Российские законы

Решение Совета городского округа г. Уфа РБ от 04.08.2006 N 14/4 “Об утверждении корректировки Генерального плана города Уфы Республики Башкортостан“

СОВЕТ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

от 4 августа 2006 г. N 14/4

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОРРЕКТИРОВКИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА

ГОРОДА УФЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

В соответствии со ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 4, 18 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан, с учетом результатов публичных слушаний по корректировке Генерального плана города Уфы Республики Башкортостан Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан решил:

1. Утвердить корректировку Генерального плана города Уфы Республики Башкортостан (приложение N 1).

2. Опубликовать данное решение в газете “Вечерняя Уфа“ и разместить информацию на официальном сайте Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан в сети Интернет.

3. Опубликовать откорректированный Генеральный план города Уфы Республики
Башкортостан в газете “Вечерняя Уфа“ и разместить информацию на официальном сайте Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан в сети Интернет.

4. Откорректированный Генеральный план города Уфы Республики Башкортостан в течение трех дней со дня его утверждения направить в высший исполнительный орган государственной власти Республики Башкортостан - Правительство Республики Башкортостан.

5. Контроль за исполнением данного решения возложить на постоянную комиссию по городскому хозяйству, застройке, земельным и имущественным отношениям Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан (Абдрахимов Р.Р.).

Председатель

Совета городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

И.Г.НИГМАТУЛЛИН

Приложение N 1

1. Архитектурно-планировочный каркас

Уфа - город с богатой историей и непростой судьбой. Заложенный в 1574 году, он уже в 1586 году получил статус города, в 1802 году стал центром обширной губернии, административной и экономической столицей степного Предуралья. На протяжении XIX и XX веков город бурно развивался, превратился в город-“миллионник“, важнейший экономический центр России, столицу крупного субъекта Российской Федерации.

В наше сложное время остро стоит вопрос о путях дальнейшего развития города.

Должен ли измениться характер его развития, какие имеющиеся ресурсы должны быть востребованы и задействованы, какие территории следует вовлечь в процесс роста городских земель и с какой целью? В какой мере может быть использован накопленный городом промышленный, финансовый и интеллектуальный потенциал в условиях изменившейся экономической политики?

На многие из этих вопросов ответ должен дать генеральный план развития города.

В компетенцию генерального плана входят, прежде всего, вопросы территориального развития города, использования его земель, совершенствования его пространственно-планировочной структуры. Генеральный план является сводом документации градостроительного характера, отражающим комплекс сложных социально-экономических условий, затрагивающих все стороны внутригородского развития и судьбы горожан.

Развитие городов в последние 10 - 15 лет вошло в
кризисную фазу, которая прямо связана с переживаемыми изменениями в стране. Кризисная ситуация выразилась в качественном изменении прогнозов развития города, в иной оценке перспектив пространственной структуры его роста, развития транспортной и инженерной инфраструктуры.

Градостроительные службы г. Уфы выбрали путь постоянного мониторинга стремительно меняющейся ситуации и по мере выявления “узких“ мест старались оперативно реагировать на происходящие изменения разработкой соответствующей документации градостроительного и нормативного характера.

Этим объясняется динамика появления градостроительных документов, регулирующих развитие города, - ТЭО генерального плана (1987 г.), Схема генерального плана Большой Уфы (1993 г.), Генеральный план города (1995 г.), которые выполнялись Ленгипрогором, и серия документов проектного характера, разработанная в период 1998 - 2005 гг. ЗАО “Ленпромстройпроект“. В число этих документов входят:

“Эколого-экономическое обоснование функционального зонирования территории“ и “Оценка стоимости земли, расчет ставок земельных платежей по зонам градостроительной ценности“, выполненные в 1998 году;

“Зональный регламент“ и “Разбивка земель на зоны, массивы и кварталы“ (1999 г.);

“Концепция повышения использования территории города за счет развития транспортной инфраструктуры“ (2000 г.);

“Концепция инвестиционного развития северной промышленной зоны“ (2001 г.);

“Концепция развития схемы теплоснабжения города на период до 2020 г.“ (2002 г.);

“Схема дренажно-ливневой канализации города Уфы на 2010 - 2020 гг.“ (2003 г.);

“Технико-экономические обоснования использования железной дороги для внутригородских перевозок в г. Уфе“, Положение о резервировании территорий в городе для государственных и общественных нужд, Положение о порядке межевания территории (2004 г.).

Этими документами закладывалась база для регулирования градостроительной деятельности в городе. Помимо этого, ЗАО “Ленпромстройпроект“ разработало документацию по проектам отдельных градостроительных узлов и районов города: Южный планировочный район, жилой район Затон, жилой район Кузнецовский Затон, проект Центральной торгово-пешеходной зоны ул. Социалистической.

Накопленный опыт позволил приступить
к корректировке генерального плана города, разработанного в 1995 году.

Предшествующий генеральный план г. Уфы, выпущенный в 1995 году, суммировал знания по развитию города, накопленные в советский период. Он попытался ответить на вопросы, поставленные жизнью перед городом в период рыночных реформ за 1991 - 1994 гг.

В настоящее время развитие страны и в том числе г. Уфы ушло далеко вперед, поэтому прогнозы первой половины 1990-х годов нуждаются в серьезном пересмотре и переоценке. Анализ Генерального плана 1995 г. показывает, что отдельные его установки были выбраны правильно и могут быть приняты в качестве основы для нового генерального плана, а другие положения должны быть пересмотрены.

В число базовых положений, которые не приняты на перспективу, входят:

завышение прогнозной численности населения города, которая прогнозировалась на уровне 1150 - 1200 тыс. человек;

предложение по созданию “параллельного“ города восточнее р. Уфы;

сохранение эксцентриситета центра города относительно остальной застройки;

сохранение структурной однородности городской застройки, характерной для советского периода;

недооценка развития сферы услуг и финансово-деловой активности в формировании городской среды, особенно формировании центра города.

Проектировщики предшествующего генерального плана проделали большую работу по выявлению узловых точек развития города и предложили мероприятия, направленные на совершенствование городской структуры. Однако не была проведена оценка реальных возможностей городского бюджета и степени развития строительного комплекса. Запланированные объемы капитальных вложений, строительно-реконструктивных работ превышали возможности города.

В результате реалистичность генерального плана г. Уфы была поставлена под сомнение и появилась настоятельная необходимость в корректировке его основных положений.

Ошибка в определении прогнозной численности населения повлекла за собой ориентацию на серьезное территориальное расширение города, выход за пределы водораздельного плато в сторону района Шакша - Юрмаш. Ориентация на нормативы и стандарты советского периода
в оценке прогнозных параметров развития сферы услуг и коммерческо-деловой активности вызвала недооценку ресурсной базы для развития центральных функций и реконструкции городской среды.

Решение транспортной проблемы виделось как сочетание развития системы скоростных дорог и магистралей непрерывного движения с линией метрополитена, пронизывающих город в меридиональном направлении. Отсутствие необходимых капитальных вложений в строительство метрополитена заставляет сегодня искать альтернативные решения.

Провозглашенный в генеральном плане курс на развитие исторического центра города в значительной степени был обесценен слабой ресурсной базой для создания насыщенной городской среды, присущей центру миллионного города, Административно-управленческий ресурс, являвшийся в советской градостроительной традиции основным средством создания городских центров, не обеспечивал необходимого средового разнообразия и высокой функциональной плотности.

В сфере обслуживания следование принятым нормам советского периода приводило к ориентации на систему обслуживания по месту проживания, с более-менее равномерным покрытием территории города сетью объектов торговли и сферы услуг. В то же время возможность концентрации этих объектов в центре рассматривалась как избыточная, связанная с перерасходом ресурсов.

На период разработки генерального плана роль и значение объектов финансово-деловой сферы и ее удельный вес в структуре центра недооценивались, в практике функционального зонирования отсутствовало понятие финансово-делового центра как ведущей зоны, определяющей значение городского центра и его специфику.

Разработчики предыдущего генерального плана сформировали городской центр вдоль ул. Ленина, сконцентрировав учреждения республиканского уровня (административные, научные, культурно-познавательные) как имеющие наибольшее статусное положение. Объекты обслуживания были сгруппированы в транспортных узлах и на подступах к центру, финансово-деловой центр не выделялся как особая зона городского центра.

На уровне предыдущего генерального плана возникало понимание исчерпанности пути гипертрофированного наращивания промышленного потенциала. Территориальные особенности г. Уфы привели к тому, что в продолжении оси развития городской
застройки в пределах Уфимского полуострова возник город промышленности, по площади сопоставимый с основным. Места проживания и места приложения труда получили сообщение по последовательно-линейному принципу, со все большим удалением промзон от территории жилой и общественной застройки.

