Российские законы

Приказ Минжилкомхоза РБ от 26.04.2007 N 07/06-50 “Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и утверждению Системы критериев и Методики определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса“ (вместе с “Проектом постановления “Об утверждении Системы критериев и Методики, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса“, “Системой критериев для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса“, “Методикой определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса“)

МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПРИКАЗ

от 26 апреля 2007 г. N 07/06-50

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ

И УТВЕРЖДЕНИЮ СИСТЕМЫ КРИТЕРИЕВ И МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОВАРОВ И УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЙ

КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по разработке и утверждению Системы критериев и Методики определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (далее - Рекомендации).

2. Отделу экономического прогнозирования и тарифной политики (Гребенкиной Н.А.):

- направить Рекомендации в администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан для организации работы по разработке и утверждению Системы критериев и Методики определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

- давать разъяснения по применению настоящих Рекомендаций.

3. Предложить главам администраций муниципальных районов и городских округов, главам муниципальных образований Республики Башкортостан:

- принять Рекомендации к сведению и использованию в работе;

- поручить органу регулирования муниципального образования разработать Систему критериев и Методику определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.



4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан Д.Р.Акамова.

Министр

Г.Г.АСАДУЛЛИН

Утверждены

Приказом Минжилкомхоза РБ

от 26 апреля 2007 г. N 07/06-50

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ И УТВЕРЖДЕНИЮ СИСТЕМЫ КРИТЕРИЕВ

И МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОВАРОВ

И УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Уфа - 2007 г.

Введение

В среднесрочной перспективе в России ожидаются высокие темпы роста экономики, реальных доходов населения и доходов бюджета. Очевидно, что в результате со временем вырастет и платежеспособный спрос на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), особенно на более качественные услуги. В отдельных городах и субъектах федерации весьма вероятен также рост населения, что дополнительно увеличит спрос на ЖКУ.

Однако уровень безработицы сохраняется достаточно высоким. Значительная доля населения (более 15 - 20%) со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума является серьезным препятствием для перехода на оплату полной стоимости ЖКУ, поскольку при таком переходе резко возрастет нагрузка на бюджет и систему адресной социальной помощи малоимущему населению.

Ситуация усложняется тем, что в последние годы рост тарифов на ЖКУ сильно опережает инфляцию, измеренную в терминах индекса потребительских цен (ИПЦ). А также тем, что прожиточный минимум, рассчитанный по официально утвержденной методике, значительно занижает уровень дохода, который позволяет обеспечить минимально приемлемый уровень жизни. Опросы населения показывают, что семьи с душевым доходом всего в 2 - 3 раза превышающим прожиточный минимум, практически поголовно и не сговариваясь относят себя к людям, которые едва сводят концы с концами.



Ясно, что откровенно манипулируя составом потребительской корзины, государство стремилось “подогнать“ свои социальные обязательства под скромные возможности слабого еще недавно государственного бюджета. Но в последние 3 - 4 года возможности бюджета стали гораздо большими. Тогда как переход на оплату полной стоимости ЖКУ требует, чтобы приоритетом социальной политики стал быстрый рост доходов населения и снижение доли бедного населения. В первую очередь - за счет роста занятости населения и уровня средней заработной платы (особенно в бюджетной сфере), а также роста пенсий и социальных пособий.

Однако, все равно определенная доля населения будет иметь доход ниже или около прожиточного минимума, и это ставит вопрос о необходимости проверки финансовой доступности ЖКУ для населения, по крайней мере - для большей его части, при условии оказания адресной социальной помощи тем, для кого бремя оплаты ЖКУ является слишком тяжелым.

Это важно еще и потому, что когда бремя оплаты ЖКУ превышает некий предельно допустимый уровень (он может быть сугубо индивидуальным и сильно варьироваться в зависимости от территории), то население либо отвечает массовой неоплатой счетов (и тогда собираемость начисленных платежей резко падает), либо, своевременно оплачивая счета, чтобы не оказаться выселенным в “социальное“ жилье барачного типа, вынуждено отказывать себе в самом необходимом.

Важно, чтобы финансовая доступность ЖКУ для населения проверялась на местном уровне, но следуя некой общепринятой методике, согласованной на уровне субъекта федерации. Оценка финансовой доступности ЖКУ для населения на местном (муниципальном) уровне позволит учесть имеющиеся межмуниципальные различия в доходах населения и уровне бедности.

В данных Рекомендациях Минжилкомхоз РБ предлагает органам местного самоуправления муниципальных образований республики принять на своем уровне систему критериев для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, а также непосредственно саму Методику определения доступности этих товаров и услуг.

Проект

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

(МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА)

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от “___“ __________ 2007 г. N ______

“ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СИСТЕМЫ КРИТЕРИЕВ И МЕТОДИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОВАРОВ

И УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА“

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 4 главы 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ Администрация городского округа (муниципального района) Республики Башкортостан постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Систему критериев и Методику, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.

2. Настоящее Постановление вступает в силу с ________ 2007 года.

Глава

Администрации городского округа

(муниципального района)

Республики Башкортостан

Утверждена

Постановлением Администрации

городского округа

(муниципального района)

Республики Башкортостан

от “___“ ________ 200_ г. N ____

СИСТЕМА

КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ТОВАРОВ И УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

1. Основные положения

Система критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, устанавливается в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“.

