Российские законы

Комментарий Пресс-службы Президента РБ <К Постановлению Конституционного Суда Республики Башкортостан по делу о толковании пункта 24 статьи 86 и статьи 87 Конституции Республики Башкортостан в связи с запросом Президента Республики Башкортостан, принятым 14 мая 2002 года N 20-П>

ПРЕСС - СЛУЖБА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

КОММЕНТАРИЙ

Конституционный Суд Республики Башкортостан рассмотрел данное дело в связи с запросом Президента Республики Башкортостан, в котором содержится просьба о разъяснении соотношения между положениями Конституции Республики Башкортостан и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, касающимися его полномочий по досрочному прекращению деятельности парламента республики.

Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан может быть распущено в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом. В то же время статья 87 Конституции Республики Башкортостан устанавливает, что полномочия Президента Республики Башкортостан не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти.

Роспуск парламента означает досрочное, принудительное прекращение его полномочий. Он закреплен в конституционных актах почти повсеместно. Эта крайняя мера воздействия в отношении парламента очень редко используется на практике. Юридическая природа роспуска имеет двоякое значение. Роспуск необходим для сбалансирования полномочий в системе публичной власти. Чаще всего он применяется в тех случаях, когда между законодательной и исполнительной властью возникают непреодолимые разногласия. После внеочередных выборов продолжает функционировать та ветвь власти, которая получает поддержку избирателей. В статьях 111 и 117 Конституции Российской Федерации предусматривается роспуск Государственной Думы именно в таких целях. Роспуск может быть применен также за нарушение представительными органами Конституции и законов государства. Федеральным законодательством определяются основания досрочного прекращения их полномочий прежде всего за конституционные правонарушения. Однако те органы, которые уполномочены применять эти законоположения, по-разному понимают их предназначение, смысл и содержание. В частности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления считают, что роспуск не относится к общим принципам организации их деятельности и, следовательно, не подлежит регулированию федеральным законом.

В ряде своих решений Конституционный Суд Российской Федерации дал обоснование необходимости роспуска и сформулировал критерии, при наличии которых применение этой меры допускается. Общим требованием является наступление в результате применения признанных неконституционными или недействующими норм тяжких последствий, а именно массовых и грубых нарушений прав и свобод человека и гражданина, угроза единству, территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации. Ущерб публичным интересам подлежит доказыванию в суде, а судебное решение должно носить окончательный характер. Любые заинтересованные лица вправе и обязаны использовать все имеющиеся средства судебной защиты для подтверждения законности своих действий и решений, в том числе обращения в высшие в иерархии федеральных судов инстанции.

Вышеприведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации легла в основу комментируемого решения Конституционного Суда Республики Башкортостан. В нем определено, что Президенту Республики Башкортостан право распускать законодательный орган Республики Башкортостан предоставлено непосредственно федеральным законом, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан. При этом федеральный закон не предусматривает, что законом Республики Башкортостан это полномочие Президента Республики Башкортостан может быть ограничено. Иначе говоря, норма федерального закона является нормой специального действия, а норма Конституции Республики Башкортостан - общего действия. Согласно общим принципам права в этом случае приоритет имеет специальная норма. Поэтому Суд пришел к выводу, что положение статьи 87 Конституции Республики Башкортостан не может быть истолковано как предусматривающее освобождение Государственного Собрания Республики Башкортостан от привлечения к конституционно - правовой ответственности в форме досрочного прекращения полномочий в соответствии с федеральным законом.

С другой стороны, Суд указал, что это полномочие Президента Республики Башкортостан носит дискреционный характер. Это означает, что глава государства этим правом может и не воспользоваться. Для его осуществления необходимо наличие ряда существенных обстоятельств, установленных актами судебной власти различных инстанций. Необходимость судебной процедуры является гарантией обоснованности и правомерности роспуска Государственного Собрания Республики Башкортостан в соответствии с федеральным законом. Решение Президента Республики Башкортостан может быть обжаловано как самим парламентом, так и избирателями.

Пресс - служба

Президента

Республики Башкортостан