Российские законы

Постановление Законодательного Собрания Омской области от 25.04.2000 N 82 “Об информации о религиозной ситуации в Омской области“ (вместе с “Письмом управления юстиции Омской области от 11.04.2000 N 01-06/330 “Информация об исполнении Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях“ на территории Омской области“)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 2000 г. N 82

ОБ ИНФОРМАЦИИ О РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрев и обсудив информацию о религиозной ситуации в Омской области, Законодательное Собрание Омской области постановляет:

Информацию о религиозной ситуации в Омской области принять к сведению (прилагается).

Председатель

Законодательного Собрания

В.А.Варнавский

Приложение

ИНФОРМАЦИЯ

О РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Религиозная ситуация в Омской области характеризуется значительным укреплением позиций традиционных конфессий. Этому способствовало постановление Главы Администрации (Губернатора) области от 29.12.98 “О подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия христианства“. К Рождеству Христова было закончено строительство приходских церквей в шести районах области, заложен Христо-Рождественский Собор в г. Омске. Большой общественный резонанс вызвало возвращение в экспозицию
Омского музея изобразительных искусств картины В. Васнецова “Снятие со креста“, завершение реставрации которой состоялось в канун великого праздника.

Омско-Тарская епархия РПЦ в 1999 году продолжала строительство Ачаирского Крестового монастыря. По инициативе Митрополита Омского и Тарского Феодосия состоялась XIII Межконфессиональная конференция, прошел большой Рождественский прием, были устроены 12 выставок православного искусства, иконописи и детского рисунка на религиозные темы. Каждый четверг в Епархиальном управлении проводились богословские чтения.

При Сибирской соборной мечети закончено строительство Дома ритуальных услуг и медресе. При помощи Администрации области возведено здание новой мечети в р.п. Таврическое.

Решением Региональной энергетической комиссии всем религиозным объединениям были предоставлены льготы за пользование электроэнергией для освещения.

Наряду с укреплением материальной базы религиозных объединений Омской области учреждались и новые организации и группы различных конфессий и деноминаций. В 1999 году управлением юстиции Администрации области было зарегистрировано более 50 религиозных организаций, в том числе 14 православных, 11 мусульманских и 11 организаций евангельских христиан веры пятидесятничьей (пятидесятников). Наряду с этим были зарегистрированы одна община католиков восточного обряда (униаты) и религиозное объединение братских меннонитов.

Характерными особенностями нынешней религиозной ситуации в Омской области являются:

- создано Духовное управление мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР) со своими местными структурами. Оно действует на канонической территории Духовного управления мусульман Сибири (ДУМС), что порождает некоторую напряженность между мусульманскими общинами,

- наблюдается значительный рост структурных подразделений Регионального управленческого Центра христиан веры евангельской - пятидесятников. Под эгидой местной “Церкви Святой Троицы“ (бывшая Церковь Христа Бостонского движения) учреждено 11 религиозных организаций,

- Древнерусская Инглиистическая Церковь (язычники) зарегистрировала 4 религиозных образовательных учреждения,

- создана религиозная группа “Омская сайентологическая церковь“.

Перерегистрировано более половины религиозных организаций. Среди оставшихся - треть приходов
РПЦ, организаций католиков и мусульман. Причины различны: у православных - позднее начало перерегистрационного процесса и слабая организационная подготовка, у мусульман и католиков - искусственность ранее созданных формирований.

Некоторым религиозным организациям управлением юстиции отказано в государственной регистрации и перерегистрации в связи с нарушением ими требований ст. 10 ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях“, Правил рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции РФ, выразившихся в неправильном оформлении документов, непредоставлении требуемых документов и т.д. Почти по всем случаям представителями религиозных объединений замечания были учтены, и после повторного обращения в управление юстиции их религиозные организации были зарегистрированы.

Один из руководителей уже упоминавшейся “Церкви Святой Троицы“ подал на регистрацию уставные документы мессианской синагоги “Северный исход“ с подтверждением о вхождении в Российский объединительный Союз христиан веры, а также по одному приходу Армянской апостольской церкви, молокан, меннонитов, мормонов, новоапостольской церкви, свидетелей Иеговы, кришнаитов, церкви “Омкар Шива Дхам“, церкви Святого Духа за объединение.

Одно религиозное объединение (Общество сознания Кришны) в 1999 году было ликвидировано по решению общего собрания верующих.

В марте 1999 года Управлением юстиции Омской области было зарегистрировано Омское представительство международного фонда “Христос ради наций“ (руководитель Молдаванов А.Л.) - первое представительство иностранной религиозной организации на территории региона.

По-прежнему самой массовой как по числу приходов, так и по числу прихожан, является Русская Православная церковь. Вместе с тем, по отношению к общему числу зарегистрированных приходов число организаций Русской Православной Церкви, даже с учетом Русской Православной Церкви за границей и старообрядческой церкви, едва превышает одну треть.

