Постановление Совета Министров Башкирской АССР от 30.11.1987 N 193 “О разработке долгосрочной Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Башкирской АССР на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года“
СОВЕТ МИНИСТРОВ БАШКИРСКОЙ АВТОНОМНОЙСОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 1987 г. N 193
О РАЗРАБОТКЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ БАШКИРСКОЙ АССР НА ТРИНАДЦАТУЮ ПЯТИЛЕТКУ
И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2005 ГОДА
Во исполнение Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 августа 1987 года N 896, Совета Министров РСФСР от 1 октября 1987 года N 394, Постановления Бюро Башкирского обкома КПСС от 29 сентября 1987 года Совет Министров Башкирской АССР постановляет:
1. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 1 августа 1987 года N 896 поручили ГКНТ СССР, АН СССР, Госплану СССР, Госкомгидромету СССР, Госагропрому СССР, Минводхозу СССР, Гослесхозу СССР, Минрыбхозу СССР, Мингео СССР и ВЦСПС совместно с Советами Министров союзных республик, другими министерствами и ведомствами СССР разработать проект государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года, с установлением заданий министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик по пятилеткам и с выделением тринадцатой пятилетки (по годам).
2. Министерствам и ведомствам Башкирской АССР, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов разработать предложения к основным разделам проекта государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Башкирской АССР на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года в соответствии с указанием Госплана РСФСР “О порядке разработки проекта государственной программы охраны природы СССР до 2005 года на территории РСФСР“ согласно приложениям NN 1 - 3 и в срок до 1 января 1988 года представить в Госплан Башкирской АССР, при этом:
а) Госагропрому Башкирской АССР, Минлесхозу Башкирской АССР, Госохотинспекции, Башкирскому НИИ земледелия и селекции полевых культур, Башкирскому НИИ и проектно-технологическому институту животноводства и кормопроизводства совместно с исполкомами районных и городских Советов народных депутатов разработать меры по охране и рациональному использованию земель, растительного и животного мира, по развитию заповедного дела и охотничьего хозяйства, биологических методов защиты растений от вредителей и болезней;
б) Минводхозу БАССР и территориальным гидрохимлабораториям Камского бассейнового управления, Госагропрому Башкирской АССР, Минздраву Башкирской АССР, Госстрою Башкирской АССР, Минжилкомхозу Башкирской АССР, объединению “Башкирстройматериалы“, Минтоппрому Башкирской АССР, Башкирскому рыбокомбинату, Бельскому речному пароходству, Башкирскому управлению пароходства “Волготанкер“, предприятиям легкой и текстильной промышленности, а также предприятиям союзного и союзно-республиканского подчинения, расположенным на территории Башкирской АССР, совместно с районными и городскими Советами народных депутатов - по охране и использованию водных ресурсов;
в) Башкирскому управлению по гидрометеорологии и контролю природной среды, Минздраву Башкирской АССР, Минжилкомхозу Башкирской АССР, объединению “Башавтотранс“, Госагропрому Башкирской АССР, объединению “Башкирстройматериалы“, Минтоппрому Башкирской АССР, предприятиям легкой и текстильной промышленности, расположенным на территории Башкирской АССР, управлению хлебопекарной и макаронной промышленности Башкирской АССР, Башкирскому республиканскому производственному управлению хлебопродуктов, Бельскому речному пароходству, Башкирскому управлению пароходства “Волготанкер“, управлению “Башкиравтодор“, предприятиям союзного и союзно-республиканского подчинения с участием районных и городских исполкомов Советов народных депутатов - по охране атмосферного воздуха;
г) Госагропрому Башкирской АССР, Башкирскому рыбокомбинату, Госинспекции рыбоохраны по Башкирской АССР, предприятиям союзного и союзно-республиканского подчинения, имеющим подсобные рыбные хозяйства, с участием районных и городских Советов народных депутатов - по охране, использованию и воспроизводству рыбных запасов на внутренних водоемах;
д) объединению “Башкиргеология“ совместно с Башкирским округом Госгортехнадзора разработать мероприятия по охране недр, рациональному и комплексному использованию минерального сырья;
е) Госплану Башкирской АССР, Башкирскому научному центру Уральского отделения АН СССР совместно с Башкирским управлением по гидрометеорологии и контролю природной среды, Госстроем Башкирской АССР, Госагропромом Башкирской АССР, Минздравом Башкирской АССР, Минводхозом Башкирской АССР и территориальными гидрохимлабораториями, Минлесхозом Башкирской АССР, Башкирским НИИ земледелия и селекции полевых культур, Башкирским НИИ и проектно-технологическим институтом животноводства и кормопроизводства, Госохотинспекцией Башкирской АССР, Госинспекцией рыбоохраны по Башкирской АССР разработать предложения:
по оценке социально-экономической эффективности природоохранных мероприятий, совершенствованию экологической экспертизы крупных народно-хозяйственных проектов, по обеспечению экологически обоснованного развития и размещения на территории Башкирской АССР предприятий различных отраслей народного хозяйства, по разработке допустимых уровней антропогенной нагрузки на природные объекты, созданию нового экономического механизма природопользования, включающего повышение экологической заинтересованности объединений и предприятий в осуществлении природоохранных мероприятий, совершенствованию системы плановых показателей по охране природы, с обеспечением взаимной увязки показателей развития производства, охраны окружающей среды, рационального природоиспользования и использованию вторичных ресурсов.
3. Госплану Башкирской АССР совместно с Башкирским научным центром Уральского отделения АН СССР, Башкирским ЦНТИ обобщить комплексные мероприятия министерств и ведомств, исполкомов городских и районных Советов народных депутатов по долгосрочной государственной программе по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов Башкирской АССР на XII пятилетку (по годам) и на перспективу до 2005 г. и представить в Совет Министров Башкирской АССР до 1 февраля 1988 года проект этой программы.
Госплану Башкирской АССР при разработке пятилетних планов учитывать мероприятия долгосрочной государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в государственных планах экономического и социального развития Башкирской АССР.
