Российские законы

Устав Одесского района Омской области (ред. от 15.04.1999) (принят на районной конференции представителей граждан Одесского района Омской области 17.09.1996) (Зарегистрировано в Законодательном Собрании Омской обл. 25.02.1997)

Постановлением Главы Одесского муниципального района Омской области от 15.05.2007 N 255 данный документ признан утратившим силу.

Фактически утратил силу в связи с изданием Устава Одесского муниципального образования Омской области, принятого Решением Совета депутатов Одесского района от 17.01.2002 N 5.

Зарегистрировано в Законодательном Собрании Омской обл. 25 февраля 1997 г.

УСТАВ

ОДЕССКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят на районной конференции представителей

граждан Одесского района 17.09.96

(в ред. Решения 15 сессии Одесского районного Совета

от 28.12.98 N 2, Решения 16 сессии Одесского районного

Совета от 15.04.99 N 10)

СОДЕРЖАНИЕ:

Раздел I. Общие положения.

Глава 1. Район и его территория.

Глава 2. Понятие, принципы и система районного самоуправления.

Глава 3. Органы районного самоуправления и их компетенция.

Глава 4. Экономическая и
финансовая основы районного самоуправления.

Глава 5. Ответственность органов районного самоуправления и их должностных лц.

Глава 6. Гарантии районного самоуправления.

Раздел II. Районный Совет (представительный орган районного самоуправления).

Глава 7. Правовое положение, порядок формирования и работы районного Совета.

Раздел III. Администрация района.

Глава 8. Глава районного самоуправления.

Глава 9. Администрация района.

Глава 10. Осуществление районного самоуправления в сельских округах.

Глава 11. Муниципальная служба в органах районного самоуправления.

Раздел IV. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления районного самоуправления.

Глава 12. Районный референдум.

Глава 13. Муниципальные выборы.

Глава 14. Общие собрания (сходы) граждан по месту жительства.

Глава 15. Иные формы непосредственного участия населения города в осуществлении функций районного самоуправления.

Глава 16. Территориальное общественное самоуправление.

Раздел V. Заключительные положения.

Глава 17. Порядок принятия и изменения Устава района.

Устав района является основным нормативным актом, регулирующим организацию и осуществление самоуправления населения на территории Одесского района.

Устав района подлежит регистрации Законодательным Собранием Омской области.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1. РАЙОН И ЕГО ТЕРРИТОРИЯ

Статья 1. Статус района

1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории района с учетом исторических, национальных, социально-этнических и иных местных традиций.

2. Одесский район образован в 1924 году, входит в состав Омской области, районный центр с. Одесское.

3. Земли в границах района, независимо от форм собственности и назначения составляют территорию района.

4. Границы территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, устанавливаются в соответствии с областным законодательством об административно-территориальном устройстве и закрепляются настоящим Уставом.

5. Описание и план границ района прилагаются к настоящему Уставу и являются неотъемлемой частью.

Статья 2. Символы района

1. Одесский район может иметь свою собственную символику (герб, эмблема), отражающую историческую, культурную, социально-экономическую, национальную и иные особенности населения.

2. Положение о символике района принимается районным Советом.

Статья 3. Земли района

1. Все
земли в пределах границ района, независимо от использования и форм собственности, находятся в ведении органов районного самоуправления.

2. Использование земель и разделение по видам собственности осуществляются в соответствии с планом земельно-хозяйственного устройства, разрабатываемого на основе генерального плана района.

Статья 4. Административно-территориальное деление района

1. Территория района разделена на 8 сельских округов: Белостокский, Побочинский, Желанновский, Ореховский, Лукьяновский, Буняковский, Благодаровский, Ганновский и районный центр Одесское, границы районного центра и сельских округов зафиксированы в плане района.

2. Решение об образовании, упразднении, объединении, наименовании, установлении границ сельских округов принимается районным Советом по представлению главы районного самоуправления с учетом мнения части населения, интересы которого будут затрагиваться.

3. В состав территории района, исходя из предложений граждан, определяются территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления населения. Границы территорий органов общественного самоуправления устанавливаются в порядке, предусмотренном районным Советом.

4. Определение границ сельских округов и районного центра производится решением районного Совета с учетом мнения населения района, экономико - географических и демографических особенностей территории и исторических традиций района, а также с учетом целостности землепользования. Границы сельских округов в соответствии с этим решением фиксируются в плане района.

Статья 5. Население района

1. Население района составляют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории района.

2. Избирательным правом (правом избирать или быть избранным в органы самоуправления) обладают достигшие 18 лет граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории района, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным движениям. Не имеют право избирать или быть избранными граждане, признанные судом недееспособными и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы
по приговору суда.

3. Правила учета и регистрации граждан, проживающих в районе, устанавливаются федеральным и областным законами.

Глава 2. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА

РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 6. Самоуправление района

1. Местное самоуправление в районе - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения района по решению непосредственно или через органы районного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

2. Субъектом районного самоуправления является население района.

Статья 7. Правовая основа и принципы районного самоуправления

1. Правовую основу районного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, другие федеральные законы, Устав Омской области, Закон “О местном самоуправлении в Омской области“, другие законы Омской области, настоящий Устав, нормативные акты органов районного самоуправления.

2. Районное самоуправление осуществляется на основе принципов:

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

- государственных гарантий местного самоуправления;

- законности;

- гласности;

- самостоятельности районного самоуправления в пределах собственных полномочий, в том числе финансовой и экономической;

- выборности и отчетности органов районного самоуправления;

- ответственности органов и должностных лиц районного самоуправления перед населением района за решение задач социально-экономического развития района;

- признания за населением района полномочий по решению вопросов местного значения.

