Российские законы

Указание Прокуратуры Оренбургской области от 31.01.2001 N 45/15 “Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве“

ПРОКУРАТУРА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗАНИЕ

от 31 января 2001 г. N 45/15

ОБ УСИЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

В ряде документов Генеральной Прокуратуры РФ отмечается, что в деятельности правоохранительных органов продолжает иметь место нарушения конституционных прав граждан: допускаются необоснованные задержания и обыски, при избрании меры пресечения в виде содержания под стражей не учитываются все обстоятельства совершенного преступления и имеющиеся доказательства, применяются незаконные методы воздействия при проведении дознания и следствия.

Прокуратурой области аналогичные факты вскрыты и в деятельности правоохранительных органов Оренбургской области.

В целях укрепления законности в деятельности органов следствия и дознания, оперативных служб правоохранительных органов, усиления прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан, руководствуясь ст. 18 Закона “О прокуратуре Российской Федерации“, приказом Генерального Прокурора РФ N 141 от 13.11.2000 года

ПРЕДЛАГАЮ

1. Заместителям прокурора области, начальникам отделов и управлений, оперативным работникам аппарата, прокурорам городов и районов, их заместителям и помощникам, следователям, принять к неуклонному исполнению приказ Генерального Прокурора Российской Федерации N 141 от 13.11.2000 года.

2. При санкционировании следственных действий, затрагивающих конституционные права граждан, тщательно изучать уголовные дела и имеющиеся оперативные материалы, должным образом оценивать достаточность имеющихся оснований для проведения этих процессуальных действий.

3. Ответственно подходить к даче санкции на заключение под стражу в качестве меры пресечения. Заключение под стражу лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести применять только в случае, если применение иных мер пресечения не представляется возможным, что должно быть в обязательном порядке с приведением мотивов отражено в описательно - мотивировочной части постановления о заключении под стражу.

4. Подразделениям аппарата прокуратуры области, осуществляющим надзор за следствием и дознанием, по поступающим копиям постановлений о заключении под стражу, по жалобам заинтересованных лиц и иным дополнительно запрашиваемым материалам в обязательном порядке незамедлительно проверять законность и обоснованность применения этой меры пресечения и при наличии оснований вносить соответствующие предложения руководству прокуратуры области.

5. При ежедневных проверках изоляторов временного содержания работникам органов прокуратуры опрашивать находящихся в заключении лиц о применении незаконных методов следствия, при наличии оснований незамедлительно вызывать медицинских работников для определения наличия, степени тяжести и механизма образования телесных повреждений. Копии принятых постановлений приобщать к уголовным делам для надлежащей оценки полученных в ходе судебного рассмотрения доказательств.

6. Учитывая возможность применения недозволенных мер воздействия на лиц, находящихся под стражей, с целью получения признательных показаний в обязательном порядке проверять законность приема явок с повинной от лиц, находящихся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.



7. Отделу по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний совместно с отделами по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, управлением по надзору за следствием и дознанием систематически проводить в СИЗО N 1 и СИЗО N 3 проверки законности и обоснованности содержания лиц, числящихся за следственными органами и судами. При наличии оснований, по согласованию с надзирающими прокурорами, лицам, числящимся за следственными органами, изменять меры пресечения на иные. Прокурору города Орска организовать проведение аналогичных проверок в СИЗО N 2, при наличии оснований вносить предложения об изменении мер пресечения руководителям соответствующих подразделений аппарата прокуратуры области. При выявлении фактов длительного нерассмотрения судами уголовных дел в отношении лиц, находящихся в следственных изоляторах, информировать руководителей судов.

8. Государственным обвинителям при рассмотрении уголовных дел, активно участвовать в судебном следствии, последовательно проверять полноту, всесторонность и объективность собранных в процессе предварительного расследования доказательств. В случае радикального расхождения позиции государственного обвинителя с содержанием обвинительного заключения по вопросам квалификации совершенных преступлений, возвращения дела для дополнительного расследования, отказа от обвинения, а также по вопросам назначения наказания безотлагательно ставить в известность прокурора, утвердившего обвинительное заключение. В целях повышения качества государственного обвинения также необходимо государственным обвинителям практиковать непосредственное взаимодействие со следователем, расследовавшим уголовное дело. Такое взаимодействие позволит государственному обвинителю обсудить слабые и сильные стороны имеющихся доказательств, получить новые доказательства, собрать дополнительные сведения о личности подсудимых, и т.д., что позволит выбрать оптимальную позицию государственного обвинения.

9. Отделу по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, совместно с руководителями подразделений, осуществляющих надзор за следствием и дознанием, рассматривать с участием работников горрайпрокуратур на оперативных совещаниях при руководителях прокуратуры области факты нарушений конституционных прав граждан.

10. По каждому факту освобождения из-под стражи в связи с прекращением уголовного преследования по реабилитирующим основаниям в стадии следствия или судом либо постановки оправдательного приговора в обязательном порядке проверять материалы уголовных дел с составлением в месячный срок мотивированного заключения о законности принятого решения, допущенных нарушениях закона и мерах, которые необходимо предпринять.

11. Отделу по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам и подразделениям, осуществляющим надзор за следствием и дознанием все рассмотренные материалы по оправдательным приговорам областного суда и прекращенным уголовным делам областной подсудности незамедлительно представлять в соответствующие подразделения Генеральной Прокуратуры РФ.

12. В. связи с принятием приказа Генерального Прокурора РФ N 141 от 13.11.2000 года и настоящего указания признать утратившими силу п. 3.2 и 4.2 указания прокурора области N 15/4-97 от 31.03.97 года “Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве“ и п. 2 указания прокурора области N 12/14-2000 от 06.03.2000 года “Об усилении контроля за качеством поддержания государственного обвинения“.

13. Контроль за исполнением указания возложить на заместителей прокурора области по курируемым направлениям деятельности.

14. Данное указание направить для исполнения прокурорам городов и районов, специализированным прокурорам и для сведения в Оренбургский областной суд, в управление внутренних дел области, в управление федеральной службы безопасности по Оренбургской области, в управление федеральной службы налоговой полиции по Оренбургской области, в управление исполнения наказаний Минюста РФ по Оренбургской области.

Прокурор

Оренбургской области

государственный советник

юстиции 2 класса

А.М.ЧАДОВ