Российские законы

Постановление Оренбургского городского Совета от 05.12.1997 N 295 “Об утверждении Положения “Об устных и письменных обращениях граждан и порядке их рассмотрения в органах местного самоуправления города Оренбурга“ (вместе с “Положением об устных и письменных обращениях граждан и порядке их рассмотрения в органах местного самоуправления города Оренбурга“)

Утратил силу с 2 ноября 2006 года в связи с изданием Решения Оренбургского городского Совета от 05.03.2007 N 219.

Вступил в силу с 5 декабря 1997 года (пункт 2 данного документа).

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 декабря 1997 г. N 295

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ “ОБ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ

ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН И ПОРЯДКЕ ИХ РАССМОТРЕНИЯ

В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА ОРЕНБУРГА“

На основании ст.ст. 12, 132 Конституции РФ, руководствуясь ст. 14 Устава г. Оренбурга, Оренбургский городской Совет

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.1. Утвердить Положение “Об устных и письменных обращениях граждан и порядке их рассмотрения в органах местного самоуправления г. Оренбурга“ согласно приложению.

2. Установить, что настоящее Постановление Совета вступает в силу с момента его принятия
и подлежит опубликованию в газете “Вечерний Оренбург“.

3. Поручить организацию исполнения настоящего Постановления Совета заместителю главы г. Оренбурга В.В. Загребневу.

4. Возложить контроль за исполнением настоящего Постановления на постоянную депутатскую комиссию Совета по правовым вопросам.

Председатель

Оренбургского городского Совета

Г.П.ДОНКОВЦЕВ

Приложение

к постановлению

Оренбургского городского Совета

от 5 декабря 1997 г. N 295

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН И ПОРЯДКЕ

ИХ РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ГОРОДА ОРЕНБУРГА

Настоящее Положение регулирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, иными законами РФ и Оренбургской области, Уставом г. Оренбурга рассмотрение устных и письменных обращений граждан (в дальнейшем - обращений) в органах местного самоуправления г. Оренбурга, подаваемых в связи с признанием, соблюдением, защитой их прав, свобод и законных интересов.

Положение рассматривает обращения граждан как важное средство укрепления связей органов местного самоуправления по реализации их конституционного права на непосредственное участие в городском самоуправлении, в восстановлении нарушений прав и свобод, обеспечении социальной справедливости.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Право граждан на обращения

Граждане - жители Оренбурга, иные граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства, законно находящиеся на территории города, вправе лично или через своих представителей, уполномоченных в установленном законом порядке, обращаться в органы местного самоуправления, к их должностным лицам, муниципальным служащим, к руководителям предприятий, учреждений и общественных объединений, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов. Органы местного самоуправления, должностные лица - глава города, председатель городского Совета, заместители главы города, главы административных округов, руководители комитетов, управлений, отделов администрации города и муниципальные служащие органов местного самоуправления г. Оренбурга, в соответствии с возлагаемыми на них служебными обязанностями, а также руководители предприятий, учреждений, организаций
обязаны своевременно и по существу рассматривать обращения граждан и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, настоящим Положением и иными правовыми актами г. Оренбурга, принятыми в рамках компетенции.

Обращения граждан, поступившие от депутатов, из редакций газет, журналов и других средств массовой информации, по линии прямой телефонной связи, рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Положением.

1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении

Под обращениями в настоящем Положении понимаются изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе коллективные обращения, петиции граждан.

Предложение - обращение гражданина конкретного характера, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение организации и деятельности органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений вне зависимости от организационно - правовых форм в решении вопросов экономической, политической, социально - культурной и других сфер жизни города.

Заявление - обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ, Уставом г. Оренбурга, законами РФ, Оренбургской области и Уставом г. Оренбурга.

Жалоба - обращение гражданина по поводу восстановления нарушенных его прав или законных интересов.

Ходатайство - письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих.

Коллективные обращения - обращения двух и более граждан в письменном виде, содержащие частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющие общественный характер.

Петиции - коллективные обращения граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.

Органы местного самоуправления города - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения
и не входящие в систему органов городской власти.

Должностное лицо - выборное либо работающее по контракту (трудовому) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления, а именно: главы города, заместителей, начальников управлений, комитетов, отделов администрации г. Оренбурга, глав административных округов города Оренбурга и их заместителей, глав административных населенных пунктов и их заместителей, руководителей муниципальных предприятий и учреждений.