Статья 8. Право населения района на участие в районном самоуправлении

1. Граждане района, обладающие избирательным правом имеют право участвовать в районном самоуправлении как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Право на участие в районном самоуправлении реализуется посредством:

- участия в районных референдумах, опросах, собраниях и конференциях граждан по месту жительства, митингах, демонстрациях и других формах прямого волеизъявления;

- участия в выборах органов районного самоуправления;

- избрания в органы районного
самоуправления;

- равного доступа к муниципальной службе;

- получения полной и объективной информации о деятельности органов районного самоуправления;

- выступлений в средствах массовой информации по вопросам районного самоуправления;

- судебной защиты участия в районном самоуправлении;

- получения ответов на индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы районного самоуправления.

Статья 9. Функции районного самоуправления в реализации прав и свобод граждан

1. Приоритетными направлениями деятельности органов районного самоуправления являются создание для населения района благоприятной среды обитания, повышение благосостояния, охрана здоровья, обеспечение широкого доступа к образованию и культуре, социальная защита и личная безопасность жителей.

2. Органы районного самоуправления регулярно информируют население о наиболее существенных вопросах развития района, используя для этого средства массовой информации.

3. Органы районного самоуправления организуют прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, своевременное рассмотрение и разрешение всех поступивших обращений граждан.

Глава 3. ОРГАНЫ РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ

Статья 10. Органы районного самоуправления

1. Представительным органом населения района является районный Совет.

2. Высшим должностным лицом районного самоуправления является глава районного самоуправления.

Статья 11. Вопросы местного значения, относящиеся к ведению органов районного самоуправления

1. Основными вопросами местного значения являются:

1) принятие Устава района, внесение в него изменений и дополнений и контроль за его соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) финансовые ресурсы района, формирование, утверждение и исполнение районного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

4) комплексное социально-экономическое развитие района;

5) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;

6) организация, содержание и развитие муниципальных образовательных учреждений;

7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за
их деятельностью;

9) регулирование планировки и застройки территорий района;

10) создание условий жилищного и социально-культурного строительства;

11) контроль за использованием земель на территории района;

12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог районного значения;

16) благоустройство и озеленение территории района и сельских населенных пунктов;

17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

19) организация и содержание муниципальных архивов;

20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

22) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений культуры, создание условий для деятельности учреждений культуры;

23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

24) создание условий для деятельности средств массовой информации района;

25) создание условий для развития физической культуры и спорта в районе;

26) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

27) участие в охране окружающей среды на территории района;

28) обеспечение противопожарной безопасности, организация муниципальной пожарной службы.

2. Органы районного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Омской области.

3. К вопросам местного значения могут быть отнесены:

1) отдельные государственные полномочия, возложенные на органы районного самоуправления Законом;

2) государственные полномочия, переданные органами государственной власти на договорной основе;

3) полномочия, переданные другими органами местного самоуправления на договорной основе;

4) полномочия, переданные населением района, иными гражданами и юридическими лицами.

4. Наделение органов районного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными
законами и законами Омской области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Статья 12. Схема управления районом

Схема управления районом разрабатывается с учетом численности населения, исторических, социально-экономических и географических особенностей, административно-территориального деления в соответствии с федеральным и областным законодательством и утверждается районным Советом.

Глава 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ

РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 13. Экономическая основа районного самоуправления

1. Экономическую основу районного самоуправления составляют природные ресурсы в пределах районной черты (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), районная (муниципальная) собственность, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам районного самоуправления, местные финансы, иная собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворения потребностей населения района.

2. Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их организации и ликвидации.

Статья 14. Районная (муниципальная) собственность

1. Районная (муниципальная) собственность является достоянием населения района.

2. В состав районной (муниципальной) собственности входят средства бюджета района, районных внебюджетных и валютных фондов, имущество органов районного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, объекты инженерной инфраструктуры, другое движимое и недвижимое имущество.

3. Органы государственной власти Омской области передают в муниципальную собственность района объекты, находящиеся в государственной собственности области, необходимые для решения вопросов местного значения в соответствии с разграничением полномочий между Омской областью и районом. Споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.

4.
Средства районного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, иное муниципальное имущество, не закрепление за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют районную казну.

5. Районная (муниципальная) собственность на землю формируется путем безвозмездной передачи органами государственной власти Российской Федерации и Омской области государственных земель, находящихся в границах территории, подведомственной органам районного самоуправления, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

6. От имени населения района права собственника осуществляют органы районного самоуправления.

Статья 15. Управление и распоряжение районной собственностью

1. Управление и распоряжение районной собственностью осуществляет администрация в порядке, установленном районным Советом.

2. Не могут быть отчуждены здания и сооружения, занимаемые органами районного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законом.

3. Органы районного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, самостоятельно определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

4. Органы районного самоуправления в соответствии с законом и настоящим Уставом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах района.

5. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяется районным Советом самостоятельно. Доходы от приватизации поступают в полном объеме в местный бюджет.

Статья 16. Муниципальное унитарное предприятие

Муниципальным унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней органами районного самоуправления имущество. Имущество муниципального унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).

2. Имущество, являющееся районной собственностью, закрепляется за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения.

3. Имущество муниципального унитарного предприятия образуется за счет ассигнований бюджета района,
полученных доходов, других законных источников.

4. Муниципальное унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия. Муниципальное унитарное предприятие не отвечает по обязательствам учредителя.

Статья 17. Муниципальное учреждение

1. Муниципальным является учреждение, функционирующее на основе районной собственности, выполняющие социальные и иные функции для нужд населения района и финансируемое за счет средств бюджета района.

2. Имущество, являющееся районной собственностью, закрепляется за муниципальным учреждением на праве оперативного управления.

Статья 18. Взаимоотношения органов районного самоуправления с предприятиями и учреждениями, находящимися в районной собственности

Администрация района учреждает муниципальные предприятия, учреждения, утверждает их уставы, назначает и увольняет их руководителей, осуществляет регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги) в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом, принимает решения о ликвидации, реорганизации в соответствии с порядком, установленным районным Советом.

Статья 19. Взаимоотношения органов районного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в районной собственности

1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов районного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

2. Органы районного самоуправления определяют участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально - экономическом развитии территории.

Статья 20. Муниципальный заказ

Администрация района вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству района, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально - культурных потребностей населения района, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств в порядке, установленном районным Советом.

