Российские законы

Постановление Кабинета Министров РБ от 24.07.1998 N 156 “Об утверждении Программы создания экономических и правовых условий для развития конкуренции в Республике Башкортостан в 1998 - 2000 годах“

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июля 1998 г. N 156

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

И ПРАВОВЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В

РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В 1998-2000 ГОДАХ

В целях реализации государственной политики экономических реформ и развития конкуренции на товарных рынках Республики Башкортостан, во исполнение пункта 3.2 комплексной Программы по реализации в 1998 году основных направлений и положений Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан “Новые ориентиры нашей государственной политики (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)“, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27 марта 1998 года N 57, Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу создания экономических и правовых условий для развития конкуренции в Республике Башкортостан в 1998-2000 годах.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Акбашеву З.Х.

Премьер - министр

Р.С.БАКИЕВ

Управляющий Делами

Н.З.ГАФАРОВ

Утверждена

Постановлением Кабинета Министров

Республики Башкортостан



от 24 июля 1998 г. N 156

ПРОГРАММА

СОЗДАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В 1998-2000 ГОДАХ

Содержание

1. Общие положения Программы

1.1. Цели и задачи Программы

1.2. Основные условия, необходимые для реализации Программы

2. Приоритеты политики развития конкуренции

2.1. Продуктовые приоритеты

2.2. Отраслевые приоритеты

2.3. Приоритеты по снижению барьеров входа на рынок (выхода с рынка)

2.4. Приоритеты по расширению географических границ рынков

2.5. Приоритеты правоприменительной практики при усилении интеграционных процессов

2.6. Приоритеты конкурентной политики в условиях усиления государственного регулирования деятельности естественных монополий



2.7. Приоритеты конкурентной политики в условиях проведения государственной политики протекционизма и патернализма

3. Основные мероприятия по созданию экономических и правовых условий для развития конкуренции в Республике Башкортостан в 1998-2000 годах

4. Ресурсное обеспечение Программы

5. Прогнозные оценки реализации Программы

1. Общие положения Программы

Программа создания экономических и правовых условий для развития конкуренции в Республике Башкортостан в 1998-2000 годах (далее по тексту - Программа) разработана в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан, Законом Республики Башкортостан от 14 января 1997 года “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках Республики Башкортостан“, Законом Республики Башкортостан от 14 марта 1996 года “О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Башкортостан“, Законом Республики Башкортостан от 1 апреля 1993 года “О защите прав потребителей в Республике Башкортостан“ с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Башкортостан от 7 июля 1997 года, и постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27 марта 1998 года N 57 “Об утверждении комплексной Программы по реализации в 1998 году основных направлений и положений Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан “Новые ориентиры нашей государственной политики (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)“.

Настоящая Программа разработана исходя из принципа преемственности по отношению к Программе демонополизации и развития конкуренции в Республике Башкортостан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 августа 1994 года N 288, учитывает опыт ее реализации.

Принимая во внимание, что проблема развития конкуренции - проблема государственная, а не узковедомственная, действенная и эффективная конкурентная политика может проводиться только всем государством, то есть всеми имеющимися в его распоряжении институтами власти. Программа предполагает объединение усилий различных государственных структур в решении задач развития конкуренции.

Программа базируется на анализе состояния товарных рынков, уточняет место и роль процессов демонополизации экономики и развития конкуренции в системе экономических реформ, устанавливает цели, задачи и приоритетные направления развития конкуренции на товарных рынках Республики Башкортостан, определяет мероприятия по развитию конкуренции на отдельных товарных рынках, включает ожидаемые результаты реализации Программы.

Программа разработана Государственным комитетом Республики Башкортостан по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами, деловыми кругами республики.

1.1. Цели и задачи Программы

Целью настоящей Программы является создание и совершенствование правовых, экономических и других условий, направленных на ускорение формирования устойчивой конкурентной среды на товарных рынках Республики Башкортостан.

Достижение поставленной цели связано с решением экономических проблем переходного периода как на региональном, так и на федеральном уровне. Проблемы формирования конкурентной среды непосредственно связаны с реальной экономической ситуацией в стране в целом и конкретными условиями региона.

Проблема развития конкуренции взаимосвязана с другими явлениями в экономике, такими как инфляция, кризис неплатежей и т.д., но может быть выделена в качестве самостоятельной проблемы переходного периода.

Основной задачей Программы является снижение уровня концентрации монополизированных товарных рынков, формирование и поддержание добросовестной конкуренции.

Снижение уровня концентрации монополизированных товарных рынков - новая задача, устанавливаемая настоящей Программой, в отличие от прежней задачи политики демонополизации экономики, заключавшейся в уменьшении степени концентрации производства.

Изменение акцентов в политике демонополизации связано с:

исчерпанием возможностей эффективной демонополизации путем разделения коммерческих организаций и их объединений, выделения из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений в процессе приватизации;

развитием фондового рынка, процессов перераспределения собственности и, как следствие, необходимостью контроля за слияниями и их влиянием на структуру товарных рынков.

Решение указанной задачи предусматривает:

анализ существующей социально - экономической ситуации в республике, сложившихся товарных рынков, поведения на них хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественной и государственной монополии;

формирование необходимых организационно - правовых, экономических и иных предпосылок для создания эффективного рынка в республике;

отработка системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной монополии;

учет особенностей денежного этапа приватизации в процессе осуществления мер по демонополизации и развития конкуренции;

формирование системы протекционистских и патерналистских мер по отношению к потенциально конкурентоспособным местным производителям на период вхождения в рынок;

поддержка любых форм предпринимательства, не противоречащих действующим нормативным правовым актам и способствующих насыщению товарных рынков и развитию конкуренции.