1.3. Пределы действия настоящего Положения

Действие настоящего Положения распространяется на все обращения граждан за исключением:

- обращений, связанных с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством;

- обращений, которые рассматриваются в порядке уголовного, гражданского судопроизводства по делам об административных правонарушениях;

- обращений, которые рассматриваются в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом от 21 июля 1997 года N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации“;

- обращений, вытекающих из отношений, складывающихся внутри коллективов коммерческих организаций и общественных объединений, регулируемых нормами федерального законодательства, их уставами и положениями.

1.4. Устные обращения граждан

Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факта и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, личности обращающихся известны или установлены. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме.

В отдельных случаях ввиду сложного характера вопросов, поставленных в устных обращениях граждан, либо необходимости дополнительной проверки изложенных в них фактов должностные лица дают соответствующие распоряжения исполнителям в порядке подчиненности. Обращения регистрируются в трехдневный срок и ставятся на контроль, результаты их рассмотрения доводятся до сведения заинтересованных лиц в установленном настоящим Положением порядке.

1.5. Письменные обращения граждан

Письменные обращения граждан должны содержать наименование и адрес органа местного самоуправления города или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа предложения,
заявления, жалобы или ходатайства, фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса, контактные телефоны, дату и личную подпись.

Обращения, в которых отсутствуют фамилия, адрес и личная подпись, считаются анонимными и не подлежат рассмотрению.

Полномочия представителя, выступающего с обращением от имени учреждения, удостоверяются подписью руководителя организации по месту жительства, работы или учебы, лечения, скрепленной печатью, а для лиц, находящихся в местах лишения свободы, руководителями исправительных учреждений.

Не рассматриваются обращения, содержащие выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц.

1.6. Подведомственность дел и адресаты обращений граждан

Граждане подают свои обращения в те органы местного самоуправления города и адресуют тем должностным лицам, в непосредственной компетенции которых находится их рассмотрение.

В том случае, если обращения неподведомственны органу местного самоуправления города или должностному лицу, они адресуются в трехдневный срок со дня поступления органу власти или должностному лицу, к компетенции которых относится решение поставленных в них вопросов. Обратившимся лицам в таком случае при личном приеме или в письменном ответе сообщается, кому направлены на рассмотрение их предложения, жалобы, заявления или ходатайства. Запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам местного самоуправления города и должностным лицам, действие (бездействие) которых обжалуются.

1.7. Сроки рассмотрения обращений граждан

Для всех видов обращений: индивидуальных и коллективных, поданных в письменной форме, если их разрешение не требует продления или принятия безотлагательных мер, устанавливаются единые предельные сроки рассмотрения.

Решения по обращениям граждан принимаются органами местного самоуправления города, должностными лицами, а по их поручению муниципальными служащими в срок до одного месяца со дня поступления и регистрации обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, разрешаются безотлагательно в сокращенные сроки не позднее 15 дней.

Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей
разрешаются в сокращенные сроки до 15 дней со дня их поступления в органы власти города Оренбурга; безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления в органы местного самоуправления, на предприятия, в организации и учреждения. В тех случаях, когда для разрешения предложений, заявлений, жалоб или ходатайств необходимо проведение специальной проверки, требования дополнительных материалов либо принятия других мер, сроки их разрешения могут быть в порядке исключения продлены руководителем соответствующего органа местного самоуправления города или его заместителем, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подававшему обращение.

При этом общий срок рассмотрения обращения не может превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда материалы, необходимые для принятия решения и ответа автору, рассматриваются в суде. В таких случаях срок рассмотрения обращения продлевается на весь период судебного разбирательства.

О результатах рассмотрения обращения гражданину направляется сообщение в течение 10 дней с момента принятия по нему соответствующего решения.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока, исчисляемый неделями - в соответствующий день последней недели срока.

Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день исполнения обращения.

В случае, если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается непосредственно следующий за ним рабочий день.

1.8. Неразглашение сведений в связи с рассмотрением обращений граждан

Сведения, ставшие известными органам местного самоуправления города или должностным лицам при рассмотрении обращений граждан, не могут быть использованы во вред им.

Запрещается использование и распространение информации о частной жизни граждан без их согласия.

По просьбе гражданина не подлежат разглашению сведения о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства, месте работы или учебы.

1.9. Доказательства по обращениям граждан

Лицо, подавшее
обращение, в случае необходимости представляет доказательства, обосновывающие содержащиеся в нем требования.

Если представленных доказательств недостаточно, орган местного самоуправления города или должностное лицо, рассматривающее обращение, предлагает заявителю представить дополнительные сведения либо собирает их по собственной инициативе, когда лицо, подавшее обращение, ссылается на отсутствие условий, необходимых для сбора дополнительной информации.

