Российские законы

Решение главы администрации г. Стерлитамака РБ от 16.07.1998 N 256/55-1138 “Об итогах комплексной проверки состояния охраны и условий труда на предприятиях, в организациях, учреждениях города Стерлитамака“

Снят с контроля (решение администрации г. Стерлитамака РБ и Президиума Стерлитамакского городского Совета РБ от 22.04.1999 N 41/2-728).

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ Г. СТЕРЛИТАМАКА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

от 16 июля 1998 г. N 256/55-1138

ОБ ИТОГАХ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОВЕРКИ СОСТОЯНИЯ ОХРАНЫ

И УСЛОВИЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, В ОРГАНИЗАЦИЯХ,

УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА СТЕРЛИТАМАКА

Рассмотрев итоги комплексной проверки состояния охраны, условий труда на предприятиях, в организациях, учреждениях г. Стерлитамака, проведенной с 18 по 27 мая 1998 года Управлением охраны труда при участии всех органов государственного надзора и контроля республики, Коллегия Администрации и Совет инспекций при Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан отмечают, что большинство предприятий, организаций, учреждений города систематически не выполняет Закон Республики Башкортостан “Об охране труда в Республике Башкортостан“ и другие нормативно - правовые акты по охране труда. Вследствие чего постоянно допускаются многочисленные нарушения правил охраны труда непосредственно на рабочих местах, продолжают иметь место несчастные случаи, профессиональные заболевания и аварийные ситуации.

Охрана труда на многих предприятиях и в организациях не приведена согласно ст. 1 Закона РБ “Об охране труда в Республике Башкортостан“ в систему, обеспечивающую сохранение жизни, здоровья, трудоспособности работников в процессе труда.

Организационно - технические, санитарно - гигиенические, лечебно - профилактические мероприятия, средства охраны труда не обеспечивают на предприятиях, в организациях порядок регулирования трудовых отношений в области охраны труда между работодателями и работниками.

Все это негативно отражается на состоянии охраны труда, профилактике производственного травматизма, который продолжает иметь место на большинстве предприятий и организаций города.

В 1997 году в целом по городу было допущено 144 несчастных случая, или на 3 случая больше, чем в 1996 году. Из них оформлено актом формы Н-1 и взято на учет 132 случая, что на 3 случая больше, чем в 1996 году. При 132 несчастных случаях пострадало 138 человек, против 134 в 1996 году. Причем в 1997 году пострадали 3 подростка, в 1996 году этого не было.

В 1997 году - 4 несчастных случая со смертельным исходом, в 1996 году было 8. Из 132 несчастных случаев в 1997 году - 22 несчастных случая с тяжелым исходом, против 16 в 1996 году, групповые несчастные случаи остались на уровне 1996 года (по 9 случаев).

Количество дней нетрудоспособности от несчастных случаев в 1997 году - 5710 чел/дней, против 5384 в 1996 году.

Коэффициент частоты в 1997 году возрос до 2,39 с 2,18 в 1996 году, коэффициент тяжести соответственно до 43,3 с 41,7 в 1996 году. Эти показатели по республике в 1997 году составили: Кч - 1,99; Кт-35,0. В 1997 году наибольшее количество несчастных случаев было допущено в АО Станкозавод - 21 ; ПО “ Авангард“, ЗАО “Каустик“ - по 9; Управлении здравоохранения - 7; МП СРСУ ДОР, ОАО “Спецнефтехимремонт“, АО “Инмаш“ - по 5 ; АО “Каучук“, ОАО завод Строймаш - по 6 ; в ОАО Стерлитамакстрой, на МП “Тепловые сети“, Птицефабрике “Ашкадар“ - по 4.

По состоянию на 18 мая 1998 года производственный травматизм допустили - Стерлитамакский машиностроительный завод (2 н/случая), Стерлитамакское АООТ “Быттехника“, швейная фабрика, МП СРСУ ДОР, Пассажирское АТП ГУП “Башавтотранс“, Стерлитамакское ДСУ-1 (по 1 н/случаю), АО “Инмаш“, ОАО Стерлитамакстрой (по 3 н/случая) и ЗАО “Каустик“ (7 н/случаев).