Генеральный план 1995 г. давал оценку территориального роста промышленной зоны города как предельную и прогнозировал дальнейшее развитие промышленности города на тех же площадях за счет внедрения высоких технологий. В 2001 году ЗАО “Ленпромстройпроект“ предложило концепцию разуплотнения Северной промышленной зоны, формирования внутренних “зеленых коридоров“ и насыщение ее элементами научного и бытового сервиса, приблизив тем самым структуру промышленной зоны к структуре собственно города.

Резервом развития промышленного потенциала города остается перепрофилирование предприятий на выпуск наиболее конкурентоспособной продукции. Предлагается вынос части предприятий из жилых районов и зоны центра.

Корректировка генерального плана использует прошедшие проверку временем положения:

- развитие транспортных коммуникаций;

- курс на активную реабилитацию исторического центра;

- активная застройка Старой Уфы и Нижегородки;

- выход застройки за пределы Уфимского полуострова в районы Демы, Затона, Чесноковки, Нагаево и Шакши;

- повышение удельного веса общественной застройки за счет объектов сферы услуг и торговли;

- развитие малоэтажного типа застройки как массового жилья;

- организация системы скоростных автомагистралей и развязок (других видов скоростного транспорта) как средство решения транспортной проблемы города.

Генеральным планом 1995 года предусматривалось развитие селитебных территорий за пределами Уфимского полуострова, прежде всего в районах Шакша - Юрмаш, Дема и Затон.

Предложения по новому генеральному плану меняют акценты застройки - предпочтение отдается западному направлению, прежде всего Затону, Деме и зоне аэропорта (Чесноковка - Уршак). В этих районах предполагается активное жилищное строительство в пределах транспортной доступности до центра города, сравнимой с аналогической доступностью от
районов Уфимского полуострова - Сипайлово и Черниковск.

Предполагается полный отказ от идеи “параллельного“ города и сдержанное развитие зоны Шакша - Юрмаш. В пользу измененного варианта говорят следующие факторы:

существующий центр города продолжает сохранять тенденцию к развитию на своем историческом месте;

удаленность новых районов жилой и общественной застройки от центра не должна превышать параметров, сложившихся на территории Уфимского полуострова;

новая застройка должна, по возможности, ликвидировать возникший эксцентриситет размещения центра в структуре города.

Активное развитие перечисленных выше зон отвечает этим принципам, создавая вокруг центра “ожерелье“ крупных жилых районов.

Застройка районов Затон и Кооперативная поляна вместе с освоением района Нижегородки превращает реку Белую во внутреннюю водную артерию г. Уфы пока только на отдельных участках ее русла. Тем самым закладывается возможность формирования в будущем общей оси градостроительного развития Большой Уфы вдоль русла р. Белой по обоим ее берегам.

“Концепция развития Южного планировочного района“, СПб, АОЗТ “Ленпромстройпроект“, 2001 г., внесла коррективы в принципы организации центра города, которые были заложены в генеральном плане 1995 года. В соответствии с концепцией центр рассматривается как трехъядерная взаимоувязанная система. За историческим центром остается историко-культурная и торговая составляющая, расположенный севернее, в районе улиц Округ Галле и Р.Зорге, центр принимает на себя деловые, коммерческие, финансовые функции, становится деловым центром - “Сити“, “Уолл-стритом“ башкирской столицы. В районе Старой Уфы предполагается развитие третьего ядра центра (ул. Салавата Юлаева, Сочинская, Менделеева). Этот центр следует рассматривать вместе с лежащей на противоположном берегу Кооперативной поляной как главные въездные ворота г. Уфы, в месте ее первоначального рождения как населенного места.

В соответствии с предложениями ЗАО “Ленпромстройпроект“ деловой центр выделен в особую зону, в то время как
в предшествующем генеральном плане деловая составляющая растворена в системе многофункционального центра. Также существенно то, что административно-управленческая функция не обособляется, а является составной частью зоны исторического центра и района Старой Уфы.

Развитие событий между 1995 и 2001 гг. показали, что рыночные отношения многократно усиливают финансово-экономические связи, в том числе и далеко за пределами административных границ Башкортостана.

Уфа занимает чрезвычайно выгодное геостратегическое положение на линиях связи двух крупнейших экономических систем России: Поволжья и Урала, весь указанный ареал является хинтерландом делового центра Уфы, местом приложения его капиталов, интересов, энергии. В этом отношении роль Уфы как финансово-экономического центра обширного региона - от Самары и Ульяновска на западе до Челябинска и Екатеринбурга на востоке будет со временем только возрастать, как и роль и значение его делового центра.

Развитие транспортной системы в основном следует схеме генерального плана 1995 года. Изменения связаны, прежде всего, с отказом от гипертрофированного развития восточных пригородных районов - Шакши и Юрмаша. Для Уфимского полуострова принята система трех меридиональных магистралей - центральной, находящейся непосредственно в теле городской застройки (ось ул. Ленина, ул. 50-летия Октября, пр. Октября), и двух магистралей скоростного движения: западной - вдоль р. Белой и восточной - по ул. Салавата Юлаева, ближе к берегу р. Уфы.

В качестве быстрого и реального способа решения проблемы роста пассажироперевозок в черте города предлагается развитие внеуличного скоростного транспорта на базе существующей линии железной дороги.

Идея возникла тогда, когда стало ясно, что строительство метрополитена не обеспечено соответствующим развитием транспортной инфраструктуры города. Реализация плана строительства метрополитена в г. Уфе обусловлена завершением строительства основных меридиональных скоростных автомагистралей, что делает нереальным появление метрополитена в
ближайший период времени.

Железнодорожная линия пронизывает город по всей его длине, в том числе промзону Северную и близлежащие населенные пункты - Уршак (аэропорт), Дему, Шакшу.

В пределах города линия железной дороги пересекает Нижегородку и далее пролегает вдоль берега р. Белой на пониженных отметках относительно застроенной территории. Оборудованные подъемниками и эскалаторами, пересадочно-распределительные комплексы предлагаются в районах: Правая Белая, Уфа (вокзал), Затонская и Бельский парк.

На базе пересадочных узлов предложено сформировать крупные центры обслуживания населения. Уникальная градостроительная ситуация в этих узлах позволит создать на их базе архитектурные композиции высокой степени своеобразия и оригинальности, сделав их знаковыми элементами городской структуры, “визитной карточкой“ города.

Разработка пешеходных связей и направлений, обозначенная в генеральном плане 1995 года, получила дальнейшее развитие в последующих градостроительных предложениях. Для исторического центра разработан проект торгово-пешеходной зоны в районе ул. М.Карима. Пешеходно-транспортные и пешеходные улицы, сведенные в систему, должны обеспечивать насыщение территории объектами обслуживания, элементами уличного дизайна и благоустройства. В результате возрастет ценность прилегающей территории и ее инвестиционная привлекательность.

Природные условия развития города на сравнительно узком водораздельном плато между реками Белой и Уфой обеспечивают удобные выходы на окружающие город природно-ландшафтные территории, составляющие основной рекреационный потенциал. Вокруг города выделяются три типа ландшафтов - лесной, луговой и водной акватории. Генеральный план 1995 года предлагал объединить их в систему “экопарка“ с выделением различных зон режима охраны и использования. Идея “экопарка“ как основной природно-рекреационной территории в черте города реалистична и принята к разработке в рамках корректировки генерального плана. Особую значимость приобретают зеленые насаждения противоэрозийного характера по склонам водораздельного плато, которые предлагается благоустроить и включить в систему городских парков.

В настоящее время выдвинуты
проектные предложения по благоустройству лугопарковых зон в районе Кузнецовского Затона (на базе организации зоопарка и детского развлекательного комплекса) и прибрежной зоны реки Белой в районе Затона.

2. Социально-экономические параметры

градостроительных преобразований

Необходимость расширения границ проектирования.

Проблемы развития

Город Уфа - один из тринадцати городов-“миллионников“ Российской Федерации. Численность населения на 1 января 2005 г. составляла 1089,1 тыс. чел. Являясь крупнейшим городом, столицей в Республике Башкортостан.

Уфа занимает центральное положение в Республике Башкортостан.

Город достиг такого уровня развития социально-экономического потенциала, что служит ядром действующей системы взаимосвязанных промышленных, транспортных, аграрных, складских и прочих связей на прилегающих к нему территориях, образуя Уфимскую агломерацию. Это высокоурбанизированная территория (83% населения проживает в городах и поселках городского типа) с развитым сельским хозяйством.

Влияние Уфы на тяготеющие пригородные районы проявляется в экономических связях, в развитии маятниковой (суточной) миграции населения между Уфой и населенными пунктами, расположенными в 50 - 60 км транспортной доступности от столицы республики. Наибольшей насыщенностью связей “город - окрестности“ характеризуется Уфимский район, что дало основание в процессе разработки корректировки генплана города расширить границы рассмотрения применительно к городскому округу, т.е. городу Уфе, вместе с прилегающими территориями Уфимского района.

