Российские законы

Постановление главы администрации г. Уфы РБ от 04.12.1998 N 4981 “О Программе реформирования жилищно - коммунального хозяйства г. Уфы“

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ Г. УФЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 декабря 1998 г. N 4981

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО -

КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Г. УФЫ

Во исполнение Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 31 декабря 1997 г. N 264 “О мерах по реформированию жилищно - коммунального хозяйства Республики Башкортостан“ и “Плана мероприятий администрации г. Уфы по реализации основных направлений реформы жилищно - коммунального хозяйства в г. Уфе“, утвержденного Постановлением главы администрации г. Уфы от 14.07.1998 N 2290, основываясь на фактическом состоянии жилищно - коммунального хозяйства города, в целях создания социально - экономических предпосылок для улучшения содержания, эксплуатации и сохранности жилищного фонда, гарантии предоставления коммунальных услуг, постоянного повышения их
качества и реализации реформы жилищно - коммунального хозяйства постановляю:

1. Программу реформирования жилищно - коммунального хозяйства г. Уфы на 1998-2003 год утвердить (прилагается).

2. Считать основной задачей администрации города, администраций районов, предприятий и организаций городского хозяйства при реформировании жилищно - коммунального хозяйства демонополизацию, создание конкурентной среды в сфере управления и эксплуатации жилищного фонда, переход на муниципальный заказ работ, услуг и договорные отношения между участниками процесса производства, реализации и потребления жилищно - коммунальных услуг, совершенствование системы оплаты за жилье и коммунальные услуги с одновременным обеспечением мер социальной защиты и адресной материальной поддержки малообеспеченных семей при строгом учете уровня жизни населения.

3. Главному управлению экономики совместно с УПЖХиИО администрации города в срок до 31.12.1998 разработать план мероприятий по реализации Программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства г. Уфы на 1998-2003 годы.

4. Комитету по управлению муниципальной собственностью разработать и внести в срок до 01.04.1999 предложения по реструктуризации предприятий - локальных монополистов, занятых оказанием жилищно - коммунальных услуг, их приватизации.

5. Главному управлению экономики в срок до 31.12.1998 произвести расчет объема муниципального заказа по основным видам жилищно - коммунальных услуг, работ на 1999 год.

6. УПЖХиИО администрации города в срок до 01.01.1999 заключить договоры с предприятиями жилищно - коммунального хозяйства на поставку услуг согласно муниципальному заказу на 1999 год.

7. Финансовому управлению совместно с УПЖХиИО в срок до 31.12.1998 внести изменения в порядок финансирования предприятий жилищного хозяйства, перейти на финансирование работ по содержанию и эксплуатации жилищного фонда по планово - расчетному тарифу. Установить для предприятий, занятых содержанием, обслуживанием и ремонтом жилищного фонда рентабельность не более 10% от объема соответствующих услуг.

8. УПЖХиИО
в срок до 01.01.1999 разработать и утвердить в установленном порядке планово - расчетный тариф на услуги по содержанию и эксплуатации жилищного фонда на 1 кв. м общей площади жилья.

9. УПЖХиИО в срок до 01.04.1999 внедрить в практику прием и финансирование выполненных работ от предприятий жилищного хозяйства по ремонту, содержанию и обслуживанию жилищного фонда согласно их фактическому объему и качеству.

10. Главному управлению экономики, финансовому управлению в срок до 01.04.1999 изучить и внести предложения по решению вопроса погашения, списания задолженности предприятий жилищного хозяйства перед предприятием “Уфаводоканал“ в части разницы оплаты населением по нормативу и фактическим водопотреблением и водоотведением.

11. УПЖХиИО в срок до 15.12.1998 внести изменения в план мероприятий по ресурсосбережению в жилищно - коммунальном хозяйстве в соответствии с Программой реформирования жилищно - коммунального хозяйства г. Уфы.

12. Главному управлению экономики совместно с УПЖХиИО в срок до 01.04.1999 подготовить пакет необходимых для реализации программы нормативных актов согласно приложению к Программе реформирования жилищно - коммунального хозяйства г. Уфы.

13. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на первого зам. главы администрации г. Уфы Качкаева П.Р.

Глава администрации г. Уфы

Ф.А.ЯМАЛТДИНОВ

Утверждена

Постановлением главы

администрации г. Уфы РБ

от 4 декабря 1998 г. N 4981

ПРОГРАММА

РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА Г. УФЫ

1. Состояние жилищно - коммунального хозяйства г. Уфы

Жилищно - коммунальное хозяйство г. Уфы представляет собой сложную в инженерном отношении и разнообразную по видам услуг отрасль жизнеобеспечения города. В системе функционирует более 60 предприятий и организаций, общее количество работающих свыше 16 тыс. человек.

Эффективное функционирование жилищно - коммунальной сферы в условиях рыночных отношений связано с решением большого комплекса проблем. Особенно острой из них является состояние финансирования. По
муниципальному жилищному фонду непокрытые убытки по эксплуатации за 1997 г. составили 34,4 млн. руб., за I полугодие 1998 г. - 17 млн. руб. С учетом недоборов по оплате населением и арендаторами за жилой, нежилой фонд и коммунальные услуги сумма значительно возрастет. Недофинансирование бюджета по теплофикации поставщикам тепловой энергии по состоянию на 01.07.1998 составила 496,6 млн. руб.

До сих пор нерешенным остается вопрос недоборов по воде с населения, что отрицательно влияет на финансовое состояние как предприятия “Уфаводоканал“, так и жилищных предприятий. За период с октября 1994 г. по сентябрь 1998 г. разница между фактическим потреблением населением воды и нормативом, установленным для оплаты, составила 42,4 млн. руб.