Второй по численности приходов и числу прихожан конфессией остается ислам, что объясняется проживанием на территории
области многочисленного казахского и татарского населения. Однако в истекшем году в мусульманских религиозных организациях наметились тенденции раскола, вызванные регистрацией в Министерстве юстиции РФ централизованного религиозного объединения Духовного Управления мусульман Азиатской части России по главе с Н. Ашировым, наряду с ранее зарегистрированным Духовным Управлением мусульман Сибири, которое возглавляет муфтий З. Шакирзянов.

Сразу после регистрации Духовное Управление мусульман Азиатской части России развернуло активную деятельность по созданию и регистрации в Омской области местных религиозных организаций. В прошедшем году Управлением юстиции было зарегистрировано 17 религиозных организаций, находящихся под юрисдикцией этого Управления. Кроме того, 2 религиозных объединения, ранее входивших в Духовное Управление мусульман Сибири, перешли под юрисдикцию Духовного Управления мусульман Азиатской части России. В настоящее время число религиозных организаций, входящих в Духовное Управление мусульман Азиатской части России уже превышает число религиозных объединений Духовного Управления мусульман Сибири (19 против 13), причем усматривается тенденция к дальнейшему сокращению числа объединений, входящих в состав последнего.

Сохраняется тенденция к, пусть и незначительному, но увеличению числа приверженцев и зарегистрированных приходов так называемых нетрадиционных религий, в том числе и не характерных для нашего региона восточных верований.

В 1999 году число зарегистрированных приходов пятидесятников увеличилось с 4 до 17, в том числе два прихода перешли из других конфессий. Уже в наступившем году в Управление юстиции обратились с заявлением о регистрации представители “Общины последователей Веры Бахаи в Омске“. В регистрации им было отказано, но по формальным основаниям: несоответствия представленных документов требованиям Закона. Декларированные в уставных документах цели и задачи организации не содержат антиконституционных положений. Всего же в 1999 году было отказано в регистрации и перерегистрации шести религиозным
объединениям.

Как и в предшествующие годы, Управление юстиции продолжало значительное внимание уделять контролю за деятельностью религиозных объединений. В 1999 году были осуществлены проверки в 16 религиозных организациях, в том числе иудейских общинах “Ор хадаш“ и “Нешама“, одном из приходов Русской Православной Церкви за границей, обществе сознания Кришны, Новоапостольской церкви и других. Кроме того, проведены внеплановые проверки ряда религиозных организаций, в деятельности которых по данным паспортно-визовой службы УВД Омской области принимают участие иностранные граждане. Выявленные в ходе проверок нарушения носили формальный характер и основанием для предъявления исков о ликвидации организаций послужить не могли.

Вместе с тем, ряду руководителей религиозных объединений указано на необходимость своевременного информирования Управления юстиции о всех изменениях в сведениях, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

В 1999 году Управлением юстиции были зарегистрированы 4 образовательных религиозных учреждения: мужская и женская семинарии и два духовных училища. Все эти учебные учреждения принадлежат так называемой инглиистической церкви: религиозного учения, исповедующего языческие верования древних славян. Для этой церкви также характерно расширение своей деятельности. Помимо вышеуказанных образовательных учреждений эта церковь зарегистрировала в Управлении юстиции Омской области (по месту нахождения централизованной организации) в прошедшем году местную религиозную организацию, действующую в г. Пыть-Ях Тюменской области. В настоящий момент это единственная централизованная религиозная организация, зарегистрированная в Управлении юстиции, имеющая свои приходы в других регионах страны. При этом имеется тенденция расширения географии деятельности указанной церкви, поскольку, по словам ее руководителя Д.Ю. Хиневича готовятся документы на регистрацию прихода данной церкви, расположенного в Удмуртии.

Особенностью 1999 года явилось то, что в соответствии со ст. 27 ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях“
31 декабря истекал срок перерегистрации религиозных объединений, зарегистрированных до вступления в силу настоящего Закона, т.е. до октября 1997 года. По состоянию на 01 января 2000 года перерегистрацию не прошли почти 40% религиозных объединений, в том числе 20 приходов Омско-Тарской епархии (треть от общего числа подлежащих перерегистрации), 11 приходов Духовного Управления мусульман Сибири (из 13 подлежащих перерегистрации), 13 приходов римско-католической церкви (из 18 подлежащих перерегистрации), ряд других религиозных объединений. 23 февраля 2000 года Государственной Думой РФ принят Закон о продлении срока перерегистрации религиозных объединений до 31 декабря 2000 года. Согласно этому Закону, все религиозные объединения, не прошедшие к указанному сроку перерегистрацию подлежат ликвидации в судебном порядке по иску регистрирующего органа.

В целом религиозная обстановка и межконфессиональные отношения в Омской области остаются стабильными.

Об изложенном сообщается в порядке информации.