Влияние Уфы на прилегающую территорию в значительной степени определяется развитием транспорта, инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального сектора - систем энергоснабжения, газоснабжения, канализации, полигонов промышленных и бытовых отходов, кладбищ и т.д.

Город Уфа и Уфимский район представляют собой единую взаимодополняющую систему, элементы которой не могут успешно функционировать в отдельности друг от друга. Дальнейшее формирование городского округа город Уфа РБ - это реализация потенциала столицы республики, расширения его возможностей и средств разрешения возникающих градостроительных проблем. Автономный город на современном этапе не отвечает масштабам интенсивности процесса развития, требующего более широкой территориальной базы.

В существующих границах город Уфа является многофункциональным экономическим, транспортным, научным и культурным центром республики. Площадь его территории составляет 76,5 тыс. га. Город состоит из семи административных районов и пяти сельских советов. В его границах 28 населенных пунктов.

Растянутость города с севера на юг (на расстояние 44 км) и пространственная разобщенность мест жительства от основных мест приложения труда увеличивают нагрузку на транспортную систему и затраты времени на передвижения.

Уфа - генератор развития экономики республики - нуждается в перестройке экономической структуры, поддержке наиболее перспективных, в том числе наукоемких и высокотехнологических производств, изменении структуры занятости в пользу третичных и четвертичных сфер деятельности.

К основным факторам, сдерживающим успешное развитие Уфы, следует отнести:

- изношенность основных фондов во многих отраслях экономики. Несмотря на позитивную динамику ввода новых основных фондов и ликвидации старых, интенсивность обновления фондов в городе, в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов хозяйствующих субъектов, недостаточна;

- относительная дороговизна факторов производства, особенно тех производств, в которых весь сложный ресурсоемкий процесс производства происходит на городских территориях;

- медленный прирост инвестиций в экономику города, вызванный, во-первых, относительно низкой нормой отдачи на вкладываемый капитал, во-вторых, слабой защищенностью инвестиций, в-третьих, низкой эффективностью стимулирования инвестиций;

- низкая эффективность использования многих производственных территорий, особенно в центре города.

Оценка эффективности использования промышленных территорий

При выявлении резервов высвобождения производственных территорий для иного функционального использования анализировались экономико-финансовые показатели деятельности промышленных предприятий.

Выявилось, что средняя выручка большинства из них в 2003 г. составляла 500 - 800 тыс. руб. на одного работника в год. При этом по таким подотраслям, как нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, пивоваренная удельная выручка превышала 1,5 млн. руб. на одного работника. В то же время по большинству предприятий машиностроения, металлообработки, ремонта машин и оборудования, производства металлоконструкций и изделий, стеновых материалов, легкой промышленности выручка на одного работника не превышала 300 тыс. руб. (что с учетом всех вычетов соответствует ежемесячной заработной плате работника менее 4,2 тыс. руб.).

Среди предприятий с низкой выработкой на одного работника можно отметить “Электроаппарат“, УАПО, “Уфимкабель“, БПО “Прогресс“, УМПО, Уфимский комбинат строительных материалов и многие другие, занимающие значительные территории центральной части города. Загрузка этих предприятий, как правило, не превышает 50%, фактический износ основных фондов 60 - 70% и ежегодно увеличивается из-за отсутствия средств для их воспроизводства. Моральный износ фондов также велик, т.к. соответствует технологическим требованиям 25 - 30-летней давности.

Отсюда возникает необходимость проведения мероприятий по диверсификации многих действующих, промышленных предприятий и выводу на другую территорию (за пределы городской черты) или ликвидации опасных и вредных производств, в дальнейшем - в замене ряда производственных зон города на жилые, общественно-культурные, деловые зоны и центры.

Анализ реализации предшествующего генерального плана

Предшествующий генплан г. Уфы (Санкт-Петербург, 1995 г.) был разработан с большим запасом по территориальному развитию. Многие его положения не потеряли актуальность, хотя и не были реализованы. С другой стороны, изменившиеся социально-экономические условия побудили авторов корректуры проекта пересмотреть ряд принципиальных позиций.

Прогноз численности населения города по генплану на I очередь строительства (2005 г.) - 1150 тыс. чел. - не оправдался. Численность населения на 01.01.1994 составляла 1094,1 тыс. чел. (на 1 января 2003 г. - 1089,1 тыс. чел.). Причиной уменьшения численности населения являлся отрицательный естественный прирост населения и тенденции к сокращению внешней миграции.

Не оправдались прогнозы, связанные с резким увеличением трудовых ресурсов и занятости в г. Уфе уже к 2005 г. Фактически произошло уменьшение количества граждан трудоспособного возраста. Сократилась и численность занятых в экономике (см. таблицу 1).

Предложенный генпланом 1995 г. принцип рассредоточения населения в системе Уфимской агломерации с расселением во внешней зоне (Шакша, Юрмаш, Затон и др.) порядка 100 - 150 тыс. чел. предполагал быстрый рост миграционных потоков только с трудовыми целями с 5 тыс. чел. в 1993 г. до 30 тыс. чел. в 2005 г. и 40 - 60 тыс. чел. - к 2015 г.

Действительно, Уфа, являясь многофункциональным экономическим, научным и культурным центром республики, может представить наиболее широкий спектр мест приложений квалифицированного труда. Однако заложенные генпланом темпы роста миграционных потоков не представляются оправданными. Предлагаемые генпланом 1995 г. радикальные изменения территориальной структуры г. Уфы с созданием еще одного крупного городского образования в Зауфимье на значительном удалении от основной застройки потребовали бы особо крупных финансовых вложений на транспортную и инженерную инфраструктуру. Однако эти затраты несоизмеримы с возможностями как самого города, так и всей республики.

Ошибка в определении прогнозной численности населения повлекла за собой ориентацию на серьезное территориальное расширение города, выход за пределы водораздельного плато в сторону района Шакша - Юрмаш. Ориентация на нормативы и стандарты советского периода в оценке прогнозных параметров развития сферы услуг и коммерческо-деловой активности вызвала недооценку ресурсной базы для развития центральных функций и реконструкции городской среды.

В связи с отсутствием инвестиций не был реализован планируемый предшествующими проектными разработками процесс перемещения части производств из Уфы в пригородные районы с созданием филиалов уфимских предприятий, опытно-экспериментальных баз и полигонов.

Динамика изменения основных показателей генерального плана

г. Уфы по сравнению с фактическими данными

Таблица 1

-----T-----------------------------T----------------------------T------------------------¬

¦ NN ¦ Показатели ¦ Генеральный план ¦ Фактически ¦

¦п.п.¦ +----------T-----------------+-----------T------------+

¦ ¦ ¦01.01.1994¦ проект ¦ 2002 г. ¦ 2003 г. ¦

¦ ¦ ¦ +--------T--------+ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦2005 г. ¦2015 г. ¦ ¦ ¦

+----+-----------------------------+----------+--------+--------+-----------+------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦

L----+-----------------------------+----------+--------+--------+-----------+-------------

1. Общая площадь земель в

административных границах

города, тыс. га 75,4 85,4 85,4 76,5 76,5

2. Численность населения с

учетом подчиненных

административно-террито-

риальных образований,

тыс. чел. 1094,8 1150 1200 1092,1<*> 1089,1<*>

3. Возрастная структура, %%

моложе трудоспособного

возраста 22,8 22,5 22,5 17,3<*> -

трудоспособный возраст 60,3 61 60 64,4 -

старше трудоспособного

возраста 16,9 16,5 17,5 18,3 -

4. Численность занятых в

экономике, тыс. чел. 517 560 600 385 339

5. Жилищный фонд, всего, 15850 21500 29150 18158,6 18535,1

2

тыс. м общей площади (на конец (на конец

года) года)

6. Средняя обеспеченность

2

жилой площадью, м /1 чел. 14,5 18,7 24,3 16,7 17,7<**>

-----------------------------------

<*> Данные приведены по статистическому сборнику “Социально-экономическое положение районов и городов РБ“. Уфа, 2003 г. по состоянию на 1 января.

<**> При расчете показателя использована численность постоянного населения с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 года.

В соответствии с краткими итогами переписи населения 2002 года численность населения города Уфы (включая подчиненные населенные пункты) составила 1049,5 тыс. человек.

Прогноз численности населения и структура занятости

Для того, чтобы обеспечить населению г. Уфы должное качество жизни и комфортность проживания, город должен идти по интенсивному, а не по экстенсивному пути развития. Основной принцип такого развития - реконструкция всей городской структуры.

При решении транспортных проблем, по опыту европейских городов приоритет следует отдать общественному транспорту, а не легковому. Это улучшит доступ населения к местам приложения труда, учреждениям социальной инфраструктуры, сделает город более чистым и безопасным.

