Российские законы

Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 27.11.1997 <По делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия “О налоге с продаж на винно-водочные изделия“, статьи 3, пункта 6 статьи 10, статьей 11, 48 и в целом Закона Республики Карелия “О республиканском бюджете на 1997 год“>

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 1997 года

Конституционный суд Республики Карелия в составе: председателя О.Б.Переплеснина, судей П.А.Союнена, В.В.Сухачевой, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 87 Конституции Республики Карелия, пунктом 1 части 1 статьи 2, пунктом 1 части 1 статьи 39 Закона “О Конституционном суде Республики Карелия“, рассмотрев в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности Закона Республики Карелия “О налоге с продаж на винно - водочные изделия“, статьи 3, пункта 6 статьи 10, статьей 11, 48 и в целом Закона Республики Карелия “О республиканском бюджете на 1997 год“.

Поводом к рассмотрению дела явились ходатайства депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия А.Ю.Демина и Карельской общественной организации “Социал - демократический союз“ о проверке конституционности Закона Республики Карелия “О налоге с продаж на винно - водочные изделия“. Кроме того, Демин А.Ю. в своем ходатайстве просит проверить конституционность указанных выше статей и в целом Закона Республики Карелия “О республиканском бюджете на 1997 год“.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли статьям 36, 40, 41, 42 (пункт 8) Конституции Республики Карелия Закон “О налоге с продаж на винно - водочные изделия“ статья 3, пункт 6 статьи 10, статьи 11, 48 и в целом Закон “О республиканском бюджете на 1997 год“.

Поскольку оба ходатайства в части проверки конституционности Закона “О налоге с продаж на винно - водочные изделия“ касаются одного и того же предмета, с целью обеспечения более полного и всестороннего исследования всех существенных для рассмотрения дела обстоятельств, Конституционный суд соединил оба дела в одном производстве.

Заслушав объяснения депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Демина А.Ю. и его представителя адвоката Сизову С.В., представителей Карельской общественно - политической организации “Социал - демократический союз“: председателя правления Лукина А.П., юриста ЗАО “Юринформ“ Мишичева С.В.; представителей Палаты Представителей: Председателя Палаты Пивненко В.Н. и председателя Комитета по бюджету и налогам Булдакова А.И.; заместителя Председателя Палаты Республики Законодательного Собрания Морозова Е.М., консультанта юридического отдела Законодательного Собрания Наговицына В.П., Представителя Председателя Правительства в Законодательном Собрании Республики Карелия Киннера А.И., а также начальника отдела прогнозирования налогов и доходов Министерства финансов Республики Карелия Загуменнову В.В., управляющего ликеро - водочным заводом “Петровский“ Миронова В.В., выступление старшего помощника прокурора Республики Карелия Кордюковой Т.Н., Конституционный суд

установил:

1. По мнению ходатайствующих сторон с 1 января 1997 года в Республике Карелия действует не предусмотренный федеральным законодательством налог с продаж на винно - водочные изделия, что противоречит Конституции Республики Карелия.

Данное ходатайство, как отвечающее требованиям Закона Республики Карелия “О Конституционном суде Республики Карелия“, следует признать допустимым.

В соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации “О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году“ от 22 декабря 1993 года N 2268 решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации на территории субъектов Российской Федерации могли вводиться дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1214 этот пункт признан утратившим силу, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено с 1 января 1997 года отменить принятые законы о налогах, не предусмотренных законами Российской Федерации.

Закон Республики Карелия “О налоге с продаж на винно - водочные изделия“ принят Палатой Представителей Законодательного Собрания 21 ноября 1995 года, подписан Председателем Правительства Республики Карелия 28 ноября 1995 года, опубликован в газете “Карелия“ 7 декабря 1995 года.

Этим законом установлен порядок обложения налогом с продаж реализуемых винно - водочных изделий, спирта питьевого, пива; определен круг налогоплательщиков, установлены их ответственность и объект налогообложения, ставки налога и порядок его исчисления. Согласно статье 7 он введен в действие с 10 января 1996 года.



