Российские законы

Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2006 по делу N А47-12885/2005-12ГК Исковые требования о включении долга в реестр требований кредиторов удовлетворены, поскольку при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в очередности, установленной в ст. 64 ГК РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 25 января 2006 г. Дело N А47-12885/2005-12ГК

Муниципальное унитарное предприятие “Спецавтохозяйство N 1“ Муниципального образования “Город Оренбург“, г. Оренбург, обратилось в арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Муниципальному учреждению по сбору и обработке коммунальных платежей, г. Оренбург, об обязании ликвидационной комиссии МУ СОКП, г. Оренбург, включить долг в размере 225459 руб. в реестр требований кредиторов.

Извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения спора, а также о перерыве представитель третьего лица - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Оренбурга, г. Оренбург, в судебное заседание не явился. Спор в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассматривается в отсутствии не явившегося третьего лица.

Отводов судье и лицу, ведущему протокол, в судебном заседании не заявлено.

Ходатайств судье в судебном заседании не заявлено.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил, что в соответствии с договорами от 26.04.1999 и от 01.07.2004 ответчик оказывал истцу услуги по начислению, обработке и сбору коммунальных платежей, в том числе и льгот населению муниципального жилого фонда города Оренбурга.

За период времени с 01.01.2001 по 31 августа 2004 года ответчик предоставлял льготы по вывозу бытовых отходов многодетным семьям, проживающим в муниципальном жилом фонде в виде 30 % скидки по оплате услуг. Общая сумма предоставленных за период времени с 01.01.2001 по 31 августа 2004 года льгот по оплате вывоза бытовых отходов составляет 225459 руб. 10 коп. Однако в соответствии с Указом Президента N 431 от 5 мая 1992 года “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ многодетным семьям предоставляется скидка в размере 30 % по оплате отопления, пользования водой, канализацией, газом, электроэнергией. По вывозу бытовых отходов указанная категория граждан льгот не имеет.

О факте неправомерного предоставления льгот истцу стало известно в ноябре 2003 года при подготовке исков о возмещении расходов по предоставленным льготам населению.



В соответствии с распоряжением Главы города Оренбурга N 7-р от 13.01.2005 началась процедура ликвидации ответчика. 9 марта 2005 года истцом направлена претензия о включении суммы долга в реестр требований кредиторов. Однако ответ на претензию от ответчика в адрес истца не поступал.

На основании изложенного истец просит суд обязать ликвидационную комиссию МУ СОКП, г. Оренбург, включить долг в размере 225459 руб. в реестр требований кредиторов МУ СОКП, г. Оренбург.

Ответчик исковые требования истца не признает в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что на основании распоряжения Главы города Оренбурга от 13.01.2005 N 7-р Муниципальное учреждение “По сбору и обработке коммунальных платежей“, г. Оренбурга ликвидировано. Начисление квартплаты с учетом льготных категорий граждан производилось согласно распоряжения Главы города Оренбурга N 249-р от 28.01.2000 приложения 3, ставок и тарифов, утвержденных Постановлением городского Совета. До октября 1996 года “вывоз бытовых отходов“ находился в строке “за содержание дома“. Льготы предоставлялись согласно распоряжения Администрации города N 90-р от 28.01.1994, которое предусматривало льготным категориям 50 % скидку (многодетным семьям 30 %). С момента организации МУ СОКП и до 01.10.2004 изменения о начислении сумм выпадающих доходов по строке “вывоз бытовых отходов“ не доводились.

Оценив доводы и возражения сторон, представленные в обоснование их документы, суд удовлетворяет требования истца об обязании ликвидационной комиссии МУ СОКП, г. Оренбург, включить долг в размере 225459 руб. в реестр требований кредиторов в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1.1 Устава Муниципальное учреждение по сбору и обработке коммунальных платежей города Оренбурга являлось учреждением, осуществляющим сбор и обработку коммунальных платежей, информационные, регулирующие и иные функции для обеспечения эффективной работы жилищно-коммунального хозяйства города Оренбурга. Собственником МУ СОКП является Администрация города Оренбурга. Согласно п. 8.1 Устава реорганизация, ликвидация МУ СОКП производится в соответствии с действующим законодательством по решению собственника, либо по решению суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В соответствии с действующим законодательством, юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. На основании распоряжения Главы города Оренбурга N 7-р от 13.01.2005 Муниципальное учреждение “По сбору и обработке коммунальных платежей“ города Оренбурга было ликвидировано.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом РФ, другими законами.