Общеизвестные обстоятельства и факты, установленные вступившим в законную силу решением суда, не подлежат доказыванию.

1.10. Рассмотрение обращений и прием граждан должностными лицами администрации г. Оренбурга

Должностные лица администрации г. Оренбурга обязаны обеспечить необходимые условия для рассмотрения обращений граждан, их личного приема и объективного разрешения поставленных в них вопросов.

Должностные лица обязаны внимательно разбираться в сущности обращений, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать обоснованные решения и обеспечивать своевременное и правильное их исполнение.

Должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам в получении истребуемых доказательств, если запрашиваемые сведения не отнесены законодательством к категории сведений, составляющих государственную тайну, и не содержат информации конфиденциального характера.

По согласованию с гражданами им в письменной или устной форме сообщается о решениях, принятых по их обращениям.

В случае отклонения обращений обязательно указываются мотивы отклонения, разъясняется порядок обжалования.

1.11. Прием граждан

Прием граждан осуществляется лично должностными лицами органов местного самоуправления в установленном порядке и удобное для посетителей время.

1.12. Рассмотрение обращений и прием граждан депутатами Оренбургского городского Совета

Депутаты Оренбургского городского Совета рассматривают обращения граждан в соответствии с настоящим Положением и регламентом Оренбургского городского Совета.

Обращения граждан, являющихся избирателями, адресованные депутату избирательного округа, на территории которого он проживает, рассматриваются депутатом в первоочередном порядке.

Обращения граждан к депутату другого избирательного округа рассматриваются в пределах направлений его депутатской деятельности. Не относящиеся к
ним обращения могут быть переданы по согласованию депутату соответствующего избирательного округа или возвращены без рассмотрения с извещением об органе местного самоуправления города или должностного лица, к компетенции которого относится рассмотрение данного вопроса.

2. РАССМОТРЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ГРАЖДАН

2.1. Обязанности органов местного самоуправления города и должностных лиц по рассмотрению предложений граждан

Органы местного самоуправления и должностные лица, к непосредственному ведению которых относится рассмотрение и принятие решений по существу содержащихся в предложении вопросов, обязаны их рассмотреть в установленные сроки, объективно оценить, принять мотивированное решение и дать ответ по существу предложения.

2.2. Предложения граждан по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления города

Жители Оренбурга могут в порядке гражданской инициативы в соответствии с Уставом г. Оренбурга обращаться в органы местного самоуправления города с предложениями по совершенствованию их деятельности.

Поступающие предложения граждан по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления города рассматриваются в установленном порядке, вносятся и реализуются должностными лицами или в виде правовых актов Оренбургского городского Совета и главы города.

3. РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ ГРАЖДАН

3.1. Обязанности органов местного самоуправления и должностных лиц по рассмотрению заявлений граждан.

Органы местного самоуправления, их должностные лица, принявшие к рассмотрению заявления, поступившее от гражданина обязаны:

- рассмотреть его по существу в установленные настоящим Положением сроки;

- принять обоснованное решение и обеспечить его исполнение;

- сообщить заявителю о результатах рассмотрения заявления и принятом по нему решении;

- в случае неудовлетворения требований, изложенных в заявлении, довести до сведения заявителя мотивы отказа, а также указать возможный порядок обжалования принятого по заявлению решения.

3.2. Обжалование решения по заявлению

Отказ о принятии заявления, а также решение по заявлению, не удовлетворяющее гражданина, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, в порядке подчиненности должностному лицу либо
в суд.

4. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБ ГРАЖДАН

4.1. Подача жалоб

Жалоба подается в те органы местного самоуправления города и на имя должностных лиц, в непосредственном ведении которых находятся муниципальные предприятия и учреждения и должностные лица, решения которых, а также неправомерные действия (бездействия) которых обжалуются.

4.2. Срок подачи жалобы

Жалоба может быть подана гражданином, когда ему стало известно о нарушении его прав, и он после получения письменного или устного ответа органа местного самоуправления города или должностного лица об отказе в удовлетворении требований, содержащихся в обращении.

4.3. Права граждан при рассмотрении жалобы

Гражданин, обратившийся с жалобой, имеет право:

- лично довести до сведения должностного лица, рассматривающего жалобу, обстоятельства, приведшие к нарушению его прав;

- присутствовать при рассмотрении жалобы и знакомиться с итоговыми материалами по ее проверке;

- представлять дополнительные сведения или ходатайствовать об их истребовании органов власти города или должностным лицом, рассматривающим жалобу;

- получить в установленный срок официальный ответ в письменной форме о результатах рассмотрения жалобы;

- при несогласии с принятым решением обжаловать его в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти;

- требовать возмещения морального и материального вреда в установленном законом порядке;

- пользоваться услугами доверенного лица, адвоката.

