Российские законы

Закон Республики Калмыкия от 30.10.1997 N 92-I-З (ред. от 28.02.2003) “Об общественных формированиях по охране правопорядка и добровольных пожарных дружинах в Республике Калмыкия“ (принят Народным Хуралом (Парламентом) РК 23.10.1997)

Утратил силу в связи с принятием Закона Главы РК от 20.12.2005 N 246-III-З

Вступил в силу со дня официального опубликования (статья 26 данного документа)

30 октября 1997 года N 92-I-З

РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ

ЗАКОН

ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЯХ ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА

И ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ ДРУЖИНАХ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

(в ред. Законов РК от 12.03.1999 N 14-II-З,

от 28.02.2003 N 291-II-З)

Принят

Народным Хуралом (Парламентом)

Республики Калмыкия

23 октября 1997 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Настоящий закон устанавливает правовые основы деятельности добровольных дружин но охране общественного порядка и добровольных пожарных дружин.

Статья 2. Добровольные пожарные дружины и добровольные дружины по охране общественного порядка являются государственно - общественными объединениями и руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Степным
Уложением (Конституцией) Республики Калмыкия, Законом Республики Калмыкия “О пожарной безопасности“, настоящим законом и иным федеральным и республиканским законодательством.

(в ред. Закона РК N 291-II-З от 28.02.2003)

Глава II. ДОБРОВОЛЬНЫЕ ДРУЖИНЫ ПО ОХРАНЕ

ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Статья 3. Задачами дружин но охране общественного порядка являются оказание содействия органам внутренних дел по предупреждению, пресечению правонарушений, защите прав и интересов граждан от противоправных посягательств, проведению воспитательной работы среди населения.

Статья 4. Организация и деятельность дружин по охране общественного порядка основываются на принципах законности, добровольности, гласности, равноправия, уважения личности, соблюдения нрав и свобод человека и гражданина, морального и материального стимулирования, подконтрольности органам внутренних дел.

Статья 5. Для руководства добровольными дружинами но охране общественного порядка (далее добровольных дружин) и контроля за деятельностью этих дружин создается штаб добровольных дружин в составе 7-11 человек, которые работают на общественных началах. Возглавляет работу штаба начальник штаба (командир), назначаемый органами исполнительной власти, местного самоуправления или руководителями предприятий, организаций и учреждений, учебных заведений. Начальник штаба подчиняется уполномоченному должностному лицу, ответственному за организацию работы но координации деятельности общественных формирований, и контролирует работу штаба.

Статья 6. Начальник штаба (командир) к соответствии с поставленными перед добровольными дружинами задачами имеет право и обязан:

присутствовать на инструктажах дружинников, организовывать контроль за несением службы на маршрутах, обеспечивать деловую и служебную обстановку в помещении штаба;

не реже двух раз в неделю, в том числе один раз в выходной день, возглавлять работу в штабе в течение всего времени дежурства добровольных дружин, в остальные дни - организовывать дежурство членов штаба;

осуществлять совместно с руководителями предприятий и учреждений работу по созданию новых дружин, сплочению и укреплению имеющихся и добиваться улучшения их деятельности;

готовить
к заседанию районных, городских штабов добровольных дружин вопросы, касающиеся работы дружин;

проводить занятия с дружинниками но выполнению возложенных на них функций но обеспечению правопорядка;

анализировать работу добровольных дружин, вести учет работы дружины и готовить сводные отчеты, представлять их в вышестоящие штабы и уполномоченному лицу органа внутренних дел;

обеспечивать членов добровольных дружин удостоверениями, нарукавными повязками и значками;

планировать работу дружины и готовить для обсуждения на собраниях дружинников вопросы организации и деятельности дружины;

отчитываться не реже одного раза в год о своей работе перед дружинниками и о работе дружины перед соответствующими коллективами предприятий и учреждений;

ходатайствовать перед руководителями предприятий, учреждений и организаций, органами внутренних дел, органами исполнитель ной власти и местного самоуправления, а также перед общественными организациями и вышестоящими штабами о поощрении наиболее отличившихся дружинников.

Статья 7. Районный, городской штаб дружины:

проводит организационную работу по созданию дружин и совершенствованию их деятельности;

планирует работу добровольных дружин, разрабатывает мероприятия по взаимодействию дружин, распределяет силы дружин по территории и направлениям их деятельности, организует учебу руководителей дружин;

проверяет деятельность дружин, принимает меры к устранению выявленных недостатков, обобщает и распространяет положительный опыт работы;

принимает участие в разработке и осуществлении мероприятий по предупреждению правонарушений, вносит в этих целях в государственные органы власти и общественные организации предложения об устранении причин правонарушений и условий, способствующих их совершению;

ходатайствует перед руководителями предприятий, учреждений и организаций, органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также перед общественными организациями о поощрении наиболее отличившихся дружинников;

проводит смотры и слеты дружинников: отчитывается о работе штаба дружин перед соответствующим районным, городским органом исполнительной власти.

