Российские законы

Решение Совета городского округа г. Нефтекамск РБ от 18.04.2007 N 1-17/15 “Об утверждении Положения о порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в городском округе город Нефтекамск Республики Башкортостан“

Вступил в силу со дня опубликования, за исключением частей 2, 3 статьи 15 Положения, которые вступили в силу с 1 июля 2007 года (пункт 3 данного документа).

СОВЕТ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. НЕФТЕКАМСК

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

от 18 апреля 2007 г. N 1-17/15

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ И СРОКАХ РАССМОТРЕНИЯ

ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ГОРОД НЕФТЕКАМСК

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и статьей 15 Устава городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан Совет городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан решил:

1. Утвердить Положение о порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в городском округе город Нефтекамск Республики Башкортостан (далее - Положение) (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на президиум и секретаря Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.

3. Настоящее решение, за исключением частей 2, 3 статьи 15 Положения, вступает в силу со дня опубликования.

4. Части 2, 3 статьи 15 Положения вступают в силу с 1 июля 2007 года.

Председатель

Совета

В.ГРОМОВ

Утверждено

решением Совета

городского округа

город Нефтекамск

Республики Башкортостан

от 18 апреля 2007 г. N 1-17/15

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ И СРОКАХ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В

ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ГОРОД НЕФТЕКАМСК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Настоящее Положение о порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в городском округе город Нефтекамск Республики Башкортостан (далее - Положение) направлено на обеспечение государственных гарантий защиты права жителей городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан на обращение, его соблюдение органами местного самоуправления, должностными лицами и устанавливает гарантии граждан на обращения, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон) и Законом Республики Башкортостан “Об обращениях граждан в Республике Башкортостан“ (далее - Закон Республики Башкортостан).

Статья 1. Применение настоящего Положения

Настоящим Положением регулируются правоотношения, связанные с реализацией населением городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан (далее - городской округ), закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, федеральными и республиканскими законами, Уставом городского округа, представленного им права на обращение в органы местного самоуправления, муниципальные органы и службы, должностным лицам и к депутатам представительного органа.

Статья 2. Гарантии права граждан на обращение

1. В городском округе гарантируется право граждан на обращение.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и должностным лицам.

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к использованию или неиспользованию права на обращение либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется без каких-либо препятствий и бесплатно.

4. Запрещаются любые формы ограничения права граждан на обращение в зависимости от пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

5. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 3. Правовое регулирование отношений в сфере обращений граждан

1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются в городском округе в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, Федеральным законом, Законом Республики Башкортостан, иными федеральными и республиканскими законами, направленными на обеспечение защиты гарантий права граждан на обращение, Уставом городского округа и настоящим Положением.

2. Разрабатываемые нормативно-правовые акты городского округа могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, только дополняющие их гарантии, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.

3. Положение распространяется на все обращения граждан, кроме обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом или Законом Республики Башкортостан.

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Положении

Для целей настоящего Положения используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в орган местного самоуправления;

2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органе местного самоуправления.

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законодательством тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в настоящем Положении, уведомление о переадресации письменного обращения в орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Статья 7. Требования к письменному обращению

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Гражданин в своем письменном обращении указывает наименование органа местного самоуправления, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

3. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

4. Поступившее обращение подлежит обязательному рассмотрению согласно Федеральному закону, Закону Республики Башкортостан и настоящему Положению.

5. Обращение, соответствующее требованиям части 2 настоящей статьи, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу из средств массовой информации, подлежит рассмотрению в соответствии с Федеральным законом, Законом Республики Башкортостан и настоящим Положением.

Статья 8. Регистрация и дальнейшее направление поступившего письменного обращения

1. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в орган местного самоуправления или должностному лицу.

2. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, если текст письменного обращения не поддается прочтению.

3. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

5. Орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой орган местного самоуправления или иному должностному лицу может, при необходимости, запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Статья 9. Гарантии рассмотрения обращения

1. Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

2. В случае необходимости орган местного самоуправления или должностное лицо могут рассматривать обращение с выездом на место.

Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Порядок принятия обращения к рассмотрению, рассмотрения обращения, порядок рассмотрения отдельных обращений, сроки рассмотрения обращения устанавливаются Федеральным законом, Законом Республики Башкортостан и настоящим Положением.

2. Ответ на коллективное обращение направляется по почтовому адресу первого подписавшего его лица, если в самом обращении не указан почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.

