Российские законы

Постановление Апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области (извлечение) от 14.04.2004 N А-58/04 <В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, набережными, скверами и другими объектами, не подлежат приватизации>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 14 апреля 2004 г. N А-58/04

Данным решением отказано в удовлетворении требований ООО “Мега-Актив“ г. Омска о признании недействительным распоряжения первого заместителя главы администрации города Омска Яловенко Н.Н. от 3 ноября 2000 г. N 1244-р в части включения в состав земель общего пользования земельного участка площадью 0,1149 га по улице Б. Хмельницкого Октябрьского административного округа города Омска, отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству в предоставлении в собственность ООО “Мега-Актив“ названного земельного участка незаконными, об обязании администрации г. Омска передать в собственность ООО “Мега-Актив“ названный земельный участок.

Суд апелляционной инстанции

установил:

ООО “Мега-Актив“ является собственником недвижимого имущества: автозаправочной станции - кирпичного строения площадью 21,90 кв.м, литера П, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Богдана Хмельницкого, д. 283 А. Данное обстоятельство подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права Серии 55 АА N 477357, выданным Учреждением юстиции Омской области по ГРПНИ 21 марта 2003 г.

Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке общей площадью 1149 кв.м, предоставленном в аренду первоначальному собственнику АЗС - ООО “Трансмил“; в настоящее время права и обязанности по договору аренды земельного участка перешли к ООО “Мега-Актив“. Названные обстоятельства полно исследованы при рассмотрении дела судом первой инстанции, подтверждены материалами дела. Юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют лица - собственники зданий, строений, сооружений.

В силу нормы ст. 217 ГК РФ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается его передача в собственность граждан и юридических лиц.



Аналогичная по содержанию формулировка приведена в ст. 1 ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“.

Из содержания указанных правовых норм, а также положений п. 3 ст. 28 Федерального закона (“... по желанию собственника объекта недвижимости...“, “договор аренды ... не является препятствием для выкупа земельного участка“) прямо следует, что выбор права (собственности или аренды), на котором собственнику недвижимого имущества должен быть предоставлен земельный участок, на котором расположено это имущество, принадлежит собственнику объекта недвижимости.

Ссылка заинтересованных лиц на положения ст. 209 ГК РФ не может быть признана правомерной. Данная норма права регулирует отношения сторон в сфере обычного гражданского оборота; нормы, регулирующие отношения приватизации, устанавливают обязанность собственника (государства или муниципального образования) имущества передать это имущество в собственность других лиц на условиях, определенных законом.

Тем самым, вывод суда первой инстанции в части оценки вышеназванных обстоятельств является неверным.

В то же время, следует согласиться с иными выводами суда, положенными в основание отказа в удовлетворении заявленных ООО “Мега-Актив“ требований.

В соответствии с нормой п. 3 ст. 28 ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ отказ в выкупе земельного участка не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.

Пунктом 1 распоряжения первого заместителя Главы администрации г. Омска от 3 ноября 2000 г. N 1244-р спорный земельный участок включен в состав земель общего пользования.

Требования ООО “Мега-Актив“ о признании названного распоряжения в части отнесения земельного участка к землям общего пользования не подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.

В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ признание оспариваемого ненормативного правового акта недействительным может иметь место, если этот акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя.



В качестве оснований признания оспариваемого акта недействительным заявитель указывает на нарушение органом местного самоуправления при отнесении земельного участка к землям общего пользования норм ст. 76 Земельного кодекса РСФСР и ст. 40 Градостроительного кодекса РФ.

Между тем, каких-либо нарушений указанных норм права при принятии оспариваемого ненормативного правового акта судом апелляционной инстанции не усматривается.

Положениями ст. 76 Земельного кодекса РСФСР к землям общего пользования отнесены земли, используемые в качестве путей сообщения (проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения, полигонов и других земель, служащих для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.

В соответствии с п. 4 ст. 40 Градостроительного кодекса РФ территориями общего пользования являются территории, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, другими объектами. Территории общего пользования предназначены для удовлетворения общественных интересов населения.

Из содержания этих норм права следует, что

а) законодателем не установлено исчерпывающего перечня земель, которые могут быть отнесены к землям общего пользования;

б) законодателем установлен критерий этого отнесения - использование территории для удовлетворения общественных интересов населения.

По своему функциональному назначению автозаправочная станция не может использоваться иначе, как для оказания услуг неопределенному кругу лиц. При таких обстоятельствах включение земельного участка, на котором планировалось строительство АЗС, в состав земель общего пользования полностью отвечает критериям п. 4 ст. 40 Градостроительного кодекса РФ.

Кроме того, из содержания распоряжения от 3 ноября 2000 г., других материалов дела (например, письма ГУ архитектуры и градостроительства города Омска от 20 октября 2003 г. N 9052-1-5) следует, что по окончании срока аренды муниципальным образованием планировалось дальнейшее использование земельного участка для общественных нужд (строительство муниципального здания общественного назначения).

Доводы подателя жалобы об отсутствии оснований для отнесения земельного участка к землям общего пользования не могут быть приняты во внимание в силу их явного противоречия материалам дела. Утверждение о возможности включения участка в состав оспариваемого акта недействительным, так как в соответствии с п. 4 ст. 40 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования могли быть включены в состав территориальных зон.

Таким образом, распоряжение первого заместителя главы администрации г. Омска от 3 ноября 2000 г. N 1244-р в части отнесения спорного земельного участка к землям общего пользования принято в соответствии с действовавшим на момент его принятия земельным и градостроительным законодательством. В удовлетворении требования о признании его незаконным судом первой инстанции отказано обоснованно.

Законность оспоренного заявителем ненормативного правового акта органа местного самоуправления является достаточным (в силу нормы п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ) основанием для отказа в удовлетворении остальных требований ООО “Мега-Актив“.

Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым привести и иные основания такого отказа.

В соответствии с положениями ст. ст. 36, 29 Земельного кодекса РФ обязанность по предоставлению земельного участка в собственность обратившегося лица возложена на соответствующий орган местного самоуправления. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Омска является специально уполномоченным государственным органом федеральной исполнительной власти (п. 5.1 Положения). Тем самым, письмо и.о. начальника управления земельных ресурсов и кадастра от 4 августа 2003 г. N 07-01/14096 не может быть признано нарушающим права и законные интересы заявителя при решении вопроса о предоставлении ему земельного участка. Данное обстоятельство в силу нормы ч. 1 ст. 198 АПК РФ исключает возможность удовлетворения требования к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Омска.

Также, в соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, ст. 28 ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ собственник объекта недвижимости вправе требовать передачи ему в собственность земельного участка, который он фактически использует.

Площадь истребуемого заявителем земельного участка составляет 0,1149 га (т.е. 1149 кв.м); общая площадь объекта недвижимости - 21,90 кв.м. Из материалов дела следует, что арендатором земельного участка был построен иной объект, нежели тот, для размещения которого предоставлялся земельный участок. При таких обстоятельствах у суда отсутствуют разумные основания считать, что весь земельный участок, площадь которого более чем в пятьдесят раз превышает площадь находящегося на нем объекта недвижимости фактически и в полном объеме используется владельцем этого объекта. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования об обязании администрации г. Омска передать земельный участок в собственность ООО “Мега-Актив“.

Учитывая изложенное, действуя на основании ст. ст. 269 - 271 АПК РФ, суд именем Российской Федерации

постановил:

Решение суда 20 ноября 2003 г. по делу N 18-670/03 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев после его принятия путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень).