Российские законы

Постановление Правительства Омской области от 03.03.2004 N 4-п “О маркетинговой стратегии Омской области“

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 марта 2004 г. N 4-п

О МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях обеспечения устойчивого развития Омской области, а также повышения эффективности использования имеющегося на территории Омской области сырьевого, природного, научного, производственного и кадрового потенциала Правительство Омской области постановляет:

Утвердить прилагаемую маркетинговую стратегию Омской области.

Губернатор Омской области,

Председатель Правительства

Омской области

Л.К.Полежаев

Приложение



к Постановлению

Правительства Омской области

от 3 марта 2004 г. N 4-п

МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

I. Введение

Настоящая маркетинговая стратегия Омской области (далее - Стратегия) является составной частью долгосрочной региональной экономической политики и направлена на определение механизмов повышения репутации Омской области, формирование ее положительного имиджа, улучшение качества маркетинговых и менеджерских ресурсов, а также выявление и продвижение потенциала Омской области до конечного потребителя.

Актуальность разработки Стратегии определяется растущей межрегиональной конкуренцией за ресурсы и экономическое влияние, а также необходимостью поиска и использования новых инструментов в управлении региональной экономикой.

II. Цели и задачи Стратегии

Стратегия направлена на разработку оптимальной модели регионального развития, создание необходимых условий для повышения качества всех видов региональных ресурсов, поиска их потенциальных потребителей и позиционирования Омской области в межрегиональном разделении труда.

Целями Стратегии являются:



1. Формирование позитивного имиджа Омской области в соответствии с ее историческими и хозяйственными традициями, а также современными политическими, социальными и экономическими преимуществами.

2. Повышение конкурентных преимуществ Омской области в системе межрегионального разделения труда.

3. Совершенствование системы управления всеми видами ресурсов и развитие территориальной инфраструктуры.

4. Повышение культурной и экономической привлекательности Омской области.

5. Придание нового импульса внутреннему экономическому росту, в том числе за счет развития внутреннего рынка, разработки новых видов товаров и услуг, закрепление позиций омских товаропроизводителей на существующих рынках и обеспечение условий для выхода на новые внешние рынки.

Задачи Стратегии:

1. Повышение конкурентоспособности Омской области на внутреннем и внешнем рынках.

2. Расширение номенклатуры региональных продуктов, в том числе импортозамещающих и экспортируемых за пределы Омской области.

3. Поиск потенциальных рынков сбыта и потребителей, а также различных видов ресурсов в объемах, необходимых для устойчивого развития экономики Омской области.

4. Привлечение новых инвесторов.

5. Повышение регионального патриотизма, в том числе “товарного“ патриотизма омских производителей и потребителей.

6. Повышение культуры маркетингового сопровождения товарообмена на территории Омской области и за ее пределами.

7. Повышение уровня организационной культуры производства и реализации региональных товаров, создание регионального реестра торговых марок.

8. Создание единой системы маркетинга Омской области.

9. Создание и продвижение на внешний рынок региональных торговых марок.

10. Интеграция региональных производств в национальные и транснациональные, в том числе при помощи использования франчайзинговых технологий.

III. Мониторинг состояния регионального маркетинга,

анализ конкурентных преимуществ и недостатков

Политико-географическое положение, природно-ресурсный потенциал, уровень технологического развития повлияли на усиление позиций в межрегиональной конкуренции одних регионов и ослабление других. В условиях усиливающейся межрегиональной конкуренции требуются новые комплексные подходы к продвижению региональных товаров и услуг, а также достижений и особенностей региона, выявление слабых сторон его имиджа, а также оценка преимуществ, недостатков и перспектив его развития.

3.1. Политико-географическое положение Омской области

Для политико-географического положения Омской области характерно:

1. Политическая стабильность.

2. Развитая правовая система.

3. Высокий уровень доверия населения к властным структурам.

4. Омская область - крупный транспортный терминал с наличием водных путей, автомобильных магистралей федерального значения. Территорию Омской области пересекает Транссибирская железнодорожная магистраль, соединяющая западные и восточные районы России, а также северные территории страны с областями Республики Казахстан и Средней Азии. Прием пассажирских и транспортных воздушных судов обеспечивает аэропорт в городе Омске, имеющий статус международного.

5. Ограничение экономического позиционирования Омской области, связанное с ограничением экспортной ориентированности Омской области соседними регионами.

Таким образом, экспансия омских товаров в этих направлениях будет сопровождаться жесткой конкуренцией, что диктует не только необходимость сохранения освоенных рынков, но поиск и освоение новых рынков реализации омских товаров и услуг, а также расширение возможностей по удовлетворению потребностей потребителей ресурсов Омской области за ее пределами.