3. Безотлагательному и первоочередному рассмотрению подлежат обращения в случаях, если:

1) обращение содержит сведения о возможности наступления аварий, катастроф, иных чрезвычайных ситуаций;

2) обращение основано на доказательствах, в отношении которых существует реальная угроза их утраты;

3) обращение содержит сведения о возможности совершения преступления;

4) по прошествии времени, отведенного на рассмотрение обращения, возникает невозможность исполнения содержащегося в обращении законного требования.

4. Орган местного самоуправления или должностное лицо:

- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, а в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

- принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

- дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

- уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

5. Орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, для которых установлен особый порядок предоставления.

6. Ответ на обращение подписывается руководителем органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

7. Ответ на обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

Статья 11. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Статья 12. Порядок рассмотрения отдельных обращений

1. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу, о данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

3. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленного в обращение вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий орган местного самоуправления или должностному лицу.

4. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу с недопустимостью разглашения указанных сведений.

5. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращения, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

6. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в орган в соответствии с его компетенцией.

7. Орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

Статья 13. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений

1. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

2. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Статья 14. Личный прием граждан

1. Личный прием граждан в органах местного самоуправления проводится их руководителями, уполномоченными на то лицами. В целях организации приема граждан в органах местного самоуправления могут создаваться специальные структурные подразделения по личному приему граждан.

2. Организация органом местного самоуправления, должностным лицом приема граждан (установление в достаточной степени места, дней и часов приема, количества лиц, уполномоченных на личный прием граждан) осуществляется таким образом, чтобы своевременно и в полной мере реализовать право граждан на обращение.

Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При совпадении дня приема граждан с нерабочим праздничным днем или с выходным днем, перенесенным при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней, личный прием граждан проводится в ближайший рабочий день, не являющийся днем приема граждан.

3. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

4. Правом на первоочередной личный прием обладают:

1) беременные женщины;

2) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий;

3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварий на атомных электростанциях, а также получившие или перенесшие лучевую болезнь или другие заболевания вследствие аварии на атомной электростанции либо в результате ядерных испытаний;

4) инвалиды I и II групп;

5) родители (лица, их заменяющие) ребенка-инвалида;

6) родители (лица, их заменяющие), явившиеся на личный прием с ребенком в возрасте до 1,5 лет.

В случае, если правом на первоочередной личный прием одновременно обладают несколько граждан, то прием указанных граждан производится в порядке их явки на личный прием.

5. При первоочередном личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а также документ (удостоверение, справку, выписку, иной документ), подтверждающий его право на первоочередной личный прием.

6. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

7. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом, Законом Республики Башкортостан и настоящим Положением.

8. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

9. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Статья 15. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений и за результатами их рассмотрения

1. Органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, контроль за результатами рассмотрения обращений граждан, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Часть 2 статьи 15 вступила в силу с 1 июля 2007 года (пункт 4 данного документа).

2. Руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные на личный прием граждан, организацию рассмотрения обращений граждан в органе местного самоуправления, должностные лица обязаны систематически не менее одного раза в полугодие, соответственно до 1 февраля и 1 августа, отчитываться об итогах рассмотрения обращений граждан в соответствии с порядком представления отчетов, установленным соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Башкортостан и муниципальными нормативными правовыми актами.

Часть 3 статьи 15 вступила в силу с 1 июля 2007 года (пункт 4 данного документа).

3. Органы местного самоуправления размещают в информационной системе общего пользования (сети Интернет), в средствах массовой информации или обнародуют иным образом анализ рассмотрения обращений граждан за полугодие и истекший год соответственно не позднее 1 февраля и 1 августа. Анализ должен содержать информацию о количестве поступивших, переадресованных и рассмотренных письменных обращений, сроках их рассмотрения, о местах, днях и часах приема граждан, о количестве граждан, принятых на личном приеме, об уполномоченных лицах по личному приему граждан, о тематике обращений, о принятых по результатам рассмотрения обращений нормативных правовых актах в соответствии с федеральным и республиканским законами.

Указанный анализ соответственно не позднее 10 февраля и 10 августа направляется для сведения Уполномоченному по правам человека в Республике Башкортостан.

Статья 16. Ответственность за нарушение настоящего Положения

Лица, виновные в нарушении установленных настоящим Положением положений, направленных на защиту права граждан на обращение, а также дополнительных гарантий права граждан на обращение, несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Башкортостан.