Проектные показатели корректуры генерального плана рассчитывались на два срока: I очередь - 2015 г., расчетный срок - 2025 г.

По оптимистическому прогнозу корректуры генплана численность населения г. Уфы возрастет с 1089,1 тыс. чел. до 1100 тыс. чел. к 2015 г. и 1130 тыс. чел. - к 2025 г. при условии улучшения показателей рождаемости и привлечения лиц трудоспособного возраста из других районов республики, так как внешняя миграция будет сокращаться.

На рассматриваемый период значительных изменений в численности трудовых ресурсов и занятых в экономике не произойдет. Численность занятых в экономике не превысит 380 - 400 тыс. чел.

Очевидно, что все группы жителей города, которые будут составлять занятое трудоспособное население в 2015 г., уже представлены в современной демографической структуре.

Видимо не следует ожидать каких-либо резких структурных сдвигов и в составе отраслей экономики, составляющих основу производительного потенциала города. В то же время прогнозируется постепенный и медленный переток занятых из сферы производства во вторичный и третичный сектора экономики. Такие отрасли, как нефтепереработка и нефтехимия в обозримую перспективу при условии их модернизации останутся самыми доходными и прибыльными, хотя удельный вес данного сектора г. Уфы в объеме валовой продукции России не превысит 10%.

При этом малый производственно-экономический бизнес займет свою нишу обслуживания основных системообразующих отраслей города и республики.

Более активный переток работающих из сферы производства в отрасли переработки в сферу услуг и мелкий бизнес будет возможен только в том случае, если будет экономически выгодно и более прибыльно вкладывать деньги в перерабатывающие и особенно в наукоемкие отрасли г. Уфы. Такие условия может обеспечить только государство за счет различных льгот.

Получит ускоренное развитие вся финансовая инфраструктура, формирующая рынок капитала (страховые и паевые фонды, банковские активы, инвестиционные фонды и т.д.), а следовательно, возрастет занятость в данной сфере деятельности (см. таблицу 2).

Прогноз занятости населения г. Уфы

(в % к общей численности занятых в экономике)

Таблица 2

-------------“--------------------------T------------T-----------------------¬

¦ Наименование отрасли ¦Существующее¦ Прогноз ¦

¦ ¦ положение +-----------T-----------+

¦ “ожность использования железной дороги для внутригородских пассажирских перевозок, что значительно улучшит транспортный каркас г. Уфы.

Из всех аэропортов, находящихся в Приволжской зоне, только Международный аэропорт “Уфа“ имеет идеальное географическое расположение и неограниченную перспективу развития. Создание грузового терминала международного стандарта в аэропорту г. Уфы не только будет способствовать удовлетворению текущих требований, но и будет содействовать укреплению роли грузового узла в Приволжском регионе, создавая более крупный объем деятельности для всей Республики Башкортостан.

В последние годы Приволжская зона стала важнейшим транспортным пассажирским и грузовым узлом Российской Федерации и стран СНГ, поэтому Концепция программы развития ГУП “Международный аэропорт “Уфа“ сориентирована на развитие грузовых и пассажирских авиаперевозок, отвечающих требованиям федеральной целевой программы “Развитие международных транспортных коридоров на период до 2010 года“.

Для повышения качества обслуживания возрастающего потока пассажиров на водном транспорте проектом предлагается строительство в г. Уфе речного вокзала в комплексе с железнодорожным вокзалом. В районах размещения вокзалов внешнего транспорта (автобусный, железнодорожный, речной, аэровокзал) и остановочных пунктов железнодорожного транспорта Правая Белая и Затонская предлагается организация крупных пересадочных узлов, консолидирующих различные виды транспорта.

Улично-дорожная сеть

В основу схемы транспортного каркаса г. Уфы положена система дублирующих меридиональных магистралей, “пронизывающих“ всю урбанизированную территорию города от аэропорта и района Демы на юге до Благовещенска на севере.

Предложена система трех скоростных меридиональных направлений - Западного, Центрального и Восточного. При этом основная задача Западного и Восточного магистральных направлений состоит в отводе транзитного и части грузового автотранспорта на периферию города за пределы селитебных территорий. Центральное направление будет использоваться для внутригородских грузовых и пассажирских перевозок.

Являясь скоростными дублерами насыщенных автотранспортом Оренбургского и Бирского трактов, Западное и Восточное магистральные направления позволят обеспечить реальную разгрузку этих трактов, сохранив на них приоритет движения пассажирского и легкового транспорта. При этом значительно уменьшится нагрузка на мостовой переход через р. Белую и освободится главный въезд в центр города из аэропорта и южных направлений.

Проектируемая широтная скоростная магистраль свяжет центр через Затонский мост и Затон с федеральной автодорогой “Волга“ и с автодорогой “Урал“ по строящемуся тоннелю и мосту через р. Уфу.

Так же, как и в меридиональном направлении, проектная широтная система магистралей включает в себя систему магистральных улиц общегородского и районного значения, в задачу которых входит распределение пассажирского и легкового транспорта непосредственно по жилым и промышленным районам для обеспечения нормативной пешеходной доступности мест расселения и приложения труда.

Таким образом, в совокупности с запроектированной системой широтных транспортных связей, обеспечивающей кратчайшие выходы на внешние направления и отвод грузового и транзитного движения с территорий спальных районов, система меридиональных связей образует четкий структурореформирующий каркас всей урбанизированной территории города. Его пространственно открытый характер имеет реальную возможность дальнейшего совершенствования и развития.

Все предложения настоящего проекта по формированию полноценной структуры магистралей городского и внешнего транспорта г. Уфы вполне осуществимы и укладываются в рамки городского бюджета и оговоренные сроки реализации: первая очередь - 2010 г., расчетный срок - 2020 г.

Городской транспорт

Цель реформирования системы городского пассажирского транспорта - создание устойчиво развивающейся, эффективно и надежно функционирующей, экологически ориентированной системы, отвечающей потребностям населения и доступной всем слоям населения. Конкурентоспособность городского пассажирского транспорта будет определяться уровнем качества услуг и их ценовой доступностью для основной массы населения.

В городе Уфе, где перенасыщение уличной сети личными автомобилями создает серьезные препятствия для работы общественного транспорта, необходимо применять экономические и административно-правовые механизмы для ограничения использования личных автомобилей при наличии качественных альтернативных услуг общественного транспорта.

Настоящим проектом предлагается дальнейшее развитие существующей городской транспортной сети экологически чистого электротранспорта (сохранение существующих линий трамвая и троллейбуса, создание на Уфимском полуострове сквозного дублера главной пассажирской артерии города - проспекта Октября и ввод в эксплуатацию новых широтных связей на Уфимском полуострове). В результате система городского электротранспорта приобретет недостающую ей сейчас надежность и маневренность.

Развитие трамвайной сети на Уфимском полуострове преследует цель подключения к системе мощного по провозной способности уличного вида транспорта отдаленных районов Старой Уфы и Сипайлово.

Общая протяженность трамвайной линии к расчетному сроку составит 79 км, из которых: сохраняются - 48 км, перекладываются - 11 км, вновь строятся - 20 км.

Со строительством новых участков линий трамвая город получит новую пассажирскую связь между районами: Северный промрайон, Черниковск, Лихачевский промрайон, Старая Уфа; будет обеспечена трамвайная связь южной части района Старой Уфы с трамвайной сетью города и прямая пассажирская связь районов пр. Октября с районами: Лесопарковым, Сипайлово и Старой Уфой, кроме того, получит связь с трамвайной сетью города и комплекс ж/д и речного вокзалов.

Ликвидация трамвайного движения по проспекту Октября - главной артерии города и строительство новой трамвайной линии с бесшумным трамвайным полотном по улицам Комсомольской и Российской позволит организовать по этой главной общегородской магистрали города скоростной режим движения автотранспорта.

Общая протяженность троллейбусной сети по оси улиц увеличится на 1-ю очередь с 89 км до 112 км, на расчетный срок - до 137 км. Такое увеличение связано в основном с обеспечением троллейбусным транспортом отдаленных районов (Затон, Шакша) и расширением сети в Сипайлово, Богородском, Старой Уфе. Как и в настоящее время, троллейбус будет использоваться для связи селитебных районов с центром города.

Развитие троллейбусной сети предусматривает ввод в эксплуатацию наиболее чистого вида транспорта в жилые районы города - Богородское, Затон, Сипайлово, Нижегородку.

Строительство новых троллейбусных линий предлагается по ул. Менделеева от ул. 50-летия СССР, по ул. Сипайловской, ул. Б.Бикбая, ул. Гагарина, ул. Жукова с выходом по Уфимскому шоссе на ул. А.Невского, свяжет район Сипайлово с Лесопарковым районом, Лихачевским промрайоном и с Черниковском.