Начальник Управления юстиции

Омской области

В.М.Будылка

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ЮСТИЦИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО

от 11 апреля 2000 г. N 01-06/330

Председателю Законодательного Собрания

Омской области

В.В.Варнавскому

ИНФОРМАЦИЯ

ОБ ИСПОЛНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ“

НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Жители Омской области, активно используя предоставленные им конституционные права на свободу совести и вероисповедания, объединяясь на основе общих религиозных убеждений, образуют религиозные группы и организации. Прошедший 1999 год характерен возросшей активностью граждан, значительным увеличением числа созданных и зарегистрированных религиозных организаций и количества их членов.

В 1999 году Управлением юстиции Омской области было зарегистрировано 50 религиозных организаций различных конфессий, что значительно превышает аналогичные показатели всех предыдущих лет, начиная с 1991 года, т.е. с момента регистрации религиозных объединений в Управлении юстиции, которые выглядят следующим образом:

в 1991 году зарегистрировано 29 религиозных объединений;

в
1992 году - 29

в 1993 году - 34

в 1994 году - 10

в 1995 году - 13

в 1996 году - 17

в 1997 году - 10

в 1998 году - 6

По конфессиям зарегистрированные в 1999 году религиозные объединения распределились следующим образом:

Омско-Тарская епархия Русской Православной Церкви - 13;

ислам - 11;

пятидесятники - 11;

инглиистическая церковь - 4 религиозных образовательных учреждения;

лютеране - 2;

баптисты - 2;

греко-католическая церковь - 1;

римско-католическая - 1;

адвентисты 7-го дня - 1;

меннониты - 1;

евангельские христианские церкви - 3.

Отмеченная тенденция увеличения числа зарегистрированных религиозных объединений сохраняется и в 2000 году. Так, за три первых месяца 2000 года Управлением юстиции зарегистрировано 11 новых религиозных объединений, включая 5 мусульманских, 4 прихода Омско-Тарской епархии Русской Православной Церкви и по одному приходу инглиистической церкви и адвентистов 7-го дня.

Всего по состоянию
на 31 марта 2000 года на территории Омской области зарегистрировано и действует 207 религиозных объединений различных вероисповеданий, в том числе:

Омско-Тарская епархия Русской Православной Церкви - 77 приходов;

Русская Православная Церковь за границей - 3 прихода;

старообрядческая церковь - 1 приход;

ислам - 34 прихода;

римско-католическая церковь - 19 приходов;

пятидесятники - 17 приходов;

баптисты - 13 приходов;

евангелические церкви - 11 приходов;

инглиистическая церковь - 8 приходов;

лютеранские церкви - 5 приходов;

адвентисты 7-го дня - 5 приходов;

греко-католическая церковь - 3 прихода;

иудаизм - 2 прихода.

евангельской (С.В. Ряховский). После обоснованного отказа была создана религиозная организация, входящая в структуру Регионального управленческого Центра ХВВП. Местная иудейская община рассматривает попытку регистрации альтернативной организации как вмешательство в деятельность общины в Омской области.

В области не было случаев обращения религиозных организаций в судебные органы в связи с нарушением их прав при регистрации или перерегистрации.

В качестве общественного объединения зарегистрирована организация “Рейки“. Пытается зарегистрироваться как некоммерческое предприятие еще одно подразделение саентологической церкви под названием “Духовное возрождение Сибири“.

Вызывает определенное беспокойство усиление оккультистских организаций, акцентирующих коммерческую составляющую их деятельности - сбор пожертвований, взимание платы за образовательные и психотерапевтические процедуры под видом членских взносов, торговля литературой и т.д. Такую деятельность ведут подразделения Церкви Объединения “РаДа“, “Нина“, “Аюрведа“, “Рейки“.

Число иностранных граждан, въехавших по приглашению религиозных организаций и зарегистрированных паспортно-визовой службой, немного сократилось по сравнению с предыдущим периодом (соответственно 191 и 240 человек).

Продолжает расти поток жалоб и обращений граждан на деятельность нетрадиционных религиозных образований. В 1999 г. получены жалобы на представителей Общества Сознания Кришны, Свидетели Иеговы, евангельских христиан - пятидесятников, адвентистов - реформистов. В основном конфликты возникают по поводу вовлечения в религиозные объединения детей,
негативного влияния на семейные отношения, антисоциальные установки религиозных организаций. Представители нетрадиционных культов стремятся примкнуть к движению против наркомании, создавая различные организационные формы для лечения и реабилитации наркозависимых. Основной акцент делается на желании работать с наркозависимыми детьми и подростками. Пока же большинство религиозных организаций не располагает необходимыми для этой деятельности кадрами, материально-технической базой, финансовым обеспечением.

Более плодотворная работа наблюдается со стороны традиционных конфессий в сфере оказания гуманитарной помощи одиноким, престарелым, нуждающимся в повышенной социальной защите граждан. Пункты питания организовывались Омско-Тарской епархией, евангелическо-лютеранской церковью. Разовые акции проводили мусульманские организации. Регулярное получение, сбор и раздача гуманитарной помощи ведется структурами ЕХБ, католиками, евангельскими христианами, лютеранами.

Таким образом, религиозная ситуация в Омской области отличается известной стабильностью. Соблюдаются все положения ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях“.