В результате недофинансирования ухудшилось состояние основных фондов, износ которых превышает 50%. В последние годы наблюдается резкое уменьшение объемов и видов выполняемых работ, что привело к понятию “недоремонт жилых домов“ и срыву графика цикличности ремонта, а также к растущей год от года задолженности за выполненные в предыдущие годы работы, которые не включаются в план финансирования. Так, недоремонт домов за 1995-98 гг. составил 331,3 млн. руб. или 525 домов. При потребном количестве 167,1 млн. руб. в 1998 г. на капитальный ремонт было выделено 50 млн. руб., из которых 16,4 млн. руб. пойдут на погашение задолженности 1997 г., а оставшиеся средства позволят выполнить минимальные объемы работ по ремонту кровель и замене внутридомовых сантехнических систем. В связи с недоремонтом увеличиваются сроки эксплуатации жилых домов без капитального ремонта с 12 лет (по нормативу) до 18 лет, текущего ремонта с - 3-5 до 6-8 лет. Несмотря на дефицит бюджетного финансирования, при производстве капитального
ремонта используются новые материалы, увеличивающие сроки и надежность эксплуатации отдельных элементов зданий.

Ряд мер, принятых в предыдущие годы с целью удешевления строительства жилья в части качества строительных материалов и комплектующих, особенно крупнопанельное домостроение, в результате которых резко сокращен срок службы инженерных сетей, конструкций и отдельных элементов жилых домов, и предопределил на длительный период времени дополнительные сверхнормативные затраты на эксплуатацию жилищного фонда, его текущий и капитальный ремонт.

Несмотря на финансово - экономические трудности, спад производства, отсутствие стабильных платежей, переход в расчетах на взаимозачеты, натуральный обмен - бартер жилищно - коммунальное хозяйство города своевременно подготовилось к работе в условиях зимы 1998-99 гг., осуществило в сжатые сроки пуск тепла в жилые дома и объекты социальной сферы.

1.1. Жилищное хозяйство

На 1 июля 1998 года жилищный фонд г. Уфы составлял 16,9 млн. кв. метров, в том числе обобществленный жилищный фонд - 13,7 млн. кв. метров, из них муниципальный жилищный фонд - 9,5 млн. кв. метров.

Обеспеченность обобществленного жилищного фонда в процентах к общей площади составляет: водоснабжением - 99,1; водоотведением - 98,3; центральным отоплением - 98,0; горячим водоснабжением - 91,2; газом - 91,1; ваннами - 93,7.

При этом уровень благоустройства муниципального жилищного фонда значительно выше, чем государственного (ведомственного).

С внедрением рыночных отношений в жилищную сферу существенно изменилась структура жилищного фонда.

В 1990 г. общая площадь составляла 14606 тыс. кв. м, из них:

- площадь государственного жилищного фонда - 5151 тыс. кв. м,

- площадь муниципального жилищного фонда - 6897 тыс. кв. м,

- площадь домов, находящихся в личной собственности (ЖСК, кондоминиумы, частный) - 2558 тыс. кв. м.

В 1998 г. общая площадь составляла 16851 тыс. кв. м,
из них:

- площадь государственного жилищного фонда - 4228 тыс. кв. м,

- площадь муниципального жилищного фонда - 9520 тыс. кв. м,

- площадь домов, находящихся в личной собственности (ЖСК, кондоминиумы, частный) - 3103 тыс. кв. м.

В среднем на одного жителя г. Уфы в 1998 году приходится 15,5 кв. метров общей площади (в 1990 году - 13,3 кв. метра), по муниципальному жилищному фонду - 17,2 кв. метров общей площади.

В городе ведется кропотливая работа по приемке от ведомств в муниципальную собственность жилого фонда, что характеризуется следующей динамикой:

в 1994 г. принято 40 домов общей площадью 111286,5 кв. м;

в 1995 г. принято 20 домов общей площадью 94874,0 кв. м;

в 1996 г. принято 130 домов общей площадью 429919,0 кв. м;

в 1997 г. принято 231 дом общей площадью 454192,0 кв. м;

в 1998 г. принято 203 дома общей площадью 586459,0 кв. м.

Всего принято 624 дома общей площадью 1676730,5 кв. м.

За вышеуказанный период специализированными предприятиями города принято на баланс от ведомств 186,8 км теплотрасс, 51 центральный тепловой пункт, 8 котельных, 94 км водопроводных и 98 км канализационных сетей, 1 подстанция, 68 РП-ТП, 172,6 км кабельных и 113,4 км воздушных электролиний, 148,3 км газопровода и внутридомовое газовое оборудование 26497 квартир.

Предстоит принять до конца года, согласно имеющихся постановлений, более 2,0 млн. кв. м жилья.

По состоянию на 01.10.1998 в городе на балансе у различных ведомств остается более 4,0 млн. кв. м жилья.

Выделено КМ РБ на прием жилья на 01.01.1998 30656 млн. руб., что значительно меньше необходимого финансирования.

Жилье, коммуникации ведомствами передаются в технически неудовлетворительном состоянии, требуют текущего, капитального ремонта, зачастую полной замены инженерного оборудования
и сетей.

1.2. Теплогазоэлектроснабжение

Теплоснабжение города обеспечивают 4 теплоцентрали и 100 отопительно - производственных котельных общей установленной мощностью более 4700 Гкал/час.

Протяженность инженерных сетей в городском хозяйстве составляет:

- тепловых сетей - 563 км;

- линий электропередач - 4047 км;

- газовых сетей - 1738 км.

Значительную часть энергоресурсов потребляет жилищно - коммунальный сектор. Так, за 1997 год населению отпущено:

- тепловой энергии - более 7000 тыс. Гкал (25% от общей выработки);

- электрической энергии - 565 млн. кВт/час (32%);

- газа - 206 млн. куб. м (6%).