Маршруты автобуса, проходящие по всем магистральным улицам, позволят продублировать линии городского электротранспорта, восполнить отсутствие линий городского электротранспорта на менее загруженных направлениях и связях, а также связать с основной частью города и между собой отдаленные районы и сократить затраты времени при передвижениях на большие расстояния.

Линии скоростных автобусных маршрутов - такси проектируются на связях между взаимоудаленными жилыми районами и местами приложения труда, а также на связях селитебных районов с центром города с широким использованием запроектированных магистралей скоростного и непрерывного движения транспорта.

В дальнейшем, с ростом автомобилизации и соответственно увеличением интенсивности движения транспорта, решить проблему организации движения без создания в городе скоростного внеуличного вида транспорта большой провозной способности будет невозможно. Однако на базе сложившейся магистральной сети организация скоростных видов наземного транспорта весьма проблематична.

В проекте генерального плана г. Уфы 1995 г. предусматривалось до 2015 года строительство метрополитена от ст. Первомайская до ст. Правая Белая, протяженностью 15,1 км. В связи с прокладкой трассы метрополитена потребовалось бы закрытие для проезда наземного транспорта по основной городской магистрали - пр. Октября на достаточно длительный период строительства порядка 8 - 9 лет. Кроме того, строительство метрополитена не решает проблему доставки трудящихся Северной промзоны и со строительством метрополитена не снимается проблема пропуска категорированных, опасных грузов по железной дороге, проходящей по территории жилой застройки.

Отсутствие в настоящее время реальных финансовых возможностей и инженерно-транспортной инфраструктуры для обслуживания населения в период строительства метрополитена, а также прохождение трассы вне основных пассажирских потоков для доставки трудящихся в Северный промрайон (необходимость с метро пересаживаться на железную дорогу или общегородской уличный транспорт) целесообразнее для усиления меридиональных пассажирских связей между районами тяготения и расселения и принимая во внимание, что трасса железной дороги максимально приближена к местам наибольшего трудового тяготения - Северному и Лихачевскому промышленным районам, использовать железную дорогу для внутригородских перевозок с организацией в условиях сложного рельефа системы остановочно-пересадочных пунктов с вертикальным транспортом.

В развитие предложений по использованию железной дороги, для улучшения обслуживания пассажиров, пользующихся услугами воздушного транспорта, в районе Международного аэропорта “Уфа“ предлагается строительство пассажирского терминала, обеспечивающего координацию всех видов наземного общественного транспорта для доставки пассажиров в город, а также для дальнейшего передвижения в пределах республики.

Для этих целей предусмотрено строительство электрифицированного железнодорожного пути ст. Уршак - ст. Аэропорт с закрытой посадочной платформой в районе аэропорта, что позволит авиапассажирам непосредственно в аэропорту садиться в пригородный поезд, следующий от платформы ст. Аэропорт через ст. Уршак в город с минимальным количеством остановок (остановки - Уршак, Дема, Уфа, Черниковка, Шакша). Авиапассажиры, продолжающие путь в южном направлении (на Стерлитамак, Белорецк), будут иметь возможность произвести пересадку на пригородные и пассажирские поезда южного направления на ст. Уршак.

Внутригородские пассажирские поезда будут иметь остановки на всех существующих станциях и остановочных платформах Уфимского узла. Для более эффективного использования железной дороги во внутригородских перевозках в черте города проектом предложено, с учетом рекомендаций Администрации г. Уфы, открытие ряда новых остановочных пунктов:

- о.п. Баланово в перспективном районе жилой застройки - районе Демы; в створе ул. Армянской;

- о.п. Затонская в центральной части города; в районе автодорожного моста через р. Белую;

- о.п. Бельский парк в районе проспекта Октября.

Ввиду большой разности отметок между железной дорогой, проходящей по низким пойменным территориям, и жилой застройкой, расположенной на возвышенном плато, платформы остановочных пунктов предусматривается соединить с городской застройкой вертикальными подъемниками и эскалаторами. Для более эффективного использования железной дороги на внутригородских перевозках необходимо взаимодействие железной дороги с другими видами городского транспорта - в местах массовой посадки-высадки пассажиров необходима организация остановок автобусов, троллейбусов, трамваев для быстрой и удобной пересадки пассажиров на другие виды транспорта.

Строительство пересадочных комплексов с вертикальным транспортом предполагается на станциях и остановочных платформах: Правая Белая, Уфа, Затонская, Бельский парк.

Дальнейший рост автомобилизации до 350 автомобилей на 1000 жителей и выше повлечет за собой увеличение парка личных автомобилей.

Проектом предложена система хранения автотранспорта и освобождение значительных городских территорий, особенно в центральных районах города, от расположенных на них индивидуальных гаражей-боксов и замена их на подземные, полуподземные и многоэтажные гаражи.

Проектные предложения по развитию пассажирского транспорта общего пользования направлены на достижение высокого уровня транспортного обслуживания населения города путем создания рациональной сети городского пассажирского транспорта, обеспечивающей быструю и удобную доставку населения при условии безопасности движения транспорта и пешеходов.

4. Развитие инженерной инфраструктуры

Электроснабжение

В настоящее время электроснабжение потребителей г. Уфы осуществляется от источников энергосистемы “Башкирэнерго“, являющейся частью Объединенной энергосистемы Урала.

В городе находятся генерирующие источники энергосистемы - четыре ТЭЦ суммарной мощностью 1070 тыс. кВт, что составляет около 40% суммарной мощности ТЭЦ республики. Все ТЭЦ города расположены в северной части города: ТЭЦ-1, 3, 4 - в северном промышленном районе, ТЭЦ-2 - в Лихачевском промышленном узле.

ТЭЦ города строились в период 40 - 60-х годов для крупных потребителей тепла - предприятий нефтехимической и химической промышленности. Они предназначались для обеспечения тепловых нагрузок в виде пара и горячей воды и выработки электроэнергии в комбинированном режиме, а также для обеспечения нагрузок централизованного теплоснабжения жилого фонда прилегающих районов и северной части центра города.

Оборудование ТЭЦ-1, 3 и часть оборудования ТЭЦ-2 выработало свой ресурс на 70 - 90% и подлежит демонтажу, его мощность составляет более 20% мощности ТЭЦ города.

Мощности ТЭЦ и годовой выработки электроэнергии в целом достаточно для обеспечения электрических нагрузок города, но так как выработка электроэнергии на ТЭЦ зависит от уровня тепловых нагрузок потребителей и имеет сезонные и суточные колебания, в отдельные периоды возможен дефицит и требуется его покрытие от источников энергосистемы. Этими источниками являются системообразующие п/ст 500 кВ: Бекетово, связанная ВЛ-500 кВ с п/ст Бугульма (ОЭС Средней Волги), п/ст Кропачево (Челябинская ЭС ОЭС Урала) и п/ст Уфимская, связанная заходом ВЛ-500 кВ Бугульма - Бекетово - Уфимская - Кропачево с вышеназванными энергосистемами и через п/ст Буйская с Кармановской ГРЭС “Башкирэнерго“.

Подстанция Бекетово связана с узловыми подстанциями 220 кВ города кольцом ВЛ-220 кВ Бекетово - Уфа, Южная - ТЭЦ-2 - НПЗ - Бекетово, п/ст Уфимская связана ВЛ-220 кВ с п/ст Уфа, Южная.

От городских ТЭЦ и узловых подстанций 220 кВ получает питание сеть распределительных линий и подстанций напряжением 110 и 35 кВ.

Наиболее развита эта сеть в основной части города - на Уфимском полуострове, в обособленных районах развита распределительная сеть 110 и 35 кВ и отсутствуют узловые подстанции 220 кВ. Недостатком схемы распределительных сетей, снижающим надежность электроснабжения потребителей, является наличие значительного количества радиальных линий и необходимость реконструкции ряда подстанций с устаревшим и отработавшим нормативный срок эксплуатации оборудованием.

На перспективу основным источником электроснабжения города останутся ОАО “Башкирэнерго“ - ТЭЦ и система электрических подстанций и высоковольтных линий.

Вывод из эксплуатации оборудования ТЭЦ-1, 2 и 3 потребует ввода заменяющей мощности - завершения строительства новой замещающей ТЭЦ-5, которое законсервировано в настоящее время. Эта ТЭЦ мощностью 500 - 550 тыс. кВт будет обеспечивать нагрузки потребителей ТЭЦ-1 и 3, которые предлагается поэтапно демонтировать, сохранив на их территориях только электрические подстанции, которые будут связаны ВЛ-110 кВ с ТЭЦ-5 и от которых будут обеспечиваться потребители зоны бывших ТЭЦ-1 и 3.