4. Довести до сведения, что согласно постановлению Совета Министров РСФСР предприятия союзного и федеративного подчинения, расположенные на территории Башкирской АССР, представляют также согласованные с Госпланом БАССР материалы по соответствующим разделам программы в свои министерства и ведомства.
5. Башкирскому республиканскому управлению статистики обеспечить своевременное представление статистических материалов, необходимых для разработки предложений к основным разделам проекта государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года.
6. Башкирскому научному центру Уральского отделения АН СССР совместно с отраслевыми научно-исследовательскими институтами, расположенными на территории республики, разработать программу комплексных исследований по проведению природоохранных работ по основным направлениям производственной деятельности в Башкирской АССР в 12 - 13 пятилетках и на период до 2005 года.
7. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 1 августа 1987 года N 896 установили:
а) включить основные положения государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года в проект основных направлений экономического и социального развития СССР на тринадцатую пятилетку и на период до 2005 года, а соответствующие задания и мероприятия - в проекты государственного плана экономического и социального развития СССР на тринадцатую пятилетку и последующих пятилетних планов;
б) при разработке проекта указанной программы исходить из того, что она должна определять важнейшие задачи в области охраны окружающей среды и природопользования, а также основные направления их решения и предусматривать меры:
по обеспечению экологически обоснованного развития и размещения предприятий различных отраслей народного хозяйства, упорядочению природоохранной деятельности и рациональному использованию природных ресурсов в масштабах всего государства, решению задач охраны и рационального использования водных и земельных ресурсов, защиты атмосферного воздуха, комплексного использования полезных ископаемых, охраны, использования и воспроизводства биологических ресурсов;
по улучшению экологической обстановки в отдельных регионах и городах страны, предотвращению загрязнения мирового океана, бассейнов озер и рек, атмосферного воздуха, комплексного использования полезных ископаемых, охраны, использования и воспроизводства биологических ресурсов;
по улучшению экологической обстановки в отдельных регионах и городах страны, предотвращению загрязнения мирового океана, бассейнов озер и рек, атмосферного воздуха от вредного воздействия промышленности и транспорта;
по повышению ответственности министерств, ведомств СССР, партийных и советских органов республик, краев и областей, предприятий и организаций за проведение природоохранных работ, развитие комплексных промышленных и сельскохозяйственных производств на базе малоотходных и безотходных технологических процессов, являющихся основным стратегическим направлением решения проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
по дальнейшему техническому переоснащению и развитию действующей в стране общегосударственной службы наблюдений и контроля за уровнем загрязнения природной среды, а также соответствующих служб, предприятий отраслей народного хозяйства, проведению научных исследований и конструкторско-технологических разработок по созданию новейших технических систем и приборов для указанных целей, по надежному материально-техническому обеспечению широкомасштабных работ по охране окружающей среды;
по контролю за работой и техническим состоянием особо ответственных сооружений и объектов, таких как высотные плотины, селезащитные сооружения, крупные газопроводы и нефтепроводы, хранилища токсичных, горючих и радиоактивных веществ, а также средства их транспортировки;
по совершенствованию методов оценки социально-экономической эффективности природоохранных мероприятий, улучшению экологической экспертизы с учетом оздоровления природной среды, восстановления и сохранности исторических памятных мест, уникальных природных комплексов;
по совершенствованию правовых основ природоохранной и ресурсосберегающей деятельности;
по повышению уровня экологической подготовки кадров, расширению и совершенствованию системы экологического воспитания, пропаганды и усилению роли общественности в решении проблем природопользования и охраны окружающей среды в стране, а также по дальнейшему развитию широкого международного сотрудничества в этой области.
8. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на отдел охраны природы и контроля за использованием природных ресурсов.
Зам. Председателя
Совета Министров
Башкирской АССР
А.ХАРЛОВ
Управляющий
Делами Совета Министров
Башкирской АССР
А.АФАНАСЬЕВ
Приложение N 1
к Постановлению Совета
Министров Башкирской АССР
от 30 ноября 1987 г. N 193
ТРЕБОВАНИЯ
К СОДЕРЖАНИЮ МАТЕРИАЛОВ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ ПРОЕКТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Основные разделы проекта программы и материалы министерств и ведомств при их разработке должны содержать следующие данные в разрезе отраслей и регионов:
1. Оценку текущего состояния природопользования (полнота и комплексность использования сырья, объемы выбросов в окружающую среду, рекультивационные работы, утилизация отходов и т.д.), краткий анализ передового мирового и отечественного уровней, достигнутых в снижении вредных воздействий на окружающую среду.
2. Определение целей по пятилеткам в соответствии с генеральной целью программы.
3. Перечень намечаемых природоохранных мероприятий, их содержание с отражением средств достижения поставленных целей - переход на передовые ресурсосберегающие технологии, методы утилизации отходов, новые методы очистки, оптимизация размещения производств, организационные и экономические меры (формы NN 1 и 2).
4. Сравнение применяемых технических решений и ожидаемых природоохранных результатов с передовым мировым уровнем и опытом зарубежных стран.
5. Задания на разработку новых технологий, оборудования, приборов с указанием объемов их использования в планируемый период. Отбор приоритетных проблем для перспективных и научных исследований.
6. Оценку потребностей в материально-технических и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей и выхода на передовые уровни природопользования (общая потребность и по каждой группе мероприятий отдельно, с указанием министерств-заказчиков и исполнителей, источников финансирования). Если до 2005 года обеспечить требуемый уровень не представляется возможным, то следует указать другой срок и обосновать его.
7. Показатели, характеризующие задания и природоохранные мероприятия программы, которые могут быть использованы при планировании тринадцатой пятилетки и в последующие периоды.
8. Оценку экологического и социально-экономического эффекта: общего и от важнейших из намеченных мероприятий (в разрезе отраслей и регионов).
Материалы представляются по формам 1 и 2 и сопровождаются пояснительной запиской.