4.4. Обязанности должностных лиц по рассмотрению жалобы

Должностное лицо, в компетенцию которого входит рассмотрение соответствующей жалобы, обязано:

- принять жалобу и зарегистрировать ее;

- рассмотреть жалобу по существу в установленный настоящим Положением срок, объективно оценить изложенные в ней факты, проверить их достоверность;

- незамедлительно принять меры к пресечению неправомерных решений, действий (бездействия), посягающих на права и законные интересы граждан;

- в случае необходимости выехать на место для обследования обстоятельств, породивших жалобу;

- принять мотивированное и обоснованное на законе решение по жалобе и обеспечить его
реальное исполнение;

- сообщить гражданину о результатах рассмотрения жалобы и принятом по ней решении в установленный настоящим Положением срок в письменной или в устной форме по согласованию с ним.

Рассмотрение жалобы прекращается, если в ходе проверки было установлено, что автор указал ложные фамилию, адрес и другие недостоверные сведения.

4.5. Решение по жалобе

По итогам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

- о полном или частичном удовлетворении жалобы, восстановлении нарушенного права гражданина;

- об отказе в полном или частичном удовлетворении жалобы.

Решение по жалобе должно быть мотивированным со ссылкой на конкретные законодательные акты Российской Федерации, Оренбургской области, решения городского Совета и главы г. Оренбурга.

4.6. Последствия принятия решения по жалобе

Если жалоба признана подлежащей удовлетворению полностью или частично, орган местного самоуправления города или должностное лицо, принявшие по жалобе, обязаны принять необходимые меры для восстановления нарушаемого права гражданина, принести ему извинения в письменном виде, а также по просьбе гражданина проинформировать об этом заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.

Если порочащие гражданина сведения были опубликованы в средствах массовой информации города, он вправе потребовать публикации опровержения в порядке, установленном Законом Российской Федерации “О средствах массовой информации“.

5. РАССМОТРЕНИЕ ХОДАТАЙСТВ ГРАЖДАН

5.1. Оформление и подача ходатайства

Ходатайства оформляются в случае и по вопросам, прямо установленным законодательством Российской Федерации, Оренбургской области и нормативными актами г. Оренбурга.

Ходатайства подаются в органы местного самоуправления города, их должностным лицам и рассматриваются в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, Оренбургской области и настоящим Положением.

Ходатайства принимаются к рассмотрению при наличии всех необходимых и правильно оформленных документов по специально установленной форме.

5.2. Отказ в принятии к рассмотрению и регистрации ходатайства

При отказе в принятии к рассмотрению и регистрации ходатайства заявителю сообщается в письменной форме с указанием причин и порядке обжалования решения.

5.3. Решение по ходатайству

О решении, принятом по ходатайству, заявитель информируется в течение десяти дней со дня его принятия.

5.4. Обжалование решения, принятого по ходатайству

Решение, принятое по ходатайству, а также отказ в принятии к рассмотрению и регистрации ходатайства могут быть обжалованы в вышестоящую инстанцию или в суд.

6. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН

6.1. Подача коллективных обращений

Коллективные обращения граждан рассматриваются в соответствии с требованиями настоящего Положения (за исключением пунктов 1.5., 5.1.), регулирующих порядок подачи, рассмотрения письменных обращений в виде предложений, заявлений, жалоб и петиций.

Коллективные обращения граждан, принятые на собраниях (сходах), конференциях, митингах, подлежат рассмотрению так же, как и индивидуальные обращения, поданные в письменной форме.

Коллективные обращения могут оформляться в виде петиций, подаваемых в органы местного самоуправления города от имени участников собрания (схода), конференции, митинга, выборными лицами, обладающими представительными полномочиями.

6.2. Обжалование решения по коллективному обращению, петиции граждан.

Решение по коллективному обращению петиции граждан в случае, если оно не удовлетворяет их законные права и интересы, может быть обжаловано в судебном порядке.

7. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ

НАСТОЯЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ

7.1. Должностные лица органов местного самоуправления города анализируют и представляют ежеквартально главе города информацию о проводимой работе с обращениями граждан, принимают меры к устранению причин и условий, порождающих нарушения прав и законных интересов жителей города, их повторные обоснованные обращения и осуществляемый контроль за состоянием этой работы в рамках своей компетенции.