Несмотря на проводимую жилищно - коммунальными службами города работу по ремонту инженерных сетей и оборудования, значительно снижены надежность и качество предоставляемых услуг.

Прежде всего это обусловлено недостаточным объемом финансирования, в результате чего резко ухудшилось состояние основных фондов инженерной инфраструктуры. Так, средний процент износа городских тепловых сетей составляет более 45%, котельного оборудования - 39%. Более 20% тепловых сетей требуют капитального ремонта.

Аналогичное состояние и с линиями электропередач. Третья часть энергетического оборудования и линий электропередач имеет 100% износа, оставшаяся часть - 49% износа.

Действующее котельное оборудование имеет низкий коэффициент полезного действия, что приводит к увеличению удельного расхода топлива. Существующее положение усугубляется состоянием ведомственных инженерных сетей, передаваемых в муниципальную собственность. Практически все передаваемые сети требуют полной замены.

Для повышения надежности и качества предоставления коммунальных услуг необходима разработка и реализация следующих мероприятий:

1) закольцовка основных источников тепло-, электро- и газоснабжения:

- закольцовка котельных РК-1 и Бакунина, 4; Центральная, 80 и Левитана, 7а; БМЗ и Гвардейская, 37а;

- строительство кольцующего газопровода высокого давления Д 500 от завода “Электроаппарат“ до РК-1;

- строительство кабельной линии 100 кВ от ПС “Краснодонская“ до ГПП-1;

2) обеспечение источников теплоснабжения, ЦТП резервными
линиями электропередач;

3) обеспечение источников теплоснабжения резервным топливом и водой;

4) обеспечение источников теплоснабжения, ЦТП, ИТП автоматическими системами управления;

5) замена физически и морально устаревшего оборудования на источниках теплоснабжения;

6) реконструкция существующих тепловых сетей с использованием современных видов прокладки теплопроводов с улучшенной теплоизоляцией;

7) строительство высокоэффективных автономных источников теплоснабжения;

8) внедрение индивидуальных бойлерных у потребителей;

9) оснащение аварийных технических служб города новейшим оборудованием и материалами;

10) внедрение единой диспетчерской связи энергохозяйства города.

1.3. Водоснабжение и водоотведение

Водоснабжение города осуществляется от 6 водозаборных сооружений, общей мощностью 600 тыс. куб. метров в сутки при помощи 14 водопроводных насосных станций.

Протяженность водопроводных сетей составляет 1180 км.

Мощность коммунальных очистных сооружений составляет 372,5 тыс. куб. м/сутки.

Протяженность канализационных сетей - 632 км.

Износ основных фондов головных сооружений водопровода и канализации составляет в среднем 52%, инженерных сетей - 57%.

Из-за хронических неплатежей и неудовлетворительного финансирования не проводится достаточных мероприятий по поддержанию качества питьевой воды и очистке сточных вод.

Так, в питьевой воде концентрация постоянно встречающихся ингредиентов находится на линии превышения допустимых концентраций. Суммарный показатель вредности содержащихся в питьевой воде веществ 1 и 2 класса опасности приближается к единице, а в отдельных случаях показатель содержания опасных веществ превышает ее.

Для улучшения качества питьевой воды необходимо строительство принципиально новых сооружений по очистке воды, внедрение новых технологий водоподготовки, включая озонирование и сорбцию.

В настоящее время из-за недостаточной мощности очистных сооружений около 15% стоков (20 млн. куб. метров) сбрасывается без очистки. Остальные 85% (136 млн. куб. метров) проходят биологическую очистку, но их качество не удовлетворяет требованиям, установленным природоохранными органами, необходимо

строительство сооружений доочистки стоков.

По большинству контролируемых показателей утвержденные нормативы ПДС превышаются в несколько раз, в том числе: по
БПК, взвешенным веществам, азотной группе, нефтепродуктам, солям тяжелых металлов, фосфатам.

Ежегодно на очистных сооружениях города образуется 18-20 тыс. т осадка. В настоящее время на иловых площадках накоплено 200 тыс. т осадков. Недостаточность площадей для их хранения создают серьезную угрозу экологической безопасности и делает необходимым строительство дорогостоящих сооружений по обработке и депонированию осадков.

- Для предоставления услуг в полном объеме, повышения их качества необходимо:

1. Завершение строительства водоводов: Затон - Дема (протяженность - 7,7 км) - 1999 г., от Северного водозабора до площадки Южного водозабора (протяженность - 38 км) - 2000 г.

2. Произвести расширение и реконструкцию действующей системы канализации (3-я очередь) - до 2005 года.

3. Строительство подводного перехода канализационной сети через реку Уфа в пос. Шакша - 1999 г. и КНС-10 в Ленинском районе.

4. Развитие службы лабораторного контроля, дооснащение необходимым оборудованием для обеспечения контроля качества питьевой воды как в процессе ее производства, так и при транспортировке потребителю.

5. Разработать и внедрить систему экономического стимулирования жилищных предприятий в повышении качества обслуживания внутридомовых сетей, саноборудования и приборов квартир, их регулировки, исключение потерь воды. Систему, при которой доходы растут при сокращении сверхнормативных потерь воды и снижается при их росте, при наличии обоснованных жалоб населения на обслуживание, отсутствие исправных приборов учета на вводе в жилой дом.

- В целях сокращения потерь воды, полноты сбора оплаты за услуги с населения и стимулирования установки квартирных приборов учета расхода воды ввести оплату услуг населением по основному и льготному тарифу. Основной тариф устанавливается на уровне себестоимости услуг. Льготный тариф устанавливается в определенном проценте от основного. Льготный тариф применяется при наличии квартирного водомера на объем
фактического водопотребления в пределах нормативного.

