Российские законы

Постановление Совета Министров Башкирской АССР от 20.10.1987 N 161 “О мерах по выполнению Постановления Совета Министров РСФСР от 31 августа 1987 г. N 356 “О мерах по выполнению Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 года N 820 “Об основных направлениях перестройки системы ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма“

СОВЕТ МИНИСТРОВ БАШКИРСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 октября 1987 г. N 161

О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР

ОТ 31 АВГУСТА 1987 Г. N 356 “О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КПСС И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

ОТ 17 ИЮЛЯ 1987 ГОДА N 820 “ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ

ПЕРЕСТРОЙКИ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОГО

ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА“

Совет Министров РСФСР обязал Советы Министров автономных республик, краевые и областные Советы народных депутатов, министерства и ведомства, производственные объединения и предприятия во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 года N 820 и в соответствии с решениями XXVII съезда КПСС и июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС по коренной перестройке управления экономикой осуществить радикальную реформу ценообразования, превратить цены в действенный инструмент ускорения социально-экономического развития, повышения эффективности общественного производства, широкого использования экономических методов управления, укрепления хозяйственного расчета.



В целях приведения системы цен в Башкирской АССР в соответствие с современными требованиями развития народного хозяйства республики, превращения ценообразования в действенный рычаг реализации экономической и социальной политики партии и во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 31 августа 1987 года N 356 Совет Министров Башкирской АССР постановляет:

1. Государственному комитету БАССР по ценам, Госплану, Госстрою, Госагропрому, Министерству финансов республики с участием министерств и ведомств разработать и представить в Совет Министров предложения о пересмотре цен, утвержденных в Башкирской АССР.

2. Государственному комитету БАССР по ценам совместно с Министерством финансов республики пересмотреть организационную структуру аппарата в соответствии с новыми задачами и функциями.

Перестроить стиль и методы работы:

решительно покончить с формализмом и бюрократизмом в практике рассмотрения и утверждения цен, в большей мере опираться на научно-экономические и инженерные обоснования, твердо противодействовать любым попыткам ведомственного и местнического подхода в решении вопросов ценообразования;

осуществить комплексное совершенствование системы цен в БАССР, усилить взаимосвязь цен с мерами по перестройке хозяйственного механизма, существенно улучшить методологическую и аналитическую работу, повысить ответственность и оперативность в решении вопросов ценообразования в полном соответствии с требованиями Закона СССР о государственном предприятии (объединении);

обеспечить демократизацию процесса ценообразования в республике на основе соблюдения единых общегосударственных требований к формированию цен, более гибкое сочетание централизованных начал в их установлении с расширением прав министерств и ведомств БАССР, объединений, предприятий и организаций в определении цен и тарифов;

создавать условия для развития новых прогрессивных методов хозяйствования, расширения социалистической предприимчивости и повышения экономической ответственности объединений, предприятий и организаций за достижение высоких конечных результатов деятельности;

поднять на качественно новый уровень работу по контролю за обоснованностью установления и правильностью применения цен в народном хозяйстве республики, создать единую государственную систему контроля цен и поставить ее на регулярную плановую основу, улучшить координацию деятельности с общественными организациями в вопросах контроля за соблюдением государственной дисциплины цен;

изменить методы контрольной работы путем проведения глубокого социально-экономического анализа процессов формирования цен, их динамики и изменения структуры;



укрепить кадровый состав и улучшить систему повышения квалификации работников.

3. Министерствам и ведомствам республики, руководствуясь решением июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, обеспечить четкую организацию работы по перестройке системы цен, утвержденных в республике, повышению их роли в хозяйственном механизме, превращению цен в активный инструмент осуществления экономической стратегии партии.

4. Принять к сведению, что Государственный комитет БАССР по ценам обеспечивает в своей деятельности взаимосвязь с другими экономическими ведомствами. Представители Министерства финансов, Статистического управления, Башоблсовпрофа, Госстандарта включены в состав Комитета в качестве его членов.

Обязать Госкомцен и Госплан республики внести предложение в Совет Министров БАССР о включении в состав Комитета представителя Госплана БАССР.

5. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 17 июля 1987 г. N 820:

а) признали необходимым осуществить радикальную реформу системы ценообразования, взаимоувязанную перестройку оптовых, закупочных, розничных цен и тарифов как единого целого. Главной задачей перестройки считать создание качественно новой системы цен, ориентированной на интенсификацию общественного производства, широкое использование экономических методов управления, укрепление хозяйственного расчета и самофинансирования в целях ускорения социально-экономического развития страны.

б) установили, что перестройка ценообразования на современном этапе развития экономики должна осуществляться исходя из следующих основных требований:

последовательного отражения в ценах общественно необходимых затрат на производство и реализацию продукции, ее потребительских свойств, качества и платежеспособного спроса, более полного учета платы за трудовые и природные ресурсы, расходы на охрану окружающей среды;

придания ценам противозатратного характера, повышения их стимулирующей роли в ускорении научно-технического прогресса и улучшения качества продукции, создании новой техники, ресурсосбережений, снижении материалоемкости энергоемкости продукции, широком использовании малоотходных технологий;

перехода к планированию цен и тарифов как составной части пятилетних планов в целях более полного отражения в ценах задач и условий развития народного хозяйства в планируемом периоде и достижения стабильности экономических нормативов;

обеспечения экономических предпосылок для сбалансированности в народном хозяйстве натурально-вещественных и стоимостных пропорций, сокращения излишних перераспределительных процессов и неоправданных масштабов дотаций;

создания экономически обоснованных условий для повышения действенности хозяйственного расчета и самофинансирования во всех отраслях народного хозяйства, широкого применения принципа платности за производственные фонды, трудовые, природные и другие ресурсы;

преодоления тенденции к росту цен на основе развития экономического соревнования, состязательности предприятий, ликвидации дефицита и любых видов монополизма, давления на производителя со стороны потребителя;

обеспечение демократизации, оптимального сочетания стабильности и гибкости в установлении цен на продукцию и услуги на основе широкого использования экономических методов при одновременном усилении централизованных начал в управлении всем процессом ценообразования;

существенного повышения роли потребителя в определении цен, организации действенного контроля за правильностью и обоснованностью установления и применения цен на всех уровнях хозяйственного управления;

обеспечения соответствия политики розничных цен задачам повышения реальных доходов населения, более полного осуществления принципов социальной справедливости;

в) признали необходимым разработать и ввести в действие новые оптовые цены на промышленную продукцию, тарифы на услуги транспорта и связи с 1 января 1990 г., а сметные цены и расценки в строительстве, закупочные цены в сельском хозяйстве с 1 января 1991 года;

г) установили, что при пересмотре оптовых цен в промышленности исходить из следующего:

отразить в новых ценах общественно необходимые затраты, предусмотреть в них более полную оценку живого труда, сырья и природных ресурсов, а также расходов по охране окружающей среды, социальному страхованию, профессиональной подготовке кадров. Формировать цены в соответствии с перспективами развития народного хозяйства на тринадцатую пятилетку и с учетом снижения издержек производства, ускорения роста производительности труда. Устранить экономически необоснованную убыточность и разнорентабельность производства и реализации продукции, максимально сократить государственные дотации;

улучшить соотношение оптовых цен на продукцию добывающих и обрабатывающих отраслей, взаимозаменяемые виды топлива (уголь, газ, мазут, бензин и дизельное топливо), черные и цветные металлы, пластмассы, натуральные и синтетические материалы, лесопродукцию, строительные материалы и другие взаимозаменяемые виды промышленной продукции. В полной мере отразить в новых оптовых ценах народнохозяйственную эффективность использования современных достижений науки и техники, сбережения природных ресурсов и утилизации вторичных видов сырья, топлива и энергии. Ликвидировать убыточность угольной промышленности по отрасли в целом. Установить цены на топливно-сырьевые ресурсы с учетом активизации ресурсосбережения и обеспечения их устойчивости до 2000 года. Обеспечить необходимую дифференциацию цен по районам добычи с учетом различной горно-геологических условий;