ИНСТРУКЦИЯ
по заполнению формы 38265, представляемой в Госплан РСФСР
Госпланом Башкирской АССР по основным показателям
государственной программы охраны окружающей среды
и рациональному использованию природных ресурсов
на 1991 - 1995 годы и на период до 2005 года
по соответствующей территории в разрезе
министерств и ведомств
Заполнение формы 38265 должно удовлетворять следующим требованиям:
1. В верхней строке кодового квадрата ставится код формы - 38265.
2. Во второй строке кодового квадрата ставится число, отражающее крайние границы рассматриваемого периода - 9105.
3. Третья строка кодового квадрата заполняется кодом области, края, автономной республики или города (см. общесоюзный кодификатор), например, по Липецкой области - 1142.
4. В четвертой строке кодового квадрата ставится код показателя (см. прилагаемый перечень показателей), например, водопотребление - 1010.
В случае представления информации по бассейну реки в четвертой строке ставится код реки (см. общесоюзный кодификатор).
5. Левая часть таблицы формы содержит перечень министерств с кодами, которые соответствуют общесоюзного кодификатору.
6. В числовой строке, содержащей хотя бы одно число, не должно быть пустых колонок, они заполняются прочерками.
7. Дробная часть числа содержит не более трех знаков.
8. Форма должна быть заполнена аккуратно и четко. Все исправления должны быть подписаны ответственным лицом.
СПИСОК ПАРАМЕТРОВ ЧИСЛОВОЙ ФОРМЫ 38265
Для передачи на магнитных носителях в Госплан РСФСР с 38265 0 4 1 10 5 1 4 0 7 100 6 100 6 100 10 3 10 3 10 3 10 3 10 3 10 3 10 3 10 3 10 3 10 3.
РАЗЪЯСНЕНИЯ
по расчету показателя “Снижение (-), увеличение (+)
общего количества вредных веществ, выбрасываемых
в атмосферный воздух“
Анализ проектов планов на 1988 год по охране атмосферного воздуха, представленных местными плановыми органами, показал, что показатель “Снижение (-), увеличение (+) общего количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух“ (код 195) расчитывается неправильно как в целом по региону, так и в разрезе министерств и ведомств.
Этот показатель определяется путем вычитания количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу в планируемом году, из количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, в текущем году (по плану перед величиной “снижения“ ставится знак “минус“ (-), а в случае увеличения выбросов - никакого знака не ставится.
Например:
У = 5,33 тыс. т - объем выбросов вредных веществ в атмосферу в 1987 году предприятиями Минцветмета СССР на территории РСФСР;
У = 5,0 тыс. т - объем выбросов вредных веществ, предусматриваемый в 1988 году, по предприятиям Минцветмета СССР;
Д - снижение выбросов вредных веществ в атмосферу предприятиями Минцветмета СССР.
Д = У - У = 5,33 - 5,0 = -0,33 тыс. т.
Одновременно доводим до сведения, что в графе “Отчет“ по всем показателям следует проставлять данные местных статистических органов.
Форма N ___
к приложению N ___
ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
и рациональное использование природных ресурсов
1. Министерство (ведомство), автономная республика, край, область.
2. Виды природных ресурсов и природных сфер (водных объектов, атмосферного воздуха, земель и др.).
------------T-----------------------T------------------T---------------------------------------T-------------T-------------------T---------
Наименование¦ Показатели ¦ Мероприятия, ¦ Распределение объемов работ по ¦Экономический¦ Показатели, ¦Министер-
министерств ¦ экологического ¦ обеспечивающие ¦выполнению природоохранных мероприятий,¦ эффект от ¦ характеризующие ¦ство
и ведомств, ¦ состояния <**> ¦ требуемый ¦ указанных в графе 4 (числитель), и ¦ выполнения ¦ интенсификацию ¦(ведомст-
городов и +----------T------------+ (нормативный) ¦ капитальных вложений (знаменатель) ¦мероприятий, ¦ природоохранной ¦во)
районов <*> ¦существую-¦ требуемый ¦ уровень +-----------------------------T----T----+ млн. руб. ¦ деятельности ¦СССР -
¦щее ¦(нормативный¦ экологического ¦ XIII пятилетка ¦1996¦2000¦ ¦(снижение удельных ¦заказчик
¦положение ¦ уровень ¦ состояния +----T----T----T----T----T----+ - ¦ - ¦ ¦ показателей ¦
¦ ¦ <***> ¦ природной среды, ¦1991¦1991¦1992¦1993¦1994¦1995¦2000¦2005¦ ¦ потребления ¦
¦ ¦ ¦ ресурсов <****> ¦ - ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦гг. ¦ г. ¦ ¦природных ресурсов,¦
¦ ¦ ¦ ¦1995¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ снижение ¦
¦ ¦ ¦ ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ себестоимости ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ очистки сточных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вод, отходящих ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ газов, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рекультивации и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ др.) <*****> ¦
------------+----------+------------+------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+-------------+-------------------+-----------
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ 15
------------+----------+------------+------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+-------------+-------------------+-----------
БАССР в 3,5 млн. Обеспечить 1. Создание 1700 300 350 350 350 350 1700 1700 24 - 22 млрд. Прирост продукции в Госагро-
целом га земель защиту защитных лесных 680 120 140 140 140 140 680 680 руб. в год растениеводстве 15 пром СССР
(пример для в земель от насаждений - 18%, в
заполнения) эрозионно эрозии к 2. Другие приемы (в числителе - тыс. га, в знаменателе - млн. руб.) животноводстве - 5 Гослесхоз
опасном 2005 г. почвозащитного - 7% СССР
состоянии комплекса <******>
--------------------------------
Примечания: <*> Для водных ресурсов дополнительно указывается бассейн реки.
<**> В соответствующих показателях для каждого вида природного ресурса (ПДК, ПДВ, ВСВ, расчетная лесосека и т.п.).
<***> Если показатели не нормированы, указывается требуемый уровень. Если до 2005 года обеспечить требуемый уровень не представляется возможным, следует указать дополнительно ожидаемый уровень.
<****> При заполнении указать конкретные природоохранные мероприятия.
<*****> Показатели принимаются в соответствии с приложением к форме и могут быть дополнены применительно к конкретным условиям.