Анализ травматизма показывает, что причины травматизма из года в год повторяются, так как уровень его профилактики крайне низок. Эта работа зачастую проводится поверхностно, формально и несвоевременно. Действительные обстоятельства и причины несчастных случаев глубоко не выявляются, необходимые меры по их предупреждению не разрабатываются и не реализуются. Много нарушений допускается при оформлении актов о несчастных случаях на производстве (форма Н-1), зачастую истинные причины происшедших несчастных случаев скрываются.

Основными причинами травматизма продолжают оставаться: неудовлетворительная организация производства работ, нарушение трудовой и производственной дисциплины, технологических процессов, несвоевременное и некачественные обучение, инструктирование, проверка знаний по охране труда работников, нарушение правил эксплуатации грузоподъемных кранов, машин и механизмов, оборудования и инструмента, электропотребителей и другие.

Все это происходит в связи с самоустранением руководителей, главных специалистов, служб охраны труда, ИТР от необходимых требований работы по охране труда. На многих предприятиях, в организациях города службы охраны труда не приведены в соответствие со ст. 9 Закона РБ “Об охране труда в Республике Башкортостан“. Необоснованное их сокращение также противоречит требованию вышеуказанного закона.

Эти факты продолжают иметь место в ДСК, СУ-1, СУ-10, ОАО “Стерлитамакстрой“, в АО “Инмаш“, на Стерлитамакском машиностроительном заводе, в МП “Спецавтохозяйство“, Стерлитамакском муниципальном предприятии “Ремонт и изготовление мебели“ , в ОАО НПО “Технолог“, ОАО завода “Строймаш“, ООО “Кудесница“, на Стерлитамакском станкозаводе, в Управлении народного образования и других. На указанных предприятиях службы охраны труда отсутствуют или их численность мала. Чувствуя бесконтрольность со стороны руководителей, имеющие службы охраны труда работают крайне неудовлетворительно, не оказывая влияния на состояние охраны труда.

Многие работники служб охраны труда крайне мало выдают руководителям подразделений предписаний, так как редко бывают с проверками на рабочих местах. Не привлекаются к профилактической работе службы главных специалистов предприятий, организаций. Безусловно, это негативно отражается на состоянии условий и охраны труда.

Результаты проверок показали, что на предприятиях, в организациях города Стерлитамака, в условиях, не соответствующих санитарно - гигиеническим нормам, занято 12,2 тысячи работающих (16,6% от общей численности работающих, в том числе 3400 женщин).

Тяжелым физическим трудом на предприятиях города заняты 2056 человек (0,3% от общей численности работающих). Больше всего тяжелым физическим трудом заняты работники АО “Каучук“ - 240 чел., АО “СНХР“ - 419 чел., кожевенном заводе - 189 чел.

Наибольшее количество работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам, отмечается в АО “Сода“ (23,5% от численности работников), ПО “Авангард“ (27,9%), АО “Станкозавод“ (19,6%), АО “СНХР“ (53%) и других.

Анализ работы отдельных руководителей предприятий показывает, что они длительное время не проводили аттестацию условий труда рабочих мест, вместе с тем они без определения фактических значений опасных и вредных производственных факторов продолжают выплачивать работникам компенсации и льготы, а ссылаясь на отсутствие средств на проведение аттестации условий труда на рабочих местах, продолжают допускать работников во вредные условия труда, нисколько не думая при этом о последствиях.

Следствием неудовлетворительных условий труда является профзаболеваемость. Город Стерлитамак накопленных профбольных за 9 лет (1989-1997г.г.) имеет 126 человек, из них на предприятиях: АОЗТ “Стерлитамакский станкостроительный завод“ - 29, АО “Сода“ - 20, “Авангард“ - 10, механическом заводе пчелоинвентаря - 10, АО “Каустик“ - 9, на кожевенно - обувном комбинате - 6 и т.д.