предусмотреть в оптовых ценах на промышленные и продовольственные товары народного потребления значительное усиление заинтересованности предприятий-изготовителей в выпуске более широкого и разнообразного ассортимента изделий высокого качества и сокращение неоправданных перераспределительных процессов и масштабов государственных дотаций;

считать недопустимым использование механизма ценообразования для необоснованного завышения цен и получения объединениями, предприятиями и организациями прибыли (дохода), не связанных с реальным вкладом трудовых коллективов в конечные результаты их хозяйственной деятельности. Не учитывать в ценах и тарифах повышенные затраты, вызванные технической отсталостью, а также недостатками в организации производства и бесхозяйственностью;

д) признали необходимым осуществить пересмотр тарифов на грузовые перевозки в целях обеспечения эффективного использования всех звеньев транспортной системы в народном хозяйстве, рационализации перевозок и снижения на этой основе транспортных издержек. Создать экономические условия для оптимального распределения грузов между отдельными видами транспорта и равновыгодность перевозок по видам грузов на различные расстояния с целью обеспечения лучшего обслуживания потребителей, устранить убыточность перевозок отдельных видов грузов;

е) признали необходимым пересмотреть сметные цены и расценки в капитальном строительстве в направлении усиления их роли в повышении эффективности капитальных вложений и улучшении работы проектных и строительных организаций. Перестроить механизм формирования цен в строительстве, исключив неоправданное влияние материалоемкости на уровень цен готовой строительной продукции.

Создать условия для широкого применения договорных сметных цен на готовые объекты и другую конечную строительную продукцию. Дифференцировать договорные цены в зависимости от качества строительной продукции;

ж) признали необходимым пересмотреть закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию исходя из следующих принципов:

определять уровень закупочных цен, исходя из средних общественно необходимых затрат на производство продукции и преимущественного стимулирования основных ее видов в наиболее благоприятных регионах специализированного товарного производства, а также перспектив снижения себестоимости производства на основе внедрения интенсивной технологии и прогрессивной организации труда. При этом не должны учитываться высокие издержки, связанные с низким уровнем ведения хозяйства;

обеспечить дальнейшее совершенствование зональной дифференциации закупочных цен путем укрупнения зон с учетом наиболее рационального размещения сельскохозяйственного производства;

ввести рентные платежи для колхозов и совхозов, находящихся в относительно более благоприятных условиях, предусмотрев создание за счет этих платежей специального фонда Госагропрома СССР. Направлять средства указанного фонда на укрепление материально-технической базы хозяйств, работающих в худших условиях, и отменить действующую в настоящее время систему установления за счет средств бюджета надбавок к ценам на продукцию низкорентабельных и убыточных хозяйств;

предусмотреть более полную дифференциацию закупочных цен в зависимости от качества. Стимулировать ценами хранение сельскохозяйственной продукции непосредственно в колхозах и совхозах;

повысить гибкость закупочных цен на плоды, овощи и другие виды продукции растениеводства, расширить их сезонную дифференциацию для более полного учета затрат труда и удовлетворения потребностей в этой продукции на протяжении года;

перейти к продаже техники, минеральных удобрений и другой промышленной продукции сельскому хозяйству по оптовым ценам, имея в виду отменить льготный порядок их реализации с тем, чтобы экономически воздействовать на улучшение использования в колхозах и совхозах тракторов, сельскохозяйственных машин, минеральных удобрений и другой промышленной продукции;

ввести плату за воду и учесть ее в закупочных ценах для стимулирования более экономного и рационального использования воды колхозами и совхозами, повышения эффективности средств, вкладываемых государством в мелиорацию.

Считать целесообразным в перспективе коренным образом пересмотреть систему формирования закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. В этих целях осуществить постепенный переход к применению во взаимоотношениях между предприятиями и организациями системы Госагропрома СССР договорных и расчетных цен на сельскохозяйственную продукцию, определяемых исходя из действующих оптовых и розничных цен на соответствующую конечную продукцию агропромышленного комплекса. При этом договорные и расчетные цены должны определяться с учетом реального вклада и меры участия предприятий в производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции;

з) признали необходимым подготовить и осуществить перестройку розничных цен и тарифов, привести их в соответствие с общественно необходимыми затратами на производство, потребительскими свойствами, качеством продукции и требованиями рынка. Учитывая исключительно важное социальное значение розничных цен, исходить из того, что их изменение не только не должно привести к ухудшению жизненного уровня трудящихся, но, наоборот, - к повышению этого уровня для определенных категорий трудящихся, к более полному осуществлению социальной справедливости.