Методика устанавливает Систему критериев доступности в части тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, регулируемых органами местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок (далее - орган регулирования), а также тарифов на жилищные услуги, оказываемые организациями населению.

На основе данной Системы критериев орган регулирования признает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса доступными или недоступными для потребителей.

Термины, использованные в настоящей Методике, соответствуют терминам, приведенным в статье 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“.

2. Основные принципы доступности

Доступные тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса создают баланс интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающий доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.

Все затраты организаций коммунального комплекса, связанные с реализацией производственной программы, должны быть полностью возмещены за счет тарифов на товары и услуги данной организации коммунального комплекса.

3. Критерии доступности

Основными критериями доступности тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса являются:

- доля получателей субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг от общей численности населения муниципального образования;

- расходы бюджета муниципального образования на выплату субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Максимально допустимое значение доли получателей субсидий устанавливается отдельно для каждого муниципального образования республики, но не должно превышать 25% от общей численности населения муниципального образования.

Для определения доступности тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса используются следующие индикаторы:

- доля расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, проживающей в муниципальном образовании;

- доля расходов на оплату отдельного вида коммунальных услуг - электроснабжения, отопления, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, в совокупном доходе семьи, проживающей в муниципальном образовании.

4. Необходимая исходная информация для расчета критериев доступности:

- общая численность населения муниципального образования;

- количество семей в муниципальном образовании и средний размер семьи;

- распределение населения по группам в зависимости от их ежемесячного среднедушевого дохода;

- данные о среднедушевом доходе в муниципальном образовании;

- данные о среднем совокупном семейном доходе в муниципальном образовании;

- установленные тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса для потребителей и прогнозные размеры тарифов на предстоящий период регулирования;

- среднее фактическое потребление товаров и услуг организаций коммунального комплекса, или установленные нормативы потребления;

- средний ежемесячный платеж населения за товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Утверждена

Постановлением Администрации

городского округа

(муниципального района)

Республики Башкортостан

от “___“ ________ 200_ г. N ____

МЕТОДИКА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОВАРОВ И УСЛУГ

ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Определение доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса проводится для жителей, проживающих в жилищном фонде определенного муниципального образования.

Определение доступности ведется по группам граждан, объединенным в

зависимости от их ежемесячного среднедушевого дохода - “а “, начиная от

1-n

1000 рублей в месяц - “а “ и заканчивая 2000 и более рублей в месяц - “а “.

1 n

Распределение населения по таким группам осуществляется на основании

расчетов, проводимых по “Методике расчета основных социально-экономических

индикаторов уровня жизни населения“, утвержденной Постановлением Госкомстата

России от 16.07.1996 N 61, в процентах по группам доходности “м “ (м - до

1-n 1

1000 руб., м - до 2000 руб., м - до 3000 руб. и т.д.).

2 3

Количество жителей рассматриваемого муниципального образования обозначается “К“.

Удельная численность населения каждой группы граждан с определенным

уровнем среднедушевого дохода “к “ определяется по формуле (1):

1-n

К = К х м (1).

1-n 1-n

Предельно допустимые доли собственных расходов граждан на оплату жилья и

коммунальных услуг в совокупном семейном доходе “р “ каждой группы граждан с

1-n

определенным уровнем среднедушевого дохода определяются по формуле (2):

Р = а х Д (2),

1-n 1-n

где “Д“ - максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг на соответствующий период времени в данном муниципальном образовании.

Установленная плата населения за жилищно-коммунальные услуги “С“ определяется по формуле (3):

С = П х V (3),

где “V“ - уровень оплаты населением за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги на соответствующий период времени в данном муниципальном образовании;

“П“ - сложившиеся затраты предприятий на производство жилищно-коммунальных услуг на 1 человека в месяц на соответствующий период времени для данного муниципального образования, включающие водоснабжение и водоотведение, электроснабжение и теплоснабжение, газоснабжение, содержание жилищного фонда, в том числе плата за капитальный ремонт и плату за наем, определяются по формуле (4):

П = G х Т (4),

где “Т“ - фактическая стоимость жилищно-коммунальных услуг для данного административного образования на 1 кв. метр;

“G“ - социальная норма площади жилья, принятая для данного административного образования.

Расчетные величины жилищных субсидий “S “ на 1 человека в месяц для

1-n

соответствующей группы населения с определенным уровнем среднедушевого дохода

определяются по формуле (5):

S = C - p (5).

1-n 1-n

Величины жилищных субсидий на всю группу граждан в месяц с определенным

уровнем среднедушевого дохода “W “ определяются по формуле (6):

1-n

W = k x S (6).

1-n 1-n 1-n

Величина средств, собираемых с субсидируемого населения, входящего в

группу граждан с определенным уровнем среднедушевого дохода “L “,

1-n

определяется по формуле (7):

L = k x p (7).

1-n 1-n 1-n

Величина средств, собранная с населения, полностью оплачивающего жилищно-

коммунальные услуги, входящего в группу с определенным уровнем среднедушевого

дохода “F “, определяется по формуле (8):

1-n

F = k x C (8).

m-n 1-n