Статья 8. Республиканский штаб добровольных дружин:

обобщает и распространяет положительный опыт деятельности районных, городских штабов и отдельных дружин,
оказывает необходимую методическую помощь в их работе;

проверяет работу штабов дружин и принимает меры по устранению выявленных недостатков;

проводит республиканские слеты дружинников, организует учебу руководителей районных, городских штабов дружин: вносит в соответствующие государственные органы власти и общественные организации предложения по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями;

отчитывается по работе штаба дружин перед Правительством Республики Калмыкия.

Статья 9. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации обеспечивают добровольные дружины необходимыми помещениями, телефонной связью, мебелью и инвентарем. Расходы на содержание служебных помещений добровольных дружин, на приобретение мебели, инвентаря, специальной литературы, и наглядных пособий, бланков удостоверений, нагрудных знаков, а также телефонные, почтовые и другие расходы, необходимые для обеспечения деятельности дружин, производятся за счет средств соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций.

Статья 10. Добровольные дружины но охране общественного порядка могут создаваться по инициативе органов местного самоуправления, органов исполнительной власти, администрации предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений. Добровольная дружина учреждается на организационном собрании лиц, желающих вступить в дружину, которое созывается органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, администрациями предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений. Созданная добровольная дружина регистрируется в Республиканском штабе добровольных дружин.

Статья 11. Прием в добровольную дружину осуществляется на общем собрании членов дружины. Членами дружины (далее дружинниками) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, изъявившие желание добровольно в нее вступить и способные по своим деловым, моральным качествам н состоянию здоровья осуществлять охрану общественного порядка. Основанием для приема в дружину является личное заявление гражданина. Начальник штаба (командир) знакомит каждого дружинника с правами и обязанностями дружинника и выдает удостоверение установленного образца (приложение 1).

Изготовление и выдачу удостоверений
дружинника обеспечивает Республиканский штаб добровольных дружин. Член дружины, совершивший проступок, не совместимый с этим званием или не выполняющий свои обязанности, исключается из состава дружины. Решение принимается на общем собрании по представлению начальника штаба (командира).

Статья 12. Наиболее активные дружинники, отличившиеся при исполнении своих обязанностей, могут быть поощрены ценным подарком или денежной премией органами исполнительной власти, местного самоуправления, внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений.

Статья 13. Дружинник обязан:

строго соблюдать требования законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, совершения действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;

оказывать помощь, в том числе первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для жизни;

активно участвовать в охране общественного порядка, проявлять инициативу в профилактической работе и борьбе с правонарушителями;

применять предоставленные законом права по пресечению и предупреждению правонарушений, защищать честь и достоинство граждан от преступных посягательств, проявлять вежливость и предупредительность в обращении с гражданами;

быть дисциплинированным, добросовестно выполнять поручения и указания командира дружины, работников милиции при проведении совместных мероприятий по охране общественного порядка;

повышать правовые знания, совершенствовать свою физическую подготовку;

разъяснять правонарушителям и гражданам причины и основания применяемых им в целях обеспечения правопорядка мер но ограничению их нрав и свобод и возникающие в связи с этим у граждан права на обжалование этих действии;

не допускать разглашения сведений, относящихся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, ставших ему известными в связи с осуществлением деятельности по обеспечению правопорядка. если исполнение правовых обязанностей не требует иного, а также оперативной и иной конфиденциальной информации; при исполнении обязанностей но
охране общественного порядка иметь при себе удостоверение дружинника.

Статья 14. Дружинник имеет право:

требовать от граждан и должностных лиц соблюдения установленного общественного порядка;

требовать от нарушителей общественного порядка предъявления документов, удостоверяющих личность, в случае, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;

в целях пресечения правонарушений доставлять лиц, совершивших правонарушение, в органы внутренних дел, входить в зрелищные, увеселительные и другие общественные места в случае преследования правонарушителей, пресечения совершаемых там правонарушений;

доставлять в медицинские вытрезвители либо дежурные части милиции лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке;

при исполнении обязанностей по охране общественного порядка пользоваться правом бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте (кроме такси) по удостоверению дружинника:

пользоваться, в случае необходимости, при исполнении обязанностей по охране общественного порядка телефонами предприятий, учреждений, организаций.

Статья 15. Законные требования дружинников, находящихся при исполнении обязанностей по охране общественного порядка, обязательны для лиц, совершающих правонарушения. На деятельность дружинников распространяются положения о необходимой обороне и крайней необходимости, установленные действующим законодательством Российской Федерации.

Выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка производится в установленном законом порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию.

За совершение противоправных действий при исполнении обязанностей по охране общественного порядка дружинники несут ответственность в порядке, установленном уголовным и административным законодательством. Вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям дружинником, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Глава III. ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОЖАРНЫЕ ДРУЖИНЫ

Статья 16. Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд, которые могут быть муниципальными или объектовыми и входят в систему обеспечения пожарной безопасности
соответствующего муниципального образования.

Добровольная пожарная дружина осуществляет деятельность без использования пожарных машин.

Добровольная пожарная команда осуществляет деятельность с использованием пожарных машин.