<******> По этим мероприятиям данные не приводятся.
Форма N 2
к приложению N 1
38265
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ --------
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 9105
И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ --------
НА 1991 - 1995 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
--------------------------------------------------------------- --------
(автономная республика, край, область, город)
-------------------------------------------------------------- --------
(наименование показателя, единица измерения или река)
-------------------T-------T-----T--------T------T------------------------T------T------
Сокращенное ¦Код ¦1985 ¦1990 г. ¦1991 -¦ в том числе: ¦1996 -¦2000 -
название ¦минис- ¦ г. ¦по плану¦ 1995 +----T----T----T----T----+ 2000 ¦ 2005
министерства ¦терства¦отчет¦ или ¦ гг. ¦1991¦1992¦1993¦1994¦1995¦ годы ¦ годы
¦ ¦ ¦расчетно¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ <*> ¦ <*>
¦ ¦ ¦ ¦ +----+----+----+----+----+------+------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проект ¦ проект
-------------------+-------+-----+--------+------+----T----T----T----T----+------T------
А ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11
-------------------+-------+-----+--------+------+----+----+----+----+----+------+------
Всего по территории 0006
Союзные 0004
министерства и
ведомства
Минэнерго СССР 1012
Миннефтепром СССР 1021
Миннефтехимпром 1032
СССР
Мингазпром СССР 1041
Минуглепром СССР 1051
Минчермет СССР 1061
Минцветмет СССР 1071
Минхимпром СССР 1081
Минудобрений СССР 1091
Минтяжмаш СССР 1201
Минэлектротехпром 1221
СССР
Минхиммаш СССР 1251
Минстанкопром СССР 1311
Минприбор СССР 1321
Минавтопром СССР 1331
Минсельхозмаш СССР 1341
Минстройдормаш СССР 1381
Минлегпищемаш СССР 1391
Минавиапром СССР 1401
Минсудпром СССР 1411
Минрадиопром СССР 1421
Минпромсвязи СССР 1431
Минэлектронпром 1451
СССР
Миноборонпром СССР 1461
Минмаш СССР 1471
Минобщемаш СССР 1481
Минлесбумпром СССР 1502
Минстройматериалов 1522
СССР
Минлегпром СССР 1532
Минрыбхоз СССР 1762
Минмедбиопром СССР 1891
Госагропром СССР 3002
Гослесхоз СССР 3452
Минхлебопродукт 3362
СССР
Минводхоз СССР 3472
МПС СССР 3501
Минморфлот СССР 3521
МГА СССР 3551
Минуралсибстрой 3601
СССР
Минюгстрой СССР 3611
Миннефтегазстрой 3631
СССР
Минвостокстрой СССР 3641
Минсевзапстрой СССР 3651
Минтрансстрой СССР 3681
Минмонтажспецстрой 3702
СССР
Мингео СССР 3781
МВД СССР 4122
Госкомнефтепродукт 4612
СССР
Союзно- 0001
республиканские
министерства
Минстройматериалов 152311
РСФСР
Минлегпром РСФСР 153311
Минтекстильпром 155311
РСФСР
Минрыбхоз РСФСР 176311
Госагропром РСФСР 300311
Минхлебопродукт 336311
РСФСР
Минлесхоз РСФСР 345311
Минводхоз РСФСР 347311
Госкомнефтепродукт 461311
РСФСР
Главохота РСФСР 745411
Республиканские 0005
министерства
Минместпром РСФСР 701411
Минтоппром РСФСР 702411
Минжилгражданстрой 719411
РСФСР
Минбыт РСФСР 720411
Минавтотранс РСФСР 721411
Минречфлот РСФСР 722411
Минжилкомхоз РСФСР 724411
Минавтодор РСФСР 730411
Росохотрыболовсоюз 785411
Роспотребсоюз 382311
Мосгорисполком 9115
Ленгорисполком 9125
Мособлисполком 9135
--------------------------------
<*> Примечание. Если показатели не суммируются по годам пятилетки, то заполняется этот показатель на конец пятилетки.
Приложение к форме N 1
ПЕРЕЧЕНЬ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И ОЦЕНКИ
МЕРОПРИЯТИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ДОЛГОСРОЧНУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ
ПРОГРАММУ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА 1991 - 1995 ГОДЫ
И НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
----------------------------------T-----------------T--------------------
Показатели ¦ Единица ¦ Коды
¦ измерения ¦
----------------------------------+-----------------+--------------------
1. Водопотребление млн. куб. м 1010
2. Водопотребление по бассейнам -“- (см. инструкцию)
рек
3. Объем оборотной и -“- 1070
последовательно используемой
воды
4. Удельное водопотребление куб. м на 1011
единицу
измерения
5. Объем сброса сточных вод в млн. куб. м 1120
поверхностные водоемы (с -“- 1140
выделением в том числе
загрязненных)
6. Снижение объема сброса -“- 1181
сточных вод за счет перевода -“- 1180
предприятий (производств) на
замкнутую систему
водоиспользования,
совершенствования
технологических процессов и
внедрения малоотходного и
безотходного производства (с
выделением в том числе
загрязненных)
7. Общее количество тыс. т 2010
загрязняющих атмосферный -“- 2030
воздух веществ, отходящих от
стационарных источников (с
выделением в том числе
газообразных и жидких)
8. Общее количество -“- 2190
загрязняющих веществ, -“- 2191
выбрасываемых в атмосферный
воздух стационарными
источниками (с выделением в
том числе газообразных и
жидких)
9. Снижение общего количества -“- 2195
загрязняющих веществ,
выбрасываемых в атмосферный
воздух стационарными
источниками
10. Количество предприятий с единиц 2240
достигнутыми нормативами ПДВ ------------
в % к общему 2241
количеству
предприятий
11. Количество городов, единиц 2250
атмосферный воздух которых
соответствует нормативным
требованиям
12. Общее количество тыс. т 2090
используемых ---------
(утилизированных) веществ, тыс. руб. 2091
уловленных из газов,
отходящих от стационарных
источников
13. Общее количество вредных тыс. т 2215
веществ, выбрасываемых в
атмосферный воздух
автотранспортом - всего
в том числе выбросы -“- 2220
автомобилями с выделением по
прилагаемому перечню городов
14. Строительство тыс. руб. 3430
противоэрозионных
гидротехнических,
противоселевых,
противооползневых,
противолавинных,
противообвальных и
берегоукрепительных
сооружений
15. Создание защитных лесных га 3350
насаждений --------
тыс. руб. 3351
16. Защита земель от эрозии га 3480
агротехническими приемами
17. Проведение защитных га 3600
мероприятий от подтопления и --------
заболачивания земель тыс. руб. 3610
18. Площади сельскохозяйственных га 3500
угодий, на которых -------
проводятся мероприятия по тыс. руб. 3510
устранению засоления