Отойти от неэффективной системы административного лимитирования объемов водопотребления для предприятий и организаций, перейти к системе экономического стимулирования потребителя в правильном планировании и сокращении фактических нерациональных расходов и потерь воды, что позволит заинтересовать как в оптимальном формировании заявок, так и в экономии воды.

1.4. Сбор и утилизация твердых бытовых отходов

Острой проблемой в городе остается сбор и переработка (утилизация) твердых бытовых отходов.

В 1997 году вывезено 1476 тыс. куб. м твердых бытовых отходов.

Основным способом удаления твердых бытовых отходов из города является вывоз их на открытый полигон по утилизации.

Полигон утилизации твердых бытовых отходов является источником повышенной экологической опасности. Из-за нехватки необходимой техники и отсутствия соответствующего инженерного обустройства технологические и санитарно - гигиенические требования на полигоне зачастую не соблюдаются, что приводит к загрязнению окружающей среды.

Для решения проблем необходимо:

- открыть полигон по утилизации твердых бытовых отходов (свалку) в южной части города;

- строительство перевалочных (перегрузочных) станций;

- строительство завода по переработке и утилизации твердых бытовых отходов;

- укрепление материально - технической базы “Спецавтохозяйства“;

- привлечение иных предприятий и организаций для оказания услуг по вывозу и утилизации отходов.

1.5. Меры по реформированию жилищно - коммунального

хозяйства, принятые в Республике Башкортостан и г. Уфе

в 1992-1997 гг.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года “Об основах федеральной жилищной политики“, Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 935 “О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг“, Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 31 декабря 1997 года N 264 “О мерах по реформированию жилищно - коммунального хозяйства Республики Башкортостан“ в целях создания экономической базы для улучшения эксплуатации и сохранности жилищного фонда, повышения качества предоставляемых коммунальных услуг в г. Уфе начато реформирование жилищно - коммунального хозяйства.

Реализация поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг позволила городу в определенной мере снизить финансирование из бюджета, за счет увеличения тарифов на жилищно - коммунальные услуги для населения частично уменьшить убытки организаций жилищно - коммунального хозяйства. В соответствии с республиканской программой реформирования жилищно - коммунального хозяйства и Постановлением КМ Республики Башкортостан от 15.07.1998 N 152 “О дальнейшем упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ Президиумом Уфимского городского Совета принято решение о введении для населения города с 01.09.1998 новых размеров платы за содержание и техническое обслуживание жилищного фонда, включающих плату за вывоз мусора, уборку лестничных клеток, обслуживание лифтов, а также тарифов по водоснабжению и водоотведению. Плата, вносимая гражданами за жилье и коммунальные услуги, составила 30,5% от фактической стоимости затрат, в том числе по оплате жилья - 46,5% (до принятия решения Президиума - 33%), по оплате холодного водоснабжения - 50% (до принятия решения Президиума - 34%), по оплате горячего водоснабжения - 36%, по отоплению - 25%. Население оплачивает стоимость жилищно - коммунальных услуг в расчете на 1 кв. м общей площади жилья в размере 2,17 руб. в месяц, при полной себестоимости - 7,12 руб. Программой реформирования жилищно - коммунального хозяйства Республики Башкортостан установлена предельная стоимость предоставления жилищно - коммунальных услуг на один кв. м общей площади жилья в 1998 году - 7,4 руб. в месяц.

В соответствии с постановлениями КМ РБ, главы администрации города нанимателям жилых помещений в домах государственного, муниципального, общественного жилищного фонда, а также гражданам, имеющим в собственности жилые помещения, предоставляются льготы и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, месячного совокупного дохода семьи.

Оснащение жилищного фонда приборами учета воды, тепловой энергии и осуществление расчетов с населением за коммунальные услуги производятся в соответствии с Постановлениями главы администрации города Уфы от 16.02.1996 N 383 “О приемке жилищного фонда с приборами учета воды и тепловой энергии“ и от 11.08.1997 N 2923 “Об упорядочении расчетов за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению“.

Сегодня в полном объеме произведена установка приборов учета воды на вводе в жилые дома муниципального жилищного фонда. Установка квартирных счетчиков холодной и горячей воды осуществлена в количестве 2716 штук.

Ведется работа по установке теплосчетчиков на тепловых вводах домов муниципального жилищного фонда, установлены 64 из 9000 необходимых.

Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 4 июня 1992 года N 6-2/264 “О собственности районов и городов Республики Башкортостан“ осуществлено разграничение прав владения и управления собственностью в сфере жилищно - коммунального хозяйства.

Содержанием и эксплуатацией жилищного фонда в городе занимаются районные тресты жилищного хозяйства и эксплуатационные участки, в том числе:

- ПЖРЭТ Демского района, в состав которого входят 4 жилищно - эксплуатационных участка;

- ПЖРЭТ Калининского района, в состав которого входят 10 жилищно - эксплуатационных участков;

- ПЖРЭТ “Северный“ Калининского района, в состав которого входят 7 жилищно - эксплуатационных участков;

- УЖХ Кировского района, в состав которого входят 12 муниципальных унитарных жилищных ремонтно - эксплуатационных предприятий;

- ПЖРЭТ Ленинского района, в состав которого входят 4 жилищно - эксплуатационных участка;

- ПТЖХ Октябрьского района, в состав которого входят 11 жилищно - эксплуатационных участков;

- ПЖРЭТ Орджоникидзевского района, в состав которого входят 11 жилищно - эксплуатационных участков;

- УЖКХ Советского района, в состав которого входят 12 муниципальных унитарных жилищных ремонтно - эксплуатационных предприятий и ООО “Комфорт“.