Выдача электрической мощности ТЭЦ-5 намечена на п/ст Уфимская и на новую подстанцию 220 кВ, намечаемую в районе Затон. На эту подстанцию предусматривается, кроме того, заход ВЛ-220 кВ НПЗ - Бекетово.

Проектное решение по развитию питающей сети ВЛ-220 кВ и распределительных ВЛ-110 - 35 кВ и его отличие от решений генерального плана 1995 г. связано с новыми принципами развития территории города - отказом от значительного развития территории Шакша - Нагаево, освоением новых территорий в Затоне - Деме.

Задачей формирования системы питающей сети 220 кВ и распределительной сети является обеспечение возможности освоения новых и развития существующих районов. Генеральным планом предлагается:

- усиление сети 220 кВ в районе Затон путем строительства новой п/ст Затон и питающих ее ВЛ-220 кВ;

- развитие распределительной сети 110 - 35 кВ в основной части города потребует строительства и реконструкции этих линий и подстанций, кольцевание радиальных линий, поэтапная замена ВЛ-35 кВ на линии напряжения 110 кВ;

- в автономных районах, где распределительная сеть развита недостаточна, она должна развиваться более интенсивно и обеспечить подключение новых потребителей, прежде всего, в районе Затон - Дема.

Теплоснабжение

В настоящее время теплоснабжение потребителей города осуществляется от 226 теплоисточников - это, прежде всего, источники ОАО “Башкирэнерго“ - ТЭЦ, крупные котельные и отопительные котельные, принадлежавшие ранее УПТС города, а также промышленные, промышленно-отопительные и отопительные котельные различных ведомств.

Планировочно город делится реками Уфой и Белой на основную часть города и три обособленных района - Шакшу, Затон, Дему. В соответствии с этим естественным делением сложилась система теплоснабжения города и границы тепловых районов. Основная часть города включает три тепловых района - Северный, Центральный и Южный. Обособленные планировочные районы одновременно являются изолированными тепловыми районами.

В Северном тепловом районе сосредоточены основные источники централизованного теплоснабжения - ТЭЦ-1, 3, 4, 15% котельных промышленных предприятий и несколько отопительных котельных “Башкирэнерго“.

Потребителями тепла являются предприятия химии и нефтехимии и часть жилого района Черниковск.

Центральный тепловой район включает промышленную зону в северной части района, жилой район Инорс. На его территории находятся ТЭЦ-2, две крупные отопительные котельные “Башкирэнерго“, КЦ-3 “Сипайлово“ и КЦ-8 “Инорс“, а также отопительные котельные “Башкирэнерго“ и различных ведомств.

Южный тепловой район является самым старым районом города. На его территории расположены отдельные промышленные предприятия, республиканский центр, новые жилые районы многоэтажной застройки и сохранившаяся малоэтажная и усадебная застройка. Источниками теплоснабжения района являются котельные: крупная котельная РК-1 и 60% отопительных котельных “Башкирэнерго“, 40% промышленных и 64% промышленно-отопительных котельных, в том числе крупные котельные УЗКА и Телецентр, а также несколько отопительных котельных.

В обособленных тепловых районах и отдельных населенных пунктах источниками теплоснабжения являются котельные: крупная котельная “Шакша“ и отопительные котельные “Башкирэнерго“, в том числе “Летчиков“ в Затоне и НГДУ в Деме, 20% промышленных и несколько промышленно-отопительных и отопительных котельных города.

Тепловая нагрузка потребителей жилищно-коммунального сектора составляет более 50% суммарной нагрузки города.

Основными источниками теплоснабжения потребителей являются источники ОАО “Башкирэнерго“. Они обеспечивают 93% суммарной нагрузки города, в том числе ТЭЦ - 58%, крупные котельные - 19%, отопительные котельные - 16%. Отопительные котельные, в том числе и самые крупные (Телецентра тепловой мощностью 338 Гкал/час и УЗКА - 300 Гкал/час), являются основными источниками теплоснабжения большей части Южного теплового района - Старой Уфы. Кроме этих котельных, суммарная тепловая мощность отопительных котельных “Башкирэнерго“ этого района составляет более 300 Гкал/час, каждая из них работает изолированно на свой тепловой район.

Отопительные котельные “Башкирэнерго“ являются основными источниками теплоснабжения жилого сектора во всех автономных районах. Промышленные, промышленно-отопительные и отопительные котельные во всех районах города являются источниками теплоснабжения потребителей, удаленных от основных теплоисточников и тепломагистралей от них. Доля этих котельных составляет 7% от суммарного количества котельных города.

Единичная производительность этих котельных невелика, за исключением котельных УАПО - 89% Гк/час, Фанерно-плиточного комбината - 38 Гк/час, УППО - 84% Гк/час в Южном тепловом районе и котельной “Химпрома“ в Северном.

Подача тепла от источников централизованного теплоснабжения осуществляется по магистральным и распределительным сетям. Протяженность тепловых сетей города составляет 835 км, в том числе магистральных - 186 км, квартальных сетей - 649 км. Тепло подается на отопление и горячее водоснабжение жилищно-коммунального сектора и промышленных потребителей и пароснабжение промышленности. Транспорт тепла и ТЭЦ и крупных теплоисточников осуществляется по магистралям d 500 мм и более. Тепловые сети ТЭЦ (кроме ТЭЦ-4) и крупных котельных связаны между собой, являются протяженными и разветвленными.

Выводы:

Энергетический комплекс города нуждается в реконструкции и совершенствовании - проведении работы по оптимизации структуры теплоисточников и их доли в обеспечении тепловых нагрузок города. Задачей развития и реконструкции теплоисточников и системы магистральных тепловых сетей является обеспечение существующих и новых потребителей в соответствии с намеченным развитием территории города.

Основные источники централизованного теплоснабжения и потребители будут находиться на Уфимском полуострове, в основной части города.

Теплоснабжение обособленных районов Шакша, Затон, Дема сохранится от существующих и новых теплоисточников, обеспечивающих только эти тепловые районы.

Их количество, производительность и размещение будут определяться масштабом развития территории, планировочными решениями и тепловой нагрузкой потребителей.

Перспектива теплоснабжения города

Недостатком системы теплоснабжения является наличие в составе крупных теплоисточников - ТЭЦ-1, 2, 3 - оборудования, выработавшего свой ресурс на 70 - 90%, тепловая мощность которого составляет 30% тепловой мощности ТЭЦ города. Большое количество промышленных и отопительных котельных малой производительности.

В целом по городу можно ожидать некоторое увеличение нагрузок промышленных потребителей, но значительного прироста их ожидать не следует, так как при модернизации предприятия переходят на менее теплоемкие технологии.

Следует ожидать увеличения нагрузки в суммарном тепловом балансе доли жилищно-коммунального сектора в связи с увеличением социальной нормы жилой площади и объема строительства. Основной сохранится система централизованного теплоснабжения от источников “Башкирэнерго“.

В связи с вводом замещающей ТЭЦ-5, взамен морально устаревших и физически изношенных ТЭЦ-1 и 3, она будет обеспечивать нагрузки их потребителей в Северном тепловом районе.

Намечается изменение границ теплового района ТЭЦ-2 в связи с намеченным демонтажом котельной “Инорс“ - часть нагрузки Северной части центрального района предлагается обеспечивать от новой котельной в районе Глумилино тепловой мощностью на перспективу 300 Гк/час.

В южной части Центрального и Южного районах предлагается перераспределение зон обслуживания отопительных котельных “Башкирэнерго“ этих районов, а дефицит тепловой мощности обеспечить от новой котельной “Юрюзань“ в Старой Уфе.

Размещение новых жилых районов в Затоне и Нижегородке потребует строительства там новых отопительных котельных.

В районе Дема и Шакша, где не намечается больших объемов нового строительства, обеспечение их тепловых нагрузок возможно за счет полного использования мощности существующих котельных НГДУ и Шакша.

Районы новой малоэтажной и усадебной застройки намечается обеспечить теплом от индивидуальных отопительных котлов.

Строительство ТЭЦ-5 потребует строительства новых и реконструкции части тепломагистралей в Северном тепловом районе.

В районах строительства новых теплоисточников потребуется прокладка новых сетей от них и в некоторых случаях реконструкция существующих.

Топливоснабжение теплоисточников

В топливном балансе теплоисточников основным топливом является природный газ. Он составляет 70% суммарного потребления топлива ТЭЦ города и 100% котельных “Башкирэнерго“. 28% потребности ТЭЦ в топливе составляет мазут - это ТЭЦ-1, 2, 3 и 4, потребляющие мазут с УНПЗ и “Уфанефтехима“, поступающий на них по мазутопроводам. В незначительных объемах на ТЭЦ используется технологический и попутный газ с соседних предприятий нефтехимического комплекса.

Высокий процент использования газа в топливном балансе и теплоисточников намечается сохранить, учитывая тяжелую экологическую обстановку на территории города и большой объем затрат на перевод теплоисточников на другие виды топлива.