Законами от 23 апреля 1996 года, 10 июля 1996 года, 26 марта 1997 года, принятыми Палатой Представителей Законодательного Собрания, в него вносились изменения и дополнения, касающиеся ставок налога, объекта налогообложения, а также определения круга юридических и физических лиц, являющихся налогоплательщиками.

После принятия судом к рассмотрению данного дела, Палатой Представителей 14 октября 1997 года Закон “О налоге с продаж на винно - водочные изделия“ признан утратившим силу с 1 января 1998 года.

В соответствии с частью 3 статьи 43 Закона “О Конституционном суде Республики Карелия“ суд не может отказать в рассмотрении дела, а начатое производство продолжается, хотя нормативный или иной акт, конституционность которого подлежит проверке, был отменен к началу или в период рассмотрения дела. Суд также учитывает, что на момент рассмотрения дела оспариваемый акт утрачивает силу лишь с 1 января 1998 года.

2. В соответствии с пунктом “и“ части 1 статьи 72, частью 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации, пунктом 8 статьи 42 Конституции Республики Карелия общие принципы налогообложения и сборов находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Республика Карелия (статья 41 Конституции Республики Карелия) принимает законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с основами законодательства Российской Федерации.

Статья 57 Конституции Российской Федерации и статья 36 Конституции Республики Карелия обязывают каждого платить только законно установленные налоги и сборы.

Из конституционного принципа единой финансовой (включая и налоговую) политики (статья 114 Конституции Российской Федерации) следует, что законно установленными в субъектах Федерации налогами могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения, установленными федеральными законами. В настоящее время таким законом является федеральный закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ от 27 декабря 1991 года.

Согласно этому закону перечень региональных налогов и сборов (пункт 2 статьи 18, статья 20), которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, носит исчерпывающий характер. Право субъекта Федерации устанавливать налог с продажи на винно - водочные изделия в настоящее время федеральным законодательством не предусмотрено.

В соответствии со статьей 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации законы субъектов Федерации (статья 41, пункт 8 статьи 42 Конституции Республики Карелия) не могут противоречить федеральным законам, в случае их противодействия действует федеральный закон.

Поэтому Закон Республики Карелия “О налоге с продаж на винно - водочные изделия“ не соответствует Конституции Республики Карелия, ее статьям, 41, 42 (пункт 8).

3. Закон Республики Карелия “О республиканском бюджете на 1997 год“ принят Палатой Представителей 16 апреля 1997 года, одобрен Палатой Республики 17 апреля 1997 года, подписан Председателем Правительства 21 апреля 1997 года, опубликован в газете “Карелия“ 9 мая 1997 года. Законами Республики Карелия “О внесении изменений в Закон Республики Карелия “О республиканском бюджете на 1997 год“ от 18 июля 1997 года и от 19 октября 1997 года в него вносились изменения, касающиеся как доходной, так и расходной части бюджета.

По мнению депутата Демина А.Ю., Закон Республики Карелия “О республиканском бюджете на 1997 год“ является неконституционным по следующим основаниям:

а) бюджет составлен в нарушение статьи 11 закона Российской Федерации “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР“ от 10 октября 1991 г. и статьи 10 Закона Республики Карелия “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Карелия“ в редакции от 25 января 1992 г. без разделения на расходы, включенные в бюджет текущих расходов и бюджет развития;

б) законодатель, приняв Закон Республики Карелия “О республиканском бюджете на 1997 год“ на основе первоначальных смет расходов, не привел в соответствии с принятым бюджетом расходно - сметные документы прямых получателей бюджетных ассигнований, что позволило ряду ведомств расходовать бюджетные средства по своему усмотрению, что привело к злоупотреблениям и нарушению конституционных прав граждан;

в) включение в доходную часть бюджета налога с продаж на винно - водочные изделия, который установлен неконституционным законом, влечет неконституционность некоторых положений и всего закона о бюджете в целом.



4. Расходы бюджетов всех уровней разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития (статья 11 федерального закона “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР“).

Статья 10 Закона Республики Карелия “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Карелия“ в редакции от 25 января 1992 года воспроизводит статью 11 вышеназванного федерального закона.