Координацию деятельности предприятий жилищно - коммунального хозяйства осуществляет Управление предприятий жилищного хозяйства и инженерного обеспечения администрации города.

2. Цели и основные задачи реформы

Программа реформирования жилищно - коммунального хозяйства г. Уфы разработана во исполнение Указа Президента Республики Башкортостан от 8 мая 1997 года N УП-278 “О мероприятиях по реализации Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию“, Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 31.12.1997 N 264 “О мерах по реформированию жилищно - коммунального хозяйства Республики Башкортостан“.

Главным условием осуществления реформы является экономическая сбалансированность проводимых мероприятий с реальными возможностями бюджета и доходами населения.

Жилищно - коммунальная реформа в городе Уфе проводится с целью решения следующих задач:

- снижение издержек и тарифов на предоставляемые жилищно - коммунальные услуги и повышение их качества;

- реформирование системы управления отраслью, ее демонополизация и создание в ней конкурентной среды;

- переход от бюджетного дотирования жилищно - коммунальных услуг к оплате населением экономически обоснованного объема эксплуатационно - ремонтных расходов и коммунальных услуг в соответствии с реальным ростом доходов, обеспечением социальной защиты малоимущих семей (граждан);

- обеспечение стандартов качества условий проживания населения;

- передача к 2003 году в собственность граждан не менее 70% жилых помещений, находящихся в муниципальном и государственном жилищных фондах.

3. Демонополизация жилищно - коммунального хозяйства

В свете реализации Программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства РБ и в целях улучшения содержания жилищного фонда, активизации работы по его приватизации и повышения ответственности за качество выполняемых работ необходимо:

3.1. Обеспечить разделение функций управления и обслуживания, что, в свою очередь, предполагает создание службы заказчика, специализирующейся на выполнении функций управления, и организаций, призванных выполнять функции подрядчика.

3.2. Продолжить создание рынка жилищных услуг (работ).

3.3. Осуществить переход на договорные (контрактные) взаимоотношения между заказчиком и подрядными организациями, заказчиком и населением (потребителями услуг, работ) и конкурсную систему обслуживания жилищного фонда.

3.4. До 1 января 1999 года организовать городскую службу заказчика - Дирекцию единого заказчика (далее - ДЕЗ) с возложением на нее функции заказчика работ по эксплуатации жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства.

3.5. С 1999 года обеспечить формирование муниципального городского заказа на работы, услуги по предоставлению населению жилищно - коммунальных услуг.

3.6. Проводить отбор подрядчиков для выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда и сетевой инженерной инфраструктуры на конкурсной основе, независимо от организационно - правового статуса подрядчика, при наличии у него лицензии на соответствующие виды работ.

3.7. Принять решение о поэтапной приватизации предприятий, выполняющих работы по эксплуатации и ремонту жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства.

3.8. Проводить организационные мероприятия, стимулирующие приватизацию жилья, создание товариществ собственников жилья, как новой эффективной формы управления многоквартирными жилыми домами.

Решить вопрос о финансировании работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, находящегося на балансе товариществ собственников жилья, в части доли дотации из бюджета.

Разработать порядок выделения в общедолевую собственность придомового земельного участка членам товариществ собственников жилья.

4. Развитие договорных отношений между субъектами

собственности и хозяйствования

Одной из главных задач реформы ЖКХ является организация и дальнейшее совершенствование договорных отношений на всех уровнях управления и производства при предоставлении жилищно - коммунальных услуг хозяйствующими субъектами различных организационно - правовых форм. Для решения этой задачи необходимо:

4.1. До 1 января 1999 года разработать нормативные правовые акты, обеспечивающие разграничение прав, обязанностей и ответственности участников договора, защиту интересов потребителей, предусматривающие ответственность организаций жилищно - коммунального хозяйства, заключить договоры:

- найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда;

- содержание и техническое обслуживание жилья иных форм собственности.

4.2. Завершить в 1999 году отработку механизма разделения функций заказчика и подрядчика по эксплуатации и обслуживанию жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры с передачей службе заказчика (ДЕЗ) функций приема платежей за жилищно - коммунальные услуги от населения и организаций, размещенных в домах, отнесенных к жилищному фонду.

4.3. Обеспечить в 1999 году заключение службами заказчика (ДЕЗ) договоров с отобранными на конкурсной основе подрядчиками на предоставление жилищно - коммунальных услуг с определением объема, параметров качества, стоимости и сроков их исполнения.

4.4. Службе заказчика (ДЕЗ) организовать контроль за деятельностью подрядных организаций в целях гарантированного обеспечения оплаты реально выполненных работ и предоставленных услуг.

5. Муниципальный заказ на жилищно -

коммунальные услуги

Для обеспечения удовлетворения потребности населения города в жизненно необходимых услугах, более четкого разграничения полномочий и договорных отношений при организации их производства необходим механизм, обеспечивающий формирование и регулирование спроса и предложения на основные виды жилищно - коммунальных услуг, реализованного в виде муниципального заказа.

Муниципальный заказ - это плановое задание, рассчитанное на основе прогнозных показателей для обеспечения муниципальных нужд по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг в части содержания, обслуживания жилищного фонда, предоставления коммунальных и иных услуг.

Для функционирования муниципального заказа необходимо определить:

- генерального заказчика муниципального заказа;

- основных исполнителей муниципального заказа по объему и качеству услуг;

- произвести расчет муниципального заказа по объему и качеству услуг;

- отработать механизм ценообразования услуг;

- определить порядок финансирования исполнителей муниципального заказа.

Подготовить нормативно - правовые документы:

1. Положение об организации поставок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.

