Российские законы

Информация Прокуратуры Оренбургской области от 17.04.2001 N 21/7-01 “О состоянии законности о трудовой занятости несовершеннолетних“

ПРОКУРАТУРА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 17 апреля 2001 г. N 21/7-01

О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ О ТРУДОВОЙ

ЗАНЯТОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Председателю

Законодательного Собрания

Оренбургской области

В.Н.ГРИГОРЬЕВУ

Уважаемый Валерий Николаевич!

На прошедшей 13.04.2001 г. коллегии областной прокуратуры по результатам проверки исполнения законодательства о трудовой занятости несовершеннолетних было отмечено, что в области остро стоит проблема трудоустройства подростков.

Труд несовершеннолетних неквалифицированный и малопроизводительный, обусловленный к тому же дополнительными правовыми гарантиями, в условиях падения производства и избытка рабочей силы не пользуется спросом на рынке труда.

Выпускники общеобразовательных школ, профессиональных училищ и лицеев, освобожденные из воспитательно - трудовых колоний подростки оказались наименее конкурентоспособными на рынке труда и в большинстве случаев, обращаясь по поводу трудоустройства, получают отказ.

Это ослабляет социальную защищенность, отрицательно сказывается на нравственном климате и осложняет проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Не находя себе общественно полезного применения, они легко поддаются криминогенным влияниям, что подтверждается статистикой. Из ежегодно привлекаемых в области за различные виды преступлений в течение пяти последних лет от 2000 до 2500 несовершеннолетних лиц, около одной трети ничем не заняты. А среди лиц, совершивших убийства, разбойные нападения, тяжкие телесные повреждения, их доля составляет до 10 %. Незанятые составляют 70 % лидеров антисоциальных группировок и членов лидирующего ядра группы. К незанятым трудом или учебой несовершеннолетним добавилась и такая группа, как бездомные, ведущие бродячий образ жизни дети. Только за период одной акции “Помоги ребенку“, проходившей в начале этого года в течение полутора месяцев в нашей области, было выявлено 186 малолетних бродяг.

В сегодняшней экономической ситуации приостановить эти отрицательные тенденции возможно только с помощью государственной поддержки процесса приобщения несовершеннолетних к труду.



Однако проведенные прокуратурой проверки показывают, что службы занятости в городах и районах недостаточно ориентированы в этом направлении.

Остро стоит вопрос занятости несовершеннолетних в г. Оренбурге. Ежегодные распоряжения администрации города о квотировании рабочих мест не выполняются, на выделенные в прошлом году 90 мест при содействии службы занятости были трудоустроены лишь 5. Из обратившихся за последние три года в Областную молодежную биржу труда 2606 граждан в возрасте от 14 до 29 лет было трудоустроено 554 чел., что составляет 21 %.

В Бугурусланском районе никаких решений и распоряжений на установление квот для несовершеннолетних не принималось, а в Северном районе квоты предусматриваются только для учащихся в свободное от учебы время.

Ежегодно издаваемые администрациями городов и районов распоряжения о квотировании рабочих мест и программы обеспечения занятости не реализуются, при этом местные органы власти нередко ссылаются на отсутствие финансовых средств в бюджете.

В г. Бузулуке на 2000 год были предусмотрены квоты для трудоустройства 450 подростков, в средства - бюджетные (внебюджетные) не предусмотрены, аналогичная ситуация в Грачевском, Красногвардейском районах, городах Медногорске и Новотроицке.

Недостаточны меры, принимаемые для трудоустройства несовершеннолетних в г. Орске, где незанятость трудом или учебой является одним из основных условий, способствующих совершению преступлений. За 3 месяца т.г. удельный вес несовершеннолетних лиц, не занятых трудом или учебой, вырос с 50,9 до 66,0.

Программа содействия занятости населения Оренбургской области и аналогичные программы в городах и районах на 2000 год отдельных мер по обеспечению занятости несовершеннолетних не предусматривали. Подростки, в основном, учитываются в общей группе - молодежь от 16 до 29 лет, совместно с другими категориями нуждающихся в социальной защите, без разграничения сколько рабочих мест квотируется для несовершеннолетних. В результате несовершеннолетние, не имеющие квалификации и трудовых навыков, проигрывают, т.к. работодатели предпочитают им взрослых, более подготовленных к труду. Практика трудоустройства несовершеннолетних ориентирована в целом на предоставление им рабочих мест, от которых отказываются другие группы работников. Есть примеры, когда отказавшиеся от предлагаемой работы подростки устраиваются продавцами на рынок. В Ленинском районе г. Орска таких подростков, которые попали в поле зрения государственных структур, на 01.03.01 было 12.