Целесообразнее проведение энергосберегающих мероприятий и рациональное использование природного газа для сохранения существующего уровня его потребления.

Водоснабжение

Принципиальная схема водоснабжения города сохраняется.

Централизованное обеспечение (населения и промышленных предприятий) водой питьевого качества осуществляется из водоносного горизонта четвертичных отложений и поверхностных вод Ковшового водозабора на р. Уфе.

Подземные воды формируются в аллювиальных песчано-гравийных отложениях, слагающих пойму и I и II надпойменные террасы р. Уфы.

Питание подземных вод происходит за счет фильтрации атмосферных осадков, а в паводочный период и за счет прибрежной фильтрации речных вод.

Глубина залегания водоносного горизонта от дневной поверхности в долине реки составляет несколько метров, мощность горизонта - 20 - 30 м.

По химическому составу грунтовые воды четвертичных отложений относятся к гидрокарбонатному кальциевому или гидрокарбонатному сульфатно-кальциево-магниевому типу. Воды пресные, минерализация не превышает 1 г/л.

В перспективе отбор подземных вод (при жесткости воды до 7 мг-экв/л) по

3

всем водозаборам города возможен в объеме 400 тыс. м /сутки, в том числе:

3

- Южный - 190 тыс. м /сутки;

3

- Северный - 60 тыс. м /сутки;

3

- Шакшинский - 100 тыс. м /сутки;

3

- Изякский - 50 тыс. м /сутки.

С учетом расширения производительности Ковшового водозабора на р. Уфе до

3

600 тыс. м /сутки суммарный отбор воды питьевого качества может быть доведен

3

1000 тыс. м /сутки.

3

Современное водопотребление не превышает 520 тыс. м /сутки. Таким

образом, система водоснабжения города имеет значительный резерв для своего

развития.

Для надежной работы Северного, Шакшинского подрусловых водозаборов и Ковшового водозабора на р. Уфе ведутся берегоукрепительные работы на Князевской излучине реки.

Взаимодействие подземных вод аллювия с атмосферными осадками, поверхностными водами приводит к их загрязнению. Поэтому качество воды источников водоснабжения (подземных и поверхностного) по ряду показателей (железо, нефтепродукты, жесткость) не соответствует требованиям ГОСТа 2874-82 “Вода питьевая“, а также по некоторым показателям, не входящим в этот ГОСТ (хлороформ, бенз(а)пирен, фенол).

Речная вода Ковшового водозабора проходит очистку на водопроводных сооружениях (отстаивание, фильтрование), в том числе глубокую очистку углеванием.

Генеральным планом предусматривается комплекс мероприятий во II поясе зон санитарной охраны водозаборов с тем, чтобы свести до минимума антропогенное воздействие города на качество воды источников водоснабжения. К первоочередным мерам относятся: прекращение загрязнения вод р. Шугуровки сбросами промпредприятий, организация сбора и очистки поверхностных вод с городских территорий, вынос объектов и предприятий, которые могут вызвать химические и микробные загрязнения источников водоснабжения.

Перед подачей в городскую сеть вода обеззараживается хлором, на Шакшинском водозаборе обеззараживание осуществляется ультрафиолетовым облучением. На Южном водозаборе действует станция озонирования.

Подача воды потребителям от водозаборов осуществляется по магистральным водоводам насосными станциями I, II и III подъемов и от напорных резервуаров.

Ввиду значительной протяженности городских территорий и большого перепада отметок рельефа, схема водоснабжения города многозонная.

Южные районы города, включая Нижегородку и большую часть центра, входящие в I и II Южные зоны, снабжаются водой из Южного водозабора.

Для нормального обеспечения южных районов города в экстремальных условиях на станцию озонирования Южного водозабора подается вода с очистных сооружений Ковшового водозабора по существующему водоводу “север - юг“.

В северные районы города (Черниковск и промрайоны), образующие I, II и III Северные зоны, вода поступает от Северного и Изякского подземных водозаборов.

Районы Богородское, Сипайлово (IV Северная зона) и Затон (I подзона) забирают воду из открытого Ковшового водозабора на р. Уфе. Из сетей I подзоны вода подается в Некрасово и Дему. Проектируемая в Деме водопроводная насосная станция обеспечит подачу воды в Кооперативную Поляну, Цветы Башкирии, Зубово, Чесноковку, Уршак.

Район Шакши, включая Базилевку, снабжается водой от расширяемого Шакшинского водозабора. Вода будет предварительно подвергаться глубокой очистке и обеззараживанию (озонированию).

Проектируемая застройка Зауфимья (Жилино, Зинино, Нагаево) будет получать воду от очистных сооружений Ковшового водозабора.

Наряду со строительством новых сооружений и водоводов будет интенсивно осуществляться реконструкция существующих сетей с применением новых конструктивных материалов, что позволит обеспечить бесперебойное обеспечение жителей города Уфы водой питьевого качества.

Канализация

В городе действует и сохраняется полная раздельная система канализации, при которой бытовые и предварительно очищенные производственные сточные воды собираются и отводятся одной сетью (бытовая канализация), а дождевые и талые воды - другой (дождевая канализация).

Городские сооружения биологической очистки бытовой канализации,

расположенные севернее Черниковска, имеют производительность 360 тыс.

3 3

м /сутки. На очистку поступает свыше 415 тыс. м /сутки стоков.

В связи с недостаточной мощностью очистных сооружений (ОС) ведется

строительство III очереди с доведением суммарной производительности до 700

3

тыс. м /сутки.

На городские очистные сооружения отводятся стоки Уфимского полуострова (Центр, Старая Уфа, Сипайлово, Богородское, Черниковск, Максимовка), районов Забелья и Зауфимья при помощи цепочки канализационных насосных станций (КНС) и самотечно-напорных коллекторов.

В связи с освоением территории Нижегородки стоки района направляются в проектируемую КНС, туда же поступают сточные воды бассейна канализования КНС-10, что позволит разгрузить главную КНС. Далее стоки по дюкерному переходу через р. Белую подаются в КНС Затон.

Сточные воды пос. Некрасово отводятся в систему канализации Затона.

Сточные воды Демы совместно с бытовыми стоками Кооперативной Поляны через КНС Дема направляются в КНС Затон. Существующие канализационные очистные сооружения Демы переводятся в резерв.

Далее стоки по напорным линиям по левому берегу р. Белой и дюкерным переходам через реку поступают на городские ОС.

Проектируемые канализационные ОС в районе д. Березовки принимают сточные воды аэропорта, Уршака, Зубово, Чесноковки с выпуском очищенных стоков в р. Белую.

Стоки Жилино, Зинино, Нагаево проектируемой КНС перекачиваются на КНС Кузнецовский Затон и далее по цепочке станций Уфимского полуострова направляются на городские ОС.

Сточные воды Шакши, Базилевки собираются проектируемой КНС Шакша и “о дюкерным переходам через р. Уфу поступают в коллектор щитовой проходки по ул. Интернациональной и затем на городские ОС. Старая напорная линия, подающая стоки Шакши на КНС 4а, ликвидируется, снижая загрузку станции.

Аварийные выпуски существующих КНС в городские водотоки закрываются.

При корректировке проекта канализации г. Уфы принята технология более эффективной очистки загрязняющих веществ, удаление биогенных веществ (азот, фосфор), механическое обезвоживание осадка.

Осадок канализационных очистных сооружений обезвоживается на иловых площадках на левом берегу р. Белой.

После обезвоживания осадок вывозится на проектируемый мусороперерабатывающий завод в районе пос. Октябрьский для последующей термической переработки.

Направление на очистку всех городских бытовых стоков, в том числе с ранее неканализованных районов, прекращение сброса неочищенных сточных вод в р. Белую, повышение степени очистки загрязняющих веществ на ОС значительно улучшит санитарное состояние реки.

5. Мероприятия по обеспечению экологической

безопасности в развитии города

Существующие экологические риски для проживания населения на территории города Уфы связаны с:

- переуплотнением промышленной застройки, особенно в Северной промышленной зоне, где сконцентрированы экологически опасные нефтехимические и химические предприятия;

- технологическим износом и задержкой обновления производственных фондов, что, помимо образования большого количества отходов, выделяемых в воздушный, водный бассейн и почву, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с возможностью аварий на взрыво-, пожароопасных и химически опасных объектах;

- нерациональной организацией и низкой плотностью магистральной улично-дорожной сети, исчерпавшей свою пропускную способность;

- периодическим затоплением пойменных городских территорий паводковыми водами, а также возможностью катастрофического затопления при прорыве плотины Павловского водохранилища;

- отсутствием гарантированных эвакуационных коридоров при возникновении ЧС;

- наличием карстов, овражной эрозии, оползней, современных тектонических движений, за счет которых часть городских территорий исключается из строительства или требует проведения полного комплекса мер по инженерной подготовке территории;

- несоблюдением режима водоохранных зон водоемов города;

- недостаточным количеством благоустроенных и доступных населению города озелененных территорий, низким уровнем качества зеленых насаждений, несмотря на значительные площади лесных массивов на правобережных склонах и поймах рек Белой и Уфы;

- неблагополучным состоянием реки Белой, которая является приемником сточных вод крупных промышленных центров Башкортостана и города Уфы.