Статья 21. Внешнеэкономическая деятельность органов районного самоуправления

1. Органы районного самоуправления в установленном законодательством порядке организуют внешнеэкономические связи.

2. Районная администрация
вправе:

- заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции за счет имеющихся в ее распоряжении валютных средств и на иной основе;

- создавать совместные предприятия по выпуску товаров народного потребления и оказанию услуг населению, а также участвовать в создании других предприятий;

- создавать муниципальные внешнеэкономические организации, оказывать предприятиям помощь в развитии экспортных возможностей.

Статья 22. Финансовые ресурсы районного самоуправления

1. Финансовые ресурсы района состоят из средств бюджета района, внебюджетных и валютных фондов, средств на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, получаемых кредитных ресурсов, дотаций и субвенций от органов государственной власти, а также средств органов территориального общественного самоуправления.

2. Финансовые ресурсы района могут объединяться на договорной основе с областными финансовыми ресурсами, а также с финансовыми ресурсами других муниципальных образований в целях совместного финансирования районных и региональных программ и проектов.

3. Исполнение бюджета района и обслуживание средств внебюджетных фондов, организация финансирования районных программ и проектов осуществляются муниципальным и уполномоченным (доверенными) банками в порядке, установленном районным Советом. Перечень уполномоченных (доверенных) банков утверждается районным Советом по представлению главы районного самоуправления.

Статья 23. Бюджет района и его структура

1. Район имеет самостоятельный единый бюджет.

2. Бюджет района состоит из минимального бюджета и бюджета развития.

3. Бюджет района содержит сметы текущих доходов и расходов района и районного бюджета. Доходы бюджета района складываются из доходов по закрепленным доходным источникам, поступлений от местных налогов и сборов. К текущим расходам относятся расходы на содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства района, учреждений образования, здравоохранения, науки, культуры, физкультуры и спорта, социальную поддержку населения, содержание районного пассажирского транспорта и другие расходы, не входящие в бюджет развития.

4. К бюджету развития относятся ассигнования на инвестиционную и инновационную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие района, иные расходы на расширенное воспроизводство.

5. В бюджете района в качестве составной части предусматриваются расходы сельских территорий, устанавливается перечень закрепленных за сельскими территориями источников дохода и дотаций.

Статья 24. Финансовый год

Финансовым годом является календарный год.

Статья 25. Доходы и расходы бюджета района

1. В доход бюджета района зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов Омской области в соответствии с нормативами, установленными законами Российской Федерации и Омской области, финансовые средства, переданные органами государственной власти, органам районного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов районного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов районного самоуправления.

2. Органы районного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами бюджета района. Сумма превышения доходов над расходами бюджета района по результатам отчетного года не подлежит изъятию, остается в распоряжении органов районного самоуправления и используется по их усмотрению.

3. Исполнительные органы районного самоуправления могут вкладывать свободные средства в хозяйственные мероприятия, в акции, ценные бумаги, а также предоставлять в установленном порядке процентные и беспроцентные займы.

4. В бюджете района предусматриваются суммы, необходимые для возврата полученных ссуд, долгов и оплаты по ним процентов.

5. В доходной и расходной части бюджета района раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами районного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий Омской области.

6. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов районного самоуправления, возникающие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Омской области, компенсируются органами, принявшими эти решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов районного самоуправления, реализуются органами районного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Статья 26. Внебюджетные и валютные фонды

1. Районный Совет вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Районный Совет вправе принимать решение о порядке формирования валютных фондов за счет отчислений от валютной выручки предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также предприятий, расположенных на территории района.

3. Средства внебюджетных и валютных фондов хранятся на специальных счетах в банковских учреждениях, изъятию не подлежат и используются администрацией района самостоятельно в соответствии с положениями об указанных фондах, принимаемыми районным Советом.

Статья 27. Бюджетный процесс

1. Бюджетный процесс - деятельность органов районного самоуправления по составлению, рассмотрению, исполнению бюджета района, а также составлению и утверждению отчета о его исполнении.

2. Порядок и условия представления проекта бюджета районному Совету, рассмотрения проекта бюджета, утверждения бюджета и уточнения его в ходе исполнения устанавливаются Положением о бюджетном процессе, утвержденным районным Советом на основе законодательства.

Статья 28. Районные налоги, сборы и иные платежи

1. Районные налоги, сборы и иные платежи, а также льготы по их уплате устанавливаются районным Советом.

2. Районный Совет, с учетом мнения населения, может предусматривать разовое, добровольное внесение жителями района средств для финансирования решения вопросов местного значения.

3. Органы районного самоуправления в соответствии с законодательством получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории района.

Глава 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ РАЙОННОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Статья 29. Основание ответственности

Органы районного самоуправления и их должностные лица несут ответственность перед населением района, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Статья 30. Ответственность перед населением

Ответственность органов районного самоуправления и их должностных лиц перед населением наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(ст. 30 в ред. Решения Одесского районного Совета от 28.12.98 N 2)

Статья 31. Ответственность перед государством

1. Ответственность органов районного самоуправления и должностных лиц районного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Омской области, законов Омской области, Устава района.

2. Органы районного самоуправления и должностные лица районного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

3. В случае установления судом нарушений органами районного самоуправления и главой районного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Омской области, законов Омской области, Устава района, Законодательное Собрание Омской области может обратиться в судебные органы за заключением о признании несоответствия деятельности органа районного самоуправления, главы районного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Омской области.

Заключение суда о признании несоответствия деятельности органа районного самоуправления, главы районного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Омской области, законам Омской области, Уставу района является основанием для рассмотрения Законодательным Собранием Омской области вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа районного самоуправления, главы районного самоуправления. В этом случае прекращение полномочий органа районного самоуправления, главы районного самоуправления и одновременное назначение новых выборов осуществляются в соответствии с законом Омской области.

Статья 32. Ответственность перед физическими и юридическими лицами

Ответственность органов районного самоуправления и их должностных лиц перед физическими и юридическими лицами наступает в соответствии с федеральными законами, законами области и настоящим Уставом.

