Российские законы

Постановление Коллегии Госконтроля РБ от 08.07.1998 N 48 “О проверке отдельных вопросов финансово - хозяйственной деятельности и соблюдения законодательства Республики Башкортостан в АО “Газспецстрой“ и его подразделениях за период 1996 - 97 гг.“

Снят с контроля (Постановление Коллегии Государственного контрольного комитета РБ от 06.10.1999 N 83).

КОЛЛЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЬНОГО КОМИТЕТА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июля 1998 г. N 48

О ПРОВЕРКЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ

БАШКОРТОСТАН В АО “ГАЗСПЕЦСТРОЙ“ И ЕГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ

ЗА ПЕРИОД 1996-97 Г.Г.

Коллегия Государственного контрольного комитета Республики Башкортостан, рассмотрев результаты проверки отдельных вопросов финансово - хозяйственной деятельности и соблюдения законодательства РБ в АО “Газспецстрой“ и его подразделениях отмечает, что Постановлением главы администрации Советского района г. Уфы от 04.08.1993 N 2078 было зарегистрировано акционерное общество открытого типа “Специализированный строительно - монтажный трест “Газспецстрой“.

Генеральный директор - Валиков Н.А.

Главный бухгалтер - Ибрагимова Р.Н. - до 18.11.1996, Бакирова Р.М. - с 18.11.1996.

Согласно Уставу, в состав АО “Газспецстрой“ входят 16 структурных подразделений, являющихся филиалами общества: на территории Республики Башкортостан - 9 специализированных строительно - монтажных управлений (ССМУ), Производственное управление аппарата треста (ПУАТ)Э один хозрасчетный участок (ХРУ) и управление рабочего снабжения (УРС); на территории Республики Татарстан - Актанышское и Елабужское ССМУ, Мензелинский ХРУ; на территории Республики Казахстан - Представительство АО “Газспецстрой“ в Республике Казахстан (г. Атырау).

Основными видами деятельности АО “Газспецстрой“ являются строительство газовых сетей и газификация квартир.

Объемы работ в 1996-97 г.г. определялись тресту, в основном, по предложениям администраций районов, УКСа Минсельхозпрода РБ и АО “Газ - Сервис“. Строительно - монтажные работы выполнялись в 37 районах и 29 городах и рабочих поселках республики.

За 1996 г. построено 319 км газовых сетей, что на 39 км меньше, чем в 1995 г. Газифицировано 6043 квартиры (на 2249 квартир меньше уровня 1995 г.). Объем выполненных СМР снизился на 25,5% к уровню 1995 г. и составил 8,5 млн. руб. (в ценах 1991 г.).



В 1997 г. АО “Газспецстрой“ выполняло строительно - монтажные работы как в Республике Башкортостан, так и в Республиках Татарстан (Актанышское ССМУ, объем СМР - 84 млн. руб., или 0.2% к общему объему) и Казахстан (объем СМР - 6 млрд. руб. или 17,4% к общему объему). Общий объем СМР в ценах 1997 г. составил 34,5 млрд. руб.

В республике построено 372 км газовых сетей, что на 16,6% больше уровня 1996 г. В то же время количество газифицированных квартир (5074) сократилось на 16%, объем СМР (в ценах 1991 г.) снизился на 12,9%.

Несмотря на снижение по сравнению с 1994-95 г.г. объемов строительства, АО “Газспецстрой“ является одной из основных подрядных организаций строительного комплекса республики по строительству объектов газификации. Его доля в общем объеме работ в 1996-97 г.г. составила: по строительству газопроводов - 22%, по газификации квартир - 17%.

Основной причиной, сдерживающей рост объемов работ по газификации, является недостаточное и несвоевременное финансирование строительства заказчиками. Дебиторская задолженность по выполненным СМР АО “Газспецстрой“ составляла на 01.01.1997 - 17,1 млрд. руб., из них 89% или 15,2 млрд. руб. - задолженность бюджета (Минсельхозпрод РБ - 14,5 млрд. руб., АО “Газ - Сервис - 0,7 млрд. руб.); на 01.01.1998 - 28,7 млрд. руб., из них 69% или 17,5 млрд. руб. - задолженность бюджета (Минсельхозпрод РБ - 17,5 млрд. руб., АО “Газ - Сервис“ - 2,3 млрд. руб.). По состоянию на 01.04.1998 задолженность возросла до 32,0 млрд. руб., в том числе за 1996 г. - 13,5 млрд. руб., за 1997 г. - 15,2 млрд. руб., за 1 кв. 1998 г. - 3,3 млрд. руб. (здесь и далее в неденоминированных руб.).