3.2. Природно-сырьевой потенциал

Природно-сырьевой потенциал Омской области является необходимым фактором реализации Стратегии.

Минерально-сырьевая база в области углеводородного сырья представлена четырьмя месторождениями нефти и месторождением газа.

На территории Омской области находится второе по запасам в Сибири Любинское месторождение бентонитовых глин, россыпи циркон-ильменитовых песков с разведанными запасами оксидов титана и циркония, основное применение которых - авиакосмическая промышленность и производство высокоточных приборов.

Природно-сырьевые ресурсы Омской области богаты месторождениями строительных песков, кирпично-керамзитового сырья, торфа, а также различными органо-минеральными источниками, из которых наиболее ценным является сапропель.

С точки зрения перспективы использования сырья наибольшим потенциалом в продвижении региона на внешние рынки обладают отрасли, связанные с возобновляемыми ресурсами - агропромышленный и лесопромышленный комплексы, в том числе все отрасли растениеводства и животноводства.

3.3. Экономическая структура

Экономика Омской области представляет собой многоукладное хозяйство со специализацией, сформировавшейся при кардинально различных экономических системах.

В настоящий период экономическая структура Омской области представлена различными отраслями, как традиционными - промышленность, сельское хозяйство, торговля, так и новыми - финансы, кредит, страхование, информационно-вычислительное обслуживание.

Специализацию реального сектора экономики в Омской области определяют агропромышленный и промышленный комплексы, доля которых преобладает в отраслевой структуре валового регионального продукта, а также сферы торговли, транспорта и строительства.

Промышленный комплекс Омской области является ведущим сектором экономики. Он характеризуется потенциальной инвестиционной привлекательностью, высоким уровнем концентрации производственных фондов, высоким уровнем занятости населения. В данном секторе формируется более половины налоговых поступлений в бюджетную систему Омской области.

Перспективой развития омской экономики в условиях ограниченного состава природных ресурсов является получение максимального прибавочного продукта с высокой долей интеллектуальной составляющей.

С учетом данной специфики омской экономики наиболее перспективными и динамично развивающимися отраслями являются пищевая промышленность, химия и нефтехимия, промышленность строительных материалов.

Несмотря на складывающуюся отраслевую специализацию Омской области, качество продуктовой специализации остается неудовлетворительным прежде всего из-за отсутствия крупномасштабной системы региональных торговых марок и маркетингового сопровождения значительного числа омских товаров.

Для Омской области характерен слабо выраженный имидж. Территория фактически мало известна целевым группам потенциальных потребителей. Это имеет свои преимущества - существует рыночный сегмент, который можно заполнять, позиционируя и усиливая стратегически сильные стороны региона.

Связь с общим имиджем региона целесообразно формировать в процессе разработки новых региональных торговых марок.

Необходимо создание единой региональной системы разработки и продвижения региональных торговых марок.

В целях формирования позитивного имиджа Омской области в расчете на стратегическую перспективу необходимо проводить работу в следующих направлениях:

1. Дальнейшее развитие конкурентоспособных ресурсов региона: инвестиционная привлекательность, социальный капитал, культура корпоративного управления.

2. Создание и развитие имиджа региона как специфической торговой марки, системы региональных торговых марок организаций и применение технологии формирования торговых марок, что позволит повысить экономический потенциал Омской области, уровень ее инвестиционной и социальной привлекательности.

IV. Механизм реализации Стратегии

4.1. Механизм повышения репутации региона

Управление репутацией региона включает в себя работу с целевыми группами потребителей по созданию и повышению репутации Омской области, влияние на которую оказывают следующие факторы:

- инвестиционная привлекательность;

- рейтинги Омской области на внешнем и внутреннем рынках;

- социальный капитал;

- уровень развития образовательной и научной сферы;

- имидж руководителей органов государственной власти и организаций;

- качество производимых товаров и оказываемых услуг.

Основными механизмами повышения репутации региона являются:

1. Формирование и доведение до целевых групп позитивной информации об Омской области при помощи механизмов связи с общественностью, а также специально спланированных рекламных акций.

2. Организация выставочно-ярмарочной деятельности.

Организация выставок и ярмарок является одним из основных инструментов для маркетингового продвижения продукции товаропроизводителей на потребительские рынки и первоначальным этапом закрепления на новом рынке. Кроме того, качественная организация выставок способствует привлечению внешних и внутренних инвесторов, а значит, прогрессу в отраслях экономики региона.

Проведение выставок-ярмарок в Омской области формирует определенный имидж региона у участников выставок и представителей органов государственной власти.