Статья 33. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий органов районного самоуправления и их должностных лиц

Решения, принятые путем прямого волеизъявления (референдум, собрание, сход), решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в судебные органы.

Глава 6. ГАРАНТИИ РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 34. Обязательность решений, принятых на районном референдуме, решений органов районного самоуправления и должностных лиц районного самоуправления

1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан на районном референдуме, решения районного Совета, главы районного самоуправления и должностных лиц районного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории района предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно - правовых форм, а также всеми органами районного самоуправления и гражданами.

2. Решения органов районного самоуправления и должностных лиц районного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

Статья 35. Рассмотрение обращений органов районного самоуправления и должностных лиц районного самоуправления

1. Обращения органов районного самоуправления и должностных лиц подлежат обязательному рассмотрению теми государственными органами, которым эти обращения направлены.

2. Споры и конфликты между органами государственной власти и органами местного самоуправления разрешаются посредством проведения согласительных процедур или в судебном порядке.

3. Районный Совет обладает правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Омской области.

Статья 36. Судебная защита районного самоуправления

Граждане, проживающие на территории района, органы районного самоуправления и должностные лица районного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права районного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов районного самоуправления и должностных лиц районного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

РАЗДЕЛ II. РАЙОННЫЙ СОВЕТ

(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ)

Глава 7. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И

РАБОТЫ РАЙОННОГО СОВЕТА

Статья 37. Районный Совет. Порядок его работы

1. Районный Совет (далее Совет) - выборный представительный орган районного самоуправления, состоит из 11 депутатов, избираемых на осн“ве всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

Установить норму представительства: райцентр Одесское - 2 депутата, Лукьянский округ - 2 депутата, Белостокский, Буняковский, Ганновский, Благодаровский, Ореховский, Желанновский, Побочинский округа по 1 депутату.

2. Основными функциями районного Совета являются:

а) правотворчество - разработка, принятие и изменение решений по вопросам организации местного самоуправления, утверждение местного бюджета, местных налогов и сборов, программ, планов по экономическим, финансовым, социальным и иным вопросам местного значения;

б) контроль за исполнением принятых Советом правовых актов, за соблюдением законов, иных нормативных актов органов государственной власти на территории района; за деятельностью исполнительных органов и должностных лиц местного самоуправления в пределах своей компетенции.

3. Численность районного Совета не может быть изменена в течение текущего созыва.

4. Районный Совет избирается гражданами Российской Федерации, имеющими постоянное место жительства в Одесском районе и право на участие в местном самоуправлении, достигшими на день выборов 18-летнего возраста.

5. Статус депутата районного Совета определяется областным законом.

6. Срок полномочий Совета составляет четыре года. Совет текущего созыва не может изменять срок своих полномочий.

7. Представительный орган является правомочным, если в его состав избрано не менее 2/3 депутатов от установленной численности.

8. Районный Совет осуществляет свои полномочия в коллегиальном порядке.

9. Районный Совет осуществляет свою деятельность в форме заседаний и сессий.

Порядок созыва и проведения заседаний и сессий, устанавливается регламентом, принимаемым районным Советом.

10. Первое заседание (сессия) Совета нового созыва созывается не позднее чем в трехдневный срок после избрания числа депутатов, необходимого для признания Совета правомочным, соответствующей избирательной комиссией либо инициативной группой из числа избранных депутатов.

11. Порядок выборов депутатов Совета устанавливается областным Законом.

Статья 38. Депутат районного Совета

1. Депутатом районного Совета может быть избран гражданин РФ, обладающий избирательным правом (правом избирать или быть избранным в органы самоуправления) достигший 18 лет, постоянно проживающий на территории района, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным движениям. Не имеют право избирать или быть избранными граждане, признанные судом недееспособными и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Депутату Совета гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защиты прав, чести и достоинства.

3. Депутат Совета ведет работу на непостоянной основе. Возмещение депутатам Совета среднего заработка за время их участия в заседаниях Совета, выполнения поручений Совета, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется из средств районного бюджета в порядке, установленном законодательством.

4. В случае выбытия, досрочного прекращения полномочий депутата Совета назначаются выборы нового депутата по соответствующему избирательному округу так, чтобы выборы нового депутата состоялись не позднее чем через 6 месяцев после появления вакансии.

Статья 39. Вопросы, решаемые исключительно на сессиях районного Совета

1. В исключительном ведении Совета находятся:

- принятие общеобязательных правил на территории района;

- утверждение районного бюджета и отчета о его исполнении;

- принятие планов и программ развития района, утверждение отчетов об их выполнении;

- установление и отмена местных налогов и сборов и льгот по ним;

- установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, утверждение перечня объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требует согласия Совета;

- утверждение программы приватизации муниципального имущества;

- установление порядка назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

- определение правил пользования природными ресурсами на территории района;

- определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков;

- решение в соответствии с законодательством вопросов административно-территориального устройства в районе, установления и изменения границ, территорий, в которых осуществляется местное самоуправление;

- утверждение генерального плана развития района, правил его застройки, перспективных градостроительных программ;

- объявление природных и иных объектов местного значения, представляющих собой экологическую, историческую или иную ценность, памятниками природы, истории и культуры, определение правил их охраны и пользования;

- принятие решений о порядке передачи отдельных полномочий объектов и финансовых ресурсов образованным на территории района органам территориального общественного самоуправления;

- рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений;

- досрочное прекращение полномочий депутатов, защита прав депутатов, лишение депутатской неприкосновенности в случаях, предусмотренных законодательством.

2. Совет рассматривает иные вопросы, отнесенные действующим законодательством и настоящим Уставом к компетенции представительного органа местного самоуправления или переданные на рассмотрение главой районного самоуправления.

3. Совет вправе принять решение о выражении недоверия должностному лицу администрации района в случае грубого нарушения или систематического невыполнения им действующего законодательства, настоящего Устава и решений Совета.