2. Порядок формирования договорных отношений между участниками муниципального заказа на поставку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд:

2.1. Контракт на организацию и исполнение поставки товаров, работ, услуг для муниципального заказа;

2.2. Договор на исполнение муниципального заказа по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, капитальному и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий;

2.3. Договор на оказание услуг населению по теплоснабжению и горячему водоснабжению;

2.4. Договор на оказание услуг населению по водоснабжению и водоотведению;

2.5. Договор на оказание услуг населению по газоснабжению;

2.6. Договор на оказание услуг населению по электроснабжению;

2.7. Договор на оказание услуг населению по вывозу мусора, твердых и жидких бытовых отходов.

6. Стандарты (нормативы) условий проживания для граждан

6.1. Установить для г. Уфы следующие стандарты:

1. Жилья - дом (квартира) со всеми удобствами: электроснабжение, водопровод, канализация, центральное отопление, ванна (душ), газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение (централизованное или газовая колонка), лифт, мусоропровод;

2. Социальной нормы площади жилья:

- на одного члена семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади;

- на семью из двух человек - 42 кв. метра общей площади;

- на одиноко проживающего человека - 33 кв. метра общей площади;

- для граждан, проживающих в коммунальных квартирах, - занимаемая жилая площадь.

3. Предельной стоимости предоставления жилищно - коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади жилья в 1998 году - 7,4 рубля в месяц (указанный стандарт рассчитывается исходя из стандартного набора жилищно - коммунальных услуг: содержание и ремонт жилья, включая капитальный ремонт, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение, лифт, мусоропровод).

6.2. В соответствии с Концепцией реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации, Программой реформирования жилищно - коммунального хозяйства РБ и“настоящей Программой необходимо постоянно совершенствовать действующие стандарты (нормативы) условий проживания для граждан.

7. Мероприятия по снижению затрат на производство

жилищно - коммунальных услуг

Уровень расхода средств из городского бюджета и населения за жилищно - коммунальные услуги зависит от целого комплекса показателей, основными из которых являются:

- уровень производственного потенциала;

- степень и состояние организации производства;

- существующие в отрасли экономические стимулы.

Степень направленности всего хозяйственного механизма на снижение издержек производства, в итоге - уровень себестоимости услуг.

Изменение себестоимости жилищно - коммунальных услуг и материальный уровень жизни горожан взаимозависимы.

В период резкого спада производства, низкой доходности населения первостепенное социально - экономическое значение имеет работа по снижению себестоимости услуг.

На сегодня уровень себестоимости основных жилищно - коммунальных услуг характеризуется:

- себестоимость содержания 1 кв. м общей площади жилого фонда - 1,33 руб.;

- себестоимость 1 Гкал - 67,26 руб.;

- себестоимость 1 куб. м водопотребления - 1,05 руб., себестоимость 1 куб. м водоотведения - 0,72 руб.

В 1998 году проведена аудиторская проверка хозяйственно - финансовой деятельности всех предприятий жилищного хозяйства.

В аудиторском заключении подробно приведены имеющие место в проверенных организациях факты нарушения финансового, бухгалтерского учета, налогового законодательства. Основой сделанных аудиторами выводов является нормативно - правовая база и законодательство Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Рекомендовано:

- изменить существующий порядок финансирования убытков предприятий жилищного хозяйства по содержанию и эксплуатации жилья;

- решить вопрос соответствия финансовых операций по платежам за коммунальные услуги условиям договоров, заключенных с поставщиками этих услуг;

- разработать и утвердить “Положение о порядке договорных взаимоотношений между организациями, оказывающими жилищно - коммунальные услуги населению и другим потребителям г. Уфы“;

- упорядочить распорядительным документом целевое использование средств арендной платы за использование нежилых помещений.

Произведен анализ себестоимости услуг по содержанию и эксплуатации жилья, который показал, что ее уровень ниже нормативного и значительно ниже, чем предусмотрено стандартом по Российской Федерации. Но существует и возможность работы по дальнейшему снижению себестоимости услуг по содержанию и эксплуатации жилья. Это:

- внедрение механизированных видов работ по содержанию жилищного фонда;

- уход от подряда в ремонтных работах, выполнение всего комплекса услуг собственными силами, хозспособом;

- резкое снижение прочих затрат;

- введение приема выполненных работ;

- дальнейшее развитие собственного производства материалов, комплектующих;

- введение в механизм финансирования предприятий экономических стимулов, определяющих взаимосвязь результатов труда и материального благополучия коллективов предприятий.

За 1997 год уровень роста объема значительно опережает рост численности работающих при неизменной заработной плате, что характеризует и 1998 год.

Для дальнейшего снижения себестоимости коммунальных услуг необходимо:

I. Отойти от практики применения единого тарифа на коммунальные услуги. Предусмотреть введение дифференцированных тарифов в зависимости от себестоимости услуг технологической цепочки в целом от того или иного источника тепловой энергии (водозабора) до потребителя, а при водоотведении от потребителя до очистки и сброса.

II. Снижение себестоимости по производству и поставке тепловой энергии.

УПТС в 1997 г. произведено на собственных котельных 1890 тыс. Гкал тепловой энергии, около 3,5 млн. Гкал в год получают от ОАО “Башкирэнерго“. В УПТС 172 ЦТП и 293 км трасс работает на теплоносителе ОАО “Башкирэнерго“. Это составляет 75% оборудования и 65% реализации УПТС.

С целью приведения существующего положения в соответствие с Постановлением КМ РФ N 927, которое предусматривает доведение выработанной тепловой энергии до потребителя самим изготовителем, без перепродавцов, изучить вопрос о возможности освоения ОАО “Башкирэнерго“ дополнительного объема по поставке тепловой энергии по всей технологической цепочке до потребителя. Для чего, при целесообразности, произвести передачу инженерных сетей и оборудования вышесказанной технологической цепочки с баланса УПТС на баланс ОАО “Башкирэнерго“.