Экономическая ситуация требует не только организации выставок и ярмарок внутри региона, но и консолидированного продвижения продукции предприятий Омской области на внешние рынки через коллективное участие в выставочных мероприятиях, проводимых в других регионах.

Для активизации выездных выставочных мероприятий необходимо обеспечить:

- консолидированное участие Омской области в специализированных выставках, проводимых в других регионах России и странах СНГ;

- организацию выставки-презентации достижений отраслей экономики Омской области при посещении официальной делегацией Правительства Омской области других регионов России и зарубежных стран;

- размещение в средствах массовой информации графиков и условий проведения ярмарочно-выставочных мероприятий в регионах России и за рубежом.

4.2. Механизм повышения маркетингового потенциала

производственной сферы

В целях повышения маркетингового потенциала производственной сферы предлагается следующий механизм:

1. Проведение мониторинга маркетинговых служб организаций всех отраслей производственной сферы в Омской области.

2. Практический учет и организация региональных маркетинговых ресурсов, в том числе за счет:

- ведения базы данных о действующих на территории Омской области профессиональных маркетологах;

- обеспечения рабочими местами маркетологов - выпускников омских вузов;

- создания единой электронной областной маркетинговой библиотеки;

- организации регионального Клуба маркетологов как практической базы для обмена опытом, взаимодействия маркетологов различных отраслевых направлений и удовлетворения спроса работодателей в перспективных маркетинговых кадрах;

- проведения ряда мероприятий по укреплению и развитию системы подготовки кадров в сфере маркетинга.

3. Введение в практику формирования долгосрочных планов развития маркетинга организаций во всех отраслях экономики.

4. Внедрение технологии поэтапного повышения маркетингового потенциала организаций производственной сферы, включающей:

- диагностику менеджмента и маркетинговой культуры организаций производственной сферы Омской области;

- классификацию и группировку всех хозяйствующих субъектов по уровню развития менеджмента и маркетинговой культуры;

- определение рейтинга организаций по уровню маркетинговой культуры внутри группы;

- мониторинг группового и внутригруппового состояния;

- создание условий перехода организации в вышестоящую группу.

4.3. Механизм управления формированием региональных

торговых марок

Влияние на систему формирования региональных торговых марок предусматривает:

1. Формирование навыков и способностей в организациях Омской области к созданию имиджа торговой марки.

2. Обеспечение руководства организаций стратегиями управления потенциалом созданной торговой марки.

В настоящее время внутрироссийский рынок товарных марок чрезвычайно насыщен. По мере насыщения рынков товарной продукцией распространять новые товарные марки становится все труднее и дороже. В подобной ситуации с точки зрения экономической эффективности все более выгодным становится встраивание регионального производства в вертикально интегрированные производственные структуры, охватывающие территорию всей страны и обладающие широко известными национальными и транснациональными торговыми марками. Это направление не только оптимизирует структуру производства, но и способствует привлечению на территорию регионов значительных инвестиций.

Отбор наиболее подходящих для Омской области национальных и транснациональных торговых марок и приглашение к их размещению на территории может рассматриваться в качестве перспективного направления Стратегии.

4.4. Механизм маркетинга социально-культурной сферы

территории

Имидж социально ориентированного региона представляется выигрышным для основных целевых групп. Механизм маркетинга социально-культурной сферы включает:

1. Развитие инфраструктуры культурной сферы, повышение качества организации и обслуживания, доступности для населения услуг отраслей социально-культурной сферы.

2. Повышение уровня культуры личности, степени удовлетворения духовных потребностей личности.

Маркетинг социально-культурной сферы обеспечивает продвижение социально-культурного продукта на рынок и исследует культуру как фактор макросреды для деловых организаций и фактор микросреды для учреждений культуры. Маркетинг как инструмент управления качеством культуры используется для информационного обеспечения конкретных программ региональных и муниципальных органов управления, обеспечивающих не только удовлетворение культурных потребностей населения, но и их целевое развитие.

4.5. Механизм развития маркетинга инфраструктуры

территории

Маркетинг инфраструктуры является неотъемлемой частью инвестиционной привлекательности территории. В рамках технологии развития маркетинга инфраструктуры органами исполнительной власти Омской области должен предусматриваться комплекс мероприятий, направленных на повышение привлекательности территории Омской области для проживания, в том числе мероприятия по:

- благоустройству территории;

- улучшению состояния и обслуживания жилищного (в том числе гостиничного) фонда;

- созданию пешеходных, музейных, исторических, торговых и рекреационных территорий;

- развитию архитектуры, культуры, спорта;

- обеспечению личной безопасности и охране общественного порядка;

- улучшению состояния дорог, транспортного обслуживания, водо-, газо-, тепло- и электроснабжения;

- уборке мусора;

- созданию парков и рекреационных зон;

- развитию социально-культурного обеспечения;

- созданию условий, способствующих развитию предпринимательства (аренда и приобретение земельных участков, помещений, правовая защищенность и др.).