Решение по этому вопросу принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов Совета. Глава районного самоуправления в 2-недельный срок выполняет решение Совета об освобождении должностного лица от исполнения служебных обязанностей или направляет мотивированный отказ в Совет. В случае отказа Совет вправе вернуться к обсуждению данного вопроса не ранее чем через 3 месяца.

В случае повторного решения Совета о недоверии должностному лицу глава районного самоуправления обязан в 2-недельный срок освободить должностное лицо, либо обжаловать решение Совета в суд.

Статья 40. Правовые акты районного Совета

1. Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, постановления, резолюции, заявления, обращения.

2. Все решения Совет принимает в коллегиальном порядке.

3. Правом внесения проектов правовых актов в Совет обладают депутаты Совета, глава районного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, население в порядке правотворческой инициативы и в соответствии с настоящим Уставом.

4. Проекты правовых актов, внесенные в установленном порядке в Совет, подлежат обязательному рассмотрению на заседании Совета.

5. Решения Совета, принятые в пределах его компетенции и в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом, обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями на территории района. Правовые акты Совета могут быть отменены только в судебном порядке либо решением Совета.

6. Решения принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов, избранных в Совет. Дополнения и изменения в решения принимаются в том же порядке. Решения могут быть приняты поименным голосованием, в этом случае решение должно быть опубликовано в обязательном порядке.

7. Решения нормативного характера, затрагивающие права, интересы населения района, публикуются в районной газете и вступают в силу с момента опубликования, если иное не оговорено в акте. Остальные решения вступают в силу с момента подписания, если иное не предусмотрено в самом решении Совета.

8. Правовые акты не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, Уставу области и законам области, Уставу района.

РАЗДЕЛ III. АДМИНИСТРАЦИЯ РАЙОНА

(ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ)

Глава 8. ГЛАВА РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 41. Правовой статус главы районного самоуправления

1. Глава районного самоуправления - высшее должностное лицо районного самоуправления, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района.

2. Глава районного самоуправления представляет район во взаимоотношениях с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, а также осуществляет повседневное управление районными делами, обеспечивает выполнение решений районного Совета.

3. Глава районного самоуправления избирается на четыре года гражданами, обладающими избирательным правом на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием.

Главой районного самоуправления может быть избран гражданин РФ, имеющий постоянное место жительства на территории района не менее одного года.

Главой районного самоуправления не является депутатом представительного органа, а занимает должность председателя представительного органа в силу избрания его главой местного самоуправления.

4. Все исполнительные органы района находятся в подчинении главы районного самоуправления, а их руководители подотчетны перед ним, ответственны за свою деятельность.

Статья 42. Полномочия главы районного самоуправления

1. Глава районного самоуправления обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов управления районом, по руководству органами районного самоуправления, по осуществлению контроля, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции районного Совета.

2. Осуществляя функции районного самоуправления глава районного самоуправления, в частности:

- обеспечивает выполнение на территории местного самоуправления федерального и областного законодательства, решений соответствующего представительного органа, а также собственных актов;

- руководит деятельностью администрации, разрабатывает и утверждает ее структуру, определяет штаты, организует работу с кадрами;

- утверждает схему управления районом;

- назначает на должность и освобождает от нее руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц администрации, а также руководителей муниципальных предприятий, учреждений в порядке, установленном районным Советом;

- отменяет при необходимости акты руководителей органов и структурных подразделений районного самоуправления;

- заключает договоры и соглашения с органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями;

- распоряжается средствами районного бюджета, внебюджетными и валютными фондами, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, является распорядителем кредитов, подписывает финансовые документы;

- вносит в районный Совет проект районного бюджета и внебюджетных фондов, представляет отчет о его выполнении и расходовании внебюджетных фондов;

- управляет муниципальной собственностью;

- руководит деятельностью муниципальных органов внутренних дел, пожарной охраны;

- признает жилые дома (помещения) непригодными для постоянного проживания в установленном порядке;

- организует в соответствии с законодательством торговое и бытовое обслуживание населения;

- подписывает и обнародует (публикует) решения районного Совета;

- представляет районному Совету ежегодный отчет о деятельности органов районного самоуправления;

- организует прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения;

- рассматривает и учитывает в деятельности местной администрации предложения органов территориального общественного самоуправления, сообщает им результаты рассмотрения предложений;

- представляет интересы населения и соответствующего органа местного самоуправления, принимает меры по обеспечению и защите интересов территории, местного хозяйства в суде, арбитражном суде, а также в соответствующих органах власти и управления;

- применяет в соответствии с законодательством меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей и сотрудников органов и структурных подразделений органов районного самоуправления;

- оказывает содействие соответствующим избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий по подготовке и проведению выборов депутатов, референдумов и иных избирательных мероприятий;

- принимает решения в соответствии с законодательством об образовании и составе специальных комиссий: административной, наблюдательной, по делам несовершеннолетних, по охране памятников истории и культуры и иных, осуществляет общее руководство их работой, вносит проекты положений о комиссиях в случае, если они не установлены законодательством или правовыми нормативными актами;

- выполняет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и решениями районного Совета.

Статья 43. Правовые акты главы районного самоуправления

1. Глава районного самоуправления по вопросам, отнесенным к его ведению, издает постановления и распоряжения.

2. Постановления издаются по вопросам нормативного характера.

3. Распоряжения издаются по вопросам правоприменения и организации деятельности администрации района.

4. Акты главы районного самоуправления не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, Уставу и законам Омской области, настоящему Уставу и правовым актам, принятым районным Советом.

5. Нормативные акты главы районного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования, если в акте не оговорен иной срок вступления акта в силу.

6. Иные акты главы районного самоуправления вступают в силу с момента подписания, если иное не оговорено в акте.