19. Количество колхозов и единиц 3465
госхозов и площадь -------
сельскохозяйственных земель тыс. га 3470
с полным комплексом
противоэрозионных
мероприятий
20. Рекультивация земель га 3100
(включая торфоразработки) --------
тыс. руб. 3110
21. Использование плодородного тыс. куб. м (га) 3190
слоя почвы ---------------
в % к общему 3191
объему
в том числе использование -“- 3210
для повышения плодородия -----
малопродуктивных угодий -“- 3211
22. Мероприятия по устранению тыс. га 3530
загрязнения земель вредными ---------
веществами (пестицидами, тыс. руб. 3531
минеральными удобрениями,
отходами и выбросами
промышлен“ых предприятий)
23. Защита сельскохозяйственных тыс. га 3520
культур от вредителей и
болезней биологическим
методом
24. Лесовосстановление -“- 4010
25. Размер лесопользования в -“- 4020
лесах государственного
значения
26. Защита лесов от вредителей и тыс. га 4070
болезней биологическим ------------
методом в % к общему 4071
объему
лесозащитных
работ
27. Организация зеленых зон тыс. га 4090
городов (рекреационных --------
территорий) тыс. руб. 4100
28. Охрана и воспроизводство тыс. руб. 5025
диких животных, включая
биотехнические мероприятия
29. Организация заповедников единиц 5010
--------
тыс. га 5020
30. Организация национальных единиц 5030
парков --------
тыс. га 5040
31. Сооружения для очистки тыс. куб. м в 6010
сточных вод сутки
32. Системы оборотного -“- 6050
водоснабжения
33. Установки для улавливания и тыс. т. вредных 6090
обезвреживания вредных веществ в год
веществ из отходящих газов ----------------
тыс. куб. м газа 6100
в час
34. Создание прогрессивных единиц 6230
технологических процессов
добычи природных ресурсов,
создание мало- и безотходных
технологий, базирующихся на
вторичном использовании
природных ресурсов, создание
прогрессивной
природоохранной техники
35. Общие затраты на охрану млн. руб. 9000
окружающей среды и
рациональное использование
природных ресурсов
с выделением в том числе
затрат:
на охрану и рациональное -“- 9010
использование водных
ресурсов
на охрану атмосферного млн. руб. 9020
воздуха
на охрану и рациональное -“- 9030
использование земель
на охрану и воспроизводство -“- 9040
лесных ресурсов
на охрану и воспроизводство -“- 9050
диких животных
Ц Н
36. Лимиты государственных млн. руб. 7320 7420
капитальных вложений
(централизованных и
нецентрализованных) на
охрану окружающей среды и
рациональное использование
природных ресурсов
в том числе:
на охрану и рациональное -“- 7330 7430
использование водных
ресурсов
на охрану атмосферного -“- 7340 7440
воздуха
на охрану и рациональное -“- 7370 7470
использование земель
на охрану лесных ресурсов -“- 7380 7480
на охрану и воспроизводство -“- 7390 7490
диких животных
37. Из лимита капитальных млн. руб. 8320 8420
вложений
(централизованных и
нецентрализованных) - лимит
строительно-монтажных работ
(по направлениям
природоохранной
деятельности, . . . .,
указанным в позиции 36)
соответственно
на охрану и рациональное -“- 8330 8430
использование водных
ресурсов
на охрану атмосферного -“- 8340 8440
воздуха
на охрану и рациональное 8370 8470
использование земель
на охрану лесных ресурсов -“- 8380 8480
на охрану и воспроизводство -“- 8390 8490
диких животных
Примечание. Данные по показателям представляются в следующих территориальном и отраслевом разделах:
-------------------T-----------------------------------------------------
Порядковый номер ¦
показателей ¦
-------------------+-----------------------------------------------------
1, 5, 6 Министерствами и ведомствами РСФСР, Советами
Министров автономных республик по территории, в том
числе по Минэнерго СССР, Минатомэнерго СССР,
Миннефтепрому СССР, Миннефтехимпрому СССР,
Минуглепрому СССР, Минчермету СССР, Минцветмету
СССР, Минхимпрому СССР, Минудобрений СССР,
Минавтопрому СССР, Минлесбумпрому СССР,
Минстройматериалов СССР, Минлегпрому СССР,
Минмедбиопрому СССР и Госагропрому СССР, по
министерствам и ведомствам РСФСР, включая
подведомственное хозяйство
4 Министерства и ведомства РСФСР
2, 6 Минводхоз РСФСР
По бассейнам рек: Урал и Волга
3 Министерствами и ведомствами РСФСР, Советами
Министров автономных республик по территории и
министерствам и ведомствам СССР, указанным в
пояснении к порядковым номерам 1, 5, а также
министерствам и ведомствам РСФСР, включая
подведомственное хозяйство
7, 11 Министерствами и ведомствами РСФСР, Советами
31 - 37 Министров автономных республик по территории в
разрезе министерств и ведомств СССР и РСФСР, включая
подведомственное хозяйство
8, 9, 10 Министерствами и ведомствами РСФСР, Советами
Министров автономных республик по территории, в том
числе по Минэнерго СССР, Миннефтепрому СССР,
Миннефтехимпрому СССР, Мингазпрому СССР,
Минуглепрому СССР, Минчермету СССР, Минцветмету
СССР, Минхимпрому СССР, Минудобрений СССР,
Минлесбумпрому СССР, Минстройматериалов СССР,
Минмедбиопрому СССР, по министерствам и ведомствам
РСФСР, включая подведомственное хозяйство, а также по
городам с повышенным уровнем загрязнения
атмосферного воздуха, согласно прилагаемому перечню
12, 13 Советами Министров автономных республик по
территории
14 Госагропромом РСФСР, Советами Министров автономных
республик по территории с выделением Госагропрома
СССР и РСФСР
15 и 16 Госагропромом РСФСР, Минлесхозом РСФСР, Советами
Министров автономных республик по территории с
выделением МПС СССР, Госагропрома СССР и РСФСР
23 Госагропромом РСФСР
24, 25 Госагропромом РСФСР, Минлесхозом РСФСР, Советами
Министров автономных республик по территории с
выделением Минлесбумпрома СССР, Гослесхоза СССР,
Госагропрома РСФСР, Минлесхоза РСФСР
17 - 20, 26 - 28 Госагропромом РСФСР, Минлесхозом РСФСР, Главохотой
РСФСР, Советами Министров автономных республик по
территории, в том числе по министерствам и
ведомствам РСФСР, с выделением подведомственного
хозяйства
21 и 22 Госагропромом РСФСР, Советами Министров автономных
республик по территории, в том числе по министерствам
и ведомствам СССР и РСФСР
29 и 30 Минлесхозом РСФСР, Главохотой РСФСР, Советами
Министров автономных республик по территории.