Многие руководители не обеспечивают своевременно работников средствами индивидуальной защиты, а также не производят их ремонт и стирку находящихся в эксплуатации. Особенно в ОАО “Красный Пролетарий“, на Стерлитамакском ЖБИ N 1 АО “Башстройконструкция“, Куганакском кирпичном заводе АНК “Башнефть“, заводе керамических стеновых материалов АК “Башстром“, Стерлитамакском машиностроительном заводе.

Большое количество нарушений имеется в обеспечении работников санитарно - бытовыми помещениями на Стерлитамакском заводе “Автозапчасть“ ГУП “Башавтотранс“, в ОАО “Красный Пролетарий“, на Стерлитамакском грузовом автопредприятии ГУП “Башавтотранс“, в подразделениях Стерлитамакского лесхоза, Стерлитамакской монтажной фирме N 2 ВНЗМ.

Не обеспечивается должным образом эксплуатация и содержание зданий и сооружений, так в Стерлитамакском АО “Станкозавод“ график планово - предупредительных ремонтов зданий и сооружений выполнен в 1997 году всего на 80%. Здание служебно - эксплуатационной базы Стерлитамакского линейно - производственного управления магистральных газопроводов находится в аварийном состоянии.

На дочерних предприятиях “Востокнефтезаводмонтаж“ отсутствуют паспорта на здания, журналы учета работы по обслуживанию и техническому ремонту зданий.

Подобные нарушения в Стерлитамакском СМУ АС “Башэлектромонтаж“, где складское помещение на собственной базе в аварийном состоянии. Вышеуказанные недостатки имеют место на многих предприятиях.



На большинстве предприятий неудовлетворительным остается положение по обучению, проверке знаний, инструктированию работников, в том числе: в ОАО “Спецнефтехимремонт“, ООО “Котедж“, ООО ВиЗ, ООО “Блок“, ООО “Август“, ООО Элитон. Крайне слабо поставлена эта работа в ООО Эраконд, ООО “МектаСО“, Стерлитамакском лесхозе, МП “Спецавтохозяйство“, ОАО Стерлитамакстрой, ОАО “Элеваторстрой“ (ЖБИ), Стерлитамакском заводе нефтеспецматериалов АНК “Башнефть“, мебельном комбинате и других. Также на указанных предприятиях отсутствуют некоторые должностные инструкции по охране труда для рабочих по профессиям и видам работ.

Существенным недостатком в работе по охране труда на предприятиях продолжает оставаться систематическое невыполнение разделов охраны труда в коллективных договорах. Многие руководители предприятий не создали фонды охраны труда, не зарегистрировали коллективные договора в установленном порядке. Подобные нарушения Закона РБ “О коллективных договорах и соглашениях в Республике Башкортостан“ имеют место в Стерлитамакском муниципальном предприятии “Ремонт и изготовление мебели“, в РайПО, на Стерлитамакском заводе “Автозапчасть“ ГУП “Башавтотранс“, в АО “Станкозавод“, в ЗАО СМУ-1 Эколог Башспецнефтестрой, в СМУ АО “Башэлектромонтаж“, АО “Востокнефтезаводмонтаж“ и др.

Много недостатков имеется в организации и проведении периодических медицинских осмотров, главным из которых является неудовлетворительный контроль за ходом осмотров. Только по этой причине в 1997 году многие работники не прошли медицинские осмотры, в том числе в АО “Каустик“ - 168 человек, в АОЗТ Стерлитамакский станкостроительный завод - 117 чел., на Машзаводе - 996 чел., в АОЗТ “Сода“ - 87 чел., в АОЗТ “Каучук“ - 23 чел и так далее.

На многих предприятиях отмечается низкая исполнительская и трудовая дисциплина.

Все вышеуказанные нарушения Законов РБ “Об охране труда в Республике Башкортостан“, “О коллективных договорах и соглашениях в Республике Башкортостан“, “Трудового Кодекса Республики Башкортостан“ и других нормативно - правовых актов по охране труда свидетельствуют о том, что состояние условий и охраны труда на большинстве предприятий, организаций города остается неудовлетворительным. Многие руководители предприятий не перешли в условиях рыночного хозяйствования на новые методы управления охраной труда, предусмотренные в принципах государственной политики по охране труда Республики Башкортостан.