Стимулировать с помощью цен расширение ассортимента товаров и его обновление. Принять меры по устранению необоснованных различий в уровнях цен на отдельные группы промышленных товаров, обеспечить дифференцированный подход к установлению цен с учетом доходов и запросов отдельных социальных и возрастных групп населения.

Расширить практику установления договорных цен на непродовольственные товары, спрос на которые удовлетворяется полностью, а также на престижные, особо модные и другие товары повышенного спроса, учитывая при этом потребности населения и интересы государства.

По мере насыщения рынка продовольственными и промышленными товарами, ликвидации дефицита, накопления достаточных товарных и финансовых ресурсов снижать розничные цены с учетом конъюнктуры рынка и спроса населения.

В целях ускоренного развития платных услуг и значительного улучшения их качества осуществить комплексную систему мер по совершенствованию ценообразования на услуги, оказываемые населению. Усилить дифференциацию цен и тарифов на услуги в зависимости от их качества и социальной значимости, ориентируясь при этом на доступность массовых видов платных услуг для всех слоев населения.

Установили, что все крупные изменения в розничных ценах и тарифах, затрагивающие жизненный уровень населения, должны стать предметом широкого обсуждения в стране;

и) в связи с развитием экономических методов управления и в соответствии с новым хозяйственным механизмом признали необходимым применять следующие цены и тарифы:

централизованно устанавливаемые цены и тарифы;

договорные цены и тарифы;

самостоятельно устанавливаемые предприятиями и организациями цены и тарифы.

Установили, что централизованно устанавливаемые цены и тарифы на продукцию, товары и услуги утверждаются в зависимости от их народнохозяйственной и социальной значимости Советом Министров СССР, Государственным комитетом СССР по ценам, министерствами и ведомствами, Советами Министров союзных и автономных республик, исполкомами местных Советов народных депутатов. На важнейшую продукцию такие цены определяются вместе с разработкой общегосударственного плана.

Договорные цены и тарифы устанавливаются министерствами, ведомствами и предприятиями-изготовителями по согласованию с потребителями на продукцию производственно-технического назначения, изготовляемую по разовым и индивидуальным заказам, новую или впервые осваиваемую продукцию, новые непродовольственные товары народного потребления, а также отдельные виды продовольственных товаров, реализуемые объединениями и предприятиями по согласованию с торгующими организациями, на срок до 2 лет по перечню, определенному Государственным комитетом СССР по ценам, конечную продукцию научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, сельскохозяйственную продукцию, закупаемую у населения, и продукцию, закупаемую и реализуемую кооперативными организациями, другие виды продукции (работ, услуг), предусмотренные законодательством.

Самостоятельно устанавливаемые цены и тарифы утверждаются предприятиями, организациями и кооперативами на продукцию производственно-технического назначения и сельскохозяйственную, товары народного потребления и услуги, на которые не применяются централизованно утверждаемые цены, а также на продукцию и услуги для собственного потребления или реализуемые в собственной торговой сети.

Установили, что по мере развития полного хозяйственного расчета и самофинансирования, оптовой торговли средствами производства и прямых хозяйственных связей сфера применения договорных, а также самостоятельно утверждаемых цен будет расширяться;

к) поручили Государственному комитету СССР по ценам и его органам на местах отменять экономически необоснованные цены, утвержденные министерствами и ведомствами, объединениями и предприятиями, применять установленные Законом СССР о государственном предприятии (объединении) экономические санкции в случае нарушения государственной дисциплины цен.

Приравняли нарушения государственной дисциплины цен к припискам в государственной отчетности.

Председатель

Совета Министров

Башкирской АССР

М.МИРГАЗЯМОВ

Управляющий

делами Совета Министров

Башкирской АССР

А.АФАНАСЬЕВ-----------