4.6. Механизм государственной поддержки Стратегии

В технологии государственной поддержки Стратегии выделяются финансово-бюджетные, имущественные и административные способы поддержки.

Финансово-бюджетные инструменты

Основным инструментом поддержки Стратегии планируются областные целевые программы, формируемые в рамках областного бюджета. Государственная финансово-бюджетная поддержка Стратегии может осуществляться через предусмотренные законодательством формы: от непосредственно целевого бюджетного финансирования до предоставления налоговых льгот, гарантий и поручительств и других форм государственной поддержки.

Имущественные инструменты

Имущественные способы поддержки Стратегии могут включать в себя:

- использование объектов собственности Омской области (в качестве соответствующей доли Омской области либо на условиях аренды) при реализации мероприятий соответствующей областной целевой программы;

- использование объектов собственности Омской области в качестве инструмента влияния на формирование маркетинговой политики организаций Омской области.

Административные инструменты

Административными инструментами, обеспечивающими реализацию Стратегии, могут быть:

1. Проведение конкурсов на лучшие региональные торговые марки и брэнды.

2. Присвоение продукции статуса региональной торговой марки.

3. Ведение реестра региональных торговых марок.

4. Обеспечение информационного, рекламного, финансового сопровождения продвижения региональных торговых марок.

5. Проведение для предпринимателей обучающих семинаров по теме “Технологии формирования и продвижения товарных марок“.

6. Оказание содействия в распространении региональных торговых марок на внешние рынки.

V. Взаимодействие участников реализации Стратегии

(зоны влияния)

В реализации Стратегии могут принимать участие:

1. Органы исполнительной власти Омской области.

2. Органы местного самоуправления Омской области.

3. Хозяйствующие субъекты Омской области.

4. Население Омской области.

5. Некоммерческие организации.

В соответствии с этим формируются зоны влияния (зоны полномочий участников реализации Стратегии).

Для населения - повышение уровня самоорганизации (самоуправления) и общей культуры.

Для хозяйствующих субъектов - создание системы производства и продвижения товаров и услуг, соответствующих современным стандартам качества.

Для некоммерческих организаций - координация взаимодействия представляемых ими участников.

Для органов местного самоуправления Омской области - благоустройство территории и создание комфортных условий проживания и социально-культурного обслуживания населения как резидентного, так и нерезидентного характера.

Для органов исполнительной власти Омской области - обеспечение взаимодействия всех участников Стратегии по ее реализации, разработка планов мероприятий по реализации Стратегии и осуществление глобального регионального маркетинга.

VI. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

1. Рост благосостояния населения и повышение платежеспособного спроса.

2. Увеличение количества организаций, работающих с зарегистрированными торговыми марками.

3. Снижение уровня безработицы, увеличение уровня доходов населения.

4. Увеличение количества рентабельных организаций Омской области.

5. Рост объемов инвестиционных вложений в экономику Омской области.

6. Выравнивание отраслевых диспропорций.

7. Повышение доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки.

8. Расширение сферы услуг.

9. Повышение инновационности экономики Омской области.

10. Развитие рыночной инфраструктуры.

11. Создание положительной репутации Омской области на внутреннем и внешних рынках.

12. Повышение уровня корпоративного управления.

13. Повышение качества менеджмента всех звеньев регионального маркетинга.

14. Увеличение количества организаций от общего числа организаций, достигших наивысшего уровня развития менеджмента.

VII. Заключение

Реализация Стратегии будет способствовать оптимизации структуры экономики, созданию системы уникальных особенностей Омской области через развитие его продуктовой специализации, расширение потенциальных рынков сбыта региональных продуктов и услуг, а также приведет к максимальному и сбалансированному использованию ресурсов региона и получению региональных продуктов с высокой долей добавленной стоимости.

Реализация мер по повышению репутации региона, в том числе с помощью выхода на новый качественный уровень организации ярмарочно-выставочных услуг, повышение уровня маркетинговой и менеджерской культуры позволят создать качественно новые условия для повышения инвестиционной привлекательности территории.

Повышение качества маркетинговых и управленческих ресурсов региона создаст условия для укрепления его лидирующих позиций в межрегиональном разделении труда и поможет сформировать у потенциального потребителя позитивный имидж Омской области.