Российские законы

Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 16.07.1998 N 4-П “По делу о проверке конституционности Постановления Государственного Собрания Республики Башкортостан от 13 марта 1998 года N ГС-394 “О назначении выборов Президента Республики Башкортостан“

Вступил в силу с 16 июля 1998 года (пункт 3 данного документа).

Именем Республики Башкортостан

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 1998 г. N 4-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 13 МАРТА 1998 ГОДА

N ГС-394 “О НАЗНАЧЕНИИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН“

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего И.Ш.Муксинова, судей Л.Ш.Гумеровой, В.Е.Сафонова, А.Г.Хабибулина,

с участием представителей стороны, направившей запрос в Конституционный Суд Республики Башкортостан, депутатов Э.Г.Мусина и Э.Р.Хоревой; представителя Государственного Собрания Республики Башкортостан как стороны, принявшей оспариваемый акт, заведующего отделом правовой службы Секретариата Государственного Собрания Республики Башкортостан А.В.Васенина; эксперта - кандидата юридических наук Ф.Б.Мухаметшина, а также приглашенных на заседание представителя Президента Республики Башкортостан, начальника государственно - правового управления Администрации Президента Республики Башкортостан И.А.Адигамова, прокурора Республики Башкортостан Ю.Н.Титова, председателя Верховного суда Республики Башкортостан Б.Г.Тлякбирдина, министра юстиции Ф.М.Сафина, первого заместителя председателя Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан Ф.Х.Харисова, заведующего отделом правовой работы и административных органов Кабинета Министров Республики Башкортостан Р.Р.Валеева,

руководствуясь частью первой статьи 134 Конституции Республики Башкортостан, подпунктом “а“ пункта 2 статьи 3, статьями 87, 88, 89 Закона Республики Башкортостан “О Конституционном Суде Республики Башкортостан“, рассмотрел в открытом заседании дело о соответствии пунктов 1 и 2 Постановления Государственного Собрания Республики Башкортостан от 13 марта 1998 года N ГС-394 “О назначении выборов Президента Республики Башкортостан“ Конституции Республики Башкортостан.

Поводом к рассмотрению дела, согласно части первой статьи 37 Закона Республики Башкортостан “О Конституционном Суде Республики Башкортостан“, явился запрос группы депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан о соответствии пунктов 1 и 2 Постановления Государственного Собрания Республики Башкортостан от 13 марта 1998 года N ГС-394 “О назначении выборов Президента Республики Башкортостан“ Конституции Республики Башкортостан.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан пункт 1 и пункт 2 названного Постановления, предусматривающие назначение выборов Президента Республики Башкортостан на 14 июня 1998 года и проведение их на основе Кодекса Республики Башкортостан о выборах.

Заслушав сообщение судьи - докладчика В.Е.Сафонова, объяснения представителей сторон, заключение эксперта, выступления приглашенных, изучив представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан



установил:

1. 14 мая 1998 года в Конституционный Суд Республики Башкортостан обратилась группа депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан с запросом о проверке конституционности пунктов 1 и 2 Постановления Государственного Собрания Республики Башкортостан от 13 марта 1998 года N ГС-394 “О назначении выборов Президента Республики Башкортостан“.

В пункте 1 своего Постановления Государственное Собрание Республики Башкортостан определило конкретную дату проведения выборов Президента Республики Башкортостан, а в пункте 2 закрепило, что выборы будут проходить на основе Кодекса Республики Башкортостан о выборах. Заявители в своем запросе ставят вопросы, насколько конституционным было решение высшего представительного и законодательного органа Республики Башкортостан о назначении выборов Президента Республики Башкортостан на 14 июня 1998 года и применении лишь избирательного законодательства Республики Башкортостан в процессе выборов Президента Республики Башкортостан.

Таким образом, предметом запроса являются нормы, связанные с основами конституционного строя Республики Башкортостан, с правом граждан Республики Башкортостан избирать и быть избранными в органы государственной власти, с полномочиями высшего законодательного органа Республики Башкортостан по принятию законов о выборах, с разграничением предметов ведения и взаимным делегированием полномочий между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан, а также с особенностями ее статуса в составе Российской Федерации.

2. В соответствии с разграничением предметов ведения и взаимным делегированием полномочий, зафиксированными Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан, Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан“, определение конкретного срока и порядка проведения выборов Президента Республики Башкортостан относится к ведению Республики Башкортостан. Государственное Собрание Республики Башкортостан назначает выборы Президента Республики Башкортостан (пункт 14 статьи 88 Конституции Республики Башкортостан).

Назначение государственным Собранием выборов Президента Республики Башкортостан непосредственно связано с правом республики как демократического правового государства иметь собственное законодательство по организации и деятельности органов государственной власти республики, в том числе по выборам Президента Республики Башкортостан. Создание соответствующей нормативной правовой базы является обязательным условием для проведения таких выборов. Формирование органов государственной власти в республике осуществляется в соответствии с законами Республики Башкортостан (статья 114 Конституции Республики Башкортостан). Только при их наличии Государственное Собрание Республики Башкортостан назначает дату выборов.

Из Конституции Республики Башкортостан следует, что Президент Республики Башкортостан избирается на основе закона Республики Башкортостан, который обеспечивает права граждан республики участвовать в свободных и демократических выборах. Это означает, что на законодателе Республики Башкортостан лежит конституционная обязанность своевременно осуществлять собственное правовое регулирование порядка организации и проведения выборов главы государства, обеспечивая тем самым защиту конституционных, в том числе избирательных, прав граждан (часть 3 статьи 3, часть 1 статьи 37 Конституции Республики Башкортостан).