Функциональная структура расходов республиканского бюджета (статья 11 Закона Республики Карелия “О республиканском бюджете на 1997 год“) полностью соответствует указанным выше нормам, а также требованиям статьи 18 федерального закона “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, органов местного самоуправления“ от 15 апреля 1993 года, предусматривающей виды текущих расходов и бюджета развития. Поэтому довод ходатайствующей стороны о противоречии оспариваемого закона федеральному законодательству является несостоятельным.

Вопрос об обязательности либо целесообразности включения и закрепления в бюджетном законе смет расходов прямых получателей бюджетных ассигнований находится в исключительном ведении Законодательного Собрания Республики Карелия и не может быть предметом рассмотрения в Конституционном суде.

Оспариваемый бюджетный закон устанавливает формы образования и расходования денежных средств для обеспечения задач и функций органов государственной власти Республики Карелия и не является законом, который вводит на территории республики налог, не предусмотренный федеральным законодательством. Включение налога с продаж на винно - водочные изделия в доходы республиканского бюджета (статьи 3, 10 закона) нельзя рассматривать как установление бюджетным законом указанного налога, так как этот закон не содержит существенных элементов налоговых обязательств, а лишь фиксирует действующие налоги и сборы как доходные источники бюджета.

В силу статьи 17 федерального закона “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР“, статьи 24, 26 федерального закона “Об основах бюджетных прав...“, статьи 36 Закона Республики Карелия “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Карелия“, если в процессе исполнения бюджета возникает необходимость внесения изменений в соответствующие статьи закона о республиканском бюджете, то требует лишь внесения в него соответствующих изменений.

Таким образом, всесторонне исследовав изложенные выше доводы ходатайствующей стороны, суд не нашел оснований для признания оспариваемых норм закона о бюджете не соответствующими Конституции Республики Карелия.

5. Статья 48 закона о бюджете предоставляет органам местного самоуправления право устанавливать налог с розничных продаж некоторых товаров в целях изыскания дополнительного источника пополнения бюджетного дефицита до принятия федерального закона, устанавливающего общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 21 марта 1997 года указал, что таким законом в настоящее время является закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“. Таким образом, на момент опубликования закона о республиканском бюджете федеральный закон уже действовал.

Поэтому оспариваемая норма по своему содержанию изначально не имела юридической силы и не порождала прав и обязанностей, а следовательно, она не может подвергаться проверке на соответствие Конституции Республики Карелия, и дело в этой части подлежит прекращению.

6. Ходатайствующей стороной не ставился вопрос о постатейной проверке Закона “О республиканском бюджете на 1997 год“ на предмет соответствия Конституции Республики Карелия. Ни одна из четырех оспариваемых статей закона судом не признана неконституционной, а остальные статьи (их 51) судом, ограниченным рамками ходатайства, не исследовались.

Следовательно, суд не вправе оценивать на соответствие Конституции Республики Карелия закон о республиканском бюджете в целом, и дело в этой части на основании статьи 43 Закона Республики Карелия “О Конституционном суде Республики Карелия“ подлежит прекращению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 44 Закона “О Конституционном суде Республики Карелия“, Конституционный суд

постановил:

1. Признать Закон Республики Карелия “О налоге с продаж на винно - водочные изделия“ от 28 ноября 1995 года N 86-ЗРК с изменениями и дополнениями от 23 апреля 1996 года, от 10 июля 1996 года, от 26 марта 1997 года не соответствующим статьям 40, 41, 42 (пункт 8) Конституции Республики Карелия.

2. Признать статьи 3, 10 (пункт 6), 11 Закона Республики Карелия “О республиканском бюджете на 1997 год“ соответствующими статьям 36, 40, 41, 42 (пункт 8) Конституции Республики Карелия.

3. Согласно части 5 статьи 31 Закона “О Конституционном суде Республики Карелия“, части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации“ настоящее постановление является окончательным и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

4. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона “О Конституционном суде Республики Карелия“ настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете “Карелия“ и сборнике “Собрание законодательства Республики Карелия“.

Конституционный Суд Республики Карелия