(в ред. Закона РК N 291-II-З от 28.02.2003)

Статья 17. Задачей добровольных пожарных дружин является проведение следующих мероприятий но охране предприятий, учреждений, организаций, населенных пунктов от пожаров:

осуществление контроля за соблюдением на объекте противопожарного режима;

проведение разъяснительной работы среди рабочих и служащих с целью соблюдения противопожарного режима на объекте;

надзор за исправным состоянием первичных средств пожаротушения;

вызов пожарных подразделений в случае возникновения пожара и принятие немедленных мер к тушению пожара имеющимися на объекте средствами пожаротушения;

участие, в случае необходимости, добровольной пожарной дружины в боевых расчетах в работе на пожарных автомобилях, мотопомпах и других передвижных и стационарных средствах пожаротушения, а также дежурство в соответствии с графиком дежурств, утвержденным органами местного самоуправления по согласованию с Государственной противопожарной службой МЧС Республики Калмыкия. Другие задачи добровольной пожарной дружины по обеспечению пожарной безопасности могут быть определены руководителем объекта.

(в ред. Закона РК N 291-II-З от 28.02.2003)

Статья 18. Создание и регистрация добровольных пожарных формирований производится в соответствии с действующим законодательством.

(в ред. Закона РК N 291-II-З от 28.02.2003)

Статьи 19-22 исключены.

(в ред. Закона РК N 291-II-З от 28.02.2003)

Статья 19. Начальник добровольной пожарной дружины обязан: осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима на работе:

(в ред. Закона РК N 291-II-З от 28.02.2003)

наблюдать за готовностью к действию всех первичных средств пожаротушения, имеющихся на объекте, и не допускать использования этих средств не по прямому назначению;

вести разъяснительную работу среди рабочих и служащих о мерах пожарной безопасности;

проводить занятия с личным составом добровольной пожарной дружины.

Для проведения занятий может привлекаться ведомственная пожарная охрана объекта, если она
имеется:

руководить тушением пожара на объекте до прибытия пожарных подразделений;

информировать руководство объекта о нарушении пожарного режима, во время отсутствия на объекте начальника добровольной пожарной дружины заместитель начальника дружины выполняет все его обязанности.

Статья 20. Заместитель начальника добровольной пожарной дружины обязан:

следить за соблюдением противопожарного режима на объекте и готовностью к действию средств пожаротушения;

при заступлении на работу проверить наличие членов добровольной пожарной дружины по табелю боевого расчета;

обеспечивать явку на занятия членов добровольной пожарной дружины;

проверять знания своих обязанностей у членов добровольной пожарной дружины;

руководить тушением пожара при его возникновении до прибытия пожарных подразделений или начальника добровольной пожарной дружины.

Статья 21. Члены добровольной пожарной дружины должны:

знать, соблюдать и требовать от других соблюдения противопожарного режима на объекте;

знать свои обязанности но табелю боевого расчета и в случае возникновения пожара принимать активное участие в его тушении;

следить за готовностью к действию первичных средств пожаротушения, имеющихся на объекте, и обо всех обнаруженных неисправностях и недостатках докладывать начальнику или заместителю начальника добровольной пожарной дружины, а при возможности самим устранять эти неисправности (недостатки);

выполнять возложенные на членов дружины обязанности, распоряжения начальника добровольной пожарной дружины и его заместителя и повышать свои пожаро - технические знания путем посещения занятий и тренировок, предусмотренных расписанием.

Статья 22. Содержание добровольных пожарных формирований осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств предприятий, на которых созданы эти формирования (дружины, команды), средств объединении пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования. Членам добровольных пожарных дружин выдается бесплатно за счет предприятия, на котором создана добровольная пожарная дружина, комплект спецодежды (брезентовые куртки, брюки, ватные телогрейки и ватные брюки, а также кожаные или кирзовые сапоги)
на срок носки, установленный для пожарных частей МЧС России при тушении сложных и затяжных пожаров и аварий (более 2-х часов) руководитель объекта обязан обеспечить пожарные формирования питанием, транспортом, сменной одеждой, ГСМ и выделить приспособленное помещение для отдыха, сушки одежды, приема пищи.

(в ред. Закона РК N 291-II-З от 28.02.2003)

Статья 23. Выплата пособия по временной нетрудоспособности, полученной в связи с тушением пожаров, производится в соответствии с трудовым законодательством.

Статья 24. Лучшие члены добровольных пожарных дружин за активную работу по предупреждению пожаров и борьбе с ними поощряются денежными премиями и ценными подарками за счет средств предприятия (объекта). Организация добровольных пожарных дружин, руководство их деятельностью и проведение массово - разъяснительной работы среди рабочих, служащих и инженерно - технических работников возлагается на руководителей объектов.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего закона наступает в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.

Статья 26. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газетах “Хальмг Унн“ и “Известия Калмыкии“.

Президент

Республики Калмыкия

К.Н.ИЛЮМЖИНОВ

Элиста

30 октября 1997 года

N 92-I-З