Статья 44. Прекращение исполнения полномочий главой районного самоуправления

1. Исполнение полномочий главой районного самоуправления прекращается в случаях:

- вступления в должность вновь избранного главы районного самоуправления;

- удовлетворения письменного заявления об отставке;

- утраты гражданства Российской Федерации;

- невозможности исполнять должностные обязанности по состоянию здоровья;

- смерти, признания судом безвестно отсутствующим либо объявления умершим;

- вступления в законную силу в отношении его обвинительного приговора суда;

Абзац исключен. - Решение Одесского районного Совета от 28.12.98 N 2)

Статья 45. Приостановление полномочий главы районного самоуправления

1. Полномочия главы районного самоуправления могут быть приостановлены районным Советом только на основании предъявленного ему обвинения в совершении преступления.

2. Полномочия главы районного самоуправления приостанавливаются до решения судом вопроса о его виновности и возобновляются с момента вынесения судом оправдательного приговора.

3. Решение районного Совета о приостановлении полномочий главы районного самоуправления может быть принято большинством, не менее двух третей голосов от общего числа депутатов районного Совета.

Глава 9. АДМИНИСТРАЦИЯ РАЙОНА

Статья 46. Администрация района в системе районного самоуправления

1. Администрация района (далее администрация) является исполнительным органом районного самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных актов органов государственной власти, решений районного Совета, обеспечивая при этом законные права и интересы всего населения района и отдельных граждан, органов районного самоуправления.

2. Администрация действует под непосредственным руководством главы районного самоуправления.

3. Структура администрации определяется главой районного самоуправления.

Статья 47. Должностные лица администрации

1. Должностными лицами администрации являются муниципальные служащие, выполняющие властные, организационно-распорядительные, управленческие функции по отношению к муниципальной собственности, работникам администрации, муниципальным предприятиям и учреждениям. Перечень должностных лиц утверждается главой районного самоуправления.

2. Заместители главы районного самоуправления, руководители и заместители органов структурных подразделений администрации района.

3. Глава сельской администрации назначается на должность Главой районного самоуправления с предварительного согласия районного Совета.

(п. 3 ст. 47 в ред. Решения 16 сессии Одесского районного Совета от 15.04.99 N 10)

4. С указанными в части 2 настоящей статьи должностными лицами при их назначении на должность заключается срочный трудовой договор (контракт), как правило, на срок действия полномочий главы районного самоуправления

Статья 48. Заместители главы районного самоуправления

1. Заместители главы районного самоуправления осуществляют функции в соответствии с распределением обязанностей, выполняют поручения главы районного самоуправления.

2. Первый заместитель главы районного самоуправления исполняет обязанности главы районного самоуправления в период отсутствия последнего либо при невозможности выполнения им своих обязанностей.

3. Число заместителей главы районного самоуправления устанавливает глава районного самоуправления при утверждении структуры администрации.

Статья 49. Органы администрации

1. Органы администрации: комитеты, управления, отделы и другие структурные подразделения - образуются для реализации полномочий администрации.

2. Перечень органов администрации определяется главой районного самоуправления.

3. Органы администрации могут наделяться правами юридического лица в установленном законом порядке.

4. Деятельность органов администрации финансируется за счет средств районного бюджета. Руководители органов администрации по вопросам своего ведения издают приказы, которые могут быть отменены главой районного самоуправления в случае несоответствия законодательству, актам районного Совета или главы районного самоуправления.

Статья 50. Компетенция администрации

1. Администрация и ее органы обладают всей полнотой полномочий по осуществлению исполнительно-распорядительных функций на территории района, отнесенных законодательством к компетенции органов районного самоуправления, за исключением полномочий, находящихся в исключительной компетенции районного Совета и главы районного самоуправления.

2. Функции и полномочия органов администрации, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями об органах, утвержденными главой районного самоуправления.

Глава 10. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ В СЕЛЬСКИХ ОКРУГАХ

Статья 51. Самоуправление в сельских округах

1. Самоуправление в сельских округах района и райцентре осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными, областными законами, Уставом района.

2. Сельская администрация наделяется правами юридического лица в установленном порядке.

Руководство сельской администрацией осуществляет на основе единоначалия глава сельской администрации.

Глава 11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В ОРГАНАХ РАЙОННОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 52. Правовая регламентация муниципальной службы

Порядок прохождения муниципальной службы регламентируется:

- Законом Российской Федерации “Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации“;

- федеральным законом о муниципальной службе;

- Кодексом законов о труде Российской Федерации;

- другими законами Российской Федерации;

- законами Омской области;

- настоящим Уставом;

- Положением о муниципальной службе в органах районного самоуправления, принимаемым районным Советом.

Статья 53. Служба в органах районного самоуправления. Категории служащих

1. Муниципальной службой является осуществляемая в соответствии с законодательством профессиональная деятельность лиц, занимающих оплачиваемые должности в органах районного самоуправления, муниципальных учреждениях и организациях.

2. Муниципальными служащими признаются лица, зачисленные в штаты органов и структурных подразделений районного Совета и районной администрации как на полную ставку, так и часть ставки.

3. В состав муниципальных служащих входят:

- руководящие работники (должностные лица) - глава районного самоуправления и его заместители;

- глава сельских администраций и его заместители;

- председатели комитетов и их заместители;

- начальники управления и их заместители;

- заведующие (начальники) отделов и их заместители;

- специалисты: консультанты, специалисты всех категорий, помощники руководителей, инспекторы, инструкторы, инженеры;

- технический персонал: секретари, делопроизводители, машинистки, водители, рабочие и другие.

Статья 54. Порядок замещения должностей руководителей

1. Должность главы районного самоуправления замещается путем выборов. В случае досрочного прекращения полномочий главы районного самоуправления функции высшего должностного лица районной администрации переходят к его первому заместителю со времени прекращения полномочий и осуществляются им до вступления в должность нового главы районного самоуправления.

2. Заместители главы районного самоуправления, руководители комитетов, управлений, отделов, других самостоятельных подразделений и служб районного самоуправления назначаются главой районного самоуправления.

Статья 55. Порядок замещения иных категорий служащих

1. Специалисты органов районной администрации назначаются руководителями этих органов.

2. Сотрудники районной администрации, относящиеся к техническому персоналу, назначаются и смещаются руководителями органов и других самостоятельных подразделений районной администрации.