Развитие конкуренции на товарных рынках Республики Башкортостан неразрывно связано с общегосударственной экономической политикой, финансовой стабилизацией, антиинфляционными и другими антикризисными мерами, а также с экспортно - импортной политикой.

1.2. Основные условия, необходимые

для реализации Программы

Основными условиями, необходимыми для реализации Программы, являются:

комплексный подход к решению задач развития конкуренции;

дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных, отраслевых (продуктовых), региональных особенностей;

определение по каждому конкретному товарному рынку пределов и уровней демонополизации в зависимости от структуры рынка, его состояния, перспектив развития и других показателей;

применение широкого спектра правовых, административных и экономических мер: от пресечения злоупотреблений, введения ограничений и регулирования до стимулирования, поддержки и временной защиты отдельных товаропроизводителей;

координация действий органов государственного управления Республики Башкортостан, органов местного государственного управления в процессе реализации мероприятий по развитию конкуренции и рыночных отношений;

мониторинг структуры товарных рынков при реализации Программы в целях уточнения правильности выбранных методов развития конкуренции, степени и сроков вмешательства государственных органов в процесс развития товарных рынков и конкуренции;

преемственность решения проблем демонополизации и развития конкуренции;

обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.

2. Приоритеты политики развития конкуренции

В качестве приоритетов политики развития конкуренции определены следующие:

2.1. Продуктовые приоритеты

При определении приоритетных групп продукции и соответствующих рынков использованы следующие характеристики:

уровень концентрации производства;

принадлежность товара к продукции жизнеобеспечения;

значимость товара для производства и потребления;

принадлежность отрасли к специализации республики;

возможность использования для импортозамещения;

степень проникновения импорта;

конкурентоспособность (в том числе потенциальная) на отечественных и мировых рынках;

уровень стабилизации производства.

Согласно принятым качественным и количественным критериям составлен перечень монополизированных товарных рынков и хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на этих рынках.

---------------------------------------T-------------------------¬

¦ Хозяйствующие субъекты ¦ Товарные рынки ¦

L--------------------------------------+--------------------------

Химическая и нефтехимическая промышленность

АО “Уфанефтехим“ Масла дизельные

Масла индустриальные

(веретенные)

АО “Уфимский нефтеперерабатывающий Сера

завод“

АО “Салаватнефтеоргсинтез“ Карбамид

АО “Сода“ Сода кальцинированная

Сода пищевая

СМС

Цемент, в т.ч.