Глава администрации города Стерлитамака и Совет инспекций при Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан

решили:

1. Выполнение руководителями предприятий, организаций г. Стерлитамака Закона РБ “Об охране труда в Республике Башкортостан“ и других нормативно - правовых актов по охране труда ОАО “Стерлитамакстрой“, ОАО “Строймаш“, ОАО “Спецнефтехимремонт“, АО “Каучук“, Стерлитамакского машиностроительного завода, концерна “Инмаш“, Стерлитамакского механического завода по выпуску пчелоинвентаря, Стерлитамакского ДСУ-1, Стерлитамакского лесхоза, ПО “Авангард“, АО “Станкозавод“, Муниципального предприятия СРСУ ДОР, Стерлитамакского завода ЖБИ “АО Башсельстрой“, АО “Сода“, ЗАО “Каустик“, ОАО “Красный пролетарий“, завод ЖБИ “Элеваторстрой“, Пассажирского АТП ГУП “Башавтотранс“ - считать неудовлетворительным.

2. Предупредить руководителей вышеуказанных предприятий, организаций, что в случае не принятия должных мер по наведению порядка в области охраны труда, к ним будут приняты строгие меры, вплоть до рассмотрения вопроса об их соответствии занимаемой должности.

3. Всем руководителям предприятий и организаций:

3.1. Разработать до 1 августа 1998 года на основании материалов комплексной проверки мероприятия по коренному улучшению условий и охраны труда на каждом рабочем месте и провести их аттестацию.

3.2. Разработать до 1 сентября 1998 года применительно к структуре предприятий, организаций систему ежедневного контроля за состоянием охраны труда, соблюдением отраслевых норм, правил охраны труда и техники безопасности, инструкций по видам работ и профессиям, функциональных и должностных обязанностей по охране труда.

3.3. Навести должный порядок в обеспечении работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, санитарно - бытовыми помещениями, а также обеспечить надлежащие условия в эксплуатации и содержании зданий и сооружений (срок до 1 октября 1998 г.).

3.4. Провести обучение, проверку знаний, инструктирование работников по охране труда в сроки, установленные действующими правилами.

3.5. Обеспечить всех рабочих инструкциями по охране труда по видам работ и профессиям, должностных лиц должностными инструкциями по охране труда (срок до 1 ноября 1998 г.).

3.6. Установить постоянный контроль за выполнением мероприятий по охране труда, коллективных договоров и фондов по охране труда.

3.7. Принять необходимые меры по организации постоянного контроля за работой служб охраны труда.

3.8. Принять необходимые меры по организации безопасной эксплуатации и содержанию грузоподъемных кранов, технологического оборудования, машин и механизмов, сосудов под давлением, газопроводов и других трубопроводов, работающих под давлением (срок до 1 ноября 1998 г.).

3.9. Обеспечить на каждом рабочем месте противопожарную и электрическую безопасность, а также соблюдение санитарно - гигиенических норм.

3.10. Принять надлежащие меры по укреплению трудовой, производственной и технологической дисциплины.

3.11. Обеспечить организацию и проведение периодических медицинских осмотров.

4. Администрации г. Стерлитамака рассмотреть вопрос о возможности создания муниципальной службы охраны труда для осуществления контроля за состоянием охраны труда и профилактики производственного травматизма на муниципальных и государственных предприятиях.

5. Отделу труда и занятости населения администрации г. Стерлитамака (Шумахер А.П.) не регистрировать коллективные договора и соглашения предприятий, организаций, не имеющих целенаправленных мер по улучшению условий и охраны труда.

6. Государственным органам надзора и контроля, находящихся в г. Стерлитамаке, установить контроль за устранением выявленных нарушений по охране и условиям труда на предприятиях и в организациях города и принимать соответствующие меры по соблюдению сроков выполнения.

7. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителей главы администрации города Стерлитамака Абдуллина А.Н., Резяпова Р.Ш., заместителей председателя Совета инспекций при Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан Клементьева В.Н. и Арсланова Р.С.

Глава администрации

С.Г.АХМЕТОВ

Председатель

Совета инспекций при

Межведомственной комиссии

по охране труда

Республики Башкортостан

В.Н.ЮДИН