Проектная планировочная структура города, предложенная генеральным планом, создает устойчивый экологический каркас, обеспечивающий максимальное сокращение экологического риска для населения города Уфы.

В связи с этим проектом предлагается:

1. Комплексная реконструкция Северной промышленной зоны путем преобразования планировочной структуры зоны и создания аэрационных зеленых коридоров и буферной зоны на границе с жилым районом Черниковск, а также обновление промышленной застройки путем создания современных производств с четкой специализацией.

2. Создание буферной зоны общественной застройки с повышенным уровнем озеленения, отделяющей жилые районы Сипайлово и Богородского от Лихачевского промышленного района.

3. Ликвидация или перепрофилирование промышленных предприятий центра создадут благоприятные условия как на территории центра, так и на прилегающих к нему жилых районов, расположенных в пойме рек (Нижегородка, Кузнецовский Затон, Кооперативная поляна).

4. Выявление территорий, исключенных из строительства и неблагоприятных по условиям строительства, требующих разработки и проведения полного комплекса мероприятий по инженерной подготовке территории.

5. Формирование природного каркаса территории города путем создания парковых зон зеленых насаждений общего пользования, а также сохранения в естественном состоянии природоохранных территорий с неустойчивыми к антропогенной нагрузке ландшафтами (пойменные территории, противоэрозионные леса, расположенные по крутым берегам рек Белой и Уфы, прибрежные защитные полосы водоемов).

6. Рациональная организация транспортной сети за счет:

- выноса грузовой функции за пределы города путем строительства нефтяного и грузового терминала в Северной промзоне, грузового терминала в Деме, международного таможенного терминала на ст. Уршак, ж/д станции и грузового двора на ст. Уршак, ж/д сортировочной станции Дема-Южная,

- строительства скоростной внешней обходной автомобильной дороги республиканского значения (Восточный обход) для пропуска грузового и транзитного транспорта,

- строительства и реконструкции магистральной улично-дорожной сети города,

- строительства транспортных искусственных сооружений (мостовых переходов, путепроводов, развязок),

- использования железной дороги для пассажирских перевозок в пределах города с целью разгрузки основных магистралей в часы пик.

7. Благоустройство городской инженерной инфраструктуры и улучшение санитарного состояния водоемов и воздушного бассейна путем:

- организации системы дождевой канализации и очистки поверхностного стока на 23 очистных сооружениях дождевой канализации (ОСДК), расположенных на берегах рек Белой, Уфы, Шакши, Сутолоки и Шугуровки,

- расширения канализационной сети, прекращения сброса неочищенных сточных вод в р. Белую, повышения степени очистки загрязняющих веществ на очистных канализационных сооружениях,

- совершенствования схемы теплоснабжения города (строительство крупных котельных в районах Глумилино, Затон Восточный, Старая Уфа, Центр, Нижегородка с ликвидацией мелких неэффективных и печного отопления).------------------------------------------------------------------------------------------¬

¦ Потребность в территории для нового жилищного строительства (реконструкции) в г. Уфе ¦

+--T-----------------T-------T----------------------------------------------------------T-----------------------------------------------------------T-------+

¦N ¦ Районы ¦Населе-¦ I очередь ¦ Расчетный период ¦Общая ¦

¦пп¦ ¦ние +-----T-------T---------------------------T-------T--------+------T-------T---------------------------T-------T--------+по- ¦

¦ ¦ ¦2002 г.¦Насе-¦Объем ¦ в том числе ¦Рассе- ¦Потреб- ¦Насе- ¦Объем ¦ в том числе ¦Рассе- ¦Потреб- ¦треб- ¦

¦ ¦ ¦(тыс. ¦ление¦нового +------T--------------------+ляется,¦ность ¦ление ¦нового +------T--------------------+ляется,¦ность ¦ность ¦

¦ ¦ ¦чел.) ¦2015 ¦стр-ва ¦много-¦ малоэтажное ¦тыс. ¦в ¦2015 ¦стр-ва ¦много-¦ малоэтажное ¦тыс. ¦в ¦в ¦

¦ ¦ ¦ ¦г. ¦(рекон-¦этаж- +----------T---------+чел. ¦тер-рии,¦г. ¦(рекон-¦этаж- +----------T---------+чел. ¦тер-рии,¦тер-рии¦

¦ ¦ ¦ ¦(тыс.¦струк- ¦ное ¦секционное¦индивид-е¦ ¦га ¦(тыс. ¦струк- ¦ное ¦секционное¦индивид-е¦ ¦га ¦за ¦

¦ ¦ ¦ ¦чел.)¦ции), ¦ ¦и блокир-е¦(одно- ¦ ¦ ¦чел.) ¦ции), ¦ ¦и блокир-е¦(одно- ¦ ¦ ¦период ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦тыс. ¦ ¦ ¦кварт-е) ¦ ¦ ¦ ¦тыс. ¦ ¦ ¦кварт-е) ¦ ¦ ¦2003 - ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦кв. м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кв. м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2025 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦общей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦общей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гг. ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦площади¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦площади¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--+-----------------+-------+-----+-------+------+----------+---------+-------+--------+------+-------+------+----------+---------+-------+--------+-------+

¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ 15 ¦ 16 ¦ 17 ¦ 18 ¦

L--+-----------------+-------+-----+-------+------+----------+---------+-------+--------+------+-------+------+----------+---------+-------+--------+--------

1 Кировский район, 150 150 685 668 59 30 32,1 142 150 695 586 82 47 35,6 155 297

в т.ч.

Кузнецовский

Затон 1,2 5 92 74 8 8 4,5 22 10 155 124 16 15 7,5 36 58

Кооперативная

поляна 2,8 3 55 - 33 22 1,3 22 5 80 - 48 32 1,9 32 54

Старая Уфа 110 105 355 337 18 - 19,3 64 100 355 337 18 - 19,3 64 128

Республиканский 36 36 183 183 - - 10,2 34 35 125 125 - - 6,9 23 57

Центр

2 Советский район, 181 176 621 621 - - 34,5 102 170 569 569 - - 31,6 94 196

в т.ч.

проспект Октября 100 96 371 371 - - 20,6 59 95 364 364 - - 20,2 58 117

центр 81 80 250 250 - - 13,9 43 75 205 205 - - 11,4 36 79

3 Октябрьский 230 235 1110 1110 - - 61,7 177 235 972 972 - - 54,1 154 331

район, в т.ч.

Сипайлово 120 120 520 520 - - 28,9 83 120 480 480 - - 26,7 76 159

проспект Октября 90 85 245 245 - - 13,6 39 80 235 235 - - 13,1 37 76

Глумилино 20 30 345 345 - - 19,2 55 35 257 257 - - 14,3 41 96

4 Ленинский район, 74 90 775 585 154 36 37,9 173 120 1235 960 214 61 61,1 266 439

в т.ч.

Затон 25 35 350 245 87 18 16,7 84 40 285 200 71 14 13,6 68 152

Нижегородка 10 10 65 52 13 3,2 11 30 580 464 87 29 29 118 129

другие микро- 39 45 360 288 54 18 18 78 50 370 296 56 18 18,5 80 158

районы и кварталы

5 Орджоникидзевский 195 185 645 645 - - 35,8 120 175 552 552 - - 30,7 102 222

район, в т.ч

Черниковск 125 120 414 414 - - 23 77 115 389 389 - - 21,6 72 149

другие микро- 70 65 231 231 - - 12,8 43 60 163 163 - - 9,1 30 73

районы и кварталы

6 Демский район 55 60 365 292 55 18 18,2 82 65 365 292 55 18 18,2 82 164

7 Калининский 200 200 1100 1100 - - 61,2 191 210 1100 1100 - - 61,1 184 375

район, в т.ч.

Черниковск 130 125 630 630 - - 35 116 120 390 390 - - 21,7 72 188

Богородское 52 55 325 325 - - 18,1 52 60 360 360 - - 20 57 109

(Инорс)

Шакша 18 20 145 145 - - 8,1 23 30 350 350 - - 19,4 55 78

8 Прочие нас.

пункты

(Чесноковка, 4 4 40 - 32 8 1,2 16 5 62 - 50 12 1,8 23 39

Зубово, Нагаево)

Всего город Уфа 1089 1100 5341 5021 300 92 282,6 1003 1130 5550 5031 401 138 233,1 1060 2063