При определенной стабилизации объемов строительства финансовое состояние АО “Газспецстрой“ с каждым годом ухудшается. В 1995 г. была получена балансовая прибыль в размере 3,5 млрд. руб., в 1996-97 г.г. соответственно убытки в размере 1,6 млрд. руб. и 4,2 млрд. руб. Прибыль получили лишь 3 филиала.

Кредиторская задолженность за последние два года возросла в 2,9 раза и на 01.01.1998 составила 46,9 млрд. руб., в том числе по заработной плате - 3,0 млрд. руб. На 01.04.1998 задолженность по зарплате возросла до 5,7 млрд. руб. При задержке выплаты заработной платы по АО “Газспецстрой“ в среднем на полгода, наибольшее отставание допущено в Дюртюлинском ССМУ и производственном управлении аппарата треста (около года) Сибайском ССМУ (8 месяцев), Зианчуринском ХРУ (7 месяцев).

Открытое акционерное общество “Специализированный строительно - монтажный трест “Газспецстрой“ является правопреемником арендного предприятия “Газспецстрой“. Уставный капитал общества составляет 409340 тыс. руб., в том числе доля госсобственности 147390 тыс. руб. или 36%. Государственная доля в уставном капитале образована в результате выделения из республиканского бюджета средств на финансирование капитальных вложений в 1993-95 г.г. в сумме 952,8 млн. руб.

Однако руководством АО “Газспецстрой“ (Валиков Н.А.) не выполнено распоряжение Госкомсобственности РБ от 25.10.1996 N 576 в части регистрации выпуска ценных бумаг. В результате на момент проверки, то есть через полтора года после регистрации изменений в Уставе, регистрация выпуска ценных бумаг в соответствующих органах не произведена, в реестре акционеров АО “Газспецстрой“ государственная доля отсутствует.

При проверке использования вышеуказанных бюджетных средств (952,8 млн. руб.) установлено, что руководством АО “Газспецстрой“ (ген. директор Валиков Н.А., бывший гл. бухгалтер Ибрагимова Р.Н.) использовано на другие цели 82,4 млн. руб. средств капвложений, не приняты должные меры по получению оборудования и возврату средств в сумме 74,7 млн. руб. (Указанные суммы в 1996 г. вошли в состав госдоли в Уставном капитале АО “Газспецстрой“).

Согласно распоряжению КМ РБ от 28.02.1996 N 211-р тресту “Газспецстрой“ для погашения задолженности по строительству объектов социальной сферы выделено из республиканского бюджета 450,0 млн. руб. Фактически трестом задолженность не погашена, а по согласованию с Министерством экономики РБ указанные средства использованы трестом на приобретение техники, то есть на развитие собственной базы. Проверкой установлено, что расходование части указанных средств в сумме 83,3 млн. руб. (получение запчастей к автокрану КС-375А) не подтверждено достоверными первичными документами, они подлежат возврату в бюджет или направлению на погашение задолженности бюджета за выполненные СМР. Оставшиеся средства в сумме 336,7 млн. руб. должны быть направлены на увеличение Уставного капитала и государственной доли в установленном порядке (Минфин РБ, Госкомсобственность РБ).

Установлены факты нарушений Федерального закона “Об акционерных обществах“ и Устава АО советом директоров (председатель Чвалюк А.В., представитель государства Саранцев А.И.). Решением от 24.04.1996 из состава совета директоров выведен Рудаков В.Б. и введен вновь назначенный начальник Стерлитамакского ССМУ Данилов А.И. Аналогичное решение принималось советом директоров 20.01.1998. Указанные вопросы находятся в исключительной компетенции собрания акционеров. Советом директоров несвоевременно рассматривались вопросы, связанные с подготовкой годовых собраний акционеров.