В целях обеспечения права граждан на участие в демократических выборах и развития избирательного законодательства республики в Башкортостане 1 сентября 1997 года принят Кодекс Республики Башкортостан о выборах, в котором закреплены положения, определяющие в целом организацию избирательного процесса в Республике Башкортостан и специфические особенности проведения выборов отдельных органов государственной власти Республики Башкортостан. Кодекс Республики Башкортостан о выборах устанавливает, что выборы Президента Республики Башкортостан и дата их проведения назначаются Государственным Собранием Республики Башкортостан не позднее чем за 100 дней до истечения срока полномочий Президента Республики Башкортостан.

Президент Республики Башкортостан был избран 12 декабря 1993 года еще до принятия новой Конституции республики. В соответствии со статьей 4 Закона Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 года “О введении в действие Конституции Республики Башкортостан“ Президент Республики Башкортостан со дня вступления в должность осуществляет все полномочия, предоставленные Президенту Республики Башкортостан новой Конституцией Республики Башкортостан. Поскольку в названном Законе отсутствует норма о том, что Президент Республики Башкортостан осуществляет полномочия “до истечения срока, на который он был избран“, постольку устанавливаются дискреционные полномочия Государственного Собрания Республики Башкортостан относительно определения срока полномочий первого Президента Республики Башкортостан. Следовательно, решение вопроса об установлении даты очередных выборов Президента передано на усмотрение законодателя. Законодательный орган власти Республики Башкортостан при согласии Президента Республики Башкортостан в пределах своих полномочий и назначил выборы на 14 июня 1998 года.

3. При оценке конституционности пункта 2 Постановления Государственного Собрания, устанавливающего проведение выборов Президента Республики Башкортостан на основе Кодекса Республики Башкортостан о выборах, следует учитывать сложившееся соотношение федерального и республиканского избирательного законодательства. Конституция Республики Башкортостан закрепляет договорной характер отношений республики и федерального центра (часть 2 статьи 5, статья 70 Конституции Республики Башкортостан). Являясь субъектом Российской Федерации и входя в ее состав на договорной основе, Республика Башкортостан обладает всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) на всей территории республики вне компетенции Российской Федерации и полномочий, переданных Республикой Башкортостан Российской Федерации. Ни Конституция Республики Башкортостан, ни Договор от 3 августа 1994 года не предусматривают передачу Российской Федерации полномочий в области избирательного законодательства при выборах органов государственной власти самой республики. Разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан проведено таким образом, что избирательная кампания, в частности Президента Республики Башкортостан, самостоятельно регулируется самой республикой. В соответствии же со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Это означает, что отношения, связанные с содержанием активного и пассивного избирательного права граждан и избирательной системы в целом по выборам органов государственной власти республики, в том числе и Президента Республики Башкортостан, в их полном объеме составляют предмет правового регулирования самой Республики Башкортостан.

Соотношение избирательного законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан определено и Договором от 3 августа 1994 года. По этому Договору избирательное законодательство при организации выборов органов государственной власти самой республики ни в какой форме не передано Российской Федерации. Кодекс Республики Башкортостан о выборах является воплощением этой позиции. Избрание Президента Республики Башкортостан на основе этого Кодекса, учитывающего особенности государственно - правового статуса Республики Башкортостан, полностью соответствует закрепленному в Договоре от 3 августа 1994 года разграничению предметов ведения и взаимному делегированию полномочий между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан. Федеральный законодатель регулирует сферу отношений, связанную с избирательным процессом и избирательными правами граждан в той части, когда речь идет о выборах федеральных органов государственной власти.

4. При рассмотрении норм федерального и республиканского избирательного законодательства, не соответствующих друг другу, федеральные и республиканские органы государственной власти должны, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан, Федеративным Договором и Приложением к Федеративному Договору от Республики Башкортостан, Договором от 3 августа 1994 года, исходить из государственно - правового статуса Республики Башкортостан (статьи 1 и 2 Договора от 3 августа 1994 года) и обязательности того, что Российская Федерация и Республика Башкортостан не могут издавать правовые акты по вопросам, не относящимся к их ведению. Возникающие же спорные вопросы по осуществлению полномочий органов государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан, установленных Договором от 3 августа 1994 года, должны разрешаться в согласованном между ними порядке (статья 7 Договора от 3 августа 1994 года). Согласование федерального и республиканского избирательного законодательства возможно при наличии эффективно действующего механизма согласительных процедур и целенаправленной деятельности соответствующих государственных институтов.

Исходя из изложенного и руководствуясь частями 1 и 2 статьи 72, статьями 73, 74, 75 Закона Республики Башкортостан “О Конституционном Суде Республики Башкортостан“, Конституционный Суд Республики Башкортостан

постановил:

1. Признать соответствующими Конституции Республики Башкортостан положения пунктов 1 и 2 Постановления Государственного Собрания Республики Башкортостан “О назначении выборов Президента Республики Башкортостан“.



2. Отметить, что согласование федерального и республиканского избирательного законодательства должно обеспечивать учет интересов обеих сторон, что требует скорейшего создания сторонами предусмотренного Договором от 3 августа 1994 года механизма согласования конституционного и текущего законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан.

3. Согласно частям первой и второй статьи 79 Закона Республики Башкортостан “О Конституционном Суде Республики Башкортостан“ настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

4. На основании статьи 78 Закона Республики Башкортостан “О Конституционном Суде Республики Башкортостан“ настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах “Известия Башкортостана“, “Башкортостан“, “Кызыл тан“, “Советская Башкирия“ и в “Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан“.

Конституционный Суд

Республики Башкортостан