Статья 56. Срочный трудовой договор (контракт) служащего органа районного самоуправления

1. При назначении гражданина на должность специалиста органа районного самоуправления с ним заключается срочный трудовой договор (контракт). От лица органа районного самоуправления договор подписывается руководителем, имеющим право найма служащих соответствующих категорий.

Статья 57. Аттестация служащих органов районного самоуправления

1. Для определения профессиональной пригодности руководителей и специалистов органов районного самоуправления проводится аттестация.

2. Аттестация служащих администрации проводится в соответствии с установленным законодательством, актами районного Совета и главы районного самоуправления порядком.

3. Аттестации не подлежат служащие, проработавшие в должности менее одного года, а также относящиеся к техническому персоналу.

РАЗДЕЛ IV. ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН

И ДРУГИЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Глава 12. РАЙОННЫЙ РЕФЕРЕНДУМ

Статья 58. Районный референдум и его назначение

1. Районным референдумом является голосование жителей, обладающих активным избирательным правом, которое проводится для принятия решений по наиболее важным вопросам районного значения либо для выявления общественного мнения.

2. Решения, принятые путем районного референдума, обязательны для исполнения районным Советом, районной администрацией, предприятиями, учреждениями и организациями района, а также гражданами. Они могут быть отменены и изменены также посредством референдума.

3. Порядок подготовки и проведения референдума должен соответствовать законодательству Российской Федерации о местных референдумах, законодательству Омской области, настоящему Уставу и конкретизируются, в случае назначения референдума соответствующим решением районного Совета.

4. В районном референдуме имеют право участвовать все граждане, постоянно проживающие на территории района, обладающие избирательными правами. Граждане, участвуют в референдуме непосредственно и на добровольной основе.

5. Голосование на районном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Статья 59. Вопросы, выносимые на районный референдум

1. На районный референдум могут выноситься вопросы:

- организации районного самоуправления;

- одобрения районных программ;

- иные важные вопросы, входящие в компетенцию органов районного самоуправления, кроме отнесенных к исключительной компетенции районного Совета.

2. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна обеспечивать возможность ясного, однозначного ответа на поставленный вопрос.

Статья 60. Порядок назначения референдума

1. Решение о проведении районного референдума принимается районным Советом по собственной инициативе, по инициативе главы районного самоуправления либо по требованию не менее 5 процентов от числа жителей района, обладающих активным избирательным правом. (ст. 60 в ред. Решения Одесского районного Совета от 28.12.98 N 2)

2. Решение о проведении районного референдума принимается районным Советом большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов.

3. Отказ в назначении референдума может иметь место только в случаях, если предполагаемый вопрос не относится к компетенции районного самоуправления либо по нему не может быть получен однозначный ответ или в связи с нарушением порядка составления обращения граждан о проведении референдума.

Статья 61. Порядок проведения референдума и определение его результатов

1. Порядок проведения референдума, определение его результатов и иные вопросы устанавливаются специальным положением о районном референдуме, принимаемым районным Советом в соответствии с законодательством.

2. Решение, принятое на районном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами районного самоуправления.

3. Если для реализации решения, принятого на районном референдуме, требуется издание нормативного правового акта, орган районного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.

4. Референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие не менее 50 процентов избирателей района.

5. Решение считается принятым на референдуме, если за него проголосовало более 50 процентов участвовавших в голосовании.

6. Не могут быть вынесены на референдум вопросы о налогах, бюджете, изменении статуса административно-территориальных образований района.

7. Принятое на районном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Глава 13. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ

Статья 62. Выборы депутатов районного Совета

1. Выборы депутатов районного Совета осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.

2. Порядок проведения выборов депутатов районного Совета определяется законом Омской области и Положением о выборах в районный Совет.

3. Проведение муниципальных выборов гарантируется федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Омской области.

Статья 63. Выборы главы районного самоуправления

1. Выборы главы районного самоуправления осуществляются гражданами района, обладающими избирательным правом.

2. Выборы главы районного самоуправления проводятся в соответствии с законодательством на основе прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

Статья 64. Формирование избирательных комиссий

Порядок формирования избирательных комиссий по выборам состава районного Совета и главы районного самоуправления проводятся в соответствии с областным Законом Омской области “О выборах в органы местного самоуправления Омской области“.

Глава 14. ОБЩИЕ СОБРАНИЯ (СХОДЫ), КОНФЕРЕНЦИИ ГРАЖДАН

Статья 65. Порядок созыва собраний (сходов) и конференций граждан

1. Общие собрания (сходы), конференции граждан созываются представительными органами, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления населения или по инициативе не менее 10 процентов граждан, проживающих на соответствующей территории, по мере необходимости.

2. Дата проведения собрания (схода) или конференции определяется главой исполнительного органа местного самоуправления и не позднее чем за 5 дней доводится до сведения граждан всех населенных пунктов.

3. На собраниях (сходах), конференциях по избранию органов местного самоуправления участвуют граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте и обладающие избирательным правом.

4. Участники конференции избираются на собраниях (сходах) по месту жительства не позднее чем за 10 дней до созыва конференции в соответствии с нормами представительства, определенными представительными органами или главой местного самоуправления.

5. Общее собрание (сход), конференция граждан признается правомочным при наличии более 50 процентов (конференция - 2/3 избранных депутатов) граждан, обладающих избирательным правом.

6. Вопросы повестки дня собрания (схода), конференции определяются инициатором созыва и утверждаются на собрании большинством голосов присутствующих граждан (делегатов).

Статья 66. Функции и полномочия общих собраний (сходов), конференций граждан

1. К исключительной компетенции общего собрания (схода), конференции относятся в случае, если они выполняют функции представительного органа местного самоуправления:

- принятие устава (положения) о местном самоуправлении;

- выборы должностных лиц органов местного самоуправления;

- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

- установление местных налогов и сборов в соответствии с законодательством;

- утверждение местных планов и программ комплексного социально - экономического развития и заслушивание отчетов об их исполнении;

- контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц в пределах своей компетенции.