В нарушение пункта 2 Указа Президента РФ от 26.07.1996 N 465 Госкомсобственностью РБ не обеспечено распространение действия “Примерного положения об оплате труда руководителей государственных предприятий“ на руководителей АО “Газспецстрой“ и его филиалов, данный вопрос на рассмотрение совета директоров не выносился. В положении об оплате труда АО “Газспецстрой“ не предусмотрены ограничения по выплате вознаграждений (премий) руководителям при убыточности предприятий и наличии задолженности по зарплате более двух месяцев. В 1996 г. при тяжелом финансовом положении треста, наличии убытков и просроченной задолженности по зарплате генеральному директору, работникам аппарата АО и руководителям филиалов ежеквартально начислялись премии по результатам работы.

АО “Газспецстрой“ заключен договор от 12 апреля 1997 г. с АОЗТ “Атырауская нефтяная акционерная компания“ (АНАКО) на выполнение строительно - монтажных работ по нефтепроводу “Месторождение Кырыкмылтык“ - Нефтеперекачивающая станция-3 (НПС-3)“, протяженностью 40,7 км в Республике Казахстан. Стоимость договора определена в сумме 3,0 млн. долларов США. Срок сдачи нефтепровода в эксплуатацию, согласно договору, 30 сентября 1997 года.

На заседании совета директоров АО “Газспецстрой“ 14.04.1997 (протокол N 2) утвержден указанный договор и принято решение об открытии Представительства АО “Газспецстрой“ в Республике Казахстан.

Нефтепровод передан заказчику под заполнение и эксплуатацию по акту 25.11.1997, за исключением отдельных недоделок, срок устранения которых перенесен на май 1998 г.



Для расчетов с АО “Газспецстрой“, АОЗТ “АНАКО“ обязуется привлечь кредитные средства Казахстанского банка и уплатить процентную ставку кредита. АО “Газспецстрой“ берет на себя обязательство по оплате стоимости комиссии банка, а именно 470000 долларов США. В ходе проверки представлен переданный по факсу договор от 27.03.1998 между АОЗТ “АНАКО“ и ЗАО “Казахстанский интернациональный банк“, согласно которому одним из условий предоставления АОЗТ “АНАКО“ кредита в сумме 1530000 долларов США для расчетов с АО “Газспецстрой“ является оплата услуг банка в размере 470000 долларов США.

Всего поступило от АОЗТ “АНАКО“ (эквивалент) 2539126 долларов США.

С учетом “Изменений и дополнений...“ расчет по строительству нефтепровода АОЗТ “АНАКО“ произведен полностью (за исключением невыполненных работ по строительству объектов электрохимической защиты нефтепровода на сумму 144965 долларов США).

Представительство АО “Газспецстрой“ зарегистрировано Министерством юстиции Республики Казахстан 22 апреля 1997 года (свидетельство об учетной регистрации представительства юридического лица N 497-1915-П-во).

Выявлены также факты нарушений порядка ведения бухгалтерского учета в Представительстве (генеральный представитель - Валиков Н.А., гл. бухгалтер Бакирова Р.М., зам. генерального представителя - Валеев Р.А., зам. ген. директора АО “Газспецстрой“). Проверкой взаиморасчетов по договору от 15.05.1997 N 17/9-8 между Представительством и УПТК и КО АО “Актюбмунайгаз“ установлено, что по бухгалтерскому учету Представительства не отражена отгрузка по его письмам в сентябре - декабре 1997 г. ГСМ на общую сумму 183,8 млн. руб. в счет расчетов за оборудование. Не отражено по бухгалтерскому учету получение от Ишимбайского завода нефтепромыслового оборудования (ИЗНПО) буровых рукавов и передача их в НГДУ “Кенкиякнефть“ РК на сумму 230,2 млн. руб. Документы на данную операцию при проверке не представлены. По объяснению Валеева Р.А. буровые рукава получены с ИЗНПО непосредственно представителями НГДУ “Кенкиякнефть“ по доверенности, выписанной на его имя. С учетом не проведенных по бухгалтерскому учету документов дебиторская задолженность Представительства АО “Газспецстрой“ по АО “Актюбмунайгаз“ составляет 63,4 млн. руб. при числящейся по учету на 01.01.1998 - 17,0 млн. руб.