Расчет экономического эффекта выполняется по Временной типовой методике определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
по содержанию материалов формы N 1 (к приложению N 1)
“Природоохранные мероприятия и рациональное использование
природных ресурсов“
Заполнение формы N 1 осуществляется в соответствии с настоящими рекомендациями.
1. Показатели экологического состояния (графа 2 и 3).
По водным ресурсам - объем сбрасываемых загрязненных сточных вод в 1985 году и прекращение их сброса к определенному периоду.
По атмосферному воздуху - объем вредных выбросов в воздушный бассейн в 1985 году и объемы этих выбросов в 2005 году.
По земельным ресурсам:
а) защита земель от эрозии - площадь земель, подверженных эрозии в 1985 году, и обеспечение защиты земель от эрозии с внедрением полного комплекса противоэрозионных мероприятий в 2005 году;
б) рекультивация земель - площади нарушенных, отработанных и рекультивируемых земель в 1985 и 2005 годах.
По лесным ресурсам:
а) объемы лесовосстановления должны обеспечить к 2005 году непрерывное и эффективное восполнение запасов древесины, изымаемых при рубках главного пользования, выращиванием высокопродуктивных насаждений хозяйственно ценных пород, а также сохранение и повышение природоохранных и других полезных свойств леса;
б) объемы лесопользования должны регулироваться расчетной лесосекой главного пользования и лесовосстановительных рубок, предусматривающей соблюдение принципа непрерывного и неистощительного пользования лесом.
2. Мероприятия, обеспечивающие требуемый (нормативный) уровень экологического состояния природной среды, ресурсов (графа N 4), - в этой графе по каждому ресурсу указываются основные мероприятия, выполнение которых позволит достигнуть требуемый уровень экологического состояния. Мероприятия следует объединить в три - четыре основные группы.
Например, по атмосферному воздуху:
- ввод газопылеулавливающих установок;
- техническое перевооружение промышленных предприятий;
- внедрение энергосберегающих, малоотходных и безотходных технологий;
- другие мероприятия по предотвращению загрязнения воздушного бассейна.
3. Распределение объемов работ по выполнению природоохранных мероприятий (графы 5 - 12) - в числителе заполняются конкретные мероприятия по каждому ресурсу (графа 4), а в знаменателе - необходимые объемы капитальных вложений (расчетно) для выполнения этих мероприятий.
4. Экономический эффект от выполнения водо- и атмосферных мероприятий, обеспечивающих требуемый уровень экологического состояния природной среды или ресурса, рассчитывается по Временной типовой методике определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды.
Экономический эффект от рекультивации рассчитывается по Методике определения экономической эффективности рекультивации земель, утвержденной Госпланом СССР 14 января 1985 г.
По остальным видам природных ресурсов расчет экономического эффекта выполняется по отраслевым методическим материалам.
Кроме того, для расчета экономического эффекта можно использовать укрупненные показатели, применяемые в отраслях промышленности.
5. В графе 15 в знаменателе учитывается министерство (ведомство) - подрядчик.
Приложение N 2
к Постановлению
Совета Министров
Башкирской АССР
от 30 ноября 1987 г. N 193
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛОВ К РАЗДЕЛУ ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ СССР ДО 2005 ГОДА ПО ТЕРРИТОРИИ
БАШКИРСКОЙ АССР
Водные ресурсы
Основными направлениями в экономии водных ресурсов и в первую очередь в зонах с напряженным водохозяйственным балансом (бассейны рек Волги, Урала) являются:
сокращение водопотребления в XII пятилетке по всем отраслям промышленности на 15 - 20% согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 августа 1986 г. N 978 “О прекращении работ по переброске части стока северных и сибирских рек“;
ограничение размещения водоемких производств;
недопущение использования воды питьевого качества на производственные нужды;
сокращение потребления свежей воды на производственные нужды путем внедрения оборотных систем водоснабжения и последовательного использования воды. Коэффициент водооборота по отраслям промышленности, расположенной на территории Башкирской АССР, должен возрасти к 2005 году по сравнению с 1985 годом по отраслям на 10 - 30 процентов;
внедрение маловодных и безводных технологий;
деминерализация шахтных вод с последующим их использованием на производственные нужды;
сокращение потерь воды в орошаемом земледелии путем реконструкции существующих и сооружения новых оросительных систем с максимальным повышением КПД (80 - 90%);
внедрение прогрессивных способов орошения - дождевания, капельного и мелко дисперсного полива;
повсеместное введение в эксплуатацию новых очистных сооружений, реконструкция и повышение эффективности работы действующих сооружений.
