять участие учащиеся 7 - 11 классов, активно работающие с детскими объединениями, коллективами младшего и среднего школьного возраста. Участие в конкурсе является добровольным.

Организация и проведение конкурса

Конкурс проводится с ноября 2010 г. по май 2011 г. в 4 этапа:

1 этап (ноябрь - январь) - школьный;

2 этап (февраль) - районный (городской). На местах создается оргкомитет, который проводит всю работу по организации и проведению конкурса, подводит итоги.

Предлагаем провести конкурсную программу-состязание и проверить умения вожатого с помощью конкурсов:

- на знание программ деятельности СНТ и других детских организаций;

- интеллектуальных;

- игровых;

- песенных;

- оформительского мастерства;

- педагогических ситуаций.

Форма проведения заключительного этапа может быть
заимствована у телепрограмм “Счастливый случай“, “КВН“, “Брейн-ринг“ и др.

Творческая папка победителя (не более 1 папки/см. Приложение N 3) направляется в оргкомитет вместе с протоколом (см. Приложение N 1) и заявкой (см. Приложение N 2) до 1 марта 2011 года (по почтовому штемпелю) по адресу: РЦВР МО и Н РТ, г. Казань, ул. Тимирязева, д. 8а, каб. 3, отдел содействия детским общественным организациям.

3 этап (март) - республиканский (заочный)

Экспертиза творческих папок жюри, определение участников финала.

4 этап (апрель) - республиканский (очный).

Подведение итогов.

Лучшие вожатые будут приглашены в г. Казань для участия в финале Республиканского конкурса отрядных вожатых “Замечательный вожатый“ и награждения.

Контактный тел.: (843) 5-100-149, Захарова Азалия Ильгизаровна, Низамиева Зульфия Рафкатовна.

Приложение N 1

ПРОТОКОЛ

заседания Оргкомитета районного (городского) этапа

республиканского конкурса отрядных вожатых “Замечательный вожатый“

Оргкомитет ________________________________________________________________

Почтовый адрес ____________________________________________________________

(индекс, район, город (поселок), улица, дом)

Телефон ___________________________________________________________________

Ф.И.О.(полностью) руководителя ____________________________________________

Дата заседания ____________________________________________________________

Предоставить на третий тур Конкурса творческую папку победителя:

___________________________________________________________________________

(Фамилия, имя, школа, класс)

Подписи членов Оргкомитета:

1. ____________ _________________________________

(подпись) Ф.И.О.

2. ____________ _________________________________

(подпись) Ф.И.О.

3. ____________ _________________________________

(подпись) Ф.И.О.

Протокол утвержден ______________________________________________

(Печать и подпись руководителя учреждения)

Приложение N 2

Заявка <*>

на участие в республиканском конкурсе

отрядных вожатых “Замечательный вожатый“

Полное название образовательного учреждения _______________________________

Точный почтовый адрес с указанием индекса _________________________________

___________________________________________________________________________

Телефон ___________________________________________________________________

Название детской организации ______________________________________________

Ф.И.О. победителя районного (городского) этапа ____________________________

Класс _____________________________________________________________________

Подшефный класс ___________________________________________________________

Ф.И.О. педагога-организатора ______________________________________________

Подпись руководителя образовательного учреждения

Печать

--------------------------------

<*> От правильного оформления заявки и протокола зависит рассылка, проводимая организаторами конкурса (дипломы, грамоты и т.п.)

Приложение N 3

Уважаемые педагоги!

Обращаем ваше внимание на правильность

оформления творческой папки

Творческая папка - это папка, состоящая из следующих разделов:

1. Информация о конкурсанте (Ф.И.О., школа, класс, увлечения и т.д.): может быть представлена как в творческой, так и в официально-деловой форме.

2. Фото конкурсанта.

3. Мини-сочинение на тему: “Вожатый - это здорово!!!“

4. Творческая копилка - копилка интересных дел: личные разработки, сценарии, стихи и т.п.

5. Фотографии подшефного класса, высказывания ребят об их замечательном вожатом и т.д.