Согласно пояснению гл. бухгалтера Бакировой Р.М., недостоверность хозяйственных операций по бухгалтерскому учету Представительства вызвана несвоевременным получением бухгалтерских документов от АО “Актюбмунайгаз“ и ТОО “Санат“. Документы были привезены зам. генерального директора Валеевым Р.А. в ходе проверки в мае 1998 г.

Комиссиями управлений Госконтроля РБ выявлены факты нарушений финансово - хозяйственной дисциплины, бухгалтерского учета и отчетности в подразделениях (филиалах) АО “Газспецстрой“.

Наиболее серьезные нарушения допущены в Уфимском ССМУ (начальник Калганов А.И., гл. бухгалтер Сахибгареева В.Р.).

В нарушение ч. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ начальник не являющегося юридическим лицом Уфимского ССМУ Калганов А.И., превышая полномочия, определенные доверенностью генерального директора треста от 28.11.1996, и в нарушение его приказа от 25.04.1997 N 27, вместо создания прорабского участка в р.ц. Актаныш Актанышского района Республики Татарстан, своим приказом от 30.04.1997 N 45 открыл там филиал Уфимского ССМУ, назначив его начальником прораба участка N 4 своего управления Козина А.И., а главным бухгалтером филиала - заместителя главного бухгалтера управления Мигранову Г.М.

Регистрация Актанышского ССМУ произведена в Республике Татарстан при отсутствии Положения об указанном филиале, утвержденного юридическим лицом - АО “Газспецстрой“.

Начальнику Уфимского ССМУ Калганову А.И. в период нахождения в служебной командировке в г. Атырау Республики Казахстан заработная плата начислялась одновременно и по месту основной работы и в Представительстве АО “Газспецстрой“.

Руководством АО “Газспецстрой“ (Валиков Н.А.) и Уфимского ССМУ (Калганов А.И.) не оформлено в предприятии “Уфатехинвентаризация“ право собственности на семь зданий, числящихся на балансе Уфимского ССМУ.

В нарушение постановления главы администрации г. Уфы от 02.04.1996 N 816 договор аренды городских земель площадью 1,14 га, занимаемых Уфимским ССМУ, с Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам г. Уфы не заключен, платежи за землю не вносятся.

При выборочной проверке комиссиями управлений ГКК РБ выявлены факты завышения стоимости выполненных работ, в том числе по объектам, финансируемым из бюджета. Подлежат снятию с объемов выполненных работ с возвратом средств заказчикам: по Южному ССМУ (Евченко А.М.) в сумме 56,7 млн. руб.; по Дюртюлинскому ССМУ (Миннегалиев А.Ф.) в сумме 11,3 млн. руб.; по Стерлитамакскому ССМУ (Данилов А.И.) в сумме 10,8 млн. руб.; по Уфимскому ССМУ (Калганов А.И.) в сумме 10,6 млн. руб.

Отдельные нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности, кассовой дисциплины выявлены в Нефтекамском ССМУ (начальник Валеев Р.Р., гл. бухгалтер Зияпова Р.М.), Сибайском ССМУ (Баймурзин М.М., Бамбурова Л.Н.), Стерлитамакском ССМУ (Данилов А.И., Заплохова Г.Г.).

Отдельные нарушения трудового законодательства установлены в Сибайском ССМУ (трудовые договоры не заключаются в письменной форме, не представляются сведения о предстоящем увольнении работников в отдел труда и занятости администрации города), Белебеевском ССМУ (колдоговор от 21.02.1997 не зарегистрирован в отделе по труду администрации города, то есть не имеет юридической силы), Нефтекамском и Дюртюлинском ССМУ (с приказами не ознакомлены ответственные работники и нарушители трудовой дисциплины, не указаны дата увольнения, статья Трудового кодекса РБ, по которой производится увольнение), Южному ССМУ (перевод работников на другие работы по производственной необходимости без указания в приказе ее обоснования и срока перевода, сокращение рабочего дня без согласия представительного органа работников и т.д.).