сухого производства

Шифер

Гипс

Известняковая мука

АО “Каустик“ Сода каустическая

Глицерин технический

АО “Каучук“ Каучуки синтетические

ГПП “Химпром“ Аминная соль

2,4-дихлорфеноксиуксусной

кислоты,

50-60-процентный

водорастворимый концентрат

АО “Уфаоргсинтез“ Фенол

Этиловый спирт технический

Полиэтилен

АО “Уфимский завод эластомерных Ремни прорезиненные

материалов, изделий и конструкций“ клиновые

АО “Стеклонит“ Стеклопластики

АО “Минудобрения“ Удобрения фосфатные

Микробиологическая промышленность

АО “Башбиохимкомбинат“ Белок кормовой

микробиологический

Машиностроение и металлообработка

АО “Свет“ Лампы общего назначения

АО “Уфимкабель“ Кабели радиочастотные

Кабели шланговые

Провода шланговые

Кабели связи телефонные

Кабели силовые гибкие

Белорецкий завод “Металлист“ Гвозди проволочные

Промышленность строительных материалов

АО “Кровля“ Мягкая кровля

АО “Башстройдеталь“ Окна с тройным остеклением

типа ОРУ

АО “Мелеузовский ДОК“ То же

АО “Уфимский комбинат строительных Ячеистые бетоны

материалов“

АО “Термостепс“ - Салаватский завод Плиты минераловатные

теплоизоляционных изделий

Лесная, деревообрабатывающая и

целлюлозно - бумажная промышленность

АО “Завод цементно - стружечных плит“ Цементно - стружечные

плиты

ОАО ЛХК “Башлеспром“ Фанера клееная

АО “Уфимская спичечная фабрика“ Спички

Легкая промышленность

ГП “Стерлитамакский кожевенно - Хромовые кожтовары

обувной комбинат“ Жесткие кожтовары

ЗАО “Нефтекамское производственное Искусственные мягкие кожи

объединение искусственных кож“

АО “Дубитель“ Экстракты дубильные

синтетические

Услуги

АО “Башкирнефтепродукт“ Обеспечение всеми видами

нефтепродуктов

Специализированное государственное Фасовка медикаментов

производственное предприятие Реализация медикаментов

“Башфармация“

ЗАО “Башкирское специализированное Первичная, а также после

ремонтно - строительное управление ремонта, проверка и

противопожарных работ“ обслуживание дымовых и

вентиляционных каналов

Центр стандартизации, метрологии и Выдача сертификатов

сертификации Республики Башкортостан соответствия

АО “Южураллифт“ Техническое обслуживание и

ремонт пассажирских лифтов

АО “Агидель - Лада“ Ремонт и техническое

обслуживание легковых

автомобилей

Авиакомпания “БАЛ“ Пассажирские авиаперевозки

ГУП “Башавтотранс“ Пассажирские перевозки

автомобильным транспортом

ЗАО “Башбакалея“ Фасовка соли пищевой

Башпотребсоюз Товарооборот в сельской

местности

Башкирское Республиканское Снабжение товарами

предприятие по обеспечению зооветеринарии

агрозооветтоварами “Башзооветснаб“

Башкирское производственное Снабжение средствами

объединение по агрохимическому защиты растений

обслуживанию “Башплодородие“

Башкирское государственное Обеспечение твердым

лесотопливное предприятие топливом населения и

“Башлестоп“ учреждений социальной

сферы

Пищевая промышленность

Уфимский завод пивобезалкогольных Дрожжи хлебопекарные

напитков “Башкирский“

АО “Карламанский молочноконсервный Консервы молочные

комбинат“

АО “Сибайский молочноконсервный Сухие молочные смеси для

комбинат“ детей раннего возраста

Топливно - энергетический комплекс

АО “Башкирэнерго“ Электроснабжение

Теплоснабжение

Уфимское предприятие тепловых сетей Теплоснабжение

Республиканское предприятие Электроснабжение

“Башкоммунэнерго“ Теплоснабжение

Муниципальное предприятие Электроснабжение

электрических сетей г. Белебея

Муниципальное предприятие тепловых Теплоснабжение

сетей г. Белебея

Муниципальное предприятие Электроснабжение

“Электросеть“ г. Белорецка

Муниципальное предприятие Теплоснабжение

“Теплосеть“ г. Белорецка

Муниципальное предприятие Электроснабжение

электрических сетей г. Бирска

Муниципальное предприятие тепловых Теплоснабжение

сетей г. Бирска

Муниципальное предприятие Электроснабжение

электрических и тепловых сетей г. Теплоснабжение

Благовещенска

Муниципальное предприятие Электроснабжение

электрических и тепловых сетей г. Теплоснабжение

Давлеканово

Муниципальное предприятие Электроснабжение

электрических и тепловых сетей п. Теплоснабжение

Иглино

Дюртюлинское межрайонное предприятие Электроснабжение

электрических и тепловых сетей Теплоснабжение

Муниципальное предприятие Электроснабжение

электрических сетей г. Ишимбая

Муниципальное предприятие тепловых Теплоснабжение

сетей г. Ишимбая

Муниципальное унитарное предприятие Электроснабжение

электрических и тепловых сетей г. Теплоснабжение

Кумертау

Муниципальное предприятие Электроснабжение

электрических сетей г. Мелеуза

Муниципальное предприятие тепловых Теплоснабжение

сетей г. Мелеуза

Муниципальное предприятие Электроснабжение

электрических сетей г. Нефтекамска

Муниципальное унитарное предприятие Теплоснабжение

тепловых сетей г. Нефтекамска

Муниципальное предприятие Электроснабжение

электрических сетей г. Октябрьского

Муниципальное предприятие тепловых Теплоснабжение

сетей г. Октябрьского

Муниципальное предприятие Электроснабжение

электрических и тепловых сетей п. Теплоснабжение

Раевский

Муниципальное предприятие Электроснабжение

электрических сетей г. Салавата

Муниципальное предприятие тепловых Теплоснабжение

сетей г. Салавата

Муниципальное предприятие Электроснабжение

электрических сетей г. Сибая

Муниципальное предприятие тепловых Теплоснабжение

сетей г. Сибая

Муниципальное предприятие Электроснабжение

электрических сетей г. Стерлитамака

Муниципальное предприятие тепловых Теплоснабжение

сетей г. Стерлитамака

Муниципальное предприятие Электроснабжение

электрических сетей г. Туймазы

Муниципальное предприятие тепловых Теплоснабжение

сетей г. Туймазы

Муниципальное предприятие Электроснабжение

электрических сетей г. Учалы

Муниципальное предприятие Электроснабжение

электрических и тепловых сетей п. Теплоснабжение

Чишмы

Предприятие “Баштрансгаз“ Газоснабжение

АО “Газ - Сервис“ Газоснабжение

Башкирское отделение Куйбышевской Электроснабжение

железной дороги Теплоснабжение

Водоснабжение

Водоотведение

ОАО “Урало - Сибирские магистральные Электроснабжение

нефтепроводы имени Д.А.Черняева“ Теплоснабжение

Водоснабжение

Водоотведение

АНК “Башнефть“ Электроснабжение

Теплоснабжение

Водоснабжение

Водоотведение

Услуги водопроводно - канализационного хозяйства

Республиканское производственное Водоснабжение

объединение “Башкоммунводоканал“ Водоотведение

Муниципальное предприятие Водоснабжение

“Межрайкоммунводоканал“ г. Водоотведение

Стерлитамака

Дочернее предприятие Водоснабжение

“Межрайкоммунводоканал“ г. Салавата Водоотведение

Муниципальное предприятие Водоснабжение

“Межрайкоммунводоканал“ г. Ишимбая Водоотведение

Муниципальное предприятие Водоснабжение

“Межрайкоммунводоканал“ г. Кумертау Водоотведение