Распоряжением Главы города Оренбурга N 7-р от 13.01.2005 была назначена ликвидационная комиссия МУ СОКП, г. Оренбурга и определен порядок ликвидации. Согласно ч. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Пунктом 4.2 Распоряжения N 7-р от 13.01.2005 предусмотрено, что ликвидационная комиссия обязана была опубликовать в газете “Вечерний Оренбург“ сообщение о ликвидации учреждения, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторов. Согласно ч. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Также в соответствии с п. 4.3 распоряжения Главы города Оренбурга N 7-р от 13.01.2005 ликвидационная комиссия МУ СОКП, г. Оренбург, обязана была письменно уведомить кредиторов о ликвидации в сроки, установленные действующим законодательством, принять меры к получению дебиторской задолженности.



О ликвидации Муниципального учреждения “По сбору и обработке коммунальных платежей“, г. Оренбург, истец узнал из письма N 01-01/63 от 19.01.2005, направленного председателем ликвидационной комиссии о расторжении договора б/н от 01.07.2004.

10.03.2005 истец направил в ликвидационную комиссию претензию на сумму 225459 руб. 10 коп. - задолженности, возникшей вследствие неправильного предоставления МУ СОКП, г. Оренбург, льгот при оплате услуг по вывозу твердых бытовых отходов за период времени с 01.01.2001 по 31.08.2004. Доказательства вручения ликвидационной комиссии претензии истцом представлены (имеется штамп МУ СОКП о получении 10.03.2005 претензии о включении в реестр требований кредиторов).

Претензия в ликвидационную комиссию о включении в реестр требований кредиторов была направлена истцом в установленный законом срок с учетом даты опубликования распоряжения (письменного уведомления от ответчика в его адрес не поступало). Ответ на претензию до обращения в суд ответчиком представлен истцу не был.

В соответствии с ч. 4 ст. 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

26 апреля 1999 года между Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Оренбурга, г. Оренбург (именуемое в дальнейшем УЖКХ), Муниципальным учреждением “По сбору и обработке коммунальных платежей“, г. Оренбург (именуемое в дальнейшем Учреждение) и Муниципальным унитарным предприятием “Спецавтохозяйство N 1“ Муниципального образования “Город Оренбург“, г. Оренбург (именуемое в дальнейшем Предприятие) был заключен договор б/н Согласно п. 1.1 договора б/н от 26 апреля 1999 года, УЖКХ, г. Оренбург, поручает, а Учреждение берет на себя обязательства производить в пользу Предприятия начисление и прием денежных средств, собираемых с населения города Оренбурга за оказываемые Предприятием услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

В соответствии с п. 2.1 договора б/н от 28.04.1999 Учреждение в соответствии с Уставом производит комплекс операций, связанных с начислением, сбором и обработкой платежей за вывоз бытовых отходов, включая оформление льгот и субсидий определенной части населения, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ, Оренбургской области и города Оренбурга.

1 июля 2004 года между истцом и ответчиком был заключен договор б/н, согласно п. 1.1 которого истец поручает, а ответчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса операций, связанных с начислением, сбором, обработкой и перечислению в соответствии со структурой распределения платежей денежных средств, за услуги по вывозу твердых бытовых отходов, предоставленные населению по муниципальному жилищному фонду, с учетом льгот и субсидий, включая начисление пени на сумму задолженности по просроченным платежам, согласно действующему законодательству по утвержденным тарифам, а также производить различные перерасчеты в предусмотренных законом случаях и на основании решения суда. В соответствии с п. 3.1 договора б/н от 01.07.2004 ответчик обязался в соответствии с Уставом производить сбор и обработку платежей за услуги по вывозу твердых бытовых отходов, включая начисление пени на сумму задолженности и оформление льгот и субсидий определенной части населения, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ, Оренбургской области и города Оренбурга.

Таким образом, в соответствии с условиями заключенных договоров б/н от 26.04.1999 и 01.07.2004 МУ СОКП, г. Оренбург, обязалось производить оформление льгот определенной части населения, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ, Оренбургской области и города Оренбурга.