2. Решения, принятые общим собранием (сходом), конференцией в пределах их полномочий, обязательны для исполнения органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на подведомственной территории. Эти решения могут быть изменены или отменены только общим собранием (сходом), конференцией либо в судебном порядке.

3. На собраниях (сходах, конференциях) граждан ведется протокол. Протокол составляется в трех экземплярах, подписывается председателем и секретарем собрания (схода, конференции) и передается в исполнительный орган местного самоуправления.

Глава 15. ИНЫЕ ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ

НАСЕЛЕНИЯ РАЙОНА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИЙ

РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 67. Виды иных форм участия населения района в осуществлении районного самоуправления

1. К иным формам участия населения в осуществлении районного самоуправления относятся:

- народная правотворческая инициатива;

- митинги, демонстрации;

- опросы населения;

- обращения граждан;

- участие жителей в работе органов районного самоуправления и получение информации о работе этих органов.

2. Наряду с предусмотренными настоящим Уставом формами участия населения в осуществлении районного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении районного самоуправления в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.

Статья 68. Народная правотворческая инициатива

1. Правом местной нормотворческой инициативы наделяются инициативные группы жителей района, обладающие избирательным правом.

2. Порядок и процедура сбора подписей под народной инициативой регулируются в соответствии с областным законодательством о выборах в части порядка и процедуры сбора подписей при петиционном порядке выдвижения кандидатов.

3. Число подписей, необходимых для внесения народной инициативы, устанавливается не менее 10 процентов от числа избирателей, принявших участие в последних по времени выборах.

4. Проекты правовых актов нормативного характера, внесенные в органы районного самоуправления в порядке народной инициативы, подлежат обязательному рассмот“ению на открытом заседании с участием представителей групп граждан, а результаты их рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 69. Митинги, демонстрации

1. Жители района имеют право в установленном законодательством порядке проводить митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

2. Резолюции митингов, демонстраций, шествий и пикетирований имеют консультативное значение.

Статья 70. Опросы общественного мнения

1. В целях изучения общественного мнения при подготовке важных решений, затрагивающих интересы населения, органы районного самоуправления вправе проводить опросы жителей.

2. Результаты опросов носят консультативный характер.

Статья 71. Обращения (петиции) граждан

1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения (петиции) в органы районного самоуправления и к должностным лицам районного самоуправления.

2. Органы и должностные лица районного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение 15 дней.

3. Правила внесения, рассмотрения петиций, ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан устанавливаются законодательством и решением районного Совета.

Статья 72. Право жителей на участие в работе органов районного самоуправления и информацию об их работе

1. Жители района вправе:

- избирать и быть избранными в органы районного самоуправления;

- знакомиться с правовыми актами органов районного самоуправления, затрагивающими права и свободы граждан, в местах, установленных для приема населения;

- получать информацию о деятельности органов районного самоуправления;

- присутствовать на открытых заседаниях районного Совета в порядке, предусмотренном регламентом районного Совета;

- выступать в средствах массовой информации по вопросам самоуправления.

2. Подлежит обязательному опубликованию в районной газете содержание проектов планов экономического и социального развития района, районного бюджета, районных программ в целях проведения их обсуждения населением и использования материалов обслуживания для учета общественного мнения.

Глава 16. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 73. Система территориального общественного самоуправления

1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением непосредственно в местах своего проживания как через органы территориального общественного самоуправления, так и непосредственно.

2. Система территориального общественного самоуправления включает в себя:

- общие собрания (сходы);

- конференции жителей, опросы населения, референдум;

- органы территориального общественного самоуправления: старосты в населенных пунктах; кроме райцентра и центральных усадеб; квартальные комитеты; Советы или комитеты улиц; иные органы самоуправления населения по месту жительства.

3. Органы территориального общественного самоуправления могут

объединяться в ассоциации в границах территории, составляющих основу местного самоуправления.

4. Территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления, устанавливаются по предложению жителей.

5. Порядок создания и ликвидации органов территориального общественного самоуправления, а также порядок наделения правами юридического лица, срок полномочий и структура определяются Положением об органах территориального общественного самоуправления, утверждаемым районным Советом.

Статья 74. Компетенция органов территориального общественного самоуправления

1. Компетенция органов территориального общественного самоуправления определяется их Положением с учетом полномочий, передаваемых им районным Советом и администрацией.

2. По предложению органов территориального общественного самоуправления органы районного самоуправления могут устанавливать сферы совместной компетенции, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления населения.

Статья 75. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления с органами районного самоуправления

1. Органы районного самоуправления содействуют органам территориального общественного самоуправления в осуществлении их полномочий и координируют их деятельность.

2. По согласованию с органами территориального общественного самоуправления органы районного самоуправления вправе делегировать им часть своих полномочий.

Статья 76. Расходы на содержание органов территориального общественного самоуправления

Органы территориального общественного самоуправления осуществляют свою деятельность за счет собственных, заемных средств и бюджетных ассигнований, выделенных органами районного самоуправления, а также за счет доходов от собственной хозяйственной деятельности и добровольных взносов.

РАЗДЕЛ V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 17. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ УСТАВА РАЙОНА

Статья 77. Порядок принятия и вступления в силу Устава района

1. Устав района разрабатывается органами местного самоуправления района самостоятельно и принимается на районном референдуме, Совете, конференции.

2. Устав района подлежит опубликованию и вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).

Статья 78. Дополнения и изменения в Устав района

1. Предложения о дополнениях и изменениях в Устав района могут вноситься главой районного самоуправления, группой депутатов районного Совета численностью не менее 1/2 от состава Совета, по инициативе не менее 10 процентов населения от числа жителей района, обладающих избирательным правом. Решение о принятии дополнений и изменений в Устав района принимается районным Советом 2/3 от общего числа депутатов, кроме дополнений и изменений в части ст. ст. 37, 39, 41, 42, 43, п. 3 Устава, решение об изменении и дополнении которых принимается на конференции представителей граждан района.

2. Дополнения и изменения в Устав района вступают в силу с момента официального опубликования (обнародования).