Это позволит:

- значительно снизить тариф на тепловую энергию, соответственно затраты бюджета на дотацию по теплофикации;

- повысить качество и надежность теплоснабжения;

- значительно увеличить рост внедрения перспективных технологий, новой техники;

- произвести автоматизацию технологических процессов.

УПТС, в свою очередь, направить свои усилия на обновление оборудования, повышение надежности через реконструкцию и переоборудование мелких нерентабельных котельных, изменение собственной схемы теплоснабжения потребителей.

Снижение себестоимости тепловой энергии на стадии транспортировки до потребителя за счет энергосберегающих мероприятий, в том числе:

- снижение затрат по тепловой энергии, расходуемой на повысительные насосы (оборудовано 62 ЦТП);

- снижение фактических затрат и пересмотр существующих нормативов, в том числе:

а) по расходам за водопотребление и водоотведение;

б) снижение теплопотерь;

в) снижение расходов общехозяйственного назначения, прочих расходов, а также изменение организационной структуры предприятия и внедрение механизма полного внутрихозяйственного расчета.

III. Снижение себестоимости услуг по отпуску воды и приему стоков.

1. Сокращение объемов потерь воды в водопроводных сетях города: оснащение служб водоканала необходимыми приборами поиска скрытых утечек воды, исследование водосетей, выявление и ликвидация скрытых утечек воды.

2. Сокращение объемов неучтенных расходов и хищений воды из водопроводных сетей города:

- введение в действие правил, стимулирующих потребителей воды в оснащении приборами учета расхода воды (потребитель при отсутствии прибора учета должен платить значительно больше потребителя, имеющего такой прибор);

- обеспечение полного учета потребляемой из водосетей города питьевой воды;

- инвентаризация и регистрация всех присоединений потребителей к системе водоснабжения города, выявление и ликвидация самовольных присоединений.

3. Разработка и реализация мероприятий по повышению надежности работы системы подачи и распределения воды (СПРВ) и стабилизации гидравлических режимов в СПРВ:

- разработка и внедрение программы геоинформационной системы;

- приобретение и внедрение программы для гидравлических расчетов СПРВ;

- создание лаборатории исследования водопроводных сетей для уточнения состояния, планирования работ по реконструкции и замене изношенных водопроводных сетей и неисправной запорной арматуры, оптимизации гидравлических режимов в СПРВ;

- приобретение и внедрение универсальных гидравлических приводов производства фирмы Twin Disk с регулированием частоты вращения рабочих колес насосов на водопроводных насосных станциях для стабилизации гидравлических режимов в СПБР.

4. Внедрение автоматизированных систем управления режимами работы энергетического и теплового оборудования, обеспечивающих экономию электроэнергии.

5. Нормирование расходов водоканала и реформирование системы оплаты труда.

Разработка и внедрение методик определения нормативной численности работников водоканала и расходования материально - технических ресурсов в зависимости от объемов выполняемых работ.

Пересмотр системы премирования, условий доплат и надбавок с целью экономического стимулирования работников водоканала по сокращению затрат в своей производственной деятельности.

8. Изменение механизма финансирования

Существующий порядок финансирования из бюджета убытков деятельности по содержанию и обслуживанию жилищного фонда создает предпосылки, стимулирующие затратный метод ведения жилищного хозяйства. Порядок формирования фондов экономического стимулирования для предприятий жилищного хозяйства определен в размере 10% от валовой себестоимости услуг предприятия, что выступает стимулом для увеличения себестоимости.

8.1. Для четкого определения источников и размера финансирования необходимо перейти на новый порядок финансирования, в основе которого планово - расчетный тариф, предусматривающий в своем составе плановую себестоимость и плановую рентабельность, что позволит обосновать и конкретизировать сумму дотаций из бюджета и обеспечит правомерное формирование фондов предприятий в соответствии с действующими требованиями законодательных и других нормативных актов. Это позволит ввести материальный стимул для предприятий по снижению издержек производства, снижению себестоимости услуг, повышению эффективности производства в целом.

8.2. Установить стандарт уровня платежей населения в процентах к затратам на содержание, ремонт жилищного фонда и предоставление коммунальных услуг:

1998 год - 50,0;

1999 год - 60,0;

2000 год - 70,0;

2001 год - 80,0;

2002 год - 90,0;

2003 год - 100,0.

8.3. В 1999 году (поэтапно) ввести:

- взимание платы с населения за наем жилья муниципального и государственного жилищного фонда в зависимости от его потребительских свойств (качества и местоположения);

- взимание платы по полному тарифу за жилье и коммунальные услуги с граждан, имеющих сверхнормативную площадь жилья (за долю, превышающую нормативы);

- оплату нанимателями и собственниками жилых помещений, имеющих второе жилье, его содержания и предоставления коммунальных услуг в полном размере;

- оплату населением накоплений на капитальный ремонт и полное восстановление жилья;

- отчисления на страхование жилья в ставку оплаты за жилье в жилищном фонде всех форм собственности с момента законодательного решения вопроса о страховании жилищного фонда.

9. Социальная защита населения

В процессе перехода от бюджетного финансирования затрат на содержание жилья и производство коммунальных услуг на оплату населением полной стоимости жилищно - коммунальных услуг необходимо обеспечить социальную защиту отдельных групп населения, в том числе с низким доходом, что достигается существующей системой льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

В 1998 году предоставлено льгот при оплате за жилье и коммунальные услуги 304193 семьям на сумму 20029349 руб. Из них профинансировано 6659483 руб., задолженность по всем источникам финансирования составляет 13489966 руб.

