Российские законы

<Разъяснения> УМНС РФ по РБ <Разъяснения некоторых вопросов налогоплательщикам>

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО

НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

РАЗЪЯСНЕНИЯ

Вопрос: Недавно в здании налоговой инспекции нашего города открылся консультационный центр. Теперь при обращении в ГНИ за разъяснением налогового законодательства, заполнения различных форм отчетности нас направляют в консультационный центр, услуги которого, естественно, платные. Должны ли работники налоговой инспекции консультировать налогоплательщиков?

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщикам предоставлено право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

В то же время на налоговые органы возложена обязанность проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (пункт 1 статьи 32 НК РФ).

Порядок представления информации и письменных разъяснений по вопросам применения законодательства по налогам и сборам регламентируется Положением об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов, утвержденным Приказом МНС России от 05.05.1999 N ГБ-3-15/120. Информирование представляет собой воспроизведение налоговым органом той информации, которая содержится в законодательстве и которую налогоплательщик в принципе может получить самостоятельно, но законом предусмотрено, что такую информацию можно получить и в налоговом органе.

Информация о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, представляется налоговыми органами для общедоступного ознакомления в местах нахождения налоговых органов с использованием устных объявлений, информационных стендов, табло и иных технических средств, применяемых для распространения информации. Информация об опубликованных правовых актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, представляется в части названия акта, его реквизитов, источника его официального опубликования.

Кроме этого, налогоплательщик или его уполномоченный представитель имеет право обратиться в налоговый орган с письменным запросом по вопросам применения им законодательства о налогах и сборах и порядка исчисления и уплаты им налогов и сборов. В письменном запросе должна содержаться подробная информация о его предмете с приложением всех имеющихся у налогоплательщика документов и материалов, относящихся к запросу. Запрос подлежит рассмотрению не позднее чем в месячный срок со дня его получения.

Информация по вопросам налогов и сборов, а также ответы на письменные запросы налогоплательщиков или их уполномоченных представителей даются налоговыми органами бесплатно.

Следует особо отметить, что согласно действующему законодательству консультирование налогоплательщиков в обязанности налоговых органов не входит.



Консультирование как способ реализации прав конкретного налогоплательщика на получение квалифицированной помощи профессионала - это деятельность независимых от налоговых органов субъектов по даче рекомендаций, составлению документов, представительству, осуществляемая в интересах налогоплательщиков. По содержанию эта деятельность несколько шире, чем деятельность по информированию и даче разъяснений, следовательно, должна включать в себя анализ конкретной ситуации клиента с изучением полного комплекта документов и дачу на его основе рекомендаций налогоплательщику.

Таким образом, отношение между налогоплательщиками и налоговыми органами не могут выходить за рамки, ограниченные Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно: налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу и информировать по строго определенному кругу вопросов, но они не должны и не вправе консультировать налогоплательщиков.

Вопрос: Установил программу “TaxForm“. При вводе данных об организации пишет, что заносим с ошибкой, хотя все реквизиты и данные вводим правильно, из-за этого и распечатать формы не можем. В чем причина?

Ответ: Данная ошибка возникает из-за количества разрядов в номере свидетельства о постановке на учет. Предположительно у Вас девятизначный номер свидетельства.

Если изменить в меню “TaxForm | Параметры организации“ значение номера свидетельства на любое семизначное, то при сохранении система выдает сообщение с перечнем ошибок, которые необходимо исправить.

После корректного ввода всех остальных параметров организации и сохранения их следует вернуться к реквизиту “номер свидетельства о постановке на учет“, исправить его на реальный (девятизначный) номер и нажать кнопку “OK“ в диалоговом окне “Параметры организации“.

В новой версии “TaxForm“ данная ошибка исправлена. Произведено обновление версии в территориальных налоговых органах РБ и на сайте Управления МНС России по РБ.

Вопрос: Скачал Вашу программу TaxForm 2003. После заполнения параметров организации, как указано в инструкции, не смогли внести данные в ячейки. “Ячейка защищена от изменений. Снимите защиту...“. При запуске макросы были включены. Хотелось бы узнать, как исправить это.

Ответ: Согласно разделу “Рекомендации по заполнению форм отчетности“ руководства пользователя ПК “Подготовка налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде“ (“TaxForm“) в ячейках желтого цвета скрыты формулы, их значения рассчитываются автоматически. Заполнять следует только ячейки зеленого цвета.

Начальник



отдела работы с налогоплательщиками

УМНС России по РБ

С.ШУРЫГИН