В целом по территории Башкирской АССР сброс загрязненных сточных вод должен быть прекращен к 2000 году.
Атмосферный воздух
Проработками Госкомгидромета СССР предусматривается снижение количества вредных выбросов в атмосферный воздух в целом по Башкирской АССР к 2005 году на 68,4
1986 год 2000 год 2005 год
твердые 78 40,87 28,5
сернистый ангидрид 318,5 166,89 116,6
окись углерода 199,0 104,28 72,83
двуокись азота 102,9 53,92 33,66
углеводороды 498,5 261,12 182,45
сумма 1228,9 сумма 643,94 сумма 444,78
Мероприятия, обеспечивающие снижение вредных выбросов в атмосферу, в первую очередь должны осуществлять на предприятиях министерств и ведомств СССР: Минэнерго СССР, Миннефтепрома СССР, Миннефтехимпрома СССР, Мингазпрома СССР, Минуглепрома СССР, Минчермета СССР, Минцветмета СССР, Минхимпрома СССР, Минудобрений СССР, Минтяжмаша СССР, Минэлектротехпрома СССР, Минхиммаша СССР, Минстанкопрома СССР, Минавтопрома СССР, Минсельхозмаша СССР, Минстройдормаша СССР, Минлесбумпрома СССР, Минстройматериалов СССР, Минмедбиопрома СССР, Госагропрома БАССР, Минуралсибстроя СССР.
В первую очередь мероприятия по обеспечению нормативов выбросов вредных веществ в атмосферу должны быть проведены в г.г. Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Благовещенске, Ишимбае.
При подготовке предложений необходимо руководствоваться следующими целями:
- снижение выбросов по стационарным источникам на предприятиях для обеспечения санитарно-гигиенических нормативов (ПДК) в городах с наибольшим уровнем загрязнения и по веществам, содержание которых определяет этот уровень;
- снижение выбросов загрязняющих веществ до уровня, обеспечивающего соблюдение установленных нормативов:
к 1995 г. на предприятиях согласно приложению N 1 Постановления Совета Министров СССР от 06.12.1984 N 1203, решениям местных партийных и советских органов;
к 2000 г. - на всех предприятиях;
- снижение к 1993 г. выбросов соединений серы на 30% относительно уровня 1980 г. и на 75% - к 2005 г., в т.ч. по конкретным объектам в городах и населенных пунктах;
- снижение выбросов окислов азота к 2000 - 2005 гг. до уровня, обеспечивающего соблюдение санитарно-гигиенических нормативов.
По передвижным источникам
В предложениях по охране атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автомобильного транспорта следует предусмотреть расширение применения электрифицированных видов транспорта, строительство транспортных развязок, объездных дорог, бестранспортных зон, стоянок транспортных средств, вывод за пределы городов автопредприятий и грузообразующих объектов, не связанных с жизнеобеспечением городов, мероприятия по контролю за соблюдением установленных норм токсичности и дымности отработавших газов, повышению уровня технического обслуживания и диагностики автомобилей, рационализации структуры автопарков городов и другие.
При этом расчеты выбросов для оценки ожидаемого эффекта от реализации предлагаемых мероприятий следует выполнять согласно Методическим указаниям по расчету выбросов вредных веществ автомобильным транспортом, утвержденным Госкомгидрометом СССР от 06.10.1983.
Земельные и лесные ресурсы. Охраняемые территории
В основу расчетов защиты земель от водной и ветровой эрозии следует положить данные генеральных схем противоэрозионных мероприятий в Башкирской АССР. При этом необходимо иметь в виду, что в республике сложилась тенденция к снижению объемов работ по полезащитному лесоразведению. Наибольшие объемы этого вида работ предстоит выполнить в районах Зауралья, западной и юго-западной части республики.
В объемах работ по строительству гидротехнических сооружений, предусмотренных генеральной схемой противоэрозионных мероприятий, необходимо выделить также работы по строительству защитных сооружений, которые выполняются исполкомами местных Советов на территории населенных пунктов.
Учитывая, что задания по защите от эрозии должны обеспечить ее защиту к 2005 году, необходимо охватить к указанному сроку все колхозы и госхозы и их сельскохозяйственные земли полным комплексом противоэрозионных мероприятий.
Наибольшая площадь нарушенных земель на территории Башкирской АССР находится у предприятий и организаций Минчермета СССР, Минцветмета СССР, Миннефтепрома СССР, Минуглепрома СССР, Госагропрома Башкирской АССР, Мингазпрома СССР.
Необходимо обеспечить рост объемов работ по рекультивации земель с таким расчетом, чтобы к 2000 году все предприятия, чья деятельность связана с нарушением почвенного покрова, обеспечили равновесие по площадям отработанных и рекультивируемых земель, включая все ранее отработанные, но не рекультивированные земли.
Удельный вес активного биометода в защите сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней должен быть проведен к 2005 году до 80 - 90% в защищенном грунте и до 40 - 50% в полевых условиях.
Защита лесов биологическом методом должна предусматривать увеличение доли биологических мер борьбы в общем лесозащитных работ с 60% в настоящий момент до 80% к 2000 году и до 85% к 2005 году.
Размер лесопользования в лесах государственного значения должен предусматривать снижение расчетной лесосеки главного пользования и лесовосстановительных работ в первую очередь за счет хвойного хозяйства.
При определении площадей земельных зон городов следует использовать материалы схем (проектов) районной планировки, генпланов городов, лесоустройства, а также решения Совета Министров Башкирской АССР по данному вопросу.
Создание заповедников и национальных парков необходимо предусматривать, в основном, в соответствии с проектом рациональной сети государственных заповедников и государственных природных национальных парков на период до 2000 года, одобренным Комиссией Президиума Совета Министров РСФСР по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов в декабре 1986 г.