Жилищные субсидии в 1997 г. получили 2741 семья, что составило 0,6% населения на сумму 482712244 руб. (неденоминированных). В 1998 г. - 1923 семьи на сумму 3500035 руб.

Необходимо:

- в порядке законодательной инициативы добиться соответствия видов льгот и источников их обязательного финансирования, предусмотреть меры при отсутствии их финансирования, упорядочить систему предоставления льгот по оплате за жилищные и коммунальные услуги;

- установить порядок финансирования расходов по предоставлению льгот и субсидий через финансовое управление администрации города;

- обеспечить адресную поддержку малообеспеченных семей.

9.1. С целью сохранения социальной защиты населения, сохранения платежеспособности граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, установить стандарт по г. Уфе максимально допустимой доли собственных расходов семьи в процентах от совокупного семейного дохода для расчета и предоставления субсидий на оплату жилищно - коммунальных услуг:

1998 год - 15;

1999 год - 17;

2000 год - 19;

2001 год - 21;

2002 год - 23;

2003 год - 25.

9.2. При разработке мероприятий годового этапа реформы необходимо учитывать реальный рост доходов населения.

9.3. Сохранить в составе ДЕЗ муниципальный отдел жилищных субсидий по предоставлению гражданам субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг.

9.4. Оставить порядок организации работы начисления жилищных субсидий прежним.

Постоянно проводить социальный мониторинг доходов и расходов населения, давать оценку платежеспособности граждан, в том числе по оплате жилья и коммунальных услуг.

10. Мероприятия по энергоресурсосбережению

Энергосбережение является ключевой, наиболее значимой составляющей всей проблемы ресурсосбережения и требует первоочередного решения. Необходимо отметить, что мероприятия, обеспечивающие интенсификацию энергосбережения имеют значительно более высокую рентабельность по сравнению с наращиванием производства энергоресурсов.

В настоящее время жилищно - коммунальная сфера потребляет около 25% энергоресурсов, производимых в городе.

Такой значительный объем потребления обусловлен неоправданными потерями, имеющими место из-за низкого уровня теплозащиты зданий и инженерных коммуникаций, нерациональных вариантов их размещения и архитектурно - планировочных решений населенных пунктов, отсутствия автоматических систем учета и регулирования потребления энергоресурсов. Действующие правовые, финансово - экономические и ценовые механизмы не стимулируют экономию энергоресурсов.

Для снижения уровня потребления энергоресурсов необходимо создать экономические предпосылки для стимулирования мероприятий по энергосбережению, изыскать средства для их финансирования.

Выполнение мероприятий по ресурсосбережению позволит сократить дотацию из городского бюджета на покрытие затрат на жилищно - коммунальные услуги.

Приоритетными направлениями деятельности в области энергосбережения являются:

- создание экономического механизма и правовых основ энергосбережения;

- массовое внедрение приборов учета и автоматического регулирования энергопотребления;

- сокращение потерь в сетях тепло- и водоснабжения;

- повышение энергоэффективности зданий;

- использование экономичных локальных источников теплоснабжения;

- развитие деятельности по энергоаудиту, инженерным обследованиям;

- применение высокоэффективного энергосберегающего оборудования, материалов;

- подготовка специалистов по энергосбережению;

- развитие агитации населения по вопросам энергосбережения.

11. Контроль за реализацией положений Программы

реформирования жилищно - коммунального

хозяйства г. Уфы

11.1. Органы местного государственного управления: Главное управление экономики, Управление предприятий жилищного хозяйства и инженерного обеспечения, Финансовое управление, Управление по социальной политике в пределах их компетенции и в соответствии с нормативно - правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан.

12. Нормативно - правовое обеспечение реформирования

жилищно - коммунального хозяйства в г. Уфе

12.1. Управление предприятий жилищного хозяйства и инженерного обеспечения администрации г. Уфы, Главное управление экономики администрации г. Уфы, финансовое управление администрации г. Уфы совместно с заинтересованными организациями в установленном порядке готовят нормативные правовые акты, обеспечивающие законодательно - нормативную базу проведения реформы жилищно - коммунального хозяйства в г. Уфе согласно приложению N 1.

Управляющий делами

администрации г. Уфы

А.Г.ГАРИФУЛЛИН

Приложение N 1

к Программе реформирования

жилищно - коммунального

хозяйства г. Уфы

1. Постановление главы администрации по разграничению компетенции и полномочий по управлению жилищно - коммунальным хозяйством города.

2. Положение о Дирекции единого заказчика (ДЕЗ) г. Уфы, Устав ДЕЗа.

3. Положение об организации поставок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.

4. Положение о порядке формирования договорных отношений между участниками муниципального заказа на поставку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд:

4.1. Контракт на организацию и исполнение поставки товаров, работ, услуг для муниципального заказа;

4.2. Договор на исполнение муниципального заказа по техническому обслуживанию, санитарному содержанию жилых домов и придомовой территории, капитальному и текущему ремонту жилищного фонда;

4.3. Договор на оказание услуг населению по теплоснабжению и горячему водоснабжению;

4.4. Договор на оказание услуг населению по водоснабжению и водоотведению.

5. Порядок расчетов нанимателей и собственников жилья за жилищно - коммунальные услуги.

6. Положение о порядке конкурсного отбора подрядчиков на обслуживание домов государственного и муниципального жилищных фондов.

7. Положение о приемке работ, выполненных подрядными организациями по обслуживанию жилищного фонда.

8. Положение о финансировании выполненных работ предприятий, оказывающих жилищно - коммунальные услуги населению (порядок финансирования, определение планово - расчетного тарифа).

9. Мероприятия по ресурсосбережению в жилищно - коммунальном хозяйстве на 1999 год.

Управляющий делами

администрации г. Уфы

А.Г.ГАРИФУЛЛИН