Льготы для многодетных семей установлены Указом Президента РФ N 431 от 05.05.1992 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“. Согласно подпункту “б“ пункта 1 Указа Президента РФ N 431 от 05.05.1992 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, для многодетных семей установлена скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрены для многодетных семей скидки по оплате услуг по вывозу твердых бытовых отходов.

Однако в нарушении норм действующего законодательства, а также условий заключенных договоров б/н от 26.04.1999 и 01.07.2004, предусматривающих обязанность ответчика производить оформление льгот и субсидий определенной части населения, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ, Оренбургской области и города Оренбурга, в период времени с 1 января 2001 года по 31 августа 2004 года Муниципальное учреждение по сбору и обработке коммунальных платежей, г. Оренбург, предоставлял 30 % скидки по вывозу бытовых твердых отходов многодетным семьям. Общая сумма предоставленных за период времени с 01.01.2001 года по 31 августа 2004 года льгот по оплате вывоза бытовых отходов составляет 225459 руб. 10 коп.

Факт предоставления ответчиком - МУ СОКП, г. Оренбург, скидок по оплате услуг по вывозу бытовых твердых отходов многодетным семьям в период времени с 01.01.2001 по 31.08.2004, а также сумма предоставленных ответчиком неправомерно скидок многодетным семьям в размере 225459 руб. 10 коп., подтверждаются имеющимися материалами дела, в том числе расчетом истца, справками ответчика - МУ СОКП, г. Оренбург, о начислении суммы льгот по Указу Президента РФ N 431 от 05.05.1992 за 2001 - 2003 годы, актом сверки расчетов суммы льгот по Указу Президента РФ N 431 от 05.05.1992 за 2001 - 2002 гг., подписанный истцом с УЖКХ города Оренбурга, ежемесячными сводными реестрами по категориям областных и федеральных льгот за вывоз бытовых отходов по муниципальному жилью, предоставленных МУ СОКП города Оренбурга истцу, списками льготников - многодетных семей, заверенных МУ СОКП, г. Оренбург, актом сверки расчетов, между ответчиком и истцом (л.д. 50 том 2).

Факт необоснованного предоставления скидок многодетным семьям по Указу Президента РФ N 431 от 05.05.1992 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ ответчиком не оспаривается. Довод ответчика о том, что льготы предоставлялись согласно распоряжения Администрации города N 90-р от 28.01.1994, которое предусматривало льготным категориям 50 % скидку (многодетным семьям 30 %) судом не принимаются, указанное распоряжение суду ответчиком не представлено, а из всех представленных истцом документов, заверенных ответчиком, следует, что предоставление скидок по оплате услуг по вывозу твердых бытовых отходов многодетным семьям производилось на основании Указа Президента РФ N 431 от 05.05.1992 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

Учитывая, что сумма задолженности вследствие неправомерного предоставления многодетным семьям скидок при оплате услуг по вывозу твердых бытовых отходов, а также факт предоставления скидок по оплате услуг, оказываемых истцом, подтверждается имеющимися материалами дела, требования истца об обязании ликвидационной комиссии МУ СОКП, г. Оренбург, включить долг в размере 225459 руб. в реестр требований кредиторов о включении в реестр соответствуют ст.ст. 61 - 64 Гражданского кодекса РФ, суд требования истца удовлетворяет в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 Гражданского кодекса РФ 1 при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица; в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом. При таких обстоятельствах требования истца подлежат включению в состав требований кредиторов пятой очереди.

Расходы по государственной пошлине относятся на ответчика и взыскиваются в доход федерального бюджета в размере 6009 руб. 18 коп.

Руководствуясь статьями 101, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Требования Муниципального унитарного предприятия “Спецавтохозяйство N 1“ Муниципального образования “Город Оренбург“, г. Оренбург, удовлетворить. Обязать ликвидационную комиссию Муниципального учреждения “По сбору и обработке коммунальных платежей“, г. Оренбург, включить в состав требований кредиторов пятой очереди ликвидационного баланса требования Муниципального унитарного предприятия “Спецавтохозяйство N 1“ Муниципального образования “Город Оренбург“, г. Оренбург, на сумму 225459 руб.

2. Взыскать с Муниципального учреждения “По сбору и обработке коммунальных платежей“, г. Оренбург, в доход федерального бюджета расходы по госпошлине в размере 6009 руб. 18 коп.

3. Исполнительные листы выдать истцу и Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Оренбурга, г. Оренбург, после вступления решения в законную силу.