Одной из причин нарушений финансово - хозяйственной деятельности, требований законодательства в филиалах АО “Газспецстрой“ является слабый контроль за деятельностью их руководителей со стороны руководства АО (Валиков Н.А.), отсутствие юридической службы в аппарате и филиалах.

В Положениях о филиалах отсутствуют пункты, предусматривающие регулярное проведение ревизий их финансово - хозяйственной деятельности со стороны АО “Газспецстрой“.

Коллегия Государственного контрольного комитета Республики Башкортостан постановляет:

1. Принять к сведению, что Президент, Государственное собрание и Кабинет Министров Республики Башкортостан проинформированы по итогам проверки АО “Газспецстрой“ и его подразделений.

2. Предложить совету директоров АО “Газспецстрой“ (председатель Чвалюк А.В., представитель государства Саранцев А.И.):

- рассмотреть с участием руководителей, главных бухгалтеров филиалов АО “Газспецстрой“ материалы проверки комиссий Госконтроля РБ и принять меры по устранению выявленных недостатков;

- рассмотреть вопрос об ответственности генерального директора Валикова Н.А. за допущенные недостатки в руководстве текущей деятельностью акционерного общества, по фактам использования выделенных из бюджета средств капвложений на другие цели, непринятие должных мер по получению оборудования или возврату средств, нарушения порядка организации бухгалтерского учета, земельного законодательства, слабый контроль за деятельностью руководителей филиалов;

- рассмотреть вопрос об упорядочении взаимоотношений исполнительного аппарата АО “Газспецстрой“ с филиалами;

- внести изменения в Положения о филиалах АО “Газспецстрой“, предусматривающие проведение в них ревизий финансово - хозяйственной деятельности, повышение ответственности руководителей;

- привести в соответствие с законодательством и Уставом АО “Газспецстрой“ учредительные документы Актанышского ССМУ.

3. Предложить генеральному директору АО “Газспецстрой“ (Валикову Н.А.):

- рассмотреть вопрос об ответственности лиц, допустивших нарушения порядка ведения бухгалтерского учета в Представительстве АО “Газспецстрой“ в Республике Казахстан;

- оформить в установленном порядке погашение задолженности республиканского бюджета за выполненные работы по строительству газопроводов в сумме 1 млрд. руб., фактически произведенное в 1995 г. путем взаимозачетов и выделения нефтепродуктов согласно распоряжению КМ РБ от 12.09.1994 N 994-р;

- принять меры по получению оборудования, оплаченного за счет средств госкапвложений или возврату указанных средств;

- провести регистрацию выпуска ценных бумаг в связи с увеличением Уставного капитала и введением государственной доли в размере 36%.

4. Принять к сведению, что материалы проверки Уфимского ССМУ АО “Газспецстрой“ рассмотрены на Совете Уфимского регионального управления ГКК РБ и по ним приняты решения.

5. Предложить руководству филиалов АО “Газспецстрой“ снять с объемов выполненных работ выявленные комиссиями завышения с возвратом излишне полученных средств: Южного ССМУ (Евченко А.М.) в сумме 56,7 млн. руб. (в бюджет); Дюртюлинского ССМУ (Миннегалиев А.Ф.) в сумме 11,3 млн. руб. (в бюджет); Стерлитамакского ССМУ (Данилов А.В.) в сумме 10,8 млн. руб. (заказчику); Уфимского ССМУ (Калганов А.И.) в сумме 10,6 млн. руб. (в бюджет).

6. Предложить Минфину РБ, руководству АО “Газспецстрой“ произвести возврат использованных не по целевому назначению бюджетных средств в сумме 83,3 млн. руб.

7. Предложить Минфину РБ, Госкомсобственности РБ решить вопрос о направлении на увеличение Уставного капитала АО “Газспецстрой“ и госдоли в нем бюджетных средств в сумме 366,7 млн. руб., выделенных по распоряжению КМ РБ от 28.02.1996 N 211-р и фактически использованных АО “Газспецстрой“ на развитие собственной базы.

8. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на отдел промышленности, строительства, транспорта и связи ГКК РБ (Подсухский И.А.).

Председатель

П.БОБЫЛЕВ