Особо остро обозначилась проблема с трудоустройством несовершеннолетних осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Освобожденных из воспитательно - трудовых колоний, а также окончивших специальные учебно - воспитательные учреждения.

Ни один из органов системы профилактики не располагает данными о трудоустройстве 673 подростков, освобожденных в 2000 году от уголовного наказания вследствие амнистии, из 630 несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в связи с отсрочкой исполнения приговора либо условным осуждением каждый второй не занят общественно полезной деятельностью, из подростков, освободившихся из колоний или прибывших из спецшкол или спецПТУ, почти все не работали, 50 % из них вновь совершили преступления.

В подразделении по делам несовершеннолетних Бузулукского района из 398 состоящих на учете подростков, 70 ничем не заняты, в основном это освободившиеся из мест лишения свободы и окончившие 9 классов и не продолжившие обучение.

В Красногвардейском районе в отношении условно осужденных в прошлом году Артамонычева и Головкина меры по трудоустройству не принимались, в настоящее время трое условно осужденных ничем не заняты.

Приведенные примеры не единичны напротив, распространены на территории области.

Профессиональная подготовка и переподготовка на местах организована ненадлежаще. Прогнозные расчеты, оценка рынка труда, службами занятости не проводятся, потребности предприятий в квалифицированных кадрах и каких именно не выясняются.

В Северном районе в 2000 году были направлены на обучение водителями 11 несовершеннолетних, из которых окончили только трое, при этом служба занятости сведениями об их трудоустройстве не располагает.

В Грачевском районе в большинстве случаев несовершеннолетние учатся на водителей, а трудоустраиваются рабочими. Отмечено два случая, когда подростки были направлены обучаться на водителей, однако бросили и связь со службой занятости прекратили.



Ежегодно из профессиональных училищ области выпускается более 10 тысяч молодых людей, в 2000 году количество выпускников составило 10959, из них, по отчетным данным Управления профессионального образования направлено на работу бишь 5929. Одной из причин является невостребованность получаемых профессий на рынке труда.

Орское ПУ-52 (готовит мелиораторов, бухгалтеров и др.) планирует в текущем году выпустить 148 квалифицированных специалистов, однако, заявок на них нет. В Переволоцком районе ПУ-50 (хозяйка усадьбы, мастер с/х производства и др.) выпуск 2001 года 90 чел., заявок также нет. В г. Медногорске 9 бывших выпускников ПУ-36 состоят на учете в службе занятости, учатся новой профессии.

Таким образом, набор профессий, по которым ведется подготовка, не только не снимает напряженности на рынке труда, а напротив, увеличивает ее, поскольку подготовка осуществляется по тем профессиям, по которым отсутствует спрос или наблюдается переизбыток рабочей силы. Затраченные на обучение государственные средства реальной пользы не приносят.

Изложенные недостатки приводят к фактической дискриминации несовершеннолетних при трудоустройстве, которая не только способствует росту преступности и дальнейшей их криминализации, но и влечет за собой неблагоприятные экономические и социальные последствия в перспективе.

Полагаю, что для реального влияния на ситуацию необходимо использовать опыт других регионов (г. Санкт - Петербург), в которых приняты законы, направленные на решение проблемы трудоустройства несовершеннолетних. Подобный закон, если он будет принят в нашей области, на наш взгляд должен включить:

- мероприятия по изучению потребности в трудоустройстве и возможности предоставления необходимого количества рабочих мест, установление квот на рабочие места для обеспечения занятости несовершеннолетних и контроль за их устройством на квотируемые места;

- стимулирование работодателей, принимающих на работу несовершеннолетних и создающих для них рабочие места - льготное налогообложение и кредитование, прямое финансирование, в т.ч. оплата труда за счет фонда занятости и местного бюджета, предоставление помещений и т.п.;

- организацию оплачиваемых общественных работ, привлекательных для несовершеннолетних;

- организацию лагерей труда и отдыха и другие меры по обеспечению занятости подростков, состоящих на учете в милиции, профессиональную ориентацию, трудовое ученичество, курсовую профессиональную подготовку и другие формы профессионального обучения, в т.ч. по специальностям, ориентированным на предпринимательскую деятельность;

- суммы затрат с указанием источников финансирования.

Представляется, что принятие подобных мер может реально способствовать приобщению к труду, решению вопроса занятости и предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Об изложенном сообщаю для сведения и принятия мер.

Исполняющий обязанности

прокурора

Оренбургской области

государственный советник

юстиции 3 класса

Б.В.КОЛОКОЛЬЦЕВ