Предприятие “Межрайкоммунводоканал“ Водоснабжение

г. Октябрьского Водоотведение

Муниципальное предприятие Водоснабжение

“Коммунводоканал“ г. Туймазы Водоотведение

Муниципальное предприятие Водоснабжение

водопроводно - канализационных сетей Водоотведение

и сооружений г. Баймака

Муниципальное предприятие Водоснабжение

“Водоканал“ г. Белорецка Водоотведение

Муниципальное унитарное предприятие Водоснабжение

“Водоканал“ г. Сибая Водоотведение

Предприятие Водоснабжение

“Учалымежрайкоммунводоканал“ Водоотведение

Муниципальное коммунальное Водоснабжение

предприятие “Водоканал“ г. Бирска Водоотведение

Муниципальное предприятие Водоснабжение

водоканалхозяйства г. Мелеуза Водоотведение

Муниципальное предприятие Водоснабжение

“Коммунводоканал“ г. Давлеканово Водоотведение

Муниципальное предприятие по Водоснабжение

эксплуатации водопроводных и Водоотведение

канализационных сетей

“Альшеевсккоммунводоканал“

Дочернее предприятие Чишминский Водоснабжение

участок водоканалхозяйства Водоотведение

Муниципальное предприятие по Водоснабжение

эксплуатации водопроводных сетей и

сооружений Благоварского района

Муниципальное предприятие Водоснабжение

“Иглиноводоканал“

Муниципальное предприятие по Водоснабжение

эксплуатации водопроводно - Водоотведение

канализационного хозяйства

“Уфаводоканал“

Муниципальное предприятие Водоснабжение

“Нефтекамскводоканал“ Водоотведение

Услуги общедоступной электрической и почтовой связи

АО фирма “Башинформсвязь“ Услуги общедоступной

электрической связи

Управление федеральной почтовой Услуги почтовой связи

связи Республики Башкортостан

Железнодорожные перевозки

Башкирское отделение Куйбышевской Железнодорожные перевозки

железной дороги

По мере проведения исследования и анализа наиболее актуальных, значимых товарных рынков разработанный перечень может быть уточнен Государственным комитетом Республики Башкортостан по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 4 мая 1997 года N 90 “О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов“.

В ходе реализации мероприятий по демонополизации монополизированных товарных рынков предполагается осуществить целенаправленное изменение структуры монополизированных товарных рынков и создать базу для эффективной добросовестной конкуренции.

Методы увеличения числа поставщиков на монополизированных товарных рынках должны выбираться в зависимости от типа товара, товарных и географических границ рынка и возможности их расширения, инвестиционной активности на рассматриваемом рынке, возможности создания новых производств и ввоза, в том числе импорта продукции.

Мероприятия по снижению уровня концентрации монополизированных рынков должны проводиться в сочетании с отраслевыми приоритетами.

2.2. Отраслевые приоритеты

В качестве отраслевых определены следующие приоритеты:

осуществление первоочередных мероприятий по демонополизации социально значимых хозяйственных комплексов: водный транспорт, нефтепродуктообеспечение, воздушный транспорт, услуги по агрохимическому обслуживанию, услуги по обеспечению лекарственными средствами, услуги жилищно - коммунального хозяйства;

разработка предложений по координации действий нескольких органов исполнительной власти по основным межотраслевым рынкам.

2.3. Приоритеты по снижению барьеров

входа на рынок (выхода с рынка)

Мероприятия по снижению барьеров входа на рынок (выхода с рынка) новых хозяйствующих субъектов должны включать анализ условий функционирования внутренних рынков, в том числе нормативной базы рынка на ее соответствие антимонопольному законодательству с целью создания организационно - экономических условий для эффективной конкуренции на этих рынках.

2.4. Приоритеты по расширению

географических границ рынков

Степень концентрации на монополизированных рынках может быть снижена за счет расширения географических границ рынков путем повышения конкурентоспособности продукции, развития соответствующей инфраструктуры, снижения тарифов на перевозки грузов, способствующих продвижению товаров к потребителям.

2.5. Приоритеты правоприменительной практики

при усилении интеграционных процессов

Развитие фондового рынка определяют важность и приоритетность решения задач предупреждения создания, слияния и присоединения объединений коммерческих организаций, слияния и присоединения коммерческих организаций, несовместимых с конкуренцией (статьи 18, 19 Закона Республики Башкортостан от 14 января 1997 года “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках Республики Башкортостан“).

Государственное воздействие на интеграционные процессы на рынках осуществляется в рамках антимонопольного законодательства. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

для эффективной конкуренции экономический размер нового хозяйствующего субъекта рынка должен быть сопоставим с экономическим размером конкурентов на этом рынке;

процессы создания, слияния, присоединения хозяйствующих субъектов не должны сокращать сферу конкурентных отношений на товарных рынках как по конечной продукции, так и по сырью, материалам, комплектующим изделиям, используемым для ее производства (за исключением случаев, связанных с обеспечением государственной экономической и национальной безопасности);

любые формы объединения хозяйствующих субъектов, осуществляемые в целях координации внешнеэкономической деятельности, не должны сокращать сферу конкурентных отношений на внутренних рынках.

2.6. Приоритеты конкурентной политики в условиях

усиления государственного регулирования деятельности

естественных монополий

На ближайший период важнейшим направлением работ по упорядочению государственного регулирования деятельности естественных монополий на региональном уровне является создание правовой нормативной базы и механизма государственного регулирования тарифов на продукцию естественных монополий в сфере электро-, тепло-, газоснабжения и услуг водоканализационного хозяйства.

2.7. Приоритеты конкурентной политики в условиях

проведения государственной политики протекционизма

и патернализма

В качестве приоритетов конкурентной политики в условиях проведения государственной политики протекционизма и патернализма на ближайший период определены следующие группы продукции:

производимой хозяйствующими субъектами, имеющими на рынке определенного товара долю более 35 процентов, потенциально конкурентоспособными на этом рынке, не злоупотребляющими доминирующим положением, в том числе путем установления монопольно высоких цен и цен выше мирового уровня на внутреннем рынке;

производимой (поставляемой) субъектами одного рынка, независимо от их доли на этом рынке, при угрозе его монополизации (достижении доли свыше 35 процентов) новым субъектом рынка.

