Российские законы

<Разъяснение> УМНС РФ по РБ “Земля стала дешевле“

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО

НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

РАЗЪЯСНЕНИЕ

ЗЕМЛЯ СТАЛА ДЕШЕВЛЕ

Земельный налог отнесен к местным налогам, хотя платежи регулируются Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ (с изменениями и дополнениями) с учетом Закона РБ от 28.02.1992 “О плате за землю“ (с изменениями и дополнениями), а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии с Законом РБ от 06.02.2003 N 464-з “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан “О плате за землю“ Закон РБ от 28.02.1992 “О плате за землю“ принят в новой редакции. При этом значительно снижены ставки земельного налога по отдельным объектам налогообложения.

Так, земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.

По указанным земельным участкам, расположенным на землях Уфимского района, ставка земельного налога в 2003 году составляет 0,30 коп. за 1 квадратный метр, или всего 30 коп. за 1 сотку, в Чишминском районе - 35 коп., в Кармаскалинском - 38 коп., Иглинском районе - 21 коп. за 1 сотку.

Для садоводческих товариществ г. Салавата, расположенных на землях Мелеузовского района, указанная ставка земельного налога в 2003 году составила 0,27 коп. за 1 квадратный метр, или всего 27 коп. за 1 сотку.

В результате ставка налога за указанные земли, по сравнению с 2002 годом, снижена почти в 40 раз.

Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства в границах городской (поселковой) черты, устанавливается в размере 25,92 копейки за квадратный метр, что в 2 раза меньше прежней ставки.



Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех организаций и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель.

Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории местными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.

В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 51,84 копейки за квадратный метр.

Налог за земли, занятые индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, в прежней редакции Закона взимался по полным ставкам земельного налога, установленным в городах или поселках городского типа.

Следует отметить, что налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода (за исключением площадей дачных участков и индивидуальных гаражей) взимается в двукратном размере.

Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в границах городской (поселковой) черты, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы взимается в размере 15 процентов, а свыше двойной нормы - по полным ставкам земельного налога, установленным для городских земель.

В соответствии со статьей 11 Закона РБ от 28.02.1992 “О плате за землю“ (в редакции Закона РБ от 06.02.2003 N 464-з) от уплаты земельного налога, в пределах суммы земельного налога, остающейся в распоряжении Республики Башкортостан, освобождаются:

1) инвалиды III группы;

2) военнослужащие последнего военного призыва Великой Отечественной войны, ветераны труда, ветераны Вооруженных Сил, правоохранительных органов и других ведомств при достижении пенсионного возраста;



3) республиканские общества инвалидов и их организации;

4) высшие учебные заведения, научно-исследовательские организации Академии наук Республики Башкортостан, а также министерств и ведомств Республики Башкортостан по перечню, утверждаемому Правительством Республики Башкортостан;

5) земли, занятые республиканскими автомобильными дорогами общего пользования, аэродромами, аэропортами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к государственной собственности Республики Башкортостан.

Данная льгота предоставляется в пределах сумм земельного налога, поступающих в бюджет Республики Башкортостан.

В этой связи указанные категории плательщиков подлежат освобождению от уплаты земельного налога в 2003 году в части республиканского бюджета.

Статьей 10 Закона РБ от 26.12.2002 N 428-з “О республиканском бюджете Республики Башкортостан на 2003 год“ установлено поступление в республиканский бюджет Республики Башкортостан земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков в размере 50 процентов доходов. Таким образом, освобождение вышеуказанных категорий плательщиков от уплаты земельного налога производится на 50% суммы налога за земельные участки, расположенные в границах города (поселка).

В соответствии со статьей 12 Закона РБ “О плате за землю“ органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

В связи с этим льготы по земельному налогу за участки, расположенные в сельской местности и вне городской черты, в пределах суммы налога, остающейся в местном бюджете, могут быть предоставлены соответствующими органами местного самоуправления.

Налоговая декларация по земельному налогу заполняется и представляется налогоплательщиком в налоговый орган по каждому земельному участку ежегодно не позднее 1 июля. По вновь отведенным земельным участкам среди года налоговая декларация представляется в течение месяца с момента их приобретения.

За ту часть площади земельного участка, которая находится у организации неполный год, налоговая декларация составляется и выводится налоговая база по земельному налогу пропорционально количеству месяцев или дней использования земельных участков.

Начисление земельного налога гражданам производится налоговыми органами, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога.

Уплата земельного налога юридическими лицами, кроме сельскохозяйственных предприятий, производится равными долями не позднее 15 апреля, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября. Крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия уплачивают земельный налог не позднее 15 ноября текущего года. Физические лица уплачивают земельный налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года.

Садоводческие товарищества, как сельскохозяйственные предприятия, уплачивают сумму земельного налога не позднее 15 ноября.

В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном законодательством. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налоге дня уплаты налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Если в течение года у налогоплательщиков появилось право на льготу, то они освобождаются от уплаты налога с месяца, в котором была предоставлена льгота. При утрате в течение года права на льготу налогоплательщик обязан уплачивать налог с месяца, следующего за месяцем, в котором было утрачено это право.

Плата за землю в соответствии со статьей 15 Закона “О плате за землю“ устанавливается на основании документа, удостоверяющего право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.

В настоящее время правоустанавливающими документами на землю являются: свидетельство о государственной регистрации прав, ранее выданные свидетельства на право собственности на землю, государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, а также договора аренды земли, которые также подлежат регистрации в регпалате в случае заключения их сроком более 1 года.

В случае, если права на землю не оформлены соответствующим образом, установление платы за землю производится на основании ранее выданных налогоплательщику документов, удостоверяющих право на земельный участок, решения соответствующих органов о предоставлении земель, а также материалов по обмеру земельных участков, градостроительной документации, имеющейся в органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, комитетах по земельным ресурсам и землеустройству и у самих землепользователей. Площади земельных участков в данном случае согласовываются плательщиком с районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Согласно пункту 24 Инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 “По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю“ земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков. Поэтому до выдачи указанных документов взимание земельного налога с юридических лиц и граждан правомерно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков.

Указанное подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.01.2002 N 7486/01, в соответствии с которым отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога.

В соответствии с пунктом 26 Инструкции МНС России “По применению Закона РФ “О плате за землю“ до выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками членам садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ налогоплательщиками земельного налога являются указанные товарищества, которые представляют налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных товариществ (за исключением членов товариществ, получивших такие свидетельства).

Исчисление земельного налога производится со всей площади земельного участка товарищества, в т.ч. и с площадей земель общего пользования, за исключением земельных участков, закрепленных за физическими лицами, которым в соответствии с Законом “О плате за землю“ предоставлены льготы.

Если члены указанных выше товариществ имеют документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, земельный налог исчисляется каждому из них налоговыми органами, и в таком случае каждый член данного кооператива и товарищества уплачивает земельный налог самостоятельно.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога за сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.

Начальник

отдела прочих налоговых и

неналоговых поступлений УМНС

России по Республике Башкортостан

Ж.СИБАГАТУЛЛИН