Приложение N 3
к Постановлению
Совета Министров
Башкирской АССР
от 30 ноября 1987 г. N 193
ПОРЯДОК
РАБОТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА XII - XIII ПЯТИЛЕТКИ
И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2005 Г. ПО ТЕРРИТОРИИ БАШКИРСКОЙ АССР
Долгосрочная государственная программа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Башкирской АССР на тринадцатую пятилетку и на перспективу разрабатывается во исполнение Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 августа 1987 г. N 896, Совета Министров РСФСР от 1 октября 1987 г. N 394, Бюро Башкирского обкома КПСС от 29 сентября 1987 года.
Порядок разработки разделов проекта государственной программы министерствами и ведомствами, расположенными на территории Башкирской АССР, исполкомами городских и районных Советов определен, исходя из Порядка работы по составлению этой программы, утвержденной ГКНТ СССР, Академией наук СССР, Госпланом СССР, Госкомгидрометом СССР и ВЦСПС, Госпланом РСФСР.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Предусмотрено, что при разработке программы следует исходить из необходимости коренного совершенствования природопользования, перестройки деятельности министерств и ведомств в области охраны окружающей среды, создания обстановки, исключающей вредное воздействие результатов хозяйственной деятельности на человека и природу.
Генеральной целью программы является обеспечение рационального природопользования в республике при ее интенсивном социально-экономическом развитии и сохранении биосферы как единой ресурсовоспроизводящей системы, создающей благоприятные условия для жизни и труда населения.
Для достижения указанной цели необходимо обеспечить выполнение следующих задач:
совершенствование экономического механизма природопользования;
применение ресурсосберегающих малоотходных технологических процессов и комплексных безотходных производств;
создание высокоэффективных пылегазоочистных установок и водоочистных сооружений;
экологически обоснованное размещение производительных сил, проведение экологической экспертизы крупных проектов;
совершенствование природоохранительного законодательства;
создание единой системы нормативных требований к состоянию окружающей среды и использованию природных ресурсов;
общегосударственный контроль хозяйственной деятельности и состояния природной среды;
приоритетное решение важнейших научных проблем природопользования;
повышение уровня экологического образования и воспитания людей.
В связи с напряженной экологической обстановкой, сложившейся во многих городах республики, особое внимание должно быть уделено безусловному выполнению природоохранных требований при строительстве новых и реконструкции действующих народнохозяйственных объектов, а также интенсивной природовосстановительной деятельности - улучшению состояния воздушного бассейна и водных объектов рекультивации земель, лесовосстановительным работам, воспроизводству рыбных ресурсов, сохранению генофонда и другим мероприятиям.
Подготовка всех материалов программы ведется в отраслевом и в разрезах по городам, районам и республике в целом.
При этом должен соблюдаться принцип приоритетности в осуществлении природоохранных мероприятий на территории республики, наиболее подверженных антропогенному воздействию, прежде всего с учетом необходимости улучшения в этих районах медико-биологической обстановки.
Разработка концепции основных природоохранных мероприятий
Объединения, предприятия и организации союзных, союзно-республиканских министерств, республиканские министерства в разрезе предприятий разрабатывают совместно с городскими и районными исполкомами комплексные планы мероприятий по охране окружающей среды по разделам программы с пояснительной запиской и представляют их для согласования в Госплан БАССР.
Госплан БАССР привлекает в ходе согласований соответствующие контролирующие и другие организации в соответствии с п. 2 настоящего Постановления.
2. Районные и городские исполкомы составляют на основании разработанных совместно с предприятиями и согласованных с Госпланом БАССР мероприятий территориальные комплексные программы по соответствующим разделам. Кроме того, города и районы республики должны включать в программу мероприятия, принятые ранее постановлениями партии и правительства по охране природы, а также меры по контролю за работой и техническим состоянием особо ответственных сооружений и объектов, таких как высотные плотины, крупные газопроводы и нефтепроводы, хранилища токсичных, горючих и радиоактивных веществ, средствам их транспортировки.
3. Минжилкомхоз БАССР разрабатывает в разрезе городов и районов республики предложения по коммунальному хозяйству и представляет соответствующие разделы территориальным гидрохимлабораториям и Минздраву БАССР.
4. Предложения к разделам программы должны определять важнейшие задачи в области охраны окружающей среды и природоиспользовании, а также принципиальные пути их решения, обеспечивающие достижение поставленных целей и ожидаемого эффекта. При этом определяется их объем, сроки осуществления, общая стоимость, источники финансирования, заказчики и исполнители, а также оценивается ожидаемый эффект (в обобщенных показателях) от проведения намечаемых мероприятий, содержание материалов по основным разделам программы должно отвечать требованиям согласно приложению N 1.
5. Госстрой БАССР, Госагропром БАССР, Минздрав БАССР, Минводхоз БАССР и территориальные гидрохимлаборатории, Инспекция рыбоохраны по БАССР, Минлесхоз БАССР, Госохотинспекция, БашНИИ земледелия и селекции культур, БашНИИ животноводства и кормопроизводства, Башкирский научный центр Уральского отделения АН АССР, Башкирское территориальное управление по гидрометеорологии и контролю природной среды Госкомгидромета СССР разрабатывают и представляют в Госплан БАССР до 1 января 1988 г. предложения по оценке социально-экономической эффективности природоохранных мероприятий, совершенствованию экологической экспертизы крупных народнохозяйственных проектов, по обеспечению экологически обоснованного развития и размещения на территории БАССР предприятий различных отраслей народного хозяйства, по разработке допустимых уровней антропогенной нагрузки на природные объекты, созданию нового экономического механизма природопользования, включающего повышение экономической заинтересованности объединений и предприятий в осуществлении природоохранных мероприятий, совершенствованию системы плановых показателей по охране природы, с обеспечением взаимной увязки показателей развития производства, охраны окружающей среды, рационального природопользования и использования вторичных ресурсов, по дальнейшему улучшению организации, повышению эффективности межотраслевого научно-технического сотрудничества.
6. Координацию работ при составлении проекта государственной программы по Башкирской АССР и обобщении ее основных разделов осуществляет Госплан БАССР совместно с отделами Совета Министров Башкирской АССР и Башкирского научного центра Уральского отделения АН СССР.
7. Госплану БАССР представить проект долгосрочной государственной программы в Совет Министров БАССР в срок до 1 февраля 1988 г.