3. Основные мероприятия по созданию экономических и

правовых условий для развития конкуренции в Республике

Башкортостан в 1998-2000 годах

-----T--------------------------------------T----------T-----------------¬

¦ N ¦ Содержание мероприятия ¦ Срок ¦ Ответственный ¦

¦п/п ¦ ¦ испол- ¦ исполнитель ¦

¦ ¦ ¦ нения ¦ ¦

L----+--------------------------------------+----------+------------------

1. Совершенствование нормативной правовой базы, форм и

методов антимонопольного контроля и регулирования в

целях предупреждения и пресечения злоупотреблений

рыночной властью, соглашений и согласованных действий,

имеющих результатом ограничение конкуренции и (или)

ущемление интересов хозяйствующих субъектов или

граждан, недобросовестной конкуренции

1.1. Разработка проекта закона Республики 1998- ГКАП

Башкортостан “О внесении изменений и 2000 гг. Минюст

дополнений в Закон Республики Минэкономики

Башкортостан “О конкуренции и Минфин

ограничении монополистической

деятельности на товарных рынках

Республики Башкортостан“,

предусматривающих:

введение понятия аффилированные

лица;

классификацию видов льгот,

предоставление которых подлежит

согласованию с ГКАП РБ;

регламентацию порядка и процедуры

согласования с ГКАП РБ проектов

нормативных правовых актов, в том

числе, законодательных,

республиканского и местного уровня,

влияющих на развитие конкуренции на

товарных рынках;

участие республиканских органов

исполнительной власти и органов

местной власти в мероприятиях по

предупреждению возникновения на

товарных рынках монопольно высоких цен

и монопольно низких цен;

открытость принятия решений

республиканскими органами

исполнительной власти и органами

местной власти, влияющих на развитие

конкуренции на товарных рынках

(лицензирование, квотирование,

предоставление льгот и преференций,

запреты на осуществление хозяйственной

деятельности, ограничение ввоза,

вывоза товаров (работ, услуг),

налогообложение, сборы и т.д.);

обязательное включение программ

развития кон“уренции на

соответствующих товарных рынках в

планы социально - экономического

развития районов, городов и

республики, в целом;

определение компетенции органов

исполнительной власти в части

реализации государственной

конкурентной политики и регулирования

естественных монополий

1.2. Анализ и обобщение правоприменительной Постоян- ГКАП

практики в целях формирования но Минюст

библиотеки прецедентов Федерация

товаропроизводите-

лей РБ

Союз

предпринимателей

РБ

1.3. Разработка методических рекомендаций 1998- ГКАП

по организации системы мониторинга и 2000

предупреждения монопольно высоких цен

и монопольно низких цен

1.4. Разработка методических рекомендаций 1998- ГКАП

по снижению и устранению 2000 Минэкономики

организационных и экономических Минюст

барьеров входа на товарные рынки

1.5. Разработка методических рекомендаций 1998- ГКАП

по применению ст.ст. 6, 7, 8, 9, 20 1999

Закона Республики Башкортостан “О

конкуренции и ограничении

монополистической деятельности на

товарных рынках Республики

Башкортостан“

1.6. Разработка методических рекомендаций 1998- ГКАП

по применению ст. 11 Закона Республики 1999

Башкортостан “О конкуренции и

ограничении монополистической

деятельности на товарных рынках

Республики Башкортостан“ и

расследованию дел, связанных с

недобросовестной конкуренцией

1.7. Разработка предложений по 1998- ГКАП

совершенствованию нормативной базы 2000 Минэкономики

антимонопольного регулирования в сфере Минюст

интеллектуальной собственности на АНОАП (Автономная

основе норм ГАТТ/ВТО некоммерческая

организация по

авторскому праву

Республики

Башкортостан)

2. Мероприятия по формированию нормативной правовой

базы государственного контроля и регулирования

деятельности естественных монополий

2.1. Разработка проекта закона Республики 1998- Отделы Управления

Башкортостан “О локальных естественных 2000 Делами Кабинета

монополиях“ Министров: ТЭК;

строительства,

транспорта и

коммунального

хозяйства

Минэкономики

Минфин

Министерство

строительства и

жилищной политики

ГКАП

2.2. Разработка проекта нормативного 1998- Минэкономики

правового акта, предусматривающего, в 2000 ГКАП

частности, компетенцию органов по Минфин

регулированию деятельности субъектов Минюст

естественных монополий; запрет на

перекрестное покрытие затрат на

производство за счет доходов от

реализации товаров (работ, услуг)

субъектов естественных монополий

2.3. Разработка нормативного методического 1998- Отделы Управления

обеспечения государственного 2000 Делами Кабинета

регулирования на региональном уровне Министров: ТЭК;

деятельности субъектов естественных строительства,

монополий в сферах электро-, тепло-, транспорта и

газоснабжения, услуг водопроводно - коммунального

канализационного хозяйства хозяйства

Минэкономики

Минфин

Министерство

строительства и

жилищной политики

ГКАП

3. Мероприятия по формированию рыночной инфраструктуры

3.1. Организация регулярно действующей По мере Отделы Управления

выставки товаров и услуг организаций необхо- Делами Кабинета

Республики Башкортостан димости Министров:

торговли; легкой

промышленности,

платных услуг и

предпринимательст-

ва

ТПП

3.2. Создание системы оптовой и 1998- МВСТ

мелкооптовой торговли в Республике 2000 Местные

Башкортостан администрации

3.3. Разработка предложений по созданию 1999- Минфин

ипотечного банка Республики 2000 Госкомсобствен-

Башкортостан ность

Национальный банк

Минсельхозпрод

Госкомзем

3.4. Разработка механизма контроля за 1998- Минфин

формированием и использованием 2000 Госкомсобствен-

инвестиционных ресурсов по всем ность

хозяйствующим субъектам вне Минэкономики

зависимости от их организационно - Инвестиционный

правовой формы и формы собственности совет при

(обращая особое внимание на Президенте

амортизацию - важнейший инвестиционный Республики

ресурс) Башкортостан

Национальный банк

3.5. Организация коммерческих конкурсов на Постоян- Госкомсобствен-

продажу, аренду, лизинг предприятий, но ность

производственных объектов, земельных Минфин

участков Минэкономики

Государственная

комиссия по

вопросам

недвижимости и

земельных

отношений при

Кабинете Министров

РБ

3.6. Создание эффективной системы 1998- Минэкономики

обеспечения статистической информацией 1999 Госкомстат

для управления процессами рыночной

экономики

3.7. Создание сети маркетинговых, Постоян- Госкомсобствен-

консалтинговых и риелторских услуг но ность

Минэкономики

Минфин

ГКАП

Местные

администрации

Государственная

комиссия по

вопросам

недвижимости и

земельных

отношений при

Кабинете Министров

РБ

3.8. Анализ зарубежного и отечественного Постоян- МВСТ

опыта и разработка механизма развития но Минэкономики

рынка интеллектуальной продукции АНОАП (Автономная

некоммерческая

организация по

авторскому праву

Республики

Башкортостан)

Минюст

3.9. Создание и ведение информационных баз Постоян- Комиссия по рынку

данных по: но ценных бумаг

профессиональным участникам рынка

ценных бумаг;

по эмитентам ценных бумаг;

по инвестиционным проектам

3.10. Организация семинаров по рынку ценных Постоян- Комиссия по рынку

бумаг с привлечением профессиональных но ценных бумаг

участников рынка ценных бумаг Минфин

4. Мероприятия по демонополизации товарных

рынков Республики Башкортостан

4.1. Исследование и выявление Постоян- ГКАП

монополизированных товарных рынков на но Минэкономики

местном, региональном, межрегиональном Минфин

уровнях. Формирование перечня Местные

монополизированных товарных рынков администрации

4.2. Анализ возможностей создания Постоян- Минэкономики

конкурентной среды на но ГКАП

монополизированных межрегиональных, Минфин

региональных и местных товарных рынках Местные

администрации

4.3. Разработка мер по демонополизации Постоян- Минэкономики

отдельных монополизированных, но ГКАП

межрегиональных, региональных и Минфин

местных товарных рынков в целях: Минсоцзащиты

реструктуризации хозяйственных Местные

комплексов, включающих сферы администрации

естественной монополии, обеспечивающей

выделение субъектов естественной

монополии и создание эффективной

системы их государственного контроля и

регулирования, а также развитие рынков

и конкуренции в остальной части

хозяйственных комплексов;

снижения уровня ведомственного

монополизма путем внедрения конкурсов,

аукционов и других состязательных

процедур при распределении

ограниченных государственных ресурсов

или прав пользования ими;

стимулирования развития товарных

рынков и конкуренции

4.4. Разработка мероприятий по формированию 1998- Отделы Управления

конкурентной среды на 2000 Делами Кабинета

монополизированных товарных рынках Министров: ТЭК;

Республики Башкортостан: машиностроения;

нефтепродуктов и строительства,

нефтепродуктообеспечения; транспорта и

машиностроительного комплекса; коммунального

водного транспорта; хозяйства

воздушного транспорта; Госкомсобствен-

пассажирских перевозок ность

автомобильным транспортом; Минфин

услуг жилищно - коммунального Минэкономики

хозяйства; Минздрав

строительного комплекса; Минсоцзащиты

услуг по обеспечению населения Министерство

лекарственными средствами; строительства и

услуг по агрохимическому жилищной политики

обслуживанию сельского хозяйства ГКАП

4.5. Разработка проектов постановлений 1998- Отделы Управления

Кабинета Министров Республики 2000 Делами Кабинета

Башкортостан о мерах по формированию Министров: ТЭК;

конкурентной среды на машиностроения;

монополизированных товарных рынках строительства,

Республики Башкортостан: транспорта и

нефтепродуктов и коммунального

нефтепродуктообеспечения; хозяйства

машиностроительного комплекса; Госкомсобствен-

водного транспорта; ность

воздушного транспорта; Минфин

пассажирских перевозок Минэкономики

автомобильным транспортом; Минздрав

услуг жилищно - коммунального Минсоцзащиты

хозяйства; Министерство

строительного комплекса; строительства и

услуг по обеспечению населения жилищной политики

лекарственными средствами; ГКАП

услуг по агрохимическому

обслуживанию сельского хозяйства

4.6. Разработка проекта указа Президента 1998- ГКАП

Республики Башкортостан “О задачах и 1999 Минэкономики

роли органов исполнительной и местной

власти в демонополизации экономики и

развитии конкуренции на товарных

рынках

4.7. Анализ состояния инфраструктуры 1998- МВСТ

товарных рынков, в первую очередь 1999 ГКАП

товаропроводящей сети (по основным Минэкономики

товарным группам), и разработка на его

основе программ развития:

альтернативных потребительской

кооперации видов торговли на селе;

фирменной торговли и сервисной сети

товаропроизводителей;

муниципальной торговли товарами

повседневного спроса

4.8. Осуществление мер по постепенному 1998- ЦСМ

переходу к механизму “оценки и 2000 ГКАП

подтверждения соответствия“ как более МВСТ

широкой форме доказательства того, что

продукция соответствует заданным

требованиям, развитие добровольной

сертификации для широкого

использования ее в малом бизнесе и для

поддержки вывоза продукции (товаров)

4.9. Разработка Перечня социально значимой 1998- Минэкономики

продукции, продукции, имеющей 2000 МВСТ

существенное значение для Минсоцзащиты

экономической безопасности Республики Министерство

Башкортостан и России; анализ ее строительства и

конкурентоспособности жилищной политики

ГКАП

4.10. Разработка и реализация программ 1998- ГКАП

развития конкуренции на товарных 2000 МВСТ

рынках продуктов, входящих в Минэкономики

“минимальную потребительскую корзину“,

оставшихся монополизированными или

имеющих высокие барьеры входа на рынок

4.11. Осуществление контроля структуры Постоян- ГКАП

товарных рынков, на которых но

проводились мероприятия по

деконцентрации, в целях обеспечения

необратимого перехода к конкурентному

состоянию

4.12. Разработка методических рекомендаций 1998- ГКАП

по формированию конкурентной среды на 1999

товарных рынках Республики

Башкортостан

5. Мероприятия по развитию рынка ценных бумаг

5.1. Осуществление контроля за соблюдением Постоян- Комиссия по рынку

эмитентами ценных бумаг правил ведения но ценных бумаг

реестров акционеров ГКАП

Минфин

5.2. Создание и ведение информационной базы Постоян- Комиссия по рынку

данных об эмитентах и профессиональных но ценных бумаг

участниках рынка ценных бумаг Минфин

5.3. Разработка и внедрение расчетно - Постоян- Комиссия по рынку

депозитарной системы Республики но ценных бумаг

Башкортостан Минфин

5.4. Осуществление контроля за соблюдением Постоян- Комиссия по рынку

прав акционеров и инвесторов но ценных бумаг

ГКАП

6. Мероприятия по снижению барьеров входа

на рынок новых хозяйствующих субъектов

6.1. В процессе анализа и оценки состояния Постоян- ГКАП

конкурентной среды на локальных, но Минэкономики

региональных, межрегиональных, местные

отраслевых, межотраслевых товарных администрации

рынках выявлять наличие

административных и экономических

барьеров входа на рынок новых

хозяйствующих субъектов

6.2. На основе анализа состояния и Постоян- ГКАП

перспектив развития товарных рынков но Минэкономики

определять адекватные меры по местные

устранению или недопущению администрации

возникновения барьеров входа на рынок

6.3. Проведение анализа и разработка Постоян- ГКАП

перечня нормативных актов но Минэкономики

исполнительной и местной власти Минюст

Республики Башкортостан, создающих или МВСТ

сохраняющих организационные и Местные

экономические барьеры для входа на администрации

товарные рынки республики или выхода с

них и неравные организационные,

экономические и финансовые условия для

деятельности хозяйствующих субъектов

на этих рынках, в том числе по

вопросам:

регистрации хозяйствующих

субъектов;

лицензирования деятельности;

ограничения ввоза и вывоза

продукции;

порядка распределения ресурсов для

производства товарной продукции, ее

транспортировки, хранения и реализации

6.4. Приведение в соответствие с Постоян- Местные

антимонопольным законодательством но администрации

нормативных актов органов министерства,

исполнительной и местной власти государственные

Республики Башкортостан комитеты и

ведомства

6.5. Разработка проекта нормативного 1998- Минэкономики

правового акта об упорядочении 1999 Минфин

лицензирования отдельных видов Минюст

деятельности, предусматривающего ГКАП

сокращение незаконной практики

лицензирования

6.6. Разработка перечня продукции, развитие 1998- Минэкономики

конкурентоспособного производства 2000 МВСТ

которой стимулируется предоставлением Минфин

налоговых льгот на срок до 3 лет от ГКАП

начала реализации

6.7. Разработка методических рекомендаций 1998- ГКАП

по контролю и антимонопольному 1999 Минсельхозпрод

регулированию сферы государственных Минэкономики

закупок сельскохозяйственной продукции

(сырья и продовольствия)

7. Мероприятия по предупреждению, ограничению и

пресечению монополистической деятельности хозяйствующих

субъектов на товарных рынках Республики Башкортостан

7.1. Анализ и оценка состояния конкурентной Постоян- ГКАП

среды на товарных рынках республики в но

соответствии с методическими

рекомендациями ГАК России,

структурирование рынков по типам

7.2. Формирование и ведение реестра Постоян- ГКАП

хозяйствующих субъектов, имеющих долю но

на рынке определенного товара (работ,

услуг) более 35 процентов

7.3. Осуществление антимонопольного Постоян- ГКАП

контроля за деятельностью но

хозяйствующих субъектов, имеющих долю

на рынке определенного товара более 35

процентов

7.4. Выявление и пресечение актов и Постоян- ГКАП

действий органов исполнительной власти но

и местных администраций, направленных

на ограничение конкуренции

7.5. Выявление и пресечение соглашений Постоян- ГКАП

(согласованных действий) органов но

власти и управления, ограничивающих

конкуренцию

7.6. Выявление и пресечение Постоян- ГКАП

антиконкурентных соглашений но

(согласованных действий) между

хозяйствующими субъектами

7.7. Осуществление антимонопольного Постоян- ГКАП

контроля за созданием, слиянием, но

реорганизацией хозяйствующих субъектов

7.8. Осуществление антимонопольного Постоян- ГКАП

контроля за операциями на рынке ценных но

бумаг

7.9. Осуществление антимонопольного Постоян- ГКАП

контроля за созданием финансово - но

промышленных групп и другими

интеграционными процессами

7.10. Совершенствование нормативной базы и 1998- Государственная

организации работ по лицензированию 2000 комиссия по

лицензированию

отдельных видов

деятельности при

Кабинете Министров

РБ

ГКАП

8. Мероприятия по проведению обоснованной политики

республиканского протекционизма и патернализма

8.1. Разработка рекомендаций по отнесению 1998- Минэкономики

хозяйствующих субъектов к числу 1999 МВСТ

конкурентоспособных на конкретных ГКАП

товарных рынках для принятия Минюст

обоснованных протекционистских и

патерналистских мер

9. Мероприятия по поддержке малого предпринимательства

9.1. Разработка программ поддержки малого 1998- Межведомственный

предпринимательства на 1998, 1999 и 2000 совет по поддержке

2000 годы предпринимательст-

ва при Кабинете

Министров РБ

9.2. Обеспечение выполнения программ 1998- Межведомственный

поддержки малого предпринимательства 2000 совет по поддержке

на 1998, 1999 и 2000 годы предпринимательст-

ва при Кабинете

Министров РБ

10. Мероприятия по защите прав потребителей

10.1. Разработка программы защиты прав 1998 г. Межведомственная

потребителей Республики Башкортостан комиссия по защите

на 1998-2000 годы прав потребителей

при Кабинете

Министров РБ

10.2. Обеспечение выполнения программы 1998- ГКАП

защиты прав потребителей Республики 2000 Органы

Башкортостан на 1998-2000 годы государственного

управления по

защите прав

потребителей

10.3. Совершенствование организации работ по 1998- БЦСМ

сертификации и контролю за качеством и 2000 Органы

безопасностью товаров (работ, услуг) государственного

управления по

защите прав

потребителей

11. Мероприятия по информационному обеспечению

реализации государственной конкурентной политики

11.1. Включение в программы Государственной Постоян- Минпечати

телерадиокомпании “Башкортостан“ но ГТРК

освещения проблем конкурентной “Башкортостан“

политики в Республике Башкортостан, ГКАП

периодических выступлений

ответственных работников по проблемам

конкурентной политики в Республике

Башкортостан

11.2. Проведение пресс - конференций для Постоян- Минпечати

журналистов по актуальным вопросам но Агентство

конкурентной политики и практики ее “Башинформ“

осуществления в Республике ГКАП

Башкортостан

11.3. Освещение на страницах газет практики Постоян- Минпечати

работы ГКАП РБ, местных администраций, но ГКАП

хозяйствующих субъектов по соблюдению Редакции газет:

антимонопольного законодательства и “Известия

выполнению Государственной программы Башкортостана“

развития конкуренции в Республике “Советская

Башкортостан в 1998-2000 годах Башкирия“

“Башкортостан“

11.4. Разработка учебных программ. 1998- Госкомитет по

Осуществление с сентября 1998 года 2000 науке, высшему и

преподавания в высших учебных среднему

заведениях и учреждениях повышения профессиональному

квалификации Республики Башкортостан образованию

основ государственной антимонопольной ГКАП

политики, конкурентного права и

законодательства о защите прав

потребителей

11.5. Подготовка для государственных 1998- ГКАП

служащих ГКАП РБ пособия по 1999

конкурентному праву

11.6. Разработка концепции непрерывного 1998- Минобразования

потребительского образования в 1999 Госкомитет по

Республике Башкортостан науке, высшему и

среднему

профессиональному

образованию

ГКАП

11.7. Формирование докладов о развитии Ежегодно ГКАП

конкуренции, состоянии рынков

отдельных товаров, защите прав

потребителей

11.8. Публикация в средствах массовой Постоян- Минпечати

информации сведений о фактах но ГКАП

пресечения нарушений антимонопольного

законодательства и списков

руководителей хозяйствующих субъектов

- нарушителей и результатов

примененных санкций

4. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета и бюджетов городов и районов в рамках финансирования государственных органов и специального финансирования, уровень которого ежегодно определя“тся при формировании республиканского бюджета.

Кроме того, источниками финансирования реализации Программы могут быть:

часть средств от приватизации государственного и муниципального имущества (5 процентов);

собственные или заемные средства хозяйствующих субъектов;

средства акционеров, привлекаемые при создании новых или приватизации существующих предприятий;

внебюджетные фонды;

иные источники.

5. Прогнозные оценки реализации Программы

Программа нацелена на необратимый переход к конкурентным отношениям на важнейших рынках Республики Башкортостан и включает мероприятия, создающие необходимые для этого условия, а также определяет стратегию деятельности по развитию и поддержанию добросовестной конкуренции на перспективу.

Учитывая значимость проблемы развития конкуренции для экономики, реализация мероприятий будет иметь позитивное влияние на процессы стабилизации и дальнейшего развития экономики республики. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что воздействие макроэкономических факторов может перекрыть прямой эффект мер по развитию конкуренции на конкретных товарных рынках. Тем не менее ожидается, что в результате снижения барьеров для движения товаров и услуг, а также увеличения числа поставщиков на монополизированных товарных рынках улучшит состояние конкурентной среды, увеличит объемы выпуска продукции, пользующейся спросом, возрастет эффективность производства и качество изделий.

Конкуренция на внутреннем рынке служит наиболее сильным стимулом для повышения конкурентоспособности и выхода хозяйствующих субъектов на внешний рынок. Мероприятия, направленные на развитие конкурентных отношений в Республике Башкортостан и Российской Федерации в целом, в первую очередь, установление строгих требований к качеству, безопасности и экологичности продукции, развитие системы сервиса, особенно послепродажного обслуживания потребителей, будут, наряду с другими мерами, содействовать расширению экспорта продукции и закреплению отечественных производителей на мировых рынках.

В результате выполнения работ по реализации Программы ожидается:

снижение уровня концентрации монополизированных товарных рынков до значений, не препятствующих существованию конкурентных отношений;

увеличение насыщенности товарных рынков;

рост числа хозяйствующих субъектов на товарных рынках;

обеспечение экономической независимости хозяйствующих субъектов;

сохранение достаточного экономического стимула для хозяйствующих субъектов на важнейших товарных рынках;

развитие конкурентных отношений на монополизированных рынках;

стабилизация и начало снижения цен на важнейшие